Что такое алгоритм. Типы алгоритмов.
методическая разработка по информатике и икт (5 класс) по теме
Методика предназначена для введения понятия алгоритма и его типов у учеников 5, 6 классов. Используя русские народные сказки, можно заинтересовать не только детей но школьников постарше.
Методика опирается на презентацию "По блок-схеме в сказку". В презентации "По блок-схеме в сказку" приводятся основные блоки, использующиеся при построении блок-схем, т.е. блок ввода-вывода, действия, проверки условия. Далее на примерах рассматриваются виды алгоритмов, составленных из блоков (линейный алгоритм, разветвляющийся алгоритм, циклический алгоритм). Учителем даются определения этих алгоритмов. Т. е. эта программа предназначена для выработки у учащихся начальных навыков программирования. По окончании изучения этой программы они должны уметь составлять блок-схемы для простых задач и определять по содержанию предложения, какой блок должен использоваться для отображения его в блок-схеме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПО ТЕМЕ:"СОСТАВЛЕНИЕ АЛГОРИТМОВ
НА ЯЗЫКЕ СХЕМ" С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ОБУЧАЮЩЕЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ "ПО БЛОК-СХЕМЕ В СКАЗКУ".
В презентации "По блок-схеме в сказку" приводятся основные блоки, использующиеся при построении блок-схем, т.е. блок ввода-вывода, действия, проверки условия. Далее на примерах рассматриваются виды алгоритмов, составленных из блоков (линейный алгоритм, разветвляющийся алгоритм, циклический алгоритм). Учителем даются определения этих алгоритмов. Т. е. эта программа предназначена для выработки у учащихся начальных навыков программирования. По окончании изучения этой программы они должны уметь составлять блок-схемы для простых задач и определять по содержанию предложения, какой блок должен использоваться для отображения его в блок-схеме.
ИТАК:
УРОК 1.Тема: "Язык схем алгоритмов".
Цели:
1. Ознакомить учащихся с блоками, использующимися для построения алгоритма.
2. Развивать логическое мышление.
3. Воспитывать аккуратность.
Тип урока: беседа, практическая работа.
Наглядность: презентация «По блок-схеме в сказку».
Ход урока:
- Организационный момент.
- Объяснение нового материала.
Когда мы составляли алгоритм для робота-исполнителя "Раскрашка", мы пользовались языком "Раскрашки". Когда мы составляли алгоритм для робота-исполнителя "Угадайка" мы использовали его язык.
Оказывается, существует такой язык схем (блоков), который можно использовать при составлении любого алгоритма. Т.е., используя определенные блоки, мы можем построить алгоритм-схему.
3. Практическая РАБОТА НА ЭВМ с обучающей программой "По блок-схеме в сказку".( Определения записанные после "*" записываются в тетрадь.)
СТР 1. Знакомство.
СТР 2. Для составления алгоритма используются такие блоки:
- начало, конец;
┌─────────┐
└─────────┘ - действие;
- проверка условия.
СТР. 3.
"Картинка"
начало
Было ровно │ ┌───┴────┐
На бумаге, ├────── действие─────┤ │
Я нарисовал │ └───┬────┘
Овраги. │
Было сухо │ ┌───┴────┐
На бумаге ├────── действие ────┤ │
Я нарисовал │ └───┬────┘
Родник. ┌───┴────┐
Зажурчал ручей ├────── действие ────┤ │
В овраге, │ └───┬────┘
Спрятались на дно │ ┌───┴────┐
Коряги, ├────── действие ────┤ │
И лягушки на бумаге│ └───┬────┘
Стали квакать ├────── действие ────┬───┴────┐
В тот же миг. │ └───┬────┘
конец
Роман Сеф
Получили ЛИНЕЙНЫЙ алгоритм.
* Если алгоритм записывается в виде последовательного выполнения действий, то он называется линейным.
СТР. 4.
"Ворона"
Ворона │ начало
Кричала: │ ┌───┴───┐
- Котор-рый час, ├─────────── действие ─────────┤ │
Котор-рый час │ └───┬───┘
Может быть │ │
Сейчас? │
Если час, ДА НЕТ
Если р-ровно условие час?
Час опоздала не
То я опоздала действие опоздала
Р-ровно
На час
Джон Чиарди. конец
Получили РАЗВЕТВЛЯЮЩИЙСЯ алгоритм.
* Если в алгоритме выполняются различные действия в зависимости от какого-либо условия, то такой алгоритм называют разветвляющимся.
СТР. 5.
"Бесконечные стихи"
начало
Кто вечно хнычет │ ┌───┴───┐
И скучает, ├──── действие ───────┤ │<──┐
Тот ничего │ └───┬───┘ │
Не замечает. │ │
Кто ничего │ ┌───┴───┐ │
Не замечает, ├──── действие ───────┤ │ │
Тот ничего │ └───┬───┘ │
Не изучает. │ │
Кто ничего │ │ │
Не изучает │ ┌───┴───┐ │
Тот вечно хнычет ├──── действие ────────┤ │ │
И скучает. └───┬───┘
Да │
( Если скучно стало, ├──── условие ─────────скучно?────┘
Начинай сначала!) │
Нет
Роман Сеф. конец
Получили ЦИКЛИЧЕСКИЙ алгоритм.
*Если в алгоритме повторяется какая-либо последовательность действий, в зависимости от условия, то такой алгоритм называется циклическим.
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Привести примеры различных видов алгоритмов из повседневной
жизни.( Движение автобуса по маршруту - циклический алгоритм,
правила перехода улицы через дорогу - разветвляющийся, рецепт
приготовления какого-либо блюда - линейный.)
Предложить учащимся привести свои примеры.
5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: составить алгоритм "Любимый торт моей мамы"
в виде линейного.
Например:
Торт " Весна" . ──────────── начало ─────── начало
1. Разбить в миску 2 яйца. ───── действие ────── │ │
└─────────┘
┌─────────┐
2. Всыпать 1 стакан сахара. ───── действие ──────┤ │
└─────────┘
и Т. Д.
6. Итог урока.
УРОК 2. Тема:"Алгоритмы линейного вида."
Цели:
1. Ознакомить учащихся с блоками, использующимися для построения алгоритма.
2. Развивать логическое мышление.
3. Воспитывать аккуратность.
Тип урока: беседа, практическая работа.
Наглядность: презентация «По блок-схеме в сказку».
Ход урока:
- Организационный момент.
- Объяснение нового материала.
Обучающая программа "По блок-схеме в сказку".
Сказка "Теремок".
1. "Теремок."(Начало.)
2. Стоит в поле пустой теремок.(Действие.)
3. Прибежала мышка и стала в теремке жить.(Действие.)
4. Пришла лягушка-квакушка и стала жить вместе с мышкой.(Действие)
5. Прибежал заяц и стал жить вместе с мышкой и лягушкой.(Действие.)
6. Пришла лисичка-сестричка и стала жить в теремке вместе с мышкой, лягушкой и зайцем.(Действие.)
7. Пришел волк - зубами щёлк, стал жить с мышкой, лягушкой, зайцем и лисой.(Действие.)
8. Пришёл медведь, хотел с ними жить и раздавил теремок.(Действие.)
9. Построили они новый теремок, лучше прежнего и стали жить-поживать да добра наживать.(Действие.)
10.Конец. (Конец.)
Получили линейный алгоритм.
3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Задание. В блок-схеме дорисовать нужные блоки.
(Карточки для всех учащихся.)
Покупки принцесы
Анны
│
│
покупка золотой
диадемы
│
│
┌────────┴────────┐
│ покупка виллы │
│ в Италии │
└────────┬────────┘
│
покупка яхты
│
┌────────┴────────┐
│ покупка личного │
│ самолета │
└────────┬────────┘
│
покупка старинного
замка в горах
│
конец
Какие-то покупки принцесса Анна делала до замужества, а ка-
кие-то после. Известных блоков не хватает, чтобы отразить этот
факт. Следовательно, необходим еще один блок, блок комментария
- блок комментария.
Тогда блок-схема будет иметь вид:
Покупки принцесы
Анны
до замужества
┌───┴───┐
│диадема│
└───┬───┘
┌──┴───┐
│вилла │
└──┬───┘
после замужества
│
┌──┴───┐
│ яхта │
└──┬───┘
│
┌────┴───┐
│ самолет│
└────┬───┘
┌───┴──┐
│ замок│
└───┬──┘
конец
4. ИТОГ УРОКА.
УРОК 3. Тема:"Алгоритмы разветвляющегося вида."
Цели:
1. Ознакомить учащихся с блоками, использующимися для построения алгоритма. Подробнее рассмотреть построение разветвляющегося алгоритма.
2. Развивать логическое мышление.
3. Воспитывать аккуратность.
Тип урока: беседа, практическая работа.
Наглядность: обучающая презентация, раздаточный материал.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Объяснение нового материала.
Обучающая программа "По блок-схеме в сказку".
Сказка "Гуси-лебеди".
1. "Гуси-лебеди".(Начало)
2. Жили старик со старушкою; у них была дочка да сынок маленький.(Действие.)
3. Ушли как-то старшие на работу, а дочке за братцем присматривать приказывали.(Действие.)
4. Загулялась девочка, забыла про братца и унесли его гуси-лебеди.(Действие.)
5. Увидела она их и побежала вдогонку.(Действие.)
6. Встретила девочка по дороге печь и спрашивает у неё: "Скажи, куда гуси-лебеди полетели? (Действие.)
7. А печка ей в ответ: "Если съешь моего ржаного пирожка, то скажу, иначе не скажу." (Условие.)
8. Не стала девочка есть пирожка, побежала дальше, да, к счастью, попался ёжик. (Действие.)
9. Спрашивает у ёжика: " Ёжик, а ёжик, не видал ли, куда гуси полетели?" - "Вон туда-то!" - указал. (Действие.)
10.Побежала - стоит избушка на курьих ножках, сидит Баба-Яга, морда жилиная, нога глиняная; сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками. (Действие.)
11. Увидела его сестра, подкралась, схватила и понесла; а гуси за нею в погоню летят.(Действие.)
12.Стоит печка. "Сударыня-печка, спрячь меня!" - говорит девочка. (Действие.)
13."Если съешь моего ржаного пирожка, то спрячу, иначе нет", - говорит в ответ печка. (Условие.)
14. Девочка съела поскорее пирожок и в печь забралась. Вот гуси и пролетели мимо. (Действие.)
15. Конец сказки. (Конец.)
ПОЛУЧИЛИ РАЗВЕТВЛЯЮЩИЙСЯ АЛГОРИТМ.
3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.
Раздаются карточки с началом блок-схемы, которую учащиеся должны достроить.
--------------------------------------------------------------
строгая мама
Дано: Вечером мама говорит дочурке:
"Раздевайся и быстро ложись
спать. Если через 5 минут бу-
дешь в постели, я прочитаю
тебе сказку. Если не успеешь
пеняй на себя."
Надо: Составить алгоритм поведения
мамы и дочки.
-------------------------------------------------------------
Учащиеся выполняют работу самостоятельно(7-10 мин.), а затем готовый алгоритм высвечивается через кадоскоп.
┌──────────────────┐
│ мама просит дочку│
│ через 5 мин. быть│
│ в постели │
└─────────┬────────┘
│
┌───────┴──────┐
│прошло 5 минут│
└───────┬──────┘
│
Нет
дочка в постели? ────────────┐
│
Мама ругает дочь.
Девочка плачет
ДА
Мама читает
сказку.
Дочка довольна
и засыпает
└─────────────────────
конец
4. ИТОГ УРОКА.
УРОК 4. Тема" Алгоритмы циклического вида."
Цели:
1. Ознакомить учащихся с блоками, использующимися для построения алгоритма. Подробнее рассмотреть построение циклического алгоритма.
2. Развивать логическое мышление.
3. Воспитывать аккуратность.
Тип урока: беседа, практическая работа.
Наглядность: обучающая программа, раздаточный материал.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Объяснение нового материала.
Обучающая программа "По блок-схеме в сказку".
Сказка "Финист ясный сокол".
1."Финист ясный сокол." (Начало.)
2.Жил-был старик, у него были три дочери: большая и средняя щеголихи, а меньшая только о хозяйстве радела. (Действие.)
3. Собирался отец в город и спрашивает у своих дочерей, которой что купить. Старшие дочери просили отрезов на платье, а младшая, любимая, перышко Финиста ясна сокола.(Действие.)
4. Купил отец подарки обещанные, и обрадовались дочери большой радостью. (Действие.)
5.После ужина разошлись все спать по своим светёлкам; пришла и младшая в свою горницу, открыла коробочку - пёрышко Финиста ясна сокола тотчас вылетело, ударилось об пол, и явился перед девицей прекрасный царевич и повели они меж собой речи сладкие. (Действие.)
6.Услыхали сёстры и спрашивают: "С кем это сестрица, ты разговариваешь?" - "Сама с собой", - отвечает красна девица, а царевич обратился соколом и улетел в окно. (Действие.)
7.На другой день сестрицы набрали острых ножей да иголок и натыкали на окне красной девицы. (Действие.)
8.Ночью прилетел Финист ясный сокол, бился, бился - не мог попасть в горницу, только крылышки себе обрезал. "Прощай, красна - девица!" - сказал он. - "Когда истопчешь три пары башмаков железных, найдёшь меня, добра молодца!" (Действие.)
9.Собралась девица в дорогу, одела башмаки (Б=1) и пошла искать Финиста ясна сокола. (Действие.)
10. Шла, шла пару башмаков истоптала; приходит к избушке и стучится: "Хозяин с хозяюшкой! Укройте от темной ночи". Отвечает старушка: "Милости просим, красна девица!" (Действие.)
11. А на утро одела девушка следующие (Б=Б+1) башмаки и пошла дальше.(Действие.)
12. Если это была третья пара башмаков (Б=3) , то красна девица нашла Финиста ясна сокола, иначе придётся вернуться к шагу N10 .(Условие.)
13.Обрадывался Финист приходу девицы и пошли они вместе домой и сыграли свадьбу. (Действие.)
14.Конец сказки. (Конец.)
ПОЛУЧИЛИ ЦИКЛИЧЕСКИЙ АЛГОРИТМ.
3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.
Задание.
Разобраться как была построена блок- схема по сказке-программе
"Репка".
* Раздаются карточки со сказкой-программой "Репка".
----------------------------------------------------------------
Сказка-программа "Репка".
Глава 1. Жили-были: жилец N1=Дедка,
жилец N2=Бабка,
жилец N3=Внучка,
жилец N4=Жучка,
жилец N5=Кошка,
жилец N6=Мышка;
Глава 2. Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед ее тянуть. Тянет - потянет, а вытянуть не может.
Глава 3. Сейчас номер жильца N=1, а потом он будет меняться.
Глава 4. Вспомните, чему равняется N, и к этой цифре прибавьте 1.
Глава 5. Позвал жилец N-1 жильца N(предыдущий жилец следующего жильца).
Глава 6. Тянут - потянут.
Глава 7. Если N=6, то переходите к главе N10, иначе читайте
дальше.
Глава 8. А вытянуть не могут.
Глава 9. Возвращайтесь к главе N4 и читайте следующие за ней
главы.
Глава 10. Вытянули репку!
Глава 11. Конец сказки.
----------------------------------------------------------------
Блок-схема выводится на доску, каждый шаг обсуждается учащимися.
начало
┌─────┴────┐
│жильцы 1-6│
└─────┬────┘
┌───┴───┐
│глава 2│
└───┬───┘
┌───┴───┐
│ N = 1 │
└───┬───┘
┌───┴───┐
│ N=N+1 │ <──────────────────┐
└───┬───┘ │
┌───┴───┐ │
│глава 5│ │
└───┬───┘ │
┌───┴───┐ │
│глава 6│ │
└───┬───┘ │
│ │
нет ┌─────────┐ │
N=6 ─────┤ глава 8 ├──┘
└─────────┘
│да
┌───┴────┐
│глава 10│
└───┬────┘
конец
4. ИТОГ УРОКА.
УРОК 5. Тема: " Закрепление."
Цели:
1. Контроль знаний учащихся.
2. Развивать логическое мышление.
3. Воспитывать аккуратность.
Тип урока: беседа, практическая работа.
Наглядность: раздаточный материал.
Ход урока:
- Организационный момент.
2. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА с помощью теста:
I. Выбрать нужный вариант ответа.
1.Дискретность является свойством алгоритма опре-
деляющим ...
а) результативность;
б) построчную запись;
в) пошаговый характер;
г) нет такого свойства.
2. С помощью ромба в блок-схеме определяется
блок...
а) действие;
б) проверки условия;
в) начала.
II. Вставить пропущенные слова.
1. Предложение - "Прозвенел звонок." - можно опре-
делить блоком ________________ .
2. _________________ - это порядок действий, кото-
рый необходимо выполнить, чтобы получить нуж-
ный результат.
* В течение урока тесты проверить.
3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Задание
Построить блок-схему по сказке - программе "Царевич и кухар-
ка."
----------------------------------------------------------------
Сказка-программа "Царевич и кухарка".
Жили-были царь с царицей, и был у них сын - красивый да разумный, одна беда - робкий слишком: никак невесту себе не мог найти. И вот позвали его царь с царицей в тронную залу и говорят: "Хватит тебе Иванушка, холостым гулять, пора и жениться. Найди себе жену красивую, умную да работящую." Пошел царевич прочь, закручинился : как самую лучшую отыскать? Найдешь самую умную, а вдруг она уродлива? Выберешь самую красивую - лентяйка окажется. А самую работящую отыщешь, чего доброго и дурочка, и уродина.
Идет - бредет он по дворцу и заходит в кухню. А там Ксюша-кухарка царскую посуду моет, песенку напевает." Что, - говорит, -Иванушка, невесел, аль беда какая?" Говорит, как поет, а сама тарелки так и трет, зубки белые так и сверкают, глазки синие так и светятся.
" Эх, Ксюша, беда-то беда, да не бабьего это ума дело. А впрочем, послушай, может ,что и посоветуешь". Выслушала Ксюша царевича, подумала немного и говорит( а сама тарелки перемыла , за чашки принялась, руки белые так и мелькают): "Можно беде твоей помочь ,Иванушка. Вот тебе программа выбора невесты:
----------------------------------------------------------------
Шаг N1. Отобрать по всему царству 512 самых красивых девушек;
Шаг N2. Из них отобрать половину самых умных;
Шаг N3. Из них половину самых работящих;
Шаг N4. Из них отобрать половину самых красивых;
Шаг N5. Если невест две или больше, вернуться к шагу N2;
Шаг N6. Если осталась одна невеста, то сыграть свадьбу;
Шаг N7. Если осталось полневесты , значит их было не 512, а,
может в суматохе кого-то потеряли. В этом случае
вернуться к шагу N1;
Шаг N8. Конец программы!
----------------------------------------------------------------
" А за три дня успею?" - спрашивает Иванушка и все на Ксюшу смотрит не насмотрится. " Успеешь, а как же, - отвечает Ксюша, а сама, как маков цвет разрумянилась, косой закрывается от царевича, глаз от него поднять не может .- Успеешь, говорит, сердешный, я все рассчитала. За первый день 64 невесты останется, за второй - 8 , а к третьему вечеру найдешь ты свою суженую : самую умную из красавиц, самую работящую из умниц и самую красивую из работящих."
Тут берет Иван-царевич Ксюшу-кухарку за белы руки и говорит ласково: "Спасибо, Ксюшенька, хорошо придумала, только не стану я три дня по всему царству искать, когда я уже свое счастье нашел. Никого мне, кроме тебя, не надо - на тебе женюсь!"
На том и порешили. Правда, царства им не досталось - крепко осерчали царь с царицей. Зато уж угощение на свадьбу Ксюша сготовила - гостей за уши не оттащишь!
КОНЕЦ СКАЗКИ .
-----------------------------------------------------------------
Для составления блок-схемы вводятся величины:
Д(к)- девушки красивые;
Д(у)- девушки умные;
Д(р)- девушки работящие;
Д - девушки.
* Блок-схема строится на доске учителем с помощью учащихся.
начало
┌────┴────┐
│Д(к)= 512│ <──────────────┐
└────┬────┘ │
┌──────┴─────┐ │
│Д(у)= Д(к)/2│ <──┐ │
└──────┬─────┘ │ │
┌──────┴─────┐ │ │
│Д(р)= Д(у)/2│ │ │
└──────┬─────┘ │ │
┌──────┴─────┐ │ │
│Д(к)= Д(р)/2│ │ │
└──────┬─────┘ │ │
│ │
Д >=2 ─да──┘ │
│
│нет │
│ │
│
┌──да── Д=1 ─нет─┐ │
┌────┴──┐ │ │
│свадьба│ │
└────┬──┘ Д=1/2 ──да─┘
│
│ │нет
└────────────┬───────────┘
конец
4. ИТОГ УРОКА.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Алгоритмы. Свойства. Способы записи алгоритмов. Линейные алгоритмы"
В данной презентации представлен материал к разделу "Алгоритмизация". В презентации рассмотрены понятия: алгоритм, свойства алгоритма, способы записи алгоритмов, линейные алгоритмы. Представлены задач...
План - конспект урока в 9 классе «Алгоритмы, понятия алгоритма, свойства алгоритма. Исполнители алгоритма»
Понятие алгоритмов, свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов....
План - конспект урока в 9 классе «Алгоритмы, понятия алгоритма, свойства алгоритма. Исполнители алгоритма»
Понятие алгоритмов, свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/20/picture-608461-1426868270.jpg)
Презентация "Понятие алгоритма. Исполнители алгоритма. Свойства алгоритма".
Презентация подготовленна для 8 класса к учебнику информатики Босовой Л.Л....
Презентация на тему : Алгоритм. Типы алгоритмов.
Презентация на тему : Алгоритм. Типы алгоритмов для 9 классов...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/21/picture-1242697-1587461711.jpg)
Технологическая карта урока. Босова Л.Л. Информатика . 6 класс. Урок 20. Формы записи алгоритма. Типы алгоритмов.
Урок 20. Формы записи алгоритма. Типы алгоритмов.Цель урока: сформировать понятия «алгоритм», «текстовое описание алгоритма», «блок – схема», «алг...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/17/picture-1058553-1537145609.jpg)
3.11.21 и 5.11.21 для МСТ1 и 2.11.21 ПКД1 Тема: "Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Виды алгоритмов. Способы описания алгоритмов".
Задание:1) Приготовить сообщение по данной теме.2) Создать кроссворд со словами описывающие способы записи алгоритмов и виды вычислительных процессов при решении задач....
Комментарии
Ошибки при загрузке файла.
Почему-то при загрузке файла блоки проверки условия и комментария не сохранились.