Планирование курса "Основы социальной информатики"
календарно-тематическое планирование по информатике и икт по теме
Предлагаю тематическое планирование темы «Основы социальной информатики», рассчитанное на 8 учебных часов для изучения в 8-9х классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_kursa_osnovy_socialnoy_informatiki.docx | 39.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Планирование курса
«Основы социальной информатики»
Планирование темы составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и проекта Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, а также в соответствии с федеральным Базисным учебным планом. Разумнее всего тему «Основы социальной информатики» изучать в рамках общего образования, т.е. в 8-9х классах. А в рамках среднего (полного) общего образования включить основные вопросы социальной информатики при изучении других тем в качестве повторения и затронуть их при итоговом повторении. В старшей ступени обучения можно также ввести элективный курс «Проблемы социальной информатики» на базовом уровне изучения предмета «Информатика и ИКТ» или в профильном обучении, например, при социально-гуманитарном профиле.
Предлагаю тематическое планирование темы «Основы социальной информатики», рассчитанное на 8 учебных часов для изучения в 8-9х классах.
- Информационное общество. Роль и значение информационных революций. Информатизация как глобальный процесс – 1 час.
- Информационная культура. Факторы развития информационной культуры – 1 час.
- Информационные ресурсы общества. Информационные услуги и продукты – 1 час.
- Этические и правовые нормы информационной деятельности людей. Виды программного обеспечения – 1 час.
- Информационная безопасность. Виды информационных угроз. Методы защиты информации – 2 часа.
- Перспективы развития информационно-коммуникационных технологий – 1 час.
- Контрольная работа по теме: «Основы социальной информатики». Урок обобщения и систематизации знаний – 1 час.
Терминологический словарь
по базовым понятиям темы
«Основы социальной информатики».
Информационные революции – этапы появления средств и методов обработки информации, вызвавших кардинальное изменение в обществе.
Информационное общество – это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой, продажей и обменом информации.
Информатизация – это процесс, при котором создаются условия удовлетворения потребностей любого человека в получении необходимой информации.
Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать ее для получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.
Информационные ресурсы – это отдельные документы или массивы документов, а также документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных и т.д.
Информационный продукт – совокупность данных, сформированная производителем для ее распространения в материальной или нематериальной форме.
Информационная услуга – получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.
Информационная среда – это совокупность условий, средств и методов на базе компьютерных систем, предназначенных для создания и использования информационных ресурсов.
Информационные угрозы – совокупность факторов, представляющих опасность для функционирования информационной среды.
Компьютерный вирус - это небольшая программа, написанная программистом высокой квалификации, способная к саморазмножению и выполнению разных вредоносных действий.
Антивирусная программа (антивирус) — любая программа для обнаружения компьютерных вирусов, а также нежелательных (считающихся вредоносными) программ вообще и восстановления зараженных (модифицированных) такими программами файлов, а также для профилактики — предотвращения заражения (модификации) файлов или операционной системы вредоносным кодом.
Информационная безопасность – совокупность мер по защите информационной среды общества и человека.
Политика безопасности – это совокупность технических, программных и организационных мер, направленных на защиту информации в компьютерной сети.
Логико-структурная модель учебного материала.
- Информационное общество.
Роль и значение информационных революций.
Информатизация как глобальный процесс.
На уроке формируется представление об основных чертах информационного общества. Вводятся понятия: индустриальное общество, информационное общество, информационная революция, информатизация.
Вывод: в связи с тем, что информатизация начинает играть решающую роль во всех сферах деятельности человека, общество вовлекается в интенсивный информационный обмен, процесс информатизации является одним из основных в современном обществе.
- Информационная культура.
Факторы развития информационной культуры.
Формируется представление об информационной культуре. Вводится понятие «информационная культура». Рассматриваются два аспекта информационной культуры: информологический и культурологический.
Вывод: человек, живущий в информационном обществе должен быть приспособлен к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, т.е. иметь определенный уровень культуры обращения с информацией.
- Информационные ресурсы общества.
Информационные услуги и продукты.
Формируется представление об информационных ресурсах общества. Вводятся понятия: информационные ресурсы, информационный продукт, информационная услуга.
Вывод: совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества. Это не только весь индустриально-технологический комплекс производства современных средств и методов обработки и передачи информации, но также сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной технологии.
- Этические и правовые нормы информационной деятельности людей. Виды программного обеспечения.
Формируется убеждение в необходимости правового регулирования информационной деятельности. Вводятся понятия: субъект-владелец, субъект-пользователь, право собственности на информационные продукты, цифровая подпись, лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы.
Выводы: в России проблема защиты прав собственности на интеллектуальный продукт частично решена на законодательном уровне и информационный продукт приравнен к материальному. Успешная информационная деятельность людей во многом зависит от соблюдения этических норм и принципов. Условиями формирования этических норм, соответствующих требованиям сегодняшнего времени, являются: правовое обеспечение, стабильность власти, политическая и экономическая свобода.
- Информационная безопасность.
Виды информационных угроз.
Методы защиты информации.
Формируется понятие информационной безопасности, дается представление об информационных угрозах, методах защиты информации, безопасности работы в сети. Вводятся понятия: информационная среда, информационная безопасность, компьютерный вирус, антивирусная программа, политика безопасности.
Выводы: Информационная безопасность – одна из важнейших задач современного общества. Информационные угрозы – актуальная проблема информационного общества, которая может помешать человеку получать полную и достоверную информацию, а также создавать и использовать информационные ресурсы. Решение проблемы защиты информации во многом определяется теми задачами, которые решает пользователь как специалист в конкретной области. Из-за недостатков современных информационных технологий и постоянно возрастающей сложности аппаратной части увеличивается количество угроз информационной безопасности компьютерных систем. На решение этой проблемы направлены усилия разработчиков программных и аппаратных методов защиты информации.
- Перспективы развития
информационно-коммуникационных технологий.
Формируется понятие об этапах развития новых информационных и коммуникационных технологиях. Вводятся понятия: первый этап – «Восход надежд», второй этап – «Пик завышенных ожиданий», третий этап – «Котловина разочарований», четвертый этап – «Подъем жизнестойкости», пятый этап – «Плато продуктивности».
Вывод: большинство новых технологий проходит в процессе своего развития пять этапов, однако, некоторые технологии развиваются очень быстро и «пропускают» некоторые этапы, другие же, наоборот, периодически возвращаются на начальный этап развития.
- Урок обобщения и систематизации знаний
в форме контрольной работы.
Цель работы – контроль качества усвоения учащимися темы «Основы социальной информатики».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система контроля в курсе «Основы социальной информатики»
Данная система задач рекомендуется учащимся средних общеобразовательных школ, а также преподавателям информатики и информационных технологий....
Элективный курс «Проблемы социальной информатики»
Элективный курс «Проблемы социальной информатики»Курс разработан для учащихся 10-11 классов, продолжительность обучения 1 года (34 аудиторных часов). Занятия проводятся по одному часу в неделю.Электив...
Презентации к урокам по теме "Основы социальной информатики"
Презентации к урокам по теме "Основы социальной информатики"...
Конспект урока по теме "Социальная информатика"
Конспект урока по информатике...
К.К. Колин ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ: СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА
К.К. Колин Фундаментальные основы информатики:СОЦИАЛЬНАЯИНФОРМАТИКА...
Рабочая тетрадь по информатике и ИКТ для 10 класса "Социальная информатика"
Рабочая тетрадь предназначена в помощь учителю, работающему в 10-х классах по учебно-методическому компету для 10-х класов И.Г. Семакина и может быть использована в системе общего образования на парал...