Рабочая программа по информатике и ИКТ 10-11 класс (расширенный уровень)
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) по теме
Согласно Федеральному Базисному Учебному Плану (2004 г.) на изучение информатики и ИКТ на базовом уровне в 10-11 классах отводится 68 часов учебного времени (1+1 урок в неделю). С привлечением вариативного компонента БУП это количество часов увеличено в 2 раза, т.е. до 136 часов (2+2 урока в неделю).
Настоящая рабочая программа составлена на основе программы курса «Информатика и ИКТ» И.Г.Семакина (расширенный курс).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_10-11_klass_rasshirennyy.rar | 74.58 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Информатика и ИКТ» (расширенный базовый уровень) для 10-11 классов, рассчитанная на учебный план 136 часов
Пояснительная записка
Согласно Федеральному Базисному Учебному Плану (2004 г.) на изучение информатики и ИКТ на базовом уровне в 10-11 классах отводится 68 часов учебного времени (1+1 урок в неделю). С привлечением вариативного компонента БУП это количество часов в 2 раза, т.е. до 136 часов (2+2 урока в неделю). Настоящая рабочая программа составлена на основе программы курса «Информатика и ИКТ» И.Г.Семакина (расширенный курс).
Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплексом, выпускаемым издательством «БИНОМ. Лаборатория знаний» (2008 г.), включающим в себя:
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов.
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов.
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие.
- Информатика. Задачник-практикум. В 2 т. / под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера.
Изучение расширенного курса сохраняет все основные цели и принципы изучения базового курса Информатики. Основной целью по-прежнему остается выполнение требований Государственного Образовательного Стандарта. Работая в режиме 1 урок в неделю, учитель может обеспечить лишь репродуктивный уровень усвоения материала всеми учащимися. Достижение же продуктивного (а, тем более – креативного) уровня усвоения курса является весьма проблематичным из-за недостатка учебного времени – основного ресурса учебного процесса.
Первой дополнительной целью изучения расширенного курса является достижение большинством учащихся повышенного (продуктивного) уровня освоения учебного материала. Книги [1] и [2] в основном обеспечивают необходимым для этого учебным и дидактическим материалом. Источником дополнительного учебного материала может служить задачник-практикум [4].
Второй дополнительной целью изучения расширенного курса является подготовка учащихся к сдаче Единого Государственного Экзамена по информатике. ЕГЭ по информатике не является обязательным для всех выпускников средней школы и сдается по выбору. С расширением количества принимаемых вузами результатов ЕГЭ до 4-х предметов информатика и ИКТ будет востребована при поступлении на многие популярные специальности.
ГОС по информатике и ИКТ для базового уровня изучения не обеспечивает подготовки выпускников школы к сдаче ЕГЭ. Некоторые темы, присутствующие в кодификаторе ЕГЭ в нем либо отсутствуют, либо представлены недостаточно. К числу таких тем относятся: системы счисления, логика, алгоритмизация, программирование на языках высокого уровня. Программа расширенного курса предусматривает выделение дополнительного времени для углубленного изучения этих тем. Используя базовые знания по этим темам, полученные учащимися при изучении информатики в основной школе, в расширенном курсе происходит их закрепление и углубление на уровне требований ЕГЭ. При этом не нарушается логика изучения основной (70-часовой) версии курса. Так углубленное изучение систем счисления происходит за счет дополнительного времени в рамках темы «Дискретные модели данных в компьютере». Углубленное изучение логики происходит в рамках темы «Построение запросов к базам данных». Дополнительное время для работы с учебными исполнителями алгоритмов, для построения алгоритмов работы с величинами выделяется в теме «Алгоритм – модель деятельности».
Изучение языков программирования не входит в ГОС для базового уровня и по этой причине не представлено в книгах [1], [2] и в тематическом плане в методическом пособии [3]. Вводный раздел программирования на Паскале имеется в учебнике для 9 класса. В расширенном курсе предлагается продолжить изучение программирования на Паскале. Для этого в учебный план включена дополнительная тема «Программирование» общим объемом 24 часа. Изучение этой темы предлагается разделить на две части: первая часть в конце 10 класса объемом 14 часов, вторая часть – в начале 11 класса объемом 10 часов. Для изучения этой темы предлагается использовать учебное пособие [4], раздел 4.4 «Программирование на языках высокого уровня», где имеется справочный материал по Паскалю, примеры программ и многочисленные задания для программирования.
Примерный тематический план изучения раздела «Программирование»
Тема | К-во часов | Раздел в пособии [4] |
1. Программирование линейных алгоритмов | 2 | 4.4.1 |
2. Программирование ветвящихся алгоритмов | 3 | 4.4.2 |
3. Программирование циклических алгоритмов | 4 | 4.4.3 |
4. Работа с массивами | 5 | 4.4.4 |
5. Подпрограммы | 5 | 4.4.5 |
6. Обработка строк | 5 | 4.4.6. |
Для подготовке к сдаче ЕГЭ рекомендуем использовать материалы, размещенные в Интернете на сайтах поддержки ЕГЭ: www.ctege.org/ , www.fipi.ru.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Таблица 1. Тематический план занятий по первой части курса (10 класс)
Тема (раздел учебника) | Всего часов | Теория | Практика (номер работы) | Доп. часы | Содержание доп. занятий |
1. Введение. Структура информатики. | 1 | 1 | |||
2. Социальная информатика (§§40-43) | 3 | 2 | 1 (Реферат-презентация) | ||
3. Информация. Представление информации (§§1-2) | 3 | 2 | 1 (задания из раздела 1) | ||
4. Измерение информации (§§3-4) | 3 | 2 | 1 (№2.1) | 2 | Решение задач |
5. Введение в теорию систем (§§5-6) | 2 | 1 | 1 (задания из раздела 1) | 1 | Выполнение допо. заданий на тему «Систематизация» |
6. Процессы хранения и передачи информации (§§7-8) | 3 | 2 | 1 (задания из раздела 1) | ||
7. Обработка информации (§§9-10) | 3 | 2 | 1 (№2.2) | 2 | Программирование машины Поста |
8. Поиск данных (§11) | 1 | 0,5 | 0,5 (Вопросы и задания к §11) | ||
9. Защита информации (§§12) | 2 | 1 | 1 (№2.3) | ||
10. Информационные модели и структуры данных (§§13-15) | 4 | 2 | 2 (№2.4, №2.5) | ||
11. Алгоритм – модель деятельности (§§16) | 2 | 1 | 1 (№2.6) | 4 | 2 ч. Управление алгорит-мическими исполнителями |
2 ч. Алгоритмы работы с величинами | |||||
12. Компьютер: аппаратное и программное обеспечение (§17-18) | 4 | 2 | 2 (№2.7, №2.8) | ||
13. Дискретные модели данных в компьютере (§§19-20) | 5 | 2 | 3 (№2.9, №2.10, №2.11) | 5 | 2 ч. СС; двоичная арифметика; представление чисел в памяти компьютера. |
1 ч. Кодирование текста. Сжатие текста | |||||
2 ч. Кодирование изображения и звука | |||||
14. Многопроцессорные системы и сети (§§21-23) | 2 | 1 | 1 (№2.12) | 2 | 1 ч. Доп.время на теорию 1 ч. Демонстрация презентаций |
15. Программирование для ЭВМ (Паскаль) | 14 | 4 ч. Теория 10 ч. Практическая работа | |||
Всего часов: | 38 | 30 |
Всего 68 ч.
Итоги изучения тем
Тема 1. Введение. Структура информатики.
Учащиеся должны знать:
- в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах
- из каких частей состоит предметная область информатики
Тема 2. Социальная информатика
Учащиеся должны знать:
- что такое информационные ресурсы общества
- из чего складывается рынок информационных ресурсов
- что относится к информационным услугам
- в чем состоят основные черты информационного общества
- причины информационного кризиса и пути его преодоления
- какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества
- основные законодательные акты в информационной сфере
- суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности
Тема 3. Информация. Представление информации
Учащиеся должны знать:
- три философские концепции информации
- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации
- что такое язык представления информации; какие бывают языки
- понятия «кодирование» и «декодирование» информации
- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо
- понятия «шифрование», «дешифрование».
Тема 4. Измерение информации.
Учащиеся должны знать:
- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации
- определение бита с алфавитной т.з.
- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов)
- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб
- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации
- определение бита с позиции содержания сообщения
Учащиеся должны уметь:
- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов)
- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)
- выполнять пересчет количества информации в разные единицы
Тема 5. Введение в теорию систем
Учащиеся должны знать:
- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема
- основные свойства систем: целесообразность, целостность
- что такое «системный подход» в науке и практике
- чем отличаются естественные и искусственные системы
- какие типы связей действуют в системах, роль информационных процессов в системах
- состав и структуру систем управления
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)
- анализировать состав и структуру систем
- различать связи материальные и информационные.
Тема 6. Процессы хранения и передачи информации
Учащиеся должны знать:
- историю развития носителей информации
- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики
- модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи
- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность
- понятие «шум» и способы защиты от шума
Учащиеся должны уметь:
- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам
- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи
Тема 7. Обработка информации
Учащиеся должны знать:
- основные типы задач обработки информации
- понятие исполнителя обработки информации, понятие алгоритма обработки информации
- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов
- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной
- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста
Учащиеся должны уметь:
- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста
Тема 8. Поиск данных
Учащиеся должны знать:
- что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»
- что такое «структура данных»; какие бывают структуры
- алгоритм последовательного поиска
- алгоритм поиска половинным делением
- что такое блочный поиск
- как осуществляется поиск в иерархической структуре данных
Учащиеся должны уметь:
- осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях
- осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера
Тема 9. Защита информации
Учащиеся должны знать:
- какая информация требует защиты
- виды угроз для числовой информации
- физические способы защиты информации, программные средства защиты информации
- что такое криптография, цифровая подпись и цифровой сертификат
Учащиеся должны уметь:
- применять меры защиты личной информации на ПК
- применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме)
Тема 10. Информационные модели и структуры данных
Учащиеся должны знать:
- определение модели, что такое информационная модель
- этапы информационного моделирования на компьютере
- что такое граф, дерево, сеть
- структура таблицы; основные типы табличных моделей
- что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы
Учащиеся должны уметь:
- ориентироваться в граф-моделях
- строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы
- строить табличные модели по вербальному описанию системы
Тема 11. Алгоритм – модель деятельности
Учащиеся должны знать:
- понятие алгоритмической модели
- способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык
- что такое трассировка алгоритма
Учащиеся должны уметь:
- строить алгоритмы управления учебными исполнителями
- осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы
Тема 12. Компьютер: аппаратное и программное обеспечение
Учащиеся должны знать:
- архитектуру персонального компьютера
- что такое контроллер внешнего устройства ПК, назначение шины
- в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК
- основные виды памяти ПК, - что такое системная плата, порты ввода-вывода
- назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование
- что такое программное обеспечение ПК, структура ПО ПК
- прикладные программы и их назначение
- системное ПО; функции операционной системы
- что такое системы программирования
Учащиеся должны уметь:
- подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения
- соединять устройства ПК
- производить основные настройки БИОС
- работать в среде операционной системы на пользовательском уровне
Тема 13. Дискретные модели данных в компьютере
Учащиеся должны знать:
- основные принципы представления данных в памяти компьютера
- представление целых чисел, - диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком
- принципы представления вещественных чисел
- представление текста, представление изображения; цветовые модели
- в чем различие растровой и векторной графики
- дискретное (цифровое) представление звука
Учащиеся должны уметь:
-получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера
- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета
Тема 14. Многопроцессорные системы и сети
Учащиеся должны знать:
- идею распараллеливания вычислений
- что такое многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации
- назначение и топологии локальных сетей
- технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции)
- основные функции сетевой операционной системы
- историю возникновения и развития глобальных сетей
- что такое Интернет, систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен)
- способы организации связи в Интернете,
- принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP
Тема 15. Программирование для ЭВМ (Паскаль)
Учащиеся должны знать:
- назначение языков программирования и систем программирования; что такое трансляция;
- систему команд интегрированной системы программирования
- операторы присваивания, ввода, вывода данных
- основные виды и типы величин;
- последовательность выполнения программы в системе программирования.
Учащиеся должны уметь:
- отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
- составлять линейные, ветвящиеся и циклические программы;
- составлять программы обработки одномерных и двумерных массивов;
Таблица 2. Тематический план занятий по второй части курса (11 класс)
Тема (раздел учебника) | Всего часов | Теория | Практика (номер работы) | Доп. часы | Содержание доп. занятий |
I | II | III | IV | V | VI |
1. Программирование для ЭВМ (продолжение) | 10 | 2 ч. Теория 8 ч. Практика | |||
2. Информационные системы (§24) | 1 | 0,5 | 0,5 (Вопросы и задания к §24) | ||
3. Гипертекст (§25) | 2 | 1 | 1 (№3.1) | 1 | Доп.время на выполнение практических заданий |
4. Интернет как информационная система (§§26-28) | 6 | 3 | 3 (№3.2, №3.3, №3.4, №3.5) | 2 | Доп.время на выполнение практических заданий |
5. Web-сайт (§29) | 3 | 1 | 2 (№3.6, №3.7*) | 2 | Дополнительное время на создание web-сайта |
6. ГИС (§30) | 2 | 1 | 1 (№3.8) | ||
7. Базы данных и СУБД (§§31-33) | 5 | 3 | 2 (№3.9, 3.10) | 2 | Выполнение заданий на самост. разработку многотабличной БД |
8. Запросы к базе данных (§§34-35) | 5 | 2 | 3 (№№3.11, 3.12, 3.13, 3.14*, 3.15*) | 5 | 3ч. Основы логики, решение логических задач |
2 ч. Доп.время на выпол-нение практических заданий | |||||
9. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование (§§36-37) | 4 | 2 | 2 (№№ 3.16, 3.17) | 2 | 1 ч. На теоретический материал §37. 1 ч. Доп.время на выпол-нение самостоятельного задания из работы 3.17 |
10. Корреляционное моделирование (§38) | 2 | 1 | 1 (№3.18) | 1 | Доп.время на выполнение самостоятельного задания из работы 3.18 |
11. Оптимальное планирование (§39) | 2 | 1 | 1 (№3.19) | 3 | 1 ч. Дополн.время на разбор теории 2 ч. Доп.время на выпол-нение самост.задания |
Всего часов: | 32 | 29 |
Всего 61 ч. (резерв 7 часов)
Итоги изучения тем
Тема 1. Программирование для ЭВМ (Паскаль)
Учащиеся должны знать:
- стандартные функции языка программирования
- правила записи процедур и функций пользователя, работу подпрограмм
- правила работы с символьными и логическими переменными, процедуры и функции над символьными переменными
- понятие множества, процедуры и функции работы с множествами
- работу с графическим модулем, процедуры и функции графического модуля.
Учащиеся должны уметь:
- применять процедуры и функции при решении задач
- составлять программы с использованием символьных и логических переменных
- составлять программы на обработку множеств
- составлять программы при решении задач с использованием графическогомодуля.
Тема 2. Информационные системы
Учащиеся должны знать:
- назначение информационных систем
- состав информационных систем, - разновидности информационных систем
Тема 3. Гипертекст
Учащиеся должны знать:
- что такое гипертекст, гиперссылка
- средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки, гиперссылки)
Учащиеся должны уметь:
- автоматически создавать оглавление документа
- организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе.
Тема 4. Интернет как информационная система
Учащиеся должны знать:
- назначение коммуникационных служб Интернета,
- назначение информационных служб Интернета
- что такое прикладные протоколы
- основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес
- что такое поисковый каталог: организация, назначение
- что такое поисковый указатель: организация, назначение
Учащиеся должны уметь:
- работать с электронной почтой, - извлекать данные из файловых архивов
- осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.
Тема 5. Web-сайт.
Учащиеся должны знать:
- какие существуют средства для создания web-страниц
- в чем состоит проектирование web-сайта, что значит опубликовать web-сайт
- возможности текстового процессора по созданию web-страниц
Учащиеся должны уметь:
- создать несложный web-сайт с помощью MS Word
- создать несложный web-сайт на языке HTML (углубленный уровень)
Тема 6. Геоинформационные системы (ГИС)
Учащиеся должны знать:
- что такое ГИС, области приложения ГИС
- как устроена ГИС, приемы навигации в ГИС
Учащиеся должны уметь:
- осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС
Тема 7. Базы данных и СУБД
Учащиеся должны знать:
- что такое база данных (БД)
- какие модели данных используются в БД
- основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ
- определение и назначение СУБД
- основы организации многотабличной БД
- что такое схема БД
- что такое целостность данных
- этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД
Учащиеся должны уметь:
- создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (например, MS Access)
Тема 8. Запросы к базе данных
Учащиеся должны знать:
- структуру команды запроса на выборку данных из БД
- организацию запроса на выборку в многотабличной БД
- основные логические операции, используемые в запросах
- правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов
Учащиеся должны уметь:
- реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов
- реализовывать запросы со сложными условиями выборки
- реализовывать запросы с использованием вычисляемых полей (углубленный уровень)
- создавать отчеты (углубленный уровень)
Тема 9. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование
Учащиеся должны знать:
- понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины
- что такое математическая модель
- формы представления зависимостей между величинами
- для решения каких практических задач используется статистика;
- что такое регрессионная модель
- как происходит прогнозирование по регрессионной модели
Учащиеся должны уметь:
- используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов
- осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели
Тема 10. Корреляционное моделирование
Учащиеся должны знать:
- что такое корреляционная зависимость, - что такое коэффициент корреляции
- какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа
Учащиеся должны уметь:
- вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в MS Excel)
Тема 11. Оптимальное планирование
Учащиеся должны знать:
- что такое оптимальное планирование
- что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов
- что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены
- в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана
- какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования
Учащиеся должны уметь:
- решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (Поиск решения в MS Excel)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике и ИКТ. 7-9 классы. (базовый уровень)
Рабочая программа по информатике и ИКТ. 7-9 классы (Угринович Н.Д.)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 11 класса (профильный уровень, учебник Угринович Н. Д.)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Угринович Н. Д. для 11 класса (профильный уровень, 4 часа в неделю)....
Рабочая программа по Информатике и ИКТ для 10 класса (профильный уровень)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы И.Г. Семакина и др....
Рабочая программа по информатике и ИКТ 5-7 класс (базовый уровень)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»ДЛЯ 5 – 7 КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ Пояснительная запискаСтатус документаСовременный период общественного развития характеризуется новыми треб...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 - 9 класс Базовый уровень
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общег...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 10-11 класс (базовый уровень)
Статус документа Рабочая программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта базового уровня общего образования и примерной пр...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 10-11 класс профильный уровень (Угринович Н.Д.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ 10-11 класс профильный уровень (Угринович Н.Д.)1. Рабочая программа по информатике и ИКТ 10-11 класс профильный уровень (Угринович ...