Рабочая программа внеурочной деятельности "МИР ИНФОРМАТИКИ"
рабочая программа по информатике и икт по теме
Программа «Мир информатики» предназначена для учащихся 1–4 классов, обучение которых проводится в кабинетах информатики и информационных технологий.
Программа рассчитана на 33 часа в 1 классе, на 34 часа во 2-4 классах. Занятия проводятся во внеурочное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_informatiki.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
УО администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 7»
СОГЛАСОВАНО: Директор МОУ ДПО НМЦ _______________ Г.Н.Попова «____»_________2011 г | УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ «Основная общеобразовательная школа № 7» _____________ Ю.В.Штальбаум Приказ № ___ от «___»____ 2011 г |
МИР ИНФОРМАТИКИ
Рабочая программа внеурочной деятельности
по научно-познавательному направлению
для обучающихся 1-х классов
Составитель:
Мальчук Светлана Викторовна,
учитель информатики
Ленинск-Кузнецкий
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка | 3 |
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности | 4 |
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности | 4 |
Содержание программы | 5-7 |
Тематическое планирование | 8-9 |
Список литературы | 10 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Концепция учебного предмета «Информатика» определяет три уровня обучения информатике. Первый уровень предполагает формирование информационной культуры в рамках дополнительного образования.
Программа «Мир информатики» предназначена для учащихся 1–4 классов, обучение которых проводится в кабинетах информатики и информационных технологий.
Программа рассчитана на 33 часа в 1 классе, на 34 часа во 2-4 классах. Занятия проводятся во внеурочное время.
Работа с обучающими компьютерными программами учащихся направлена на развитие способностей учащихся и основана на использовании межпредметных связей.
Программа ориентирована на формирование элементов пооперационного стиля мышления учащихся, практическую работу с обучающей и развивающей информацией, позволяет стимулировать познавательные интересы, способствует развитию логического и ассоциативного мышления, а также пространственного воображения и зрительной памяти учащихся.
Осваивая компьютер в младших классах, учащиеся смогут использовать его как инструмент в своей дальнейшей учебной деятельности.
В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами занятия предполагают непрерывную работу учащихся за компьютером - 10-15 минут. Поэтому каждое занятие делится на две части: 1) дидактические игры и упражнения; 2) работа с обучающими программами на компьютере. Для снятия утомления проводятся физкультминутки. Все занятия проводятся через активные (в основном игровые) методы и средства обучения.
Основные цели программы:
формирование первоначальных элементов логического и алгоритмического мышления младших школьников;
формирование информационной культуры через практическую работу с обучающими и развивающими программами.
Основные задачи программы:
развивать умения работать с обучающими и развивающими компьютерными программами для начальных классов;
формировать умения составлять алгоритмы при решении игровых ситуативно-образных задач;
прививатьь устойчивый познавательный интерес к обучению;
формировать умения и навыки работы с мышью и клавиатурой при работе за компьютером.
Формы проведения занятий нестандартные: мини-игры, занятия-сказки, путешествия, конкурсы, викторины и т.п. Основные методы – это познавательные игры: ребусы, кроссворды, различные головоломки, которые помимо определенной образовательной функции непосредственно стимулируют интерес учащихся к изучаемым предметам, побуждают учащихся рассуждать логически, развивают речь, воображение, творчество, зрительное внимание, умение мыслить нестандартно, укрепляют память. Использование активных методов и форм обучения позволяет учителю постоянно изменять виды деятельности учащихся на уроке.
Игровые методы обучения, способствуют творческому развитию, развивают мышление и внимание, учат концентрироваться на выполнении заданий, работать в коллективе, стимулируют интерес к изучаемым предметам.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате изучения курса «Мир информатики» обучающиеся 1 класса:
получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
В РЕЗУЛЬТАТЕ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ КУРСА
учащиеся должны иметь первоначальные представления о:
правилах безопасности в кабинете информатики,
областях применения компьютеров,
способах получения информации.
учащиеся должны уметь:
выполнять упражнения для снятия утомляемости глаз, рук, мышц шеи и плеч;
включать и выключать компьютер;
правильно перемещать мышь по коврику;
управлять указателем мыши;
работать с клавишами управления курсора на клавиатуре;
загружать обучающую программу;
осуществлять выход из программы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I КЛАСС
(31 ч)
Введение (2 ч)
Работа с обучающей программой «Мир информатики – 1 год» - «Правила поведения в кабинете информатики. Гимнастика для глаз и рук».
Дидактические игры и упражнения: игра-викторина по правилам безопасности «Это должен знать каждый!», упражнения для рук «Мышки», упражнения для глаз, нахождение различий.
Межпредметные связи: физическая культура и здоровье – гимнастические упражнения для рук.
Компьютер – твой друг (3 ч)
Работа с обучающей программой «Мир информатики – 1 год» - «Применение компьютеров. Компьютер и его основные устройства. Включение и выключение компьютера. Мышь. Пиктограммы».
Дидактические игры и упражнения: виртуальная экскурсия «Компьютеры вокруг нас», игры и развлечения Фантазёра (обведи пунктирную линию, сосчитай предметы на картинке, сравни картинки), упражнения для рук «Цветок», упражнения для глаз.
Межпредметные связи: физическая культура и здоровье – гимнастические упражнения для глаз.
Беседы об информации (2 ч)
Работа с обучающей программой «Мир информатики – 1 год» - «Информация вокруг нас. Как мы получаем информацию».
Дидактические игры и упражнения: игры и развлечения Фантазёра (нарисуй линию, не отрывая карандаша от бумаги, повтори рисунок, найди лишний предмет, сосчитай предметы на картинке, сравни картинки и нарисуй недостающие детали), упражнения для рук «Встреча», упражнения для глаз.
Межпредметные связи: человек и мир – сведения об окружающем нас мире; физическая культура и здоровье – гимнастические упражнения для глаз, рук, мышц шеи и плеч.
Учимся логически мыслить (5 ч)
Работа с обучающей программой «Страна ФАНТАЗИЯ» - «Лабиринт», «Собери картинку», «Найди отличия», программой Gcompris - «Лабиринт».
Дидактические игры и упражнения: повтори рисунок по клеточкам, сосчитай предметы, найди различия, дорисуй картинку, найди тень предмета, игра-пантомима «Можно рассказать без слов?», тренируем руку (нарисуй такой же узор, найди путь в лабиринте).
Межпредметные связи: русский язык и литературное чтение – основы чтения и письма, развитие речи; математика – прямой и обратный счёт; человек и мир – знакомство с окружающим миром; изобразительное искусство – работа с рисунком; музыка – развитие слуха.
Учимся считать (4 ч)
Работа обучающей программой «Страна ФАНТАЗИЯ». Счёт. «Последовательности». «Мир информатики – 1 год» - «Клавиатурный тренажёр – цифры», программой Gcompris – «Упражнения по математике».
Дидактические игры и упражнения: хитрые загадки, найди лишний предмет, нарисуй такой же узор, найди различия, найди тень игрушки, найди две одинаковые фигуры, путешествуй по кривым линиям, повтори клеточный рисунок.
Межпредметные связи: математика – понятия «равно», «тяжелее», больше», «меньше», выбор отличительных признаков предметов, знакомство с цифровым рядом, развитие интуиции, логики, памяти; человек и мир – знакомство с окружающим миром; изобразительное искусство – работа с рисунком; физическая культура и здоровье – координация и точность движения рук, быстрота реакции.
Учимся рисовать (2 ч)
Работа с обучающей программой «Мир информатики - 1 год» – «Графика», «Раскрашивание компьютерных рисунков», «Страна ФАНТАЗИЯ» - «Внимание».
Дидактические игры и упражнения: виртуальная экскурсия «Путешествие в зоопарк», конкурс рисунков «Ребята и зверята», игры на бумаге (соедини точки – получишь рисунок), загадки в рисунках.
Межпредметные связи: изобразительное искусство – рисование и раскрашивание картинок; музыка – прослушивание и исполнение детских песен; человек и мир – знакомство с животным и растительным миром.
Учимся печатать и читать (3 ч)
Работа с обучающей программой «Мир информатики - 1 год» – «Работа на клавиатуре», «Страна «ФАНТАЗИЯ» - «Третий лишний», программой Gcompris – «Упражнения на чтение».
Дидактические игры и упражнения: обведи рисунок по точкам, выбери недостающий предмет из предложенных; найди и раскрась предметы, начинающиеся на одну букву; найди слова, начинающиеся с указанной буквы..
Межпредметные связи: русский язык и литературное чтение – чтение через письмо (основная идея – сделать чтение и письмо увлекательной игрой с «живыми», «говорящими» буквами), изобразительное искусство – просмотр красочных фотографий и картинок.
Играем со словами (3 ч)
Работа с обучающей программой Gcompris – «Упражнения на чтение», «Игры со словами».
Игровые задания со словами. Подбор для событий подходящих звуков. Нахождение соответствующего рисунку слова. Нахождение слов, которые обозначают названия указанных предметов. Нахождение слов, образующих рифму с заданным словом.
Дидактические игры и упражнения: подбери звук к событию, читай наоборот, подбери рифму, загадки-путаницы, реши кроссворд, из первых букв названий предметов составь новое слово, восстанови слово.
Межпредметные связи: литературное чтение и русский язык – обучение письму, развитие навыков литературного чтения; человек и мир – знакомство с окружающим миром, экологическое воспитание; музыка – прослушивание и исполнение детских песен.
Знакомство с элементами логики, множествами (4 ч)
Работа с обучающей программой «Мир информатики - 1 год» – «Элементы логики. Суждение: истинное и ложное. Сопоставление», «Множества», программой «Страна «ФАНТАЗИЯ» - «Укажи лишнего».
Дидактические игры и упражнения: разгадай кроссворд, найди путь в лабиринте, найди два одинаковых предмета, сравни картинки, оригами (изготовление бумажных фигурок).
Межпредметные связи: изобразительное искусство – работа с рисунком; музыка – прослушивание и исполнение детских песен; трудовое обучение – изготовление изделий из бумаги; русский язык – обучение чтению и письму.
План и правила. Исполнители. (3 ч)
Работа с обучающей программой «Мир информатики - 1 год» – «План и правила. Исполнитель. Примеры исполнителей».
Дидактические игры и упражнения: обведи рисунок по точкам, разгадай кроссворд, найди путь в лабиринте,
Межпредметные связи: изобразительное искусство – работа с рисунком; музыка – прослушивание и исполнение детских песен; человек и мир – правила дорожного движения.
Тематическое планирование
1 класс
№ занятия | Тема урока | Кол-во часов | Компьютерная поддержка | Дата проведения | Примечание |
1, 2 | Введение в предмет. Правила техники безопасности, правила поведения в компьютерном классе. | 2 | Программа «Мир информатики» 1 год обучения – «Правила поведения в компьютерном классе». |
3 | Возможности персонального компьютера. Компьютер и его основные устройства. | 1 | Программа «Мир информатики» 1 год обучения – «Применение персонального ПК», «Компьютер и его основные устройства». |
4, 5 | Мышь. Пиктограмма. | 2 | Программа «Мир информатики» 1 год обучения – «Мышь. Пиктограмма». |
6, 7 | Информация вокруг нас. Как мы получаем информацию. | 2 | Программа «Мир информатики» 1 год обучения – «Информация вокруг нас», «Как мы получаем информацию». |
8, 9, 10, 11, 12 | Учимся логически мыслить | 5 | Программа «Страна «Фантазия» - «Собери картинку», «Лабиринт», «Найди отличия», Программа Gcompris - «Лабиринт». |
13, 14, 15, 16 | Учимся считать | 4 | Программа «Страна «Фантазия» - «Последовательности». Программа «Мир информатики» 1 год обучения – «Клавиатурный тренажёр – цифры». Программа Gcompris – «Упражнения по математике». |
17, 18 | Учимся рисовать | 2 | Программа «Мир информатики» 1 год обучения – «Графика», «Раскрашивание компьютерных рисунков», Программа «Страна «Фантазия» - «Внимание». |
19, 20, 21 | Учимся печатать и читать | 3 | Программа «Мир информатики» 1 год обучения – «Работа на клавиатуре», Программа «Страна «Фантазия» - «Третий лишний». |
22, 23, 24 | Играем со словами | 3 | Программа Gcompris – «Упражнения на чтение», «Игры со словами». |
25, 26, 27 | Знакомство с элементами логики. Суждение истинное и ложное. Сопоставление. | 3 | Программа «Мир информатики» 1 год обучения – «Элементы логики. Суждение: истинное и ложное. Сопоставление». |
28 | Множества. | 1 | Программа «Мир информатики» 1 год обучения – «Множества», Программа «Страна «Фантазия» - «Укажи лишнего». |
29, 30, 31 | План и правила. Исполнители. | 3 | Программа «Мир информатики» 1 год обучения – «План и правила. Исполнитель. Примеры исполнителей». |
ВСЕГО: | 31 |
Литература
- С. Н. Тур, Т. П. Бокучаева «Первые шаги в мире информатики» Методическое пособие для учителей 1-4 классов – издательство Санкт-Петербург «БХВ – Петербург» 2009 г.;
- «Информатика в играх и задачах» А. В. Горячев – издательство Москва «Баласс» - 2010 г.
Обучающие компьютерные программы
1. Мир информатики 1-4 годы. [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодия. 2000. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв.
2. Страна ФАНТАЗИЯ. [Электронный ресурс] – СПб.: БХВ-Петербург, 2005. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв.
3. Сборник обучающих игр Gcompris в составе операционной системы Линукс (СПО)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика в мире профессий"
Текстовый документ, содержащий рабочую программу внеурочной деятельности по информатике для учащихся 5-6 классов "Информатика в мире профессий".Рабочая программа содержит: краткую пояснительную записк...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах» для 2 –3 классов
Рабочая программавнеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах» для 2 –3 классовучителя информатики и ИКТВоробьёвой Елены Анатольевны на 2014 – 2015 учебный год Пояснительная з...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика и мы» для 5 классов на 2014 – 2015 учебный год
Рабочая программавнеурочной деятельности «Информатика и мы» для 5 классовучителя информатики и ИКТВоробьёвой Елены Анатольевны на 2014 – 2015 учебный год Пояснительная записка...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика и мы» для 5 классов на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика и мы» для 5 классовучителя информатики и ИКТВоробьёва Елена Анатольевна на 2015-2016 учебный год Рабочая программа внеурочной деят...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика и мы» для 6 классов на 2015-2016 учебный год
Рабочая программавнеурочной деятельности «Информатика и мы» для 6 классовучителя информатики и ИКТВоробьёва Елена Анатольевна на 2015-2016 учебный год Рабочая программа внеурочной...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика: первые шаги"
Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика: первые шаги» ориентирована на обучающихся 4 класса общеобразовательных школ не изучавших информатику ранее....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика. Продвинутый пользователь" 6 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика. Продвинутый пользователь" для 6 класса...