Элективный курс "Основы социальной информатики"
элективный курс по информатике и икт (11 класс)

Элективный курс "Основы социальной информатики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ-ЛЕКЦИЙ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ»

Конспект урока: «Интернет  и проблемы межличностного общения. Сетевой этикет».

Цели:

Образовательные: познакомить учащихся с сетевым этикетом и правилами работы в сети,  определить правила отправки и приема сообщений электронной почты, познакомить со способами отправки сообщений в телеконференции.

Развивающие: совершенствовать коммуникативные навыки через умение излагать мысли, умение вести диалог; расширение кругозора.

Воспитательные: воспитывать ответственность за свои действия, бережное отношение к информации, своей и чужой; нравственное неприятие по отношению к неправомерным и неэтичным  действиям в области сетевого общения.


Тип урока - лекция с элементами беседы.

Оборудование: 

  • доска;
  • компьютер;
  • компьютерная  программа Power Point.

План урока: урок занимает 2 академических часа.

I. Орг. момент. (2 мин.)

II. Теоретическая часть (68 мин)

III. Итог урока (5 мин.)

IV. Домашнее задание (5 мин.)

Ход урока

I. Орг. момент.

Приветствие учителя. Включается презентация, которая является приложением к уроку. Учитель зачитывает эпиграф.

"Мой дядя самых честных правил,

Когда купил себе модем,

Сто тысяч писем в день отправил

И досадил ужасно тем.

Его пример другим наука...

Подумать только - что за скука

Листать пяток страниц ответ,

Чтоб прочитать потом: "Привет,

Я полностью с тобой согласен

И нечего добавить мне."

И больше - ну ни бе, ни ме...

Ох, дядя, этот путь опасен!

Не проучить тебя ли? Оп! -

Тебе я отправляю своп."

II. Теоретическая часть 

Учитель: Ребята, сегодня Вы познакомитесь с  понятием "сетевой этикет", узнаете о правилах общения в сети Интернет и проблемах этого общения.

Запишите в тетради тему нашего урока «Интернет  и проблемы межличностного общения. Сетевой этикет».

Учащиеся делают запись в тетрадях.  

Учитель: Вспомним, что такое Интернет?

Учащиеся: Интерне́т - глобальная телекоммуникационная сеть информационных и вычислительных ресурсов. Служит физической основой для Всемирной паутины. Часто упоминается как Всемирная сеть, Глобальная сеть, либо просто Сеть.

Учитель: Неоспоримым фактом является то, что Интернет сегодня – это самый колоссальный источник информации, который знало человечество. Но его возможности, такие как оперативность, быстрота и доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях, позволяют использовать Интернет не только как инструмент для познания, но и как инструмент для общения.

На основе проведенных исследований давно сделаны следующие предположения об особенностях общения через Интернет:

  • Анонимность. Несмотря на то, что иногда возможно получить некоторые сведения анкетного характера и даже фотографию собеседника, они недостаточны для реального и более менее адекватного восприятия личности. Кроме того, наблюдается скрывание или презентация ложных сведений. Вследствие подобной анонимности и безнаказанности в сети проявляется и другая особенность, связанная со снижением психологического и социального риска в процессе общения – аффективная раскрепощенность, ненормативность и некоторая безответственность участников общения. Человек в сети может проявлять и проявляет большую свободу высказываний и поступков (вплоть до оскорблений, нецензурных выражений, сексуальных домогательств), так как риск разоблачения и личной отрицательной оценки окружающими минимален.
  • Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации. Как правило, сильное влияние на представление о собеседнике имеют механизмы стереотипизации и идентификации, а также установка как ожидание желаемых качеств в партнере.
  • Добровольность и желательность контактов. Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент.
  • Затрудненность эмоционального компонента общения и, в то же время стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания).
  • Стремление к нетипичному, ненормативному поведению. Зачастую пользователи презентуют себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывают нереализуемые в деятельности вне сети роли, сценарии, ненормативного поведения.

Причиной обращения к Интернет как инструменту общения может быть:

  1. Недостаточное насыщение общением в реальных контактах. В подобных случаях пользователи быстро теряют интерес к Интернет-общению, если появляются возможности для удовлетворения соответствующих потребностей в реальной жизни.
  2. Возможность реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций, по тем или иным причинам фрустрированных в реальной жизни. Подобная возможность обусловлена вышеперечисленными особенностями общения посредством сети - анонимностью, нежесткой нормативностью, своеобразием процесса восприятия человека человеком. Желанием переживания тех или иных эмоций объясняется вероятно и стремление к эмоциональному наполнению текста.

Основные формы общения в Интернете

    Можно выделить следующие формы общения в Интернете:

  • Телеконференция
  • чат (имеется в виду IRC (Internet Relay Chat)
  • MUDs (от "multi-user dimension" - ролевая игра, в которой много пользователей объединены в одном  виртуальном пространстве)
  • переписка по e-mail

Наиболее интерактивными средами общения считаются чаты и MUDs, наименее интерактивными - e-mail и телеконференции. В телеконференции и при общении посредством e-mail общение происходит в режиме off-line, в отличие от чата (IRC) и MUDs, где дюди общаются on-line.

Учитель: Запишите себе формы общения в Интернете

Учащиеся делают записи в тетрадях

Учитель: Как и в любом общении, в Интернет-общении существуют свои правила и нормы, свой этикет.

Что такое сетевой этикет?

Это несложные правила, которые придумали люди, много общающиеся друг с другом через интернет. Сетевой этикет нужен для того, чтобы всем - и опытным пользователям, и новичкам было в равной мере комфортно общаться между собой. Эти правила хорошего тона - всего лишь пожелания. Никто не собирается учить вас жить и ограничивать вашу свободу. Но поскольку мы все - сообщество, соблюдение этих правил поднимет ваш авторитет, и вы привлечете к себе внимание как приятный и интересный собеседник.

Сетике́т, нетике́т (неологизм, является слиянием слов «сеть» (англ. net) и «этикет») — правила поведения, общения в Сети, традиции и культура интернет-сообщества, которых придерживаются большинство. Это понятие появилось в середине 80-х годов XX века.

Как соблюдать сетевой этикет?

На самом деле, все очень просто. Сетевой этикет - он такой же, как и обычный. Большинство стычек в Сети происходит от неумения и нежелания участников слышать друг друга. Прежде всего - старайтесь руководствоваться здравым смыслом. Не стоит делать вещей, которые не поощряются в цивилизованном обществе - ругаться матом, разжигать национальную рознь, оскорблять людей и т.д. Уважайте ваших собеседников, кем бы они не представились, и тогда ваша жизнь на форуме станет легкой и приятной.

Интернет развивается, появляется всё больше пользователей. И, начиная общение в Интернете, люди допускают ошибки, на первый взгляд незаметные. Ошибки появляются из-за незнания сетевого этикета. Так можно доставить неприятности не только собеседникам, но и себе лично. Для избежания ошибок в Сети следует знать некоторые понятия:

1 Флейм

2 Флуд

3 Спам

4 Оффтопик

5 Хотлинк

6 Ссылки

Флейм (от англ. flame — «пламя») — это процесс, который иногда возникает при общении в интернете, «словесная война». Флейм - это «спор ради спора». Когда все забывают, из-за чего начался разговор и начинают ожесточенно ругаться друг с другом - вот тогда и начинается флейм. Мы говорим про человека, что он разжигает флейм, если он:

  1. Переходит по ходу разговора на личности
  2. Допускает оскорбления личного, национального, религиозного, полового или профессионального характера
  3. Ведет дискуссию неуравновешенно
  4. Провоцирует скандал

Есть простое правило - никогда не стоит поддерживать флейм. Да, именно так - личные «наезды» следует оставлять без ответа. Игнорируйте скандалистов и «флеймеров» - и тогда вас, несомненно, начнут уважать все остальные.

Флуд (от англ. flood — наводнение, читается «флад», однако в русскоязычном сегменте Интернета устоялось произношение «флуд») — это сообщения в интернет-форумах и чатах, занимающие большие объемы и не несущие никакой полезной информации. Флуд распространяется как от нечего делать, так и с целью троллинга, например, из желания кому-то досадить. Технический флуд представляет собой хакерскую атаку с большим количеством запросов, приводящую к отказу в обслуживании. Обычно флудят пользователи, которым по большому счету нечего сказать, но которые хотят привлечь к себе внимание. Они начинают отвечать почти на каждое письмо в теме, причем ответы не несут никакой смысловой нагрузки и обычно выглядят как короткие однострочные сообщения: «Точно!», «Согласен!», «Подпишусь под каждым словом!», «Я тоже так думаю!», «Ух, ты!» и так далее. Флуда следует избегать. Он замедляет загрузку страниц, увеличивает количество ненужной информации, раздражает других пользователей, создает бессмысленный трафик и увеличивает затраты.

Спам (от англ. spam) — сообщения, присылаемые вам от неизвестных людей или организаций, которым вы не давали на это разрешения. Наиболее часто термин «спам» употребляется в смысле «почтовый спам». Как правило, спам — это массовая рассылка на большое число адресов, содержащая рекламу или коммерческие предложения, а также письма счастья и т. п. Обычно такие письма не содержат личного обращения, зато имеют захватывающие заголовки, такие как «Заработок не выходя из дома» или «Срочно!!! Уникальное предложение». Информация, рассылаемая подобным способом, не заслуживает доверия. Спам, как и интернет, явление международное. Поэтому, если вы впервые в жизни неожиданно получили письмо на английском, возможно, не стоит срочно искать переводчика — скорее всего, это тоже спам. Спамовые письма могут быть «разносчиками заразы», то есть содержать файлы с вирусами.

Оффтопик (от англ. off-topic) - сообщения не по теме (топику) текущего обсуждения или почтовой рассылки. Неприятность офтопика заключается в том, что люди, ищущие информацию по теме, записанной в заголовок темы, содержащей офтопик, заходят в ее обсуждение, надеясь увидеть там полезную информацию, но наталкиваются на информацию лишнюю, не приносящую им пользы. Есть форумы или чаты, посвященные обсуждению какой-то вполне определенной темы (например - автоспорт). Не стоит бросаться в такие места с предложениями о продаже косметики или с обсуждением футбольных матчей. Кстати, совсем плохая идея - затевать «дискуссию о дискуссии» - обсуждение того, подходит ли данная тема для данного форума.

Хотлинк (англ. hotlink) — включение в веб-страницу файлов-изображений или других ресурсов с чужого сервера. Этот прием используется недобросовестными вебмастерами, которые заставяют браузер посетителя загружать картинки с чужого сервера. Тем самым расходуются чужие ресурсы и трафик.

Что это за странные значки?

Обмениваясь текстовыми сообщениями, мы не слышим живых интонаций нашего собеседника. Поэтому пользователи Сети наловчились использовать для обозначения своих эмоций простые «картинки», составленные из нескольких знаков препинания. Их называют «смайлики». Самые распространенные смайлики:

:-) - улыбка, радость

:-( - печаль, грусть

:-о - удивление

;-) - подмигивание

Смайлики - излюбленное средство пользователей выразить свои эмоции в письме. Однако стоит помнить, что излишнее количество смайликов затрудняет чтение текста. Для обозначения своих эмоций вполне достаточно поставить один смайлик, ну два - но не двадцать.

Сокращения

Многие «матерые жители интернета» активно пользуются в своих сообщениях странными буквосочетаниями: имхо, asap и что-то еще в таком роде. Если вы встретите нечто подобное, не пугайтесь - это устойчивые сокращения, пришедшие из английской части интернета. И они всегда что-то означают. Список наиболее частых сокращений:

IMHO, имхо - "In My Humble Opinion" - «по моему скромному мнению»

LOL - "Laugh Out Loud" - «я громко смеюсь»

BTW - "By The Way" - «кстати»

AFAIK - "As Far As I Know" - «Насколько я знаю»

NFC - "No Further Comments" - «Я все сказал»,

WBR - "With Best Regards" - «С наилучшими пожеланиями»

ASAP - "As Soon As Possible" - «Как можно скорее»

AKA - "Also Known As" - «Известный также как:»

Если же вы знаток подобных фразочек - не спешите их использовать. Вас могут просто не понять, постарайтесь найти подходящие русские слова, их достаточно много.

ПРАВИЛА СЕТЕВОГО ЭТИКЕТА

В целом положения (рекомендации) нетикета можно разделить на три категории:

  • Психологические, эмоциональные — обращаться на Ты или на Вы, использовать ли смайлики и в каком количестве и т.д.
  • Технические, оформительские — использование строк определенной длины, использование транслита, ограничения на размер сообщения или подписи, допустимость расширенного форматирования (выделение жирным, курсивом, цветом, фоном, рамками и т. п.), допустимость написания сообщений в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ…
  • Административные — правила именования (заголовки) тем, правила цитирования, допустимость рекламы, допустимость флейма, собственно необходимость придерживаться тематики сообщества.

Учитель: Кратко законспектируйте себе следующие правила.

Учащиеся делают записи в тетрадях

Учитель:

Правило 1: Помните, что Вы говорите с человеком      

Не делай другим то, что не хочешь получить от них сам. Поставьте себя на место человека, с которым говорите. Отстаивайте свою точку зрения, но не оскорбляйте окружающих. В киберпространстве говорят: помните, что Вы говорите с человеком. Когда вы используете телекоммуникации, то имеете дело с экраном компьютера. Вы не можете жестикулировать, изменять тон, и выражение Вашего лица не играет никакой роли. Слова, только слова - это все, что видит Ваш собеседник. Когда вы ведете разговор - по электронной почте или в конференции - можно очень легко ошибиться в толковании слов Вашего собеседника. И, к сожалению, забыть о том, что Ваш адресат тоже человек со своими чувствами и привычками. Однако не забывайте о главном принципе сетевого этикета: всюду в Сети находятся реальные люди. Конечно, бывают случаи, когда Вы абсолютно уверены, что надо сказать человеку грубость. Тут поищите среди старых школьных учебников пособие по этикету. И еще одна причина, по которой следует быть вежливым в Сети. Когда Вы связываетесь с кем-либо в киберпространстве, помните, что Ваши слова фиксируются. Возможно, они сохранятся там, куда Вы уже не сможете добраться. Иными словами, есть шанс, что они еще вернутся и навредят Вам. И у Вас нет никакой возможности повлиять на этот процесс.

 

Правило 2: Придерживайтесь тех же стандартов поведения, что и в реальной жизни

В реальной жизни большинство из нас подчиняется законам, иногда из-за ограничений, иногда из-за опасений быть пойманным. В виртуальном пространстве шансы быть пойманным - сравнительно невелики. Люди иногда забывают о том, что "за экраном" находится живой человек, и думают, что в Сети правила поведения не так строги, как в обычной жизни. Это заблуждение объяснимо, но все равно - это заблуждение. Стандарты поведения могут отличаться в разных точках виртуального пространства, однако, они не более мягкие, чем в реальной жизни. Соблюдайте этику общения. Не верьте тому, кто говорит: "Вся этика здесь заключается в том, что Вы сами для себя установите". Если вы встречаетесь с проблемой этического характера в киберпространстве, подумайте, как бы Вы поступили в реальной жизни. Скорее всего, Вы быстро найдете решение.

Правило 3: Помните, где Вы находитесь в киберпространстве

То, что без колебаний принимается в одном месте, могут посчитать за грубость в другом. Например, в конференциях, где обсуждаются телевизионные программы, разные слухи и сплетни - вполне нормальное явление. Но если вы решили вторгнуться с ними в журналистскую дискуссию, популярности это Вам не прибавит. Оказавшись в новой области виртуального пространства, сначала осмотритесь. Потратьте время на изучение обстановки - послушайте, как и о чем говорят люди. После этого вступайте в разговор.

 

Правило 4: Уважайте время и возможности других

Когда Вы посылаете электронную почту или отправляете сообщение в конференцию, Вы фактически претендуете на чье-то время. И тогда Вы отвечаете за то, чтобы адресат не потратил это время зря. Понятие "возможности" - очень широкое. К возможностям надо отнести и такую характеристику, как пропускная способность канала, по которому происходит связь. Для каждого участка этого канала существует ограничение по объему данных, которые могут быть переданы через него. Это верно даже для современных волоконно-оптических линий. Слово "возможности" можно уместно использовать также, говоря о физической емкости носителей информации на удаленном компьютере. И если Вы случайно отправили в одну и ту же конференцию пять одинаковых сообщений, вы потратили как время подписчиков этой конференции, так и возможности системы (ведь Вы занимали линию передачи и место на диске). У людей не так много времени для чтения сообщений, учитывая количество последних. Прежде, чем Вы отправите людям свое письмо, подумайте, действительно ли они нуждаются в нем. Если Вы ответите себе "нет", лучше не тратить их (и свое) время. Если же Вы сомневаетесь, подумайте дважды прежде, чем отправить сообщение.

Правило 5: Сохраняйте лицо

Используйте преимущества анонимности. В Сети (например, в конференциях) Вы можете встретиться с теми, кого никогда бы не встретили в реальной жизни и никто не осудит Вас за цвет кожи, глаз, волос, за Ваш вес, возраст или манеру одеваться. Однако Вас будут оценивать по тому, как Вы пишете. Для тех, кто находится в Сети, это имеет значение. Таким образом, правила грамматики играют важную роль. Отдавайте себе отчет в том, что говорите. Осмысливайте содержание Вашего письма. Когда Вы хотите сказать, что-то вроде "мне кажется..." или "я слышал, что...", спросите себя - а не проверить ли еще раз правильность Ваших фактов. Недостоверная информация способна вызвать целый шквал эмоций в Сети. И если это повторяется второй и третий раз, может произойти, как в игре "испорченный телефон": ваши слова будут искажены до неузнаваемости. Кроме того, убедитесь, что Ваши послания ясные и логически выдержанные. Можно сочинить параграф текста, который будет безукоризненным с точки зрения грамматики, но совершенно бессмысленным. Это часто случается, если Вы хотите убедить кого-либо в Вашей правоте, используя множество сложных и длинных слов, которые Вам самому не очень-то и знакомы. Не оскорбляйте пользователей. Наконец, будьте терпеливы и вежливы. Не употребляйте ненормативную лексику, не идите на конфликт ради самого конфликта.

Правило 6: Помогайте другим там, где Вы это можете делать

Почему задавать вопросы в виртуальном пространстве эффективно? Потому что Ваши вопросы читают многие люди, знающие на них ответ. И даже если квалифицированно ответят только несколько человек, общий объем знаний в Сети увеличится. Интернет сам по себе вырос из стремления ученых к обмену опытом. Постепенно в этот увлекательный процесс втянулись другие. Особенно важно обмениваться ответами на Ваши вопросы с другими пользователями. Если Вы предчувствуете, что получите массу ответов на свой вопрос или посылаете его в конференцию, которую редко посещаете - отвечайте на реплики по электронной почте, а не в конференцию. Когда вы получите все реплики, суммируйте их и отправьте одним сообщением в конференцию. Таким образом, каждый выиграет от общения с Вами. Если Вы и сам - эксперт, то можете сделать больше. Многие люди свободно отправляют целые библиографии, от списков ресурсов по законодательству до перечней популярных книг по UNIX. Если Вы лидируете в группе, в которой отсутствует список ответов на наиболее часто задаваемые вопросы, попробуйте написать такой. Если Вы обнаружили или сами сочинили документ, который, по Вашему мнению, может быть интересен другим, отправьте его в конференцию. Обмен опытом - увлекательное занятие. Это древняя и славная традиция Сети.

Правило 7: Не ввязывайтесь в конфликты и не допускайте их

Флеймы (flames) - это эмоциональные замечания, часто высказанные без учета мнения других участников разговора. Это сообщения, где такт – не самое главное, а цель - вызвать реакцию пользователей: "Ну, давай, скажи, что ты на самом деле думаешь об этом?" Запрещает ли сетевой этикет флеймы? Не совсем. Флеймы - тоже старая традиция Сети. Флеймы могут доставлять удовольствие, как сочинителям, так и читателям. А получатели флеймов часто заслуживают их. Но сетевой этикет против флеймов, перерастающих в войны - серии злобных посланий, которыми обмениваются, как правило, два или три участника дискуссии. Такие войны могут буквально захватить конференцию и разрушить дружескую обстановку. Очень скоро люди, не участвующие в дискуссии, устают от конфликтов. Фактически происходит недопустимая монополизация ресурсов.

Правило 8: Уважайте право на частную переписку

Правило 9: Не злоупотребляйте своими возможностями

 

Некоторые люди в виртуальном пространстве чувствуют себя профессионалами. Это асы в каждой сетевой игре, эксперты в каждом офисе и системные администраторы системы.

Обладая более широкими знаниями или имея в руках более широкие полномочия, эти люди автоматически получают преимущество. Однако это вовсе не означает, что они могут им пользоваться. Например, системные администраторы не должны читать частные почтовые сообщения.

 

Правило 10: Учитесь прощать другим их ошибки

Каждый когда-то был новичком. Поэтому когда кто-то допускает ошибку - будь это опечатка в слове, неосторожный флейм, глупый вопрос или неоправданно длинный ответ - будьте к этому снисходительны. Даже если руки чешутся ответить, подумайте дважды. Если Вы обладаете хорошими манерами, это еще не значит, что Вы имеете лицензию на преподавание этих манер всем остальным. Если же Вы решили обратить внимание пользователя на его/ее ошибку, сделайте это корректно и лучше в частном письме.

Дайте людям возможность посомневаться. И не будьте высокомерным и надменным. Как известно, исправления в тексте часто тоже содержат грамматические ошибки; также и указание на несоблюдение правил этикета, бывает, демонстрирует нарушение этого же этикета.

Учитель: Зарисуйте себе в тетради таблицу «Правила отправки и приема сообщений» и не забывайте соблюдать также и их.

Учащиеся рисуют таблицу в тетрадях.

Тема урока: Информационные ресурсы общества.

Цели урока:

  • образовательные — сформировать понятия информация, информационные ресурсы, информография;
  • развивающие — развить информационную компетентность и культуру учащихся;

-        воспитательные — воспитывать трудолюбие, культуру речи и общения.
Учебное оборудование: доска, проектор, компьютер, презентация.
Литература: Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: Профильный уровень: Учебник
для 10 класса. Тип урока: урок объяснения нового материала.

Форма проведения: комбинированный урок с мультимедиа-презентацией. Структура урока:

  • организационный момент (3 мин.);
  • объяснение нового материала (35 мин);
  • постановка домашнего задания (2 мин.).

Ход урока.

Учитель: Сегодня мы продолжим изучать один из разделов информатики — “Социальная информатика”; Запишите тему в тетрадь: Информационные ресурсы. Для развития любого человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и информационные ресурсы. Настоящее время

-        это период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных
потоков. Это относится как к экономике, так и к социальной сфере. Информация

—        является решающим фактором, определяющим развитие технологии и ресурсов
в целом. Рыночные отношения предъявляют повышенные требования к
своевременности, достоверности, полноте информации, без которой немыслима
эффективная маркетинговая, финансово-кредитная, инвестиционная деятельность.
Теперь скажите мне, что такое информация?

Ученик: Информация это данные, содержащие полезные сведения для человека.

Учитель: Правильно, термин информация происходит от латинского informatio, что означает разъяснение, осведомление, изложение. В широком смысле информация - это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами. Информация - сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний. Запишите в тетрадь определение информации и основное ее назначение, а также важнейшие ее параметры.

Довольно таки распространенным является взгляд на информацию как на ресурс, аналогичный материальным, трудовым и денежным ресурсам. Дети, приведите примеры вышеперечисленных ресурсов.

 Ученики: Полезные ископаемые, земля, вода, воздух, люди, деньги и т.д.

Учитель: Молодцы! Теперь запишем следующие определение -информационные ресурсы — в широком смысле — совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации. Информационные ресурсы — по законодательству РФ — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем.

Информационные ресурсы – информация (сведения, знания, программы, методики и т.п.), зафиксированная на материальном носителе, предназначенная для автоматизированной обработки и предоставляемая другим людям на коммерческой или некоммерческой основе.

Учитель: Давайте перейдем к следующему важнейшему вопросу, а именно поговорим о характеристиках информационных ресурсов и их потребителях. Основными участниками рынка информационных услуг являются:

  • производители информации (producers);
  • продавцы информации (vendors, Вендоры);
  • пользователи информации (users) или подписчики.

Сегодня наиболее распространенным средством доступа к информационным ресурсам являются компьютерные сети, а самым прогрессивным способом получения информации выступает режим онлайн (online - интерактивный, диалоговый режим). Кто-нибудь знает что значит онлайн-режим?

Ученик: Онлайн-режим позволяет пользователям сети обмениваться между собой различными данными.

Учитель: Правильно, давайте запишем: онлайн-режим предоставляет возможность пользователю, войдя в компьютерную сеть, получить доступ к серверам (Host - компьютерам) и к его информационным ресурсам в режиме прямого диалога, реализуемого в реальном времени.

К пользователям такого рода относят как конечных потребителей информации, так и промежуточных, оказывающих своим клиентам услуги при решении информационных задач (специальные информационные центры, имеющие доступ к нескольким онлайн системам, или специалисты-профессионалы, занимающиеся платным информационным обслуживанием клиентов, потребителей информации). Рынок информационных онлайн услуг включает в себя следующие основные сегменты:

-компьютеризированные системы резервирования и финансовые информационные службы;

-базы данных (БД), ориентированные на массового потребителя; -профессиональные БД. Среди БД обычно выделяют следующие типы:

-текстовые(полнотекстовые, реферативные, библиографические, словари); -БД, содержащие изображения и использующие средства мультимедиа; -числовые и табличные БД; -БД, содержащие программное обеспечение; -доски объявлений.

Подобные БД хранят также на CD-ROM, дискетах и магнитных лентах. Обилие информационных ресурсов, ставших потенциально доступными пользователю, резко актуализирует проблемы их рационального и эффективного использования, разумного сочетания возможностей приобретения баз данных на  компактных оптических дисках, телекоммуникационного доступа к платным ресурсам host-центров и использования бесплатных ресурсов в сети Интернет.

Учитель: Запишите выводы в тетрадь. Выводы: Разнообразие информационных ресурсов складывается из многообразия информационных потребностей людей. Современные информационные ресурсы существуют в различных форматах и технологиях: от традиционных библиотечных фондов, до онлайновых баз данных, интегрирующих пользователя в мировое информационное пространство. Мировой рынок информационных услуг представлен различными секторами, в которых имеются различные интернет-ресурсы в виде сайтов и порталов.

Домашнее задание: прочитать лекцию и выучить параграф из учебника.

Глоссарий.

Информация - сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.

Информационная грамотность – это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.

Информационная культура – знания и навыки эффективного пользования информацией. Предполагает разностороннее умение поиска нужной информации и ее использования, от работы с библиотечным каталогом, компьютерной грамотности до просмотра информации в сети Интернет (Современный экономический словарь)

Информационное пространство – Информационное пространство -совокупность банков и баз данных, технологий их сопровождения и использования, информационных телекоммуникационных систем, функционирующих на основе общих принципов и обеспечивающих информационное взаимодействие организаций и граждан и удовлетворение их информационных потребностей (Словарь по экономике и финансам).

Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах) (Большой юридический словарь).

Информационное общество – понятие модернизационной парадигмы философии истории и социальных дисциплин, согласно которой любое общество проходит следующие стадии в своем развитии: 1) аграрное (доиндустриальное, традиционное); 2) современное (индустриальное); 3) постсовременное (постиндустриальное, информационное). И.О. рассматривается как качественно новый период в развитии цивилизации (Энциклопедия социологии).

Информатизация – одно из важнейших направлений научно-технического прогресса, основанное на широком применении микроэлектронной вычислительной техники, средств связи, автоматизированных банков данных, взаимоувязанных между собой в информационно-вычислительные системы (Энциклопедия социологии).

Информационно-коммуникационная компетентность – способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа (access) к информации, ее опознавания-определения (define), организации (integrate), обработки (manage), оценки (evaluate), а также ее создания-продуцирования (create) и передачи-распространения (communicate), которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества, в условиях экономики, которая основана на знаниях (Knowledge based economy).

Список использованной литературы:

1.        Андреева Е.К.Хеннер. Формирование ИКТ-компетентности учащихся и
преподавателей в системе непрерывного образования. Научное издание. М.
Бином. Лаборатория знаний. 2008. 188 с.

Анализируются общие принципы профильного обучения, теоретические аспекты профильного обучения информатике и информационно-коммуникационным технологиям, методика обучения, существующее учебно-методическое обеспечение и т.д.

  1. М.П.Лапчик, И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер. Теория и методика обучения информатике. М. Издательский центр «Академия». 2008. 592 с. Осуществлен анализ объективных потребностей выпускников средних школ по уровню ИКК, соотнесенных с требованиями рынка труда и учреждений профессионального образования разных уровней.
  2. http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi - глоссарий по теме.

Лекция на тему: Тенденции трансформации устной и письменной речи человека в сети

Цели:

Образовательная - дать понятия об изменения о письменной речи в сети

Развивающая - развить у учеников аналитические навыки исследователей

Воспитательная - сформировать бережное отношение к письменной речи

Учитель: Судьба русского языка в связи с широким распространением Интернета волнует умы лингвистов и преподавателей, о чем свидетельствует, например, популярность темы «Язык в Интернете» на Международном конгрессе исследователей «Русский язык: исторические судьбы и современность», который проводился МАПРЯЛ в Москве 20–23 марта 2007 года. Отечественные и зарубежные ученые пытаются найти ответы на такие, бесспорно, актуальные вопросы:

Учитель: как изменился русский язык благодаря Интернету?

Ученики: он стал более похож на разговорную речь, появились множества сокращений

Учитель:  какие задачи решает и может решать Интернет для тех, кто интересуется языком

 Ученики: изучение языка по средствам Интернета может сильно увеличить темп обучения

 Учитель: как эффективно использовать возможности Всемирной сети всем участникам образовательного процесса?

Ученики: создавать и использовать  ДО

Учитель: как влияет интернет-сообщество на русский язык?

Ученики: интернетовский язык приходит в разговорную и даже в письменную речь

Учитель: можно ли «испортить» язык Интернетом?

Ученики: мы думаем, что да. Если постоянно писать неправильно.

Учитель: В научной среде часто можно услышать мнение о том, что Всемирная паутина представляет угрозу для русского литературного языка, способствуя расшатыванию норм грамматики и словоупотребления,  пропагандируя безграмотность. Действительно, в начале XXI века русский язык переживает новый этап своего развития. Современные формы коммуникации – электронная почта, форумы, интернет-пейджеры – требуют соответствующих речевых средств. Например, в скоростной переписке по электронной почте или ICQ, когда обмен сообщениями занимает секунды, участники диалога средствами письменной речи общаются так, как если бы видели друг друга. Такую речь нельзя назвать ни устной, ни письменной; скорее, это «письменная разговорная» речь.

Учитель: Однако взаимосвязь Интернета и языка далеко не исчерпывается возможностью «порчи» последнего посредством вливания в литературный язык лексических и грамматических особенностей сетевых жаргонов.

Учитель: Как вы думаете Интернет это только зло для языка?

Ученики: Нет с помощью Интернета можно выучить язык, средством общения с людьми на изучаемом языке

Учитель: Гораздо более важным можно считать тот факт, что именно благодаря повсеместному распространению Интернета открываются невиданные доселе возможности для тех, кто интересуется русским языком и русской культурой, знает, любит, желает выучить русский язык.

Учитель: Письменная разговорная речь - совершенно неизученное явление современного русского языка.

Учитель: Как вы понимаете это понятие?

Ученики: Это значит, что человек пишет так как и говорит.

Учитель: Появившись в виде обмена электронными письмами программистов, которые осваивали компьютерные сети, служа им удобным средством общения, постепенно она стала доступной и для массового пользователя сетей. В развитом виде она существует лишь в интернете, а интернету недавно исполнилось 10 лет, следовательно, ей также не более 10 лет. Неизвестно будет ли она развиваться дальше или каковы перспективы ее вытеснения более совершенными видами общения, подобным видеотелефонии.

Учитель: С каждым годом количество сокращений используемых в Интернете увеличивается.

Учитель: Как вы думаете почему?

Ученики: В сети люди стараются быстрее выразить свои мысли, поэтому если кто то придумывает новое сокращение, то остальные тоже его подхватывают, а через Интернет это может разлететься очень быстро.

Учитель: Это наводит на мысль, что современный язык теряет свой объем и стремится к все большему сокращению. Чтобы выразить свою мысль пользователи стараются использовать все меньше полных слов, и все больше сокращений. Экономя время для написания сообщения, многие полностью пренебрегают правилами грамматики и орфографии. Очень часто это приводит к непониманию друг друга.

Учитель: Проблемы, связанные с русским языком, эффективно решаются в Сети с помощью специализированных филологических веб-ресурсов. К числу таких ресурсов относятся интернет-библиотеки, онлайновые словари и энциклопедии, научные проекты, учебно-методические сайты, специализированные форумы, персональные странички лингвистов и др.

Учитель: Исторически сложилось так, что флагманом мировой компьютеризации стали Соединенные Штаты Америки, которые и принесли в невербальную по своей сути технологию английский язык.

Он стал одним из факторов, влияющих на пользователей информационных технологий по всему миру, и сейчас любому начинающему пользователю может показаться, что английский - родной язык компьютера.

Посмотрите на слайд с английскими сокращениями.

Учитель: к чему может привести использование таких сокращений русскоязычным населением?

Ученики: к тому что они плотно войдут в Интернетовскую письменность, а могут и в реальную жизнь

В последнее время восторженные некогда пророчества и дифирамбы компьютеру и Интернету сменились настороженностью и, порой, негативными оценками влияния ПК на русский язык, на стереотипы речевой деятельности, на языковое сознание индивида. В статье Натальи Шаховой "Время собирать ошибки" указывается на пренебрежительное отношение к нормам русской пунктуации и орфографии со стороны пользователей российского Интернета.

При поиске по словам, намеренно содержащим ошибки (например, "агенство", "галлерея", "сдесь") можно обнаружить сотни сайтов. Посмотрите на статистику, приведенную в презентации

"В Интернет ворвались и доминируют такие группы, для которых письменная коммуникация ограничивается заборами и стенами, они в муках рождают свой язык. Ничего хорошего культуре это не несет", - заметил Владимир Селегей, начальник лингвистического отдела компании ABBY. Фактически можно сказать, что речь идет об общей установке на пренебрежение языком. Попробуем разобраться, каковы же точки соприкосновения информационных технологий с естественным языком.

Учитель:  Идет ли постепенное разрушение и деградация русского языка, вытеснение его упрощенным английским, редукция орфографии и пунктуации?

Сегодня интерес русскоговорящей аудитории – как отечественной, так и зарубежной – к проблемам русского языка только усиливается. И в этих обстоятельствах Интернет может и должен служить «мостом» между лингвистами-кодификаторами и носителями языка. Именно в Сети можно открыто обсуждать лингвистические проблемы, проводить общественно значимые мероприятия, требующие широкого охвата аудитории. Интернет-портал ГРАМОТА.РУ позволяет подключить к такому общению видных специалистов – членов редакционного совета портала, профессоров и докторов наук, журналистов, писателей, методистов, преподавателей русского языка как родного и иностранного. Только такое – совместное – обсуждение проблем русского языка может быть основой грамотной и целенаправленной языковой политики Российского государства.  

Возможны обсуждения по темам:

Эмоциональное самовыражение на экране.

Нужно ли соблюдать правила русского языка сети, если и так все понятно?

К чему приводит злоупотребление свободой в выражении своей мысли в сети(с точки зрения языка и его правил)?

Отражается ли взаимное (не)уважение жителей виртуального мира на их (без)грамотности?

Интернет – выучить русский или забыть его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по информатике "математические основы информатики"

Курс «Математические основы информатики» носит интегративный, междисциплинарный характер и ориентирован на учащих­ся физико-математического, частично естественно-научного и тех­нико-технологичес...

Элективный курс «Проблемы социальной информатики»

Элективный курс «Проблемы социальной информатики»Курс разработан для учащихся 10-11 классов, продолжительность обучения 1 года (34 аудиторных часов). Занятия проводятся по одному часу в неделю.Электив...

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ИНФОРМАТИКЕ ИНФОРМАТИКА ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ (ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ)

ЭЛЕКТИВНЫЙ  КУРС  ПО  ИНФОРМАТИКЕИНФОРМАТИКА ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ(ОСНОВЫ  ПРОГРАММИРОВАНИЯ)...

К.К. Колин ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ: СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА

К.К. Колин     Фундаментальные основы    информатики:СОЦИАЛЬНАЯИНФОРМАТИКА...

Рабочая тетрадь по информатике и ИКТ для 10 класса "Социальная информатика"

Рабочая тетрадь предназначена в помощь учителю, работающему в 10-х классах по учебно-методическому компету для 10-х класов И.Г. Семакина и может быть использована в системе общего образования на парал...