Система контроля в курсе «Основы социальной информатики»
методическая разработка по информатике и икт по теме
Данная система задач рекомендуется учащимся средних общеобразовательных школ, а также преподавателям информатики и информационных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_kontrolya_kursa_osnovy_socialnoy_informatiki.docx | 32.13 КБ |
Предварительный просмотр:
«Основы социальной информатики»
Целью создания системы контроля является закрепление, углубление и контроль знаний и умений, полученных во время изучения темы «Основы социальной информатики» учащимися. Система включает контрольные вопросы по данной теме, задания для самостоятельного выполнения в тетрадях, домашние задания. Задания подготовлены для каждой темы модуля «Основа социальной информатики» и выполнены в различных формах: устные ответы на вопросы, письменные ответы на вопросы, защита проектов в форме презентаций и рефератов. Их можно давать всей группе учащихся или выборочно на усмотрение учителя. На последнем уроке проводится контрольная работа в форме теста, который можно подготовить в электронном виде и провести на компьютерах. Данная система задач рекомендуется учащимся средних общеобразовательных школ, а также преподавателям информатики и информационных технологий.
- Информационное общество.
Роль и значение информационных революций. Информатизация как глобальный процесс.
Контрольные вопросы:
- Что такое информационная революция?
- Каковы отличительные признаки информационного общества?
- Является ли наше общество информационным? Почему?
- Существует ли различие между процессами компьютеризации и информатизации?
- Что такое информатизация?
- Что определяет пятую информационную революцию?
Домашнее задание:
Подготовить презентации об информационных революциях (по вариантам). Выделить основные характеристики каждой информационной революции. Затронуть вопрос неизбежности информационных революций.
- Информационная культура.
Факторы развития информационной культуры.
Контрольные вопросы:
- Что такое информационная культура?
- Информационная культура присуща человеку или (и) обществу?
- Как проявляется информационная культура?
- Какие подходы существуют к понятию «информационная культура»?
- Почему в формировании необходимого уровня информационной культуры большую роль играет английский язык?
Задание 1.
Закончите фразы:
Информационная культура проявляется в следующих аспектах:
- В конкретных навыках по использованию…
- В способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, которую составляют…
- В умении извлекать информацию из…
Задание 2.
Закончите фразы:
Основными факторами развития информационной культуры являются:
- Система образования, определяющая общий уровень…
- Информационная инфраструктура, определяющая возможности людей…
- Развитие экономики страны, определяющей материальные возможности людей при использовании…
Домашнее задание:
- Используя интернет выписать и проанализировать разные определения понятия «информационная культура».
- Сравнить понятия «культура» и «информационная культура».
- Информационные ресурсы общества.
Информационные услуги и продукты.
Контрольные вопросы:
- Какие бывают виды ресурсов?
- Что такое информационные ресурсы?
- Почему информационные ресурсы играют важнейшую роль в развитии страны?
- Что такое информационная услуга?
- Что такое информационный продукт?
Задание 1.
Установите соответствие
Вид ресурсов | Понятие ресурсов | |
Материальные ресурсы | Денежные средства, находящиеся в распоряжении государственной или коммерческой структуры. | |
Природные ресурсы | Отдельные документы или массивы документов, а также документы и массивы документов в информационных системах. | |
Трудовые ресурсы | Совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта. | |
Финансовые ресурсы | Объекты, процессы, природные условия, используемые обществом для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. | |
Энергетические ресурсы | Люди, обладающие общеобразовательными и профессиональными знаниями для работы в обществе. | |
Информационные ресурсы | Носители энергии. |
Задание 2.
Закончите фразы:
Развитие мировых информационных ресурсов позволило:
- Превратить деятельность по оказанию информационных услуг в…
- Сформировать мировой и внутригосударственный рынок..
- Образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен…
- Повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле за счет…
Задание 3.
Выберите правильный ответ:
Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются:
- Компьютерные системы;
- Интернет и информационно-поисковые системы;
- Базы данных;
- СМИ.
Домашнее задание:
- Составить классификацию информационных продуктов, используемых в школе.
- Составить классификацию информационных услуг, предоставляемых школой.
- Этические и правовые нормы
информационной деятельности людей.
Виды программного обеспечения.
Контрольные вопросы:
- Почему информацию можно считать объектом собственности?
- Что такое авторское право?
- Какими правами обладает пользователь компьютерной программы?
- Что такое цифровая подпись?
Задание 1.
Выпишите знаки авторского права, объясните, что означает каждый элемент:
- ©MS Word, 1983-2010;
- © Akella, 2007-2012;
- © Adobe, 2012;
- ©Бука, 1993-2012;
- ©ООО «1C».
Задание 2.
Определите группу программ по их юридическому статусу по данной характеристике. Заполните таблицу.
Характеристика | Группа программ |
Реклама и продвижение на рынок | |
Новые недоработанные версии программных продуктов | |
Коробочные дистрибутивы | |
Ограниченный срок действия | |
Распространение разработчиками на основании договоров с пользователями на платной основе | |
Ограниченная функциональность | |
Программы, являющиеся частью принципиально новых технологий | |
Улучшенные драйверы к устройствам |
Задание 3.
Перечислите, какие этические нормы и принципы влияют на успешную информационную деятельность людей.
Домашнее задание:
- Найти в Интернете законы, указы, постановления об авторском праве на книгу, на программный продукт, на картину, на песню.
- Найти в Интернете названия справочников, журналов, газет, в которых можно найти информацию о программных продуктах, о компьютерах, об информационных системах.
- Найти в Интернете юридические документы для информационного рынка России, за последние 10 лет.
- Информационная безопасность.
Виды информационных угроз.
Методы защиты информации.
Контрольные вопросы:
- Что такое информационная среда?
- Что такое информационная безопасность?
- Какие объекты нуждаются в обеспечении информационной безопасности?
- Что такое информационная угроза?
- Что такое компьютерный вирус?
- Что такое политика безопасности?
Задание 1.
Описать информационную среду для школы, библиотеки, кинотеатра, супермаркета (по вариантам). Указать возможные информационные угрозы.
Задание 2.
Выберите из списка объекты, нуждающиеся в обеспечении информационной безопасности:
- Материальные ресурсы;
- Информационные ресурсы;
- Системы создания, распространения и использования информационных ресурсов;
- Предприятия, оказывающие бытовые услуги населению;
- Информационная структура общества;
- Средства массовой информации;
- Мобильная связь;
- Права человека и государства на получение, распространение и использование информации;
- Защита интеллектуальной собственности и конфиденциальной информации;
- Защита частной собственности.
Задание 3.
Заполните таблицу «Источники информационных угроз»:
Внешние источники | Внутренние источники |
Задание 4.
Обозначьте: 1 – преднамеренные угрозы, 2 – случайные угрозы.
Угроза | Вид |
Ошибки пользователя | |
Форс-мажорные обстоятельства | |
Хищение информации | |
Отказы и сбои аппаратуры | |
Компьютерные вирусы | |
Физическое воздействие на аппаратуру | |
Ошибки профессионалов |
Задание 5.
Соберите пирамиду значимости безопасности информации для различных специалистов (от большей значимости к меньшей):
- Информационные услуги;
- Банковская деятельность;
- Прикладные задачи;
- Коммерческая деятельность;
- Управленческие задачи.
Домашнее задание:
- Подготовить презентацию о видах компьютерных угроз.
- Подготовить реферат по методам и средствам защиты информации.
- Перспективы развития
информационно-коммуникационных технологий.
Контрольные вопросы:
- Какие этапы проходят информационно-коммуникационные технологии в своем развитии?
- Объясните суть каждого этапа.
Домашнее задание:
Используя Интернет, найти примеры технологий, соответствующих различным этапам развития ИКТ.
- Контрольная работа по теме:
«Основы социальной информатики».
- Как называются этапы появления средств и методов обработки информации, вызвавшие кардинальные изменения в обществе:
- Информационные ресурсы;
- Информационные кризисы;
- Информационные революции;
- Информационные технологии.
- Что является базовой составляющей пятой информационной революции:
- Высокий уровень развитости населения в области информатизации;
- Высокий уровень развитости компьютерных сетей;
- Большое количество баз данных;
- Процесс информатизации общества.
- В чем заключается информационная культура человека:
- В умении рассчитывать количество потребляемой информации;
- В умении целенаправленно работать с информацией, используя современные технические средства и методы;
- В умении пользоваться современными гаджетами;
- В умении находить информацию.
- К какому виду ресурсов относятся отдельные документы или массивы документов:
- К информационным ресурсам;
- К материальным ресурсам;
- К финансовым ресурсам;
- К трудовым ресурсам.
- Для чего информационные ресурсы являются основой:
- Для информационной революции;
- Для создания информационных продуктов;
- Для повышения компьютерной грамотности населения;
- Для информатизации общества.
- На что распространяется охрана интеллектуальных прав, а также прав собственности:
- На все виды программ для компьютера;
- На языки программирования;
- На идеи и принципы, лежащие в основе программы;
- На идеи и принципы организации интерфейса и алгоритм программы.
- При регистрации электронно-цифровой подписи выдаются ключи:
- Открытый и закрытый;
- Секретный, открытый и запасной;
- Административный и второго уровня;
- Секретный и открытый.
- На формирование этических норм информационной деятельности влияют:
- Правовое обеспечение, стабильность власти, политическая и экономическая свобода;
- Владение на высоком уровне информационно-коммуникационными технологиями;
- Конфиденциальность информации;
- Стремительное развитие компьютерных сетей.
- Что не относится к основным целям обеспечения информационной безопасности общества:
- Защита национальных интересов;
- Защита прав частной собственности;
- Обеспечение человека и общества достоверной и полной информацией;
- Правовая защита человека и общества при получении, распространении и использовании информации.
- Что не относится к традиционным методам защиты от преднамеренных угроз:
- Ограничение доступа к информации;
- Использование самого современного программного обеспечения;
- Шифрование (криптография);
- Законодательные меры.
- Что характеризует четвертый этап развития информационно-коммуникационных технологий «Подъем жизнестойкости»:
- На основе новых исследований оптимизируется технологический процесс и начинается массовое серийное производство;
- Широко разрекламированная новая технология теряет свою привлекательность в глазах потребителей;
- Разработчики и средства массовой информации внушают обществу высокую ценность новой технологии;
- Массовое производство изделий по новой технологии находит массовый устойчивый спрос потребителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа факультативного курса "Основы социального проектирования"
Содержание программы предполагает выход за рамки традиционных учебных предметов. Она знакомит школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, ...
Система контроля знаний на уроках информатики
Презентация...
Планирование курса "Основы социальной информатики"
Предлагаю тематическое планирование темы «Основы социальной информатики», рассчитанное на 8 учебных часов для изучения в 8-9х классах....
Программа элективного курса "Основы издательского дела. Создание школьной газеты в издательской системе Scribus"
Программа элективного курса "Основы издательского дела. Создание школьной газеты в издательской системе Scribus" содержит пояснительную записку, в которой рассматриваются: цели и задачи курса, методы ...
Рабочая учебная программа интегрированного учебного курса «Основы математической логики» по учебному предмету информатика и ИКТ для обучающихся 8 класса
Программа элективного курса для 8 класса на 34 часа...
Элективный курс "Основы социальной информатики"
Элективный курс "Основы социальной информатики"...
Статья на тему: "Система контроля и оценивания образовательных результатов по информатике"
в статье приведены система контроля и оценивания образовательных результатов по информатике...