Разработка урока на тему: Двоичное кодирование числовой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код.
методическая разработка по информатике и икт (6 класс) по теме
Разработка урока на тему: Двоичное кодирование числовой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme.doc | 78.5 КБ |
dannye_dlya_risunka.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 6
Раздел программы: Компьютер и информация
Тема урока: Двоичное кодирование числовой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код.
Цели и задачи урока:
Образовательная:
- Расширить представление школьников о позиционных системах счисления.
- Сформировать навыки двоичного кодирования целых десятичных чисел.
- Повысить интерес к предмету.
Развивающая:
- Развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся.
- Формирование информационной компетентности.
Воспитательная:
- Воспитание у учащихся интереса к предмету, доброжелательности, умения работать в коллективе.
Тип урока: комбинированный.
Методы и приёмы работы: беседа, наглядный, практический, частично-проблемный, технология индивидуализации обучения.
Оборудование: компьютерный класс, оснащенный современной техникой и лицензированным программным обеспечением, графический редактор Paint ,проектор.
Литература:
1. Босова Л.Л. Уроки информатики в 5 – 7 классах: методическое пособие. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007.
2. Информатика: учебник для 6 класса/ Босова Л.Л., - М: Бином. Лаборатория знаний, 2007.
3. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса./ Л.Л. Босова, - М: Бином. Лаборатория знаний, 2007.
4. Историческая справка: http://ru.wikipedia.org
5. Фотография Лейбница: http://fundamentalscience.ru
6. Изображение медали: http://scholazhizni.ru.
7. Фотографии двоичных часов: http://toster.ru, http://hard.compulenta.ru, http://art-clack.narod.ru
8. Рисунок «Динозавр» Загоскиной Н.С.
Ход урока
1. Учитель: Вы уже познакомились с системами счисления и их основными понятиями. Сегодня мы продолжим изучать эту тему, (слайд 1) Вначале проверим домашнее задание.
Проверка заданий 12, 16 из рабочей тетради, стр. 10 – 11 (слайды 2,3).
2. Актуализация опорных знаний Вначале проверим домашнее задание.
Проверка заданий 12, 16 из рабочей тетради, стр. 10 – 11 (слайды 2,3).
3. Объяснение нового материала.
Мотивация рассмотрения двоичной системы счисления (слайд 5)
Учитель: В повседневной жизни мы используем десятичную систему счисления, а компьютерная техника – двоичную.
Люди предпочитают десятичную систему счисления вероятно потому, что с древних времен они считали по пальцам, а пальцев у людей по 10 на руках и ногах. Десятичная система счисления пришла к нам из Индии.
Для общения с ЭВМ используют, кроме десятичной, двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
Из всех систем счисления особенно проста и поэтому интересна для технической реализации в компьютере двоичная система счисления.
В компьютере используют двоичную систему, потому что она имеет ряд преимуществ перед другими системами:
- для её реализации нужны технические устройства с двумя устойчивыми состояниями,
- представление информации с помощью только двух состояний надежно и помехоустойчиво,
- двоичная арифметика намного проще десятичной
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с переводом целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. (слайд 6)
Учащиеся записывают в тетрадь тему урока.
Историческая справка: (слайд 7)
Учитель: Начиная со студенческих лет и до конца жизни великий европеец, немецкий ученый Вильгельм Готфрид Лейбниц (1646-1716), занимался исследованием свойств двоичной системы счисления. Он придавал ей некий мистический смысл и считал, что на ее базе можно создать универсальный язык для объяснения явлений мира и использования во всех науках, в том числе в философии.
Сохранилось изображение медали, нарисованное В. Лейбницем в 1697 г., поясняющее соотношение между двоичной и десятичной системами исчисления. На ней была изображена табличка из двух столбцов, в одном числа от 0 до 17 в десятичной системе, а в другом – те же числа в двоичной системе счисления. Вверху была надпись: «2,3,4,5 и т.д. Для получения их всех из нуля достаточно единицы». Внизу же гласила надпись: «Картина создания. Изобрёл ВГЛ. МDС XCYII».
Учитель: Рассмотрим 2 способа перевода десятичных чисел в двоичный код.
Учащиеся: записывают подзаголовок в тетради «1 способ – метод разностей». (слайд 8)
Учитель: Любое десятичное число можно представить в виде суммы слагаемых ряда: 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256, 512, 1024, 2048… (каждое следующее число получается умножением предыдущего на 2) – акцентировать внимание на том, что каждый член ряда вдвое больше предыдущего (обратить внимание на ряд из домашнего задания - №16).
Учащиеся: записывают числовой ряд в тетрадь.
Делается это методом разностей (пример из презентации учащиеся вместе с учителем записывают в тетрадь).
(слайд 9)
Учитель: Берем любое число, например 75.
Берем ближайшее к 75 число из записанного нами ряда, но не превосходящее его и составим разность:
75 – 64 = 11
Берем ближайшее число к полученной разности, не превосходящего ее и составим новую разность:
11 – 8 = 3
Аналогично:
3 – 2 = 1
В итоге получим:
(слайд 10)
75 = 64 + 8 + 2 + 1 = 1*64 + 0*32 + 0*16 + 1*8 + 0*4 + 1*2 + 1*1.
Учитель: В результате получаем представление числа 121 в двоичной системе счисления – представление с помощью двух чисел – 0 и 1.
75 10 = 10010112.
Учащиеся: записывают подзаголовок в тетради «2 способ». (слайд 11)
Учитель: Второй способ основан на записи остатков от деления на 2 исходного числа и получаемых неполных частных. (выполняем деление данного числа и неполных частных на основании 2 двоичной системы счисления до тех пор, пока не получим частное, равное 0). – алгоритм перевода и пример записываем с учащимися в тетрадь.
(слайд 12)
Задание: выполним перевод числа 75 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Учащиеся вместе с учителем поэтапно делают записи в тетрадь (деление уголком исходного числа и получаемых неполных частных, остатки от деления – 0 и 1 обводим или выделяем цветом).
Обязательно акцентировать внимание на том, что запись числа в двоичной системе счисления выполняется с конца, начиная с последнего частного = 1) – стрелка.
Учащиеся: записывают результат и сравнивают его с результатом перевода того же числа методом разностей.
4. Закрепление нового материала.
Группе учеников по 3 или 4 чел выдается карточка с заданием. (Приложение 1). Необходимо перевести числа в двоичную систему счисления. Затем на компьютере, открыть рисунок «Динозавр» в графическом редакторе Paint и приступают к выполнению задания.
Задание :
- Выполните перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления.
- Запишите полученные значения в строке «результат».
- Откройте в графическом редакторе PAINT файл «Динозавр» (Приложения: динозавр.bmp ) .
- Закрасьте каждую часть рисунка цветом, соответствующим в таблице данному результату.
- Если останется время, добавьте к рисунку дополнительные элементы на свое усмотрение. Работа на компьютере 5-7 мин.
Сравните полученные результаты с результатом на слайде (слайд 13, 14)
Учитель: Для общения с компьютером нужна двоичная (восьмеричная, шестнадцатеричная) система счисления. В каких (кроме компьютера) приборах (и не только) применяется двоичная система счисления? Оправдано ли это применение? (демонстрируются часы с двоичной системой счисления).
Время в двоичной системе. (слайд 15- 17)
Учитель: В Японии поступили в продажу необычные электронные часы, отображающие время в двоичной системе счисления. Выглядят часы также довольно необычно. Они заключены в круглый металлический корпус, однако вместо циферблата со стрелками или индикатора с цифрами под стеклом находится печатная плата зеленого цвета с резисторами, конденсаторами и расположенными в два ряда десятью светодиодами. Именно они и показывают время. Каждый из светодиодов соответствует двоичному разряду. В верхнем ряду имеются четыре диода, соответствующих числам от одного (20) до восьми (23) и показывающих часы. Нижний ряд из шести светодиодов (разряды от 1 до 32) показывает минуты. Чтобы получить нужное значение нужно сложить числа, соответствующие горящим светодиодам. Для удобства владельца рядом со светодиодами указаны числа, которым те соответствуют. Цена часов составляет 8900 иен или около 80 долларов США.
Как вы считаете, насколько оправдано использование двоичной системы счисления в данном случае? Обсуждение ответов учащихся.
5. Подведение итогов.
Рефлексия (слайд 19)
Учитель: Продолжите, пожалуйста, предложения:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- теперь я могу…
- я научился…
- у меня получилось …
Запись домашнего задания. (слайд 20)
§1.3 (стр. 18 - 19), задания из рабочей тетради: №17, 18 – стр.12
Приложение 1.
Число в десятичной СС | 1 | 9 | 12 | 25 | 37 | 44 | 67 | 101 | 234 |
Результат (число в двоичной СС) | |||||||||
Цвет на картинке | коричневый | фиолетовый | голубой | зеленый | серый | черный | розовый | оранжевый | салатовый |
.
Предварительный просмотр:
Число в десятичной СС | 1 | 9 | 12 | 25 | 37 | 44 | 67 | 101 | 234 |
Результат (число в двоичной СС) | |||||||||
Цвет на картинке | коричневый | фиолетовый | голубой | зеленый | серый | черный | розовый | оранжевый | салатовый |
Число в десятичной СС | 1 | 9 | 12 | 25 | 37 | 44 | 67 | 101 | 234 |
Результат (число в двоичной СС) | |||||||||
Цвет на картинке | коричневый | фиолетовый | голубой | зеленый | серый | черный | розовый | оранжевый | салатовый |
Число в десятичной СС | 1 | 9 | 12 | 25 | 37 | 44 | 67 | 101 | 234 |
Результат (число в двоичной СС) | |||||||||
Цвет на картинке | коричневый | фиолетовый | голубой | зеленый | серый | черный | розовый | оранжевый | салатовый |
Число в десятичной СС | 1 | 9 | 12 | 25 | 37 | 44 | 67 | 101 | 234 |
Результат (число в двоичной СС) | |||||||||
Цвет на картинке | коричневый | фиолетовый | голубой | зеленый | серый | черный | розовый | оранжевый | салатовый |
Число в десятичной СС | 1 | 9 | 12 | 25 | 37 | 44 | 67 | 101 | 234 |
Результат (число в двоичной СС) | |||||||||
Цвет на картинке | коричневый | фиолетовый | голубой | зеленый | серый | черный | розовый | оранжевый | салатовый |
Число в десятичной СС | 1 | 9 | 12 | 25 | 37 | 44 | 67 | 101 | 234 |
Результат (число в двоичной СС) | |||||||||
Цвет на картинке | коричневый | фиолетовый | голубой | зеленый | серый | черный | розовый | оранжевый | салатовый |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Двоичное кодирование числовой информации
Презентация к уроку на тему "Двоичное кодирование числовой информации"....
«Перевод целых десятичных чисел в двоичную систему счисления»
План - конспект урока по информатике в 6 классе на тему «Перевод целых десятичных чисел в двоичную систему счисления»...
Двоичное кодирование числовой информации.
Методическая разработка урока. Тема раздела: Компьютер и информация. Тема урока: Двоичное кодирование числовой информации. Цель: Ознакомление обучающихся с двоичной системой счисления и её значимостью...
Урок по информатике в 6 классе по теме "Двоичное кодирование числовой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичную систему счисления"
Урок по информатике в 6 классе по теме "Двоичное кодирование числовой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичную систему счисления"В материалы урока входят конспект урока, презентация...
Разработка урока информатики в 8 классе "Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q"
Урок знакомит с правилами перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q...
Технологическая карта урока информатики по теме "Правило перевода целых десятичных чисел в системы счисления с основанием q."
Класс8Учебный предметИнформатикаТема урокаПравило перевода целых десятичных чисел в СС с основанием q.Планируемые результаты освоения обучающимися содержания урокаЛичностные результатыПонимают роль фу...