Урок по теме "Типы алгоритмов", 9 класс
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) по теме

Урок изучения нового материала по теме "Типы алгоритмов". Закрепляются знания о свойствах алгоритмов, изучаются типы алгоритмов, элементы блок-схемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon algstruktury.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Основные типы алгоритмов

Раздел программы: «Управление и алгоритмы»

Тип урока: урок получения новых знаний

Технология: личностно-ориентированная

Цели урока:

Обучающая цель: закрепление понятия алгоритм, свойств алгоритма; знакомство с основными типами алгоритмов

Развивающая цель: развитие алгоритмического мышления обучающихся

Мотивационная цель:  развитие интереса к изучению предмета

.

Задачи урока:

  • Закрепить знания учащихся о понятиях: алгоритм, свойства алгоритма
  • Научить применять знания при создании алгоритмов и оценке существующих алгоритмов
  • Познакомить с типами алгоритмов
  • Познакомить с элементами блок-схемы

План урока

Содержание этапов урока

Виды и формы работы

Длительность

1

Организационный момент

Приветствие, озвучивание темы урока

1 мин

2

Актуализация знаний

Вопросы

7 мин

3

Мотивационный момент  урока

Постановка цели урока

1 мин

4

Выполнение заданий

Практическая работа учащихся

16 мин

5

Объяснение нового материала

Рассказ учителя

15 мин

6

Подведение итогов, домашнее задание

Обсуждение результатов работы

5 мин

1 этап. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, сегодня на уроке мы будем изучать алгоритм и его свойства.

2 этап. Актуализация знаний

Вопросы: 1) Что такое алгоритм?

2) Перечислите свойства алгоритмов.

3) Как вы понимаете свойство «дискретность»?

4) Как вы понимаете свойство «понятность»?

5) Как вы понимаете свойство «точность»?

6) Как вы понимаете свойство «результативность»?

7) Как вы понимаете свойство «массовость»?

8) Как могут пригодиться эти знания вам в жизни?

3 этап. Мотивация

Учитель: Эти знания помогают развивать алгоритмическое мышление – искусство размышлять, умение планировать свои действия, способность предусматривать различные обстоятельства и поступать соответственно с ними.


4 этап. Выполнение заданий «Найти недостатки в алгоритмах»

Учитель. На прошлом уроке вам было дано домашнее задание составить алгоритм, за который я поставлю вам оценку. Алгоритм на «5» должен обладать всеми свойствами. Сейчас вам будут предложены алгоритмы с ошибками, вы должны их найти. После этого вы оцените свои домашние алгоритмы, и я дам вам возможность внести в них коррективы.

1. Алгоритм варки манной каши

Молоко вскипятить добавить соль, сахар, засыпать тонкой струйкой, непрерывно помешивая манную крупу, довести до кипения, прокипятить минут 5-7, добавить масло и дать остыть.

2. Алгоритм покраски забора

  • Покрасить первую доску.
  • Переместиться к следующей доске.
  • Перейти к действию 1.

3. Алгоритм нахождения большего из двух данных чисел.

  • 1. Из числа А вычесть число В.
  • 2. Если получилось отрицательное значение, то сообщить, что число В больше.
  • 3. Если получилось положительное значение, то сообщить, что число А больше

 4. Шуточный алгоритм

  • Возьмите длинную колотину.
  • Насадите на конец колотины борика.
  • Привяжите колотину к дереву.
  • Ждите, пока не услышите рёв репалой борельки. Бегите к дереву и запозите репалой борельке буркалы.
  • Кладите борельку в кустицу и несите домой.

Верными ответами здесь будут:

Алгоритм 1. Нет дискретности, точности: какое количество (в граммах) брать продуктов.

Алгоритм 2. Нет .конца.  Что делать в том случае, когда доски закончились?

Алгоритм 3. Нет результативности. Что делать в том случае, если А=В?

Алгоритм 4. Нет понятности.

Варианты исправленных алгоритмов.

  1. Алгоритм варки манной каши
  • Включить плиту
  • Влить в кастрюлю 1,5 литра молока
  • Добавить 5 грамм соли, 15 грамм сахара
  • Довести молоко до кипения
  • 8 столовых ложек манной крупы засыпать тонкой струйкой, непрерывно помешивая молоко
  • Довести до кипения
  • Кипятить 5 минут
  • Добавить 20 грамм сливочного масла
  • Выключить плиту, снять с плиты кастрюлю.

2.Алгоритм  покраски забора

  • Покрасить первую доску.
  • Если есть еще доска, переместиться к следующей доске.
  • Перейти к действию 1.
  • Если доски закончились, завершить работу.

3.Алгоритм  нахождения большего из двух данных чисел

  • Из числа А вычесть число В.
  • Если получилось отрицательное значение, то сообщить, что число В больше.
  • Если получилось положительное значение, то сообщить, что число А больше
  • Если получился ноль, сообщить, что числа равны

Учитель: У вас есть 3 минуты на то, чтобы внести коррективы в домашний алгоритм. Критерии оценки- оценка равна количеству свойств, которыми обладает алгоритм. Сдайте, пожалуйста, тетради.


5 этап. Объяснение нового материала

Учитель: Давайте попробуем сравнить алгоритмы №1-3. Какому исполнителю проще всего?

В алгоритме приготовления манной каши от исполнителя не требовалось принятия решений, он должен был просто исполнять алгоритм. Причем в алгоритме нет ни одного повторяющегося действия.  Такие алгоритмы называются линейными.

В алгоритме №3 есть условие, от которого зависят действия исполнитель.  Он  должен сравнивать числа и решать, какое действие выбрать. Такие алгоритмы называются разветвляющимися.

В алгоритме №2 исполнитель должен при необходимости повторять действия алгоритма. Его решение зависит от ответа на вопрос «Закончились ли доски» (это условие). Такие алгоритмы называются циклическими.

Прежде чем обсуждать алгоритмические структуры дальше, познакомимся со способами записи алгоритмов: словесное описание, таблицы, формулы, блок-схемы, языки программирования.

Рассмотрим, что из себя представляют блок-схемы. Основные фигуры:

Овал- начало и конец алгоритма

Параллелограмм – ввод и вывод данных

Прямоугольник – действие, которое не требует от исполнителя принятия решения

Ромб - действие, которое требует от исполнителя принятия решения (условие)

Посмотрим, как будут выглядеть алгоритмы, разобранные на уроке, в виде блок-схемы

6 этап. Обсуждение итогов работы. Домашняя работа.

Вопросы: С какими типами алгоритмов вы познакомились?

С какими алгоритмическими структурами вы познакомились?

Какие фигуры блок-схемы мы будем использовать при записи алгоритмов?

Ребята, вы хорошо поработали на сегодняшнем уроке. После проверки ваших работ будут выставлены оценки.

Домашняя работа. Составить алгоритм для решения задачи: «В полосатой корзине лежат шары черного и белого цвета. Их достают по одному и кладут в черную или белую корзину в зависимости от цвета. Составить алгоритм сортировки шаров».

п.30,31


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по теме "Алгоритмы. Способы описания алгоритмов" 4 класс УМК Плаксин М.А.

Данная презентация может быть использована при изучении темы "Алгоритмы" в 4 классе.  УМК М.А. Плаксин. Включает вопросы и задания на повторение по темам "Черный ящик", "Исследование черного ящик...

Урок информатики в 7 классе «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником».

Урок информатики в 7 классе «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов.Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником»....

Конспект урока информатики в 6 классе по теме "Алгоритм. Способы записи алгоритмов"

Технологическая карта урока информатики в 6 классе по теме "Алгоритм. Способы записи алгоритмов"...

Урок по теме "Алгоритм. Исполнители алгоритма"

Цель урока: Познакомить учащихся с понятиями «алгоритм», «исполнитель».Задачи урока: Образовательные: ·         Создать условия для формирования первичного пред...

Конспект урока по теме "Алгоритм. Свойства алгоритмов"

Конспект урока по теме "Алгоритм. Свойства алгоритмов". 9 класс....

Урок в МЭШ. Алгоритм. Исполнитель алгоритма.

Урок в МЭШАлгоритм. Исполнитель алгоритма....

Конспект к уроку "Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов."

Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов....