Рабочая программа по информатике и ИКТ 10-11 класс (базовый уровень)
рабочая программа по информатике и икт по теме
Статус документа
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта базового уровня общего образования и примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям 2004 год.
Структура документа
Рабочая программа включает раздела: пояснительную записку; основное содер-жание с распределением учебных часов по разделам курса; тематическое планирование; требования к уровню подготовки выпускников; УМК; контрольно-измерительные материалы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
· освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
· овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
· воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
· приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_programma_10-11.doc | 170 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято Педсовет №1 от 30.08.2013 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Приказ №7 от 30.08.2013 Директор школы Л.Г.Балясникова |
Рабочая программа
по информатике и ИКТ
10-11 класс
(базовый уровень)
Составитель:
учитель информатики и ИКТ
1 квалификационной категории
Жданова Юлия Витальевна
2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Статус документа
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта базового уровня общего образования и примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям 2004 год.
Структура документа
Рабочая программа включает раздела: пояснительную записку; основное содер-жание с распределением учебных часов по разделам курса; тематическое планирование; требования к уровню подготовки выпускников; УМК; контрольно-измерительные материалы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.
С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.
С точки зрения деятельности это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:
- автоматизированные информационные системы (АИС) хранения массивов информации (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы, геоинформационные системы);
- АИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);
- АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);
- АИС управления (системы автоматизированного управления, автоматизированные системы управления, операционная система как система управления компьютером).
Методы и формы.
Задачи решаются посредством:
- проведения теоретических и практических занятий по тематике курса;
- выбора различных заданий для самостоятельной работы;
- выполнение как индивидуальных, так и групповых заданий по различным темам.
- разработки и публичной защиты проекта;
- использование в ходе реализации проекта различных информационных ресурсов;
Для осуществления образовательного процесса используются элементы следующих педагогических технологий:
- Личностно-ориентированное обучение;
- Дифференцированное обучение;
- Проблемное обучение;
Основная форма деятельность учащихся – это самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с групповой, индивидуальной формой работы школьников.
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» среднего (полного) общего образования на базовом уровне состоит из 70 часов Примерной программы и 70 часов - региональный компонент, который используется на усиление практической части Примерной программы. Таким образом, рабочая программа составляет 140 часов. Данный учебный курс осваивается учащимися после изучения базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе (в 8-9 классах).
Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплектом под редакцией Н.Д.Угринович.
Учебники под редакцией Н.Д.Угринович «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 и 11 классов являются мультисистемными, так как практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.
Предлагаемая программа обучения для 10–11-х классов ориентирована на учащихся, знакомых с технологическими приемами работы на компьютере в изучаемых в основной школе программных средах. Но некоторые разделы предназначены для повторения и закрепления навыков работы с программными средствами. К таким программным средствам относятся операционная система и прикладные программы общего назначения (текстовый процессор, табличный процессор, программа подготовки презентаций). Задания этого раздела ориентированы на Microsoft Windows – Microsoft Office и на Linux. - Open Office.org
Задания по данным темам могут выполняться учениками в индивидуальном режиме и объеме. Основная цель их выполнения – повторение и закрепление пройденного, в чем потребность у разных учеников может быть разной.
Согласно рекомендациям Министерства, общеобразовательный курс информатики базового уровня предлагается изучаться в классах универсального обучения (т.е. не имеющих определенной профильной ориентации). В связи с этим, курс рассчитан на восприятие учащимися, как с гуманитарным, так и с «естественно-научным» и технологическим складом мышления.
В 10-11 классах методика обучения информатике, по сравнению с методикой обучения в основной школе, в большей степени ориентирована на индивидуальный подход.
Каждая тема рабочей программы предусматривает определенное количество часов теоретического материала и выполнения практических работ, причем на выполнение практических работ отводится не менее половины всего учебного времени, при этом содержание практических работ выстроено с учетом обязательных работ Примерной программы курса «Информатика и ИКТ» среднего (полного) общего образования на базовом уровне.
Для достижения прочных навыков работы на компьютере учащиеся согласно календарно-тематического планирования выполняют практические работы с использованием компьютера, с учетом выполнения требований СанПин. При изучении предмета «Информатика и ИКТ» предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин.), направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также практикума – интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата. При выполнении работ практикума предполагается использование материала и заданий из других предметных областей. Объемные практические работы рассчитаны на несколько учебных часов. Практические работы включают подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий, а также включаются в домашнюю работу и проектную деятельность.
Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картине мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики.
Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонент. Во-вторых, надо каким - либо образом представить, эти взаимосвязи, т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание) некоторой формы представления информационного процесса составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществлена» с помощью некоторого материального носителя.
Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке, в соответствие с классической методологией познания является моделью (соответственно, - информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны, - тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы – все это информационные модели. Выбор формы представления информационного процесса, т.е. выбор языка определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом.
Автоматизация информационного процесса, т.е возможность его реализации с помощью некоторого технического устройства, требует его представления в форме доступной данному техническому устройству, например, компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка – «0», «1»). В этом случае информационный процесс становится «информационной технологией».
Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационных технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи.
Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационная технология решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этим следует отметить, что в основной решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.
Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.
Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы, ориентирован, прежде всего, на учащихся – гуманитариев. При этом, сам термин "гуманитарный" понимается как синоним широкой, "гуманитарной", культуры, а не простое противопоставление "естественнонаучному" образованию. При таком подходе важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.
Это позволяет:
- обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
- систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;
- заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;
- сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.
Курс информатики старшей школы строятся на основе содержательных линий представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: "Информационные процессы", "Информационные модели" и "Информационные основы управления". В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.
Обучение информатики в общеобразовательной школе организовано "по спирали": первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий (модулей), затем на следующей ступени обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. Таких “витков” в зависимости от количества учебных часов, отведенных под информатику в конкретной школе, может быть два или три. В базовом уровне старшей школы это позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики основной школы. С другой стороны это дает возможность осуществить реальную профилизацию обучения в гуманитарной сфере.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов.
Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.
Методы обучения:
- словесные, наглядные, практические;
- проблемный, частично-поисковый, объяснительно- иллюстративный;
- аналитический, синтетический; сравнительный, обобщающий, классификационный.
Технологии обучения
- Индивидуально – ориентированная;
- Разноуровневая;
- Проектная;
- ИКТ.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий, устный опрос.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, выполнения зачетной практической работы, защита сообщений, творческие и проектные работы.
Итоговый контроль (итоговая аттестация) осуществляется по завершении учебного материала в форме итогового тестирования, зачетные работы.
В рабочей программе произведена корректировка (за счёт часов резерва):
10 класс:
Добавлены часы на: повторение в начале учебного года – 1 час.
Контрольные работы по темам: 1. Информация и информационные процессы.
2. Информационные модели.
3. Информационные системы.
4. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.
11 класс:
Добавлены часы на: повторение в начале учебного года – 1 час.
Контрольные работы по темам: 1. Компьютерные технологии представления информации
2. Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов
Тематическое планирование учебного материала 10 класс
№ п\п | Раздел | По примерной программе | По рабочей программе | ||||||
Теория | Практика | Контроль | Итого | Теория | Практика | Контроль | Всего | ||
1 | Повторение | - | - | - | - | 1 | - | - | 1 |
1 | Информация и информационные процессы: 1.Информация и её свойства. Обмен информацией. 2.Подходы к определению количества информации. 3.. Практическая работа №1 «Измерение количества информации». Практическая работа №2 «Кодирование информации». 4.Языки и способы кодирования информации. 5.Информационные процессы: хранение и передача. 6. Практическая работа №3 «Поиск информации». 7.Информационные процессы: обработка, защита, представление информации. Практическая работа №3 «Поиск информации». 8.Информационные процессы в различных системах. 9. Практическая работа №4 «Защита информации». Практическая работа №5 «Информационные процессы». 10.Контрольная работа №1 «Информация и информационные процессы» | 6 | 3 | - | 9 | 6 | 3 | 1 | 10 |
2 | Информационные модели: 1. Информационное моделирование как метод познания. 2. Модели и их построение. 3. Практическая работа №6 «Моделирование и формализация». 4. Моделирование как процесс. 5. Компьютерное моделирование. 6. Практическая работа №7 «Исследование моделей: физических». 7. Структурирование данных. Практическая работа №7 «Исследование моделей: алгоритм как модель деятельности». 8. Примеры моделирования процессов. 9..Практическая работа №7 «Исследование моделей: геоинформационные модели». 10. Модель процесса управления. 11. Системы управления. 12. Практическая работа №8 «Информационные основы управления». 13. Использование информационных моделей в деятельности человека. 14. Контрольная работа №2 «Информационные модели». | 9 | 4 | - | 13 | 9 | 4 | 1 | 14 |
3 | Информационные системы: 1. Базы данных и системы управления базами данных. 2. Информационные системы. Практическая работа №9 «СУБД: структура табличной базы данных». 3. Реляционные базы данных. 4. Многотабличные базы данных. 5. Информационные системы. Практическая работа №9 «СУБД: запросы». 6.Контрольная работа №3 «Информационные системы». | 3 | 2 | - | 5 | 3 | 2 | 1 | 6 |
4 | Компьютер как средство автоматизации информационных процессов: 1. Архитектура ПК. 2. Операционные системы и оболочки. Личное информационное пространство пользователя ПК. 3. Практическая работа №10 «Компьютер и программное обеспечение». 4. Практическая работа №10 «Компьютер и программное обеспечение». 5. Контрольная работа №4 «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов» | 2 | 2 | - | 4 | 2 | 2 | 1 | 5 |
Итого (+ 4 часа резерва) | 20 | 11 | - | 35 | 21 | 11 | 4 | 36 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (36 часов)
10 класс
Повторение. (1 час)
Информация и информационные процессы (6 час)
Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.
Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.
Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.
Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах.
Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты.
Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком.
Управление системой как информационный процесс.
Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.
Организация личной информационной среды.
Практические работы (3 час)
1. Измерение информации.
Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении при вероятностном и техническом (алфавитном) подходах.
2. Кодирование информации
Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам.
3. Поиск информации
Формирование запросов на поиск данных. Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации.
4. Защита информации
Использование паролирования и архивирования для обеспечения защиты информации.
5. Информационные процессы
Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике).
Контрольная работа (1 час)
Контрольная работа № 1 «Информация и информационные процессы»
Информационные модели ( 9 час)
Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.
Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели.
Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем.
Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов.
Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы.
Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.
Практические работы (4 час)
6. Моделирование и формализация
Формализация задач из различных предметных областей. Формализация текстовой информации. Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме графа. Представление зависимостей в виде формул. Представление последовательности действий в форме блок-схемы.
7. Исследование моделей
Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. Исследование биологических моделей. Исследование геоинформационных моделей. Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме.
8. Информационные основы управления
Моделирование процессов управления в реальных системах; выявление каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков.
Управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма.
Контрольная работа (1 час)
Контрольная работа №2 «Информационные модели»
Информационные системы ( 3 час)
Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных
Практическая работа (2 час)
9. Информационные системы. СУБД.
Знакомство с системой управления базами данных Access. Создание структуры табличной базы данных. Осуществление ввода и редактирования данных. Упорядочение данных в среде системы управления базами данных. Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.
Контрольная работа (1 час)
Контрольная работа №3 «Информационные системы»
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (2 час)
Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.
Практическая работа (2 час)
10. Компьютер и программное обеспечение.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера. Настройка BIOS и загрузка операционной системы. Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами.
Контрольная работа (1 час)
Контрольная работа №4 «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов».
Всего – 36 час.
Тематическое планирование учебного материала 11 класс
№ п\п | Раздел | По примерной программе | По рабочей программе | ||||||
Теория | Практика | Контроль | Итого | Теория | Практика | Контроль | Всего | ||
1 | Повторение | - | - | - | 0 | 1 | - | - | 1 |
2 | Компьютерные технологии представления информации: 1.Дискретное и двоичное представление информации. 2. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. 3. Практическая работа №1 «Представление информации в компьютере: кодирование и упаковка». 4. Представление текстовой информации в компьютере. 5. Подходы к представлению графической информации. 6. Представление звуковой информации. 7. Практическая работа №1 «Представление информации в компьютере: системы счисления, формат числа». 8. Контрольная работа №1 «Компьютерные технологии представления информации». | 5 | 2 | - | 7 | 5 | 2 | 1 | 8 |
3 | Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов: 1. Текст как информационный объект. 2. Электронные таблицы как информационные объекты. 3. Практическая работа №2 «Создание и преобразование информационных объектов: текстовых документов». 4. Электронные таблицы как средства обработки числовых данных. 5. Графические информационные объекты. 6. Практическая работа №2 «Создание и преобразование информационных объектов: многостраничные и гипертекстовые документы». 7.Создание и редактирование графических информационных объектов. 8. Практическая работа №2 «Создание и преобразование информационных объектов: расчётные задачи». 9. Практическая работа №2 «Создание и преобразование информационных объектов: оптимизационные задачи». 10. Практическая работа №2 «Создание и преобразование информационных объектов: деловая графика». 11. Практическая работа №2 «Создание и преобразование информационных объектов: растровые и векторные изображения». 12. Практическая работа №2 «Создание и преобразование информационных объектов: мультимедийная презентация». 13. Контрольная работа №2 «Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов». | 5 | 7 | - | 12 | 5 | 7 | 1 | 13 |
4 | Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей: 1. Каналы связи. Передача информации. 2. Локальные сети и их топология. 3. Глобальная сеть. Адресация в интернете. Протоколы обмена и передачи данных. 4. Информационные сервисы сети Интернет. 5. Инструментальные средства создания web-сайтов. 6. Практическая работа №3 «Компьютерные сети: подготовка программы». 7. Практическая работа №3 «Компьютерные сети: путешествия по всемирной паутине». 8. Практическая работа №3 «Компьютерные сети: запросы». 9. Практическая работа №3 «Компьютерные сети: web-страница, web-сайт». 10. Практическая работа №3 «Компьютерные сети: гипертекстовая структура web-сайта». | 5 | 5 | - | 10 | 5 | 5 | - | 10 |
5 | Основы социальной информатики: 1. Информационное общество его информационные ресурсы. 2. Информационная культура. | 2 | - | - | 2 | 2 | - | - | 2 |
Итого (+ 4 часа резерва) | 17 | 14 | - | 35 | 18 | 14 | 2 | 34 |
Основное содержание (34 часа)
11 класс
Базовые понятия информатики и информационных систем
Повторение (1 час)
Компьютерные технологии представления информации (5 час)
Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых и вещественных чисел.
Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы.
Два подхода к представлению графической информации. Растровая и векторная графика. Модели цветообразования. Технологии построения анимационных изображений. Технологии трехмерной графики.
Представление звуковой информации: MIDI и цифровая запись. Понятие о методах сжатия данных. Форматы файлов.
Практическая работа (2 час)
1. Представление информации в компьютере.
Решение задач и выполнение заданий на кодирование и упаковку тестовой, графической и звуковой информации. Запись чисел в различных системах счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую, вычисления в позиционных системах счисления. Представление целых и вещественных чисел в форматах с фиксированной и плавающей запятой.
Контрольная работа (1 час)
Контрольная работа № 1 «Компьютерные технологии представления информации»
Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов
(5 час)
Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации.
Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей)
Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.
Практическая работа (7 час)
2. Создание и преобразование информационных объектов.
Создание, редактирование и форматирование текстовых документов различного вида.
Решение расчетных и оптимизационных задач с помощью электронных таблиц. Использование средств деловой графики для наглядного представления данных. Создание, редактирование и форматирование растровых и векторных графических изображений. Создание мультимедийной презентации.
Контрольная работа (1 час)
Контрольная работа №2 «Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов»
Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии) (5 час)
Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шумы, искажение передаваемой информации. Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи. Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок.
Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Топологии локальных сетей. Глобальная сеть. Адресация в Интернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных TCP/IP. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.
Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т.д. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.
Инструментальные средства создания Web-сайтов.
Практическая работа ( 5 час)
3. Компьютерные сети.
Подключение к Интернету. Настройка модема. Настройка почтовой программы Outlook Expeess. Работа с электронной почтой. Путешествие по Всемирной паутине. Настройка браузера. Работа с файловыми архивами. Формирование запросов на поиск информации в сети по ключевым словам, адекватным решаемой задаче. Разработка Web-сайта на заданную тему. Знакомство с инструментальными средствами создания Web-сайтов. Форматирование текста и размещение графики.
Гиперссылки на Web-страницах. Тестирование и публикация Web-сайта
Основы социальной информатики ( 2 час)
Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность.
Всего – 34 часа
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
знать/понимать
1. Объяснять различные подходы к определению понятия "информация".
2. Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.
3.Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей;.
4. Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.
5. Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности
6. Назначение и функции операционных систем.
уметь
1. Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
2. Распознавать информационные процессы в различных системах.
3. Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.
4. Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
5. Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.
6. Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.
7. Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.
8. Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.
9. Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)
10. Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1. эффективной организации индивидуального информационного пространства;
2. автоматизации коммуникационной деятельности;
3. эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
Критерии оценивания
Виды контроля:
- Устный контроль - индивидуальный и фронтальный опрос. Правильность ответов определяется учителем, комментируется. По итогам контроля выставляются оценки.
- Письменный контроль - выполняется с помощью контрольных работ, сочинений, изложений, диктантов, письменных зачетов и т.п., которые могут быть кратковременными и длительными, различаются глубиной диагностики (поверхностный срез или основательный срез).
- Лабораторный контроль-практикум - направлен на проверку умений учащихся работать на компьютере, знания программного обеспечения, которое будет использовано на уроке, составления компьютерных моделей, отладка программ.
- Машинный (программированный) контроль - предполагается на компьютере, при наличии контролирующих программ. Может применяться на всех этапах изучения учебных предметов. Отличается высокой объективностью при использовании умело и грамотно созданных средств контроля.
- Тестовый контроль - может быть машинным или безмашинным, в основе которого лежат тесты.
- Самоконтроль предполагает формирование умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов.
Оценка практических работ
Оценка «5»
выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;
проводит работу в условиях, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;
соблюдает правила техники безопасности;
в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;
правильно выполняет анализ ошибок.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены 2-3 недочета, не более одной ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если
работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы;
в ходе проведения работы были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если
работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов;
работа проводилась неправильно.
Оценка «1» ставится в том случае, если
ученик совсем не выполнил работу.
Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся
правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий;
правильно анализирует условие задачи, строит алгоритм и записывает программу;
строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации;
может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом из курса информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если
ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов;
учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся
правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму;
допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов;
допустил четыре-пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка тестовых работ
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся
• выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;
допустил не более 2% неверных ответов.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены ошибки (не более 20% ответов от общего количества заданий).
Оценка «3» ставится, если учащийся
выполнил работу в полном объеме, неверные ответы составляют от 20% до 50% ответов от общего числа заданий;
если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить оценку.
Оценка «2» ставится, если
работа, выполнена полностью, но количество правильных ответов не превышает 50% от общего числа заданий;
работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не превышает 50% от общего числа заданий.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик совсем не выполнил работу.
Критерии оценивания реферата
- соответствие реферата теме;
- глубина и полнота раскрытия темы;
- адекватность передачи первоисточников;
- логичность, связность;
- доказательность;
- структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение);
- оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования, сноски и т. д.);
- языковая правильность.
Частные критерии относятся к конкретным структурным частям реферата: введению, основной части, заключению.
Защита творческой работы
- Уверенное владение материалом творческой работы (реферата).
- Компетентность и эрудированность учащегося по теме работы.
- Аргументированность выводов по заявленной теме.
- Грамотность и полнота ответов на встречные вопросы.
- Личностное отношение к проблеме исследования.
- Четкость представления материала с использованием программы Microsoft Office PowerPoint (не менее 20 слайдов в 9 классе и не менее 30 слайдов в 11 классе).
Методическое обеспечение курса:
Литература для учителя
- Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
- Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
- Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 класс: методическое пособие/ составитель М.Н. Бородин.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
5. Рабочие программы по информатике и ИКТ. 5-11 классы/Т.К.Смыковская. – М.:Глобус, 2009
Литература для учащихся
- Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
- Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
- Компьютер
- Проектор
- Принтер
- Модем
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер.
Программные средства
- Операционная система.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Звуковой редактор.
- Простая система управления базами данных.
- Простая геоинформационная система.
- Система автоматизированного проектирования.
- Виртуальные компьютерные лаборатории.
- Программа-переводчик.
- Система оптического распознавания текста.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Система программирования.
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
- Программа интерактивного общения
- Простой редактор Web-страниц
Список полезных образовательных сайтов
- http://www.klyaksa.net/
- http://www.informatka.ru/
- http://www.informatik.kz/index.htm
- http://uchinfo.com.ua/links.htm
- http://www.school.edu.ru/
- http://infoschool.narod.ru/
- http://www.school.edu.ru/
- http://kpolyakov.narod.ru
- http://window.edu.ru/resource/526/58526
- http://www.it-n.ru
- fcior.edu.ru
- school-collection.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике и ИКТ. 7-9 классы. (базовый уровень)
Рабочая программа по информатике и ИКТ. 7-9 классы (Угринович Н.Д.)...
Рабочая программа по курсу "Информатика и ИКТ" 10-11 класс_базовый уровень
Рабочая программа по курсу «Информатика и ИКТ» составлена на основе авторской программы «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» на базовом уровне в старшей школе Н.Д Угри...
Рабочая программа по предмету "Информатика и ИКТ" 10-11 классы (базовый уровень)
Рабочая программа составлена на основе примерной программы среднего (полного) общее образование по «Информатике и ИКТ» (базовый уровень), рекомендованной Министерством образования и науки РФ, и требов...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 5-7 класс (базовый уровень)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»ДЛЯ 5 – 7 КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ Пояснительная запискаСтатус документаСовременный период общественного развития характеризуется новыми треб...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 - 9 класс Базовый уровень
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общег...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Информатика и ИКТ __8 - 11__КЛАССЫ,__базовый_УРОВЕНЬ
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информати...
Рабочая программа учебного предмета информатика и информационно-коммуникационные технологии 10-11 класс УМК «__Угринович Н.Д. «Информатика 10-11__» _10-11_ класс, базовый уровень (2 часа в неделю)
Рабочая программа учебного предмета информатика и информационно-коммуникационные технологии 10-11 класс УМК «__Угринович Н.Д. «Информатика 10-11__»...