программа факультативного курса "Основы социального проектирования"
методическая разработка по географии (10 класс) по теме
Содержание программы предполагает выход за рамки традиционных учебных предметов. Она знакомит школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и способами их применения.
Цель курса:
Создание условий по вовлечению обучающихся в реальную практическую деятельность и решению социальных проблем местного сообщества.
Задачи курса:
- Повышение социальной активности старшеклассников, их готовности принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе.
- Формирование у членов проектных групп навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела.
- Совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fakultativa_socialnoe_proektirovanie.docx | 138.26 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа №64»
Программа
Основы разработки и реализации социального проекта.
(факультативный курс для учащихся 10 классов
с ориентацией на естественнонаучный профиль).
Автор-составитель
учитель географии
Немчинова
Жанна Евгеньевна
Личная подпись___________
Новокузнецк
Программа
факультативного курса для учащихся 10 классов с ориентацией на естественнонаучный профиль.
Основы разработки и реализации социального проекта.
( 51 час 1,5 часа в неделю).
Автор-составитель
учитель географии
Немчинова Ж.Е.
Практика реализации социальных проектов — это настоящая жизненная школа, уроки которой помогут вам, как в обычной жизни, так и в самых неожиданных обстоятельствах.
Работая над социальным проектом, решая социальные проблемы конкретного сообщества, принимая на себя ответственность за будущее своего родного поселка или города, вы тем самым становитесь Личностью, Гражданином, Жителем планеты Земля.
А.С. Прутченков.
Пояснительная записка.
В рамках модернизации образования в России необходимо обеспечить реальную (а не показную) продуктивность школьного обучения и всё больше убеждает современных педагогов, что образование может быть переориентировано с трансляции знаний и контроля его формального усвоения учеником на организацию мотивированной, самостоятельной практико-ориентированной учёбы, результаты которой предъявляются в конкретном социально значимом продукте.
Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном и воспитательном процессе. Особое место среди учебных проектов занимают социальные проекты.
Метод социального проектирования, который включает в себя полный цикл выполнения проекта – от замысла до его реализации и оценки – является органичным личностному росту школьника.
Проектный метод не отрицает, а дополняет остальные, особенно информационные методы обучения. В силу своей особой специфики, проживая в собственном творчестве специально организованные образовательные ситуации, ученик развивает при этом свой внутренний мир, свои умственные возможности и способности, обеспечивая, свой личностный, так и общекультурный рост.
Благодаря социальным проектам школьники получают опыт того, каким образом, возможно, разрабатывать и решать конкретные задачи. Полученный школьниками практический опыт проектирования и результативного решения социальных проблем – это само по себе очень важный результат программы.
Участвуя в программе, учащиеся становятся центром социальной активности микрорайона и сообщества и под руководством педагогов могут инициировать и поддерживать социальную активность населения.
Ценность программы состоит в том, что теоретическая часть предназначена для учащихся старших классов (9-11 кл), а в реализации практической части (проекта) могут участвовать учащиеся разных возрастных групп.
Содержание программы предполагает выход за рамки традиционных учебных предметов. Она знакомит школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и способами их применения.
Цель курса:
Создание условий по вовлечению обучающихся в реальную практическую деятельность и решению социальных проблем местного сообщества.
Задачи курса:
Повышение социальной активности старшеклассников, их готовности принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе.
Формирование у членов проектных групп навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела.
Совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.).
Учебно-тематический план.
Тема | Количество часов | Ожидаемые результаты. | |||
Теоретические | Практические | ||||
Раздел 1. Введение в социальное проектирование (2 часа). | |||||
Понятие, цели задачи социального проектирования. | 1. | ||||
Формирование группы. | 1. | Создание группы - участников социального проекта. | |||
Раздел 2. Подготовка проекта. (19 часов). | |||||
Изучение общественного мнения | 1. | 2. | Объективное представление о социальной ситуации в местном сообществе. Конкретные выводы по изменению ситуации | ||
Формулировка актуальной социальной проблемы | 1. | Четкая формулировка проблемы (или нескольких проблем) Перечень причин появления проблемы. | |||
Изучение возможностей участия в проекте. | 1. | Представление возможностей группы по реализации проекта. | |||
Определение цели и задач социального проекта. | 1. | Список лиц и организаций, носителей проблемы, с которыми будет проходить основное взаимодействие в рамках реализации проекта. Четкая формулировка цели проекта. Перечень конкретных задач, решение которых приведет к достижению поставленной цели | |||
Составление плана работы | 1. | Точный график выполнения плана. Список ответственных за реализацию каждого пункта плана. Перечень необходимых ресурсов и источников их получения. | |||
Составление рабочего графика. | 1. | Рабочий график. | |||
Определение обязанностей и их распределение в команде. | 1. | Список членов команды с указанием обязанностей каждого. | |||
1. | Список необходимых ресурсов. | ||||
Составление бюджета. | 1. | Конкретный перечень источников доходов с указанием сумм по каждому из них. Рассчитать величину дефицита (недостатка денежных средств) или профицита (превышение доходов над расходами). | |||
Обучение членов команды. | 2. | Понимание своих обязанностей каждым участником проекта. Памятка участников проекта. | |||
Оформление проекта. | 3. | Словесное описание предполагаемых действий, графическое изображение (чертежи, схемы и т.д.), числовые показатели и расчеты, необходимые для осуществления планируемых действий. | |||
Формирование общественного мнения. | 1. | 2. | Проведение презентации, распространение листовок, встречи, беседы, публичные выступления, оформление подписных листов, использование средств массовой информации. | ||
Раздел 3. Реализация проекта (5 часов + 20 часов резервного времени). | |||||
Поиск партнеров по реализации проекта. | 1. | Список организаций и лиц. Информация о партнерах заинтересованных в решении проблемы. | |||
Проведение официальных переговоров. | 1. | Устная или письменная договорённость. | |||
Получение необходимых ресурсов. | 1. | Наличие необходимых ресурсов в нужном количестве и указанное в плане время. | |||
Проведение плановых мероприятий. | Количество часов планируется исходя из объёма работы (из резерва). | Точное и полное выполнение плана всех пунктов плана. | |||
Оценка и контроль выполнения плана. | 1. | Отчёт членов группы по реализации проекта. | |||
Корректировка хода реализации проекта. | 1. | Новая (откорректированная) версия плана | |||
Раздел 4. Итоги работы над проектом. (5 часов). | |||||
Анализ результатов работы над проектом. | 1. | Аналитические материалы. Отчет о работе над проектом. | |||
Информирование общественности о результатах работы. | 1. | 2. | Публикации в СМИ, публичный отчёт и др. | ||
Закрытие проекта. | 1. | определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, чем он может быть продолжен. | |||
Итого: | 17 | 14 | 20 часов на реализацию проекта. |
Содержание программы
Раздел 1. Введение в социальное проектирование
Тема 1.Понятие, цели задачи социального проектирования
Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.
Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде: а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений; б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.); в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.
Тема 2.Формирование группы
Мотивация предполагаемых участников проекта. Создание коллективного портрета человека, обладающего качествами социально ответственной личности, необходимого участникам проектирования. (Приложение 1).
Формирование команды (создать группу единомышленников, оценить возможности и степень участия каждого члена группы). Формирование корпоративной культуры (внутренние правила, обычаи, ритуалы, символика).
Раздел 2. Подготовка проекта
Тема 3. Изучение общественного мнения
Изучить социальную ситуацию в микрорайоне. Провести социальный опрос, анкетирование, изучения материалов печати, телевидения, встреча с местными руководителями, специалистами. {3}. Составить подробный отчет о проведенном исследовании.
Тема 4. Формулировка актуальной социальной проблемы
Сформулировать социальную проблему (или проблемы), в решении которой может принять участие группа. Определить причину её существования. При выборе необходимо учитывать: важность проблемы для микрорайона, масштабность (какое количество жителей заинтересовано в решении данной социальной проблемы).
Тема 5. Изучение возможностей участия в проекте
Изучить возможности команды, которая непосредственно будет заниматься реализацией проекта.
Тема 6. Определение цели и задач социального проекта
Определить "аудиторию" проекта, т.е. ту социальную группу, которая является носителем данной социальной проблемы и на которую будет направлен социальный проект. Сформулировать основную цель социального проекта. В соответствии с определенной целью сформулировать конкретные задачи, раскрывающие содержание работы по решению социальной проблемы.
Тема 7. Составление плана работы
Определить перечень основных мероприятий по осуществлению цели и задач проекта. Установить время проведения как подготовительных, так и основных мероприятий проекта. Определить ответственных за каждый пункт плана (приложение 2).
Тема 8. Составление рабочего графика
Составить график выполнения всех пунктов плана. Оформить график в виде таблицы
(приложение 3).
Тема 9. Определение обязанностей и их распределение в команде
Составить перечень обязанностей, необходимых для реализации плана. Описать основное содержание каждой обязанности. Распределить обязанности между членами команды.
При распределении обязанностей необходимо использовать принцип добровольности, т.е. учитывать желание участника, а также его индивидуальные особенности, опыт, знания, способности и уровень подготовленности.
Тема 10. Определение ресурсов и источников их получения
Составить перечень необходимых ресурсов (материальных, финансовых, людских, информационных). Определить необходимый объем ресурсов. Составить список источников получения ресурсов.
Тема 11. Составление бюджета
Определить источники поступления денежных средств и их объем. Составить список предстоящих расходов. Определить разницу между доходами и расходами.
Все денежные поступления и расходы должны быть обязательно документально зафиксированы и оприходованы. Для этого заводится отдельная бухгалтерская книга. Все израсходованные суммы должны быть подтверждены документально: чеками, актами и другими документами.
Тема 12. Обучение членов команды
Разъяснить обязанности каждого участника проекта. Обучить членов команды, работающих над реализацией проекта. Создание (обсуждение) памятки участника проекта. (Приложение 4).
Тема 13. Оформление проекта
Оформление проекта в виде словесного описания предполагаемых действий, подбор наглядного материала, построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем. Отбор и размещение фотографий, составление каталога публикаций по проблеме, числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления проекта. Составление слайд - презентации, создание видеоролика и др.
Тема 14. Формирование общественного мнения
Познакомить общественность с основными целями, идеями и содержанием социального проекта. Методы: оформление плакатов, листовок, фото- и видеоматериалов, встречи и беседы с местными жителями, привлечение средств массовой информации, специалистов, экспертов, работников государственных учреждений и организаций. Презентация проекта на выставках, конкурсах, фестивалях.
Раздел 3. Реализация проекта
Тема 15. Поиск партнеров по реализации проекта
Определение списка организаций и лиц, способных помочь в реализации проекта. Сбор информации о предполагаемых деловых партнерах. Установление адресов, телефонов, предполагаемой даты переговоров.
Возможные деловые партнеры: органы власти, общественные объединения, предприятия, связанные с решаемой проблемой, образовательные учреждения, благотворители, спонсоры и грантодатели.
Тема 16. Проведение официальных переговоров
Составить план предстоящей встречи, определить предмет договора, подбор аргументов, убеждающих партнёра в важности проекта.
Встреча с деловыми партнёрами. Определение долевого участия каждого партнера в реализации проекта.
Заключить устный или письменный договор о сотрудничестве.
Тема 17. Получение необходимых ресурсов
Своевременно получить необходимые ресурсы. Организовать учет ресурсов.
Тема 18. Проведение плановых мероприятий
Реализация намеченной программы действий.
Тема 19. Оценка и контроль выполнения плана
Отчёт участников группы о ходе реализации проекта.
Тема 20. Корректировка хода реализации проекта
Изменить план по итогам оценки и контроля плановых мероприятий.
Раздел 4. Итоги работы над проектом
Тема 21. Анализ результатов работы над проектом.
Подвести итоги выполнения поставленных задач. Соотнести результаты с поставленной целью, оценить степень ее достижения (в процентах) (приложение 5). Отметить вклад каждого участника проекта в его реализацию. Составить отчет команды о работе над социальной проблемой.
Тема 22. Информирование общественности о результатах работы.
Проинформировать с помощью прессы общественность и государственные органы о результатах реализации проекта. Собрать материалы для средств массовой информации, посвященные проекту (репортаж, письма-отзывы, мнение специалистов и др.) Распространение официального пресс-релиза, посвященного проекту.
Тема 23. Закрытие проекта.
Предоставление финансовой отчетности благотворителям, спонсорам и грантодателям, а также (если потребуется) государственным органам. Прекращение действия договоров
Приложение 1.
Упражнение «Создание коллективного портрета человека, обладающего качествами социально ответственной личности».
Упражнение. 3 — 4 минуты. Ведущий: Сейчас мы проведем упражнение, которое позволит создать коллективный портрет человека, обладающего качествами социально ответственной личности. Задание: Разбиться по парам (по цвету карточек). В паре совместными усилиями определить и записать маркером на стикер одно качество, присущее современному социально активному человеку. Раздать стикеры, маркеры. Договориться о времени (2 минуты). Интерактивное упражнение начинается по звонку. Работа в парах. По истечении времени дается задание наклеить стикер на добровольца. Ведущий зачитывает вслух полученные качества социально ответственного человека. Вывод: все имеем представление о том, какой он социально ответственный человек, но, возможно, не все знаем о том, как эти качества воспитать и развивать. Наше с вами определение в целом совпадает с определением, данным в толковом словаре, которое гласит, что социальная ответственность — неравнодушное, заинтересованное участие людей в деятельности по разрешению социальных проблем.
Приложение 2.
Примерная схема план работы
№ | Что сделать? | Когда? | Кто отвечает? | Ресурсы. |
1. | ||||
2. |
Приложение 3
Понедельный график выполнения работ
Месяц _____________________ Год ______________
№ | Неделя | Содержание работ | Выполнение |
1. | |||
2. | |||
3. |
Приложение 4
Советы и рекомендации участникам социального проекта:
Не берите работы больше, чем могли бы и хотели бы выполнить;
Работайте в тесном сотрудничестве, будьте единым коллективом, помогайте друг другу;
Успех работы во многом будет зависеть от общественного мнения, не пренебрегайте им;
Не стремитесь к идеальному и безупречному результату;
Не опускайте руки при неудачах, ошибки и трудности - неизбежные спутники любой деятельности, в том числе и проектной;
Не старайтесь добиться поставленной цели любыми путями, помните, что не все средства хороши, даже когда стремишься к общему благу;
Будьте терпимы к мнениям других людей, убеждайте делами, а не словами;
Будьте готовы принять на себя ответственность при выборе решения;
Проект должен создаваться для людей, а не ради проекта, не увлекайтесь формальной стороной работы, но и не забывайте о ней;
Предварительно разработанные планы можно менять, но не злоупотребляйте этим, иначе ваш проект превратится в череду постоянных изменений, много сил и времени будет потрачено напрасно;
Помните о своих целях и ожидаемых результатах;
Не бойтесь признавать ошибки и исправлять их;
Установите в своем коллективе атмосферу доброжелательности;
Не забывайте о принципах демократии, лидеры не должны превращаться в тиранов.
Приложение 5.
Анкета участникам проекта.
Цель: Подвести итог выполнения проекта. Соотнести результаты с поставленной целью
Достигнута ли, на ваш взгляд, цель проекта?
Каковы положительные и отрицательные стороны проекта? (Что получилось? Что не получилось? Почему?)
Какой была атмосфера проведения социального проекта?
Каким был вклад каждого участника проекта в общий результат работы?
Чему научились в ходе реализации проекта?
Что нужно изменить, чтобы реализация следующего социального проекта была более успешной?
Литература
Антонюк Г.А. Социальное проектирование (некоторые методологические аспекты). Минск, 1978.
Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург: Изд-во Деловая книга, 1996.
Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников: (педагогическая наука - реформе школы). - М., 1988.
Новикова С. Методика составления социологической анкеты. - М.: МПА, 1993. - 58
Организация профильного обучения. Учебно-методическое пособие/ Авторы-составители С.В. Кривых, Г.Н.Шорникова. В.М. Жураковская. Часть 2. - Новокузнецк: Изд-во МОУ ДПО ИПК, 2004.- 213с.
Прутченков А. С. Шаг за шагом, или технология подготовки и реализации социального проекта. «Граждановедение» № 41, 1999 г., №№ 4, 5, 6, 49, 2000 г., № 6, 7, 2001
Симоненко В.Д., Жураковская В.М. Творческие проекты старшеклассников.- г. Брянск: Издательство БГПУ, 1998.-232с.
Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология. Программа. Методы. - М.: Изд-во Самарский университет, 1995. - 239 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Математическое проектирование и моделирование»
Метод проектов в педагогике декларируется сейчас как одна из наиболее перспективных и эффективных инновационных технологий, позволяющих развивать широкий спектр компетенций одновременно, а также приви...
Образовательная программа «Введение в социальное проектирование»
Образовательная программа «Введение в социальное проектирование» ЦГО "Все различны-все равны" составлена с учетом ФГОС второго поколения для учащихся 7-9 классов...
Программа дополнительного образования. Социальное проектирование. Математика. 5-9 класс
Направленность программы Программа предназначена для обучающихся основной школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью Она направлена на формирование креативных (творческих) качес...
Программа кружка «Социальное проектирование»
Модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию школы не только на усвоение школьниками определенной суммы знаний, но и на развитие личности. Учащиеся школы должны овладеть ключевыми ко...
Программа круглогодичной интенсивной школы "Новые параллели". Ассоциация социального проектирования
Данная программа направлена на развитие исследовательских умений школьников на основе краеведческого материала. Программа универсальна по своей структуре и подходит для применения в любом регионе Росс...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ»
Программа организации внеурочной деятельности школьников «Социальное проектирование» предназначена для работы с детьми 6-11-х классов и является механизмом интеграции. Данная програм...
Программа внеурочной деятельности «Социальное проектирование»
Рабочая программа «Социальное проектирование» разработана для 10-11 классов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего образования втор...