Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика: первые шаги"
рабочая программа на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика: первые шаги» ориентирована на обучающихся 4 класса общеобразовательных школ не изучавших информатику ранее.
Программа включает в себя элементы Информатики и Логики, направлена на развитие логического мышления у младших школьников. Темы и задания программы учитывают возрастные особенности, углубляют и поддерживают уровень развития логического мышления, формируют способность анализировать и синтезировать полученные знания. Логическое мышление является основой для успешного освоения курса математики, информатики, физики; закладывает основы для понимания естественно-научной картины мира. Умения составить план действий, рассуждать, делать обоснованные выводы, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и сопоставлять, анализировать данные являются основой успешного освоения школьной программы.
Цель: формирование у младших школьников логической интуиции и элементов логической грамотности в единстве с формированием умений обучающихся для использования широкого спектра возможностей персонального компьютера в учебной и внеурочной деятельности, способного адаптироваться к постоянно изменяющимся потребностям и запросам жизни и общества.
Основные разделы:
- Знакомство с компьютером
- Человек и информация
- Кодирование информации
- Основы логики
- Создаем презентаци
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по информатике для 4 класса | 62.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 28"
муниципального образования городской округ Симферополь
Республики Крым
Рассмотрено и принято на МО учителей математики, информатики и физики Протокол №_______ «____» августа 2016 г. Руководитель МО _________ Т.А.Бойчук | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ________Н.И.Сахарова «_____» августа 2016 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 28 г. Симферополя ___________ О.А. Левицкая «____» августа 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
________________ИНФОРМАТИКА: первые шаги________________
(учебный предмет, курс)
Класс___________________________4________________________________
Количество часов: в неделю_______1_________; всего за год_______34______
Учитель (Ф.И.О.)__________Сахарова Наталия Ивановна____________
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика: первые шаги» ориентирована на обучающихся 4 класса общеобразовательных школ не изучавших информатику ранее.
Программа включает в себя элементы Информатики и Логики, направлена на развитие логического мышления у младших школьников. Темы и задания программы учитывают возрастные особенности, углубляют и поддерживают уровень развития логического мышления, формируют способность анализировать и синтезировать полученные знания. Логическое мышление является основой для успешного освоения курса математики, информатики, физики; закладывает основы для понимания естественно-научной картины мира. Умения составить план действий, рассуждать, делать обоснованные выводы, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и сопоставлять, анализировать данные являются основой успешного освоения школьной программы.
Самое благоприятное время для развития логического мышления ребенка – в начальных классах (т.е. в возрасте 6-10 лет). Однако формирование приемов мышления не происходит само собой. В этом может помочь учитель на уроках, на занятиях внеурочной деятельности; родители дома.
Программа учитывает то, что главную роль в мышлении у младшего школьника играет память, при этом умозаключения встречаются пока еще редко, чаще суждения формируются по аналогии. Мышление ребенка изначально носит наглядно-образный характер и только в ходе учебного процесса постепенно перерастает в понятийное, словесно-логическое. Любые учебные материалы, которые основаны на использовании наглядностей, школьники будут легче воспринимать, понимать, а соответственно выполнять задания и решать задачи.
Таким образом в любой предметной области может быть выделен информационный аспект, выявлены виды информационной деятельности и адекватные им виды учебной деятельности с использованием информационных и коммуникационных технологий, осуществляемые инвариантными приемами, которые опираются на закономерности информатики как фундаментальной науки и представляются ее практическими методами и средствами, в том числе – поиска, моделирования, визуализации информации об изучаемых или исследуемых объектах.
Данная рабочая программа составлена на основе следующих нормативных правовых документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования" от 29.12.2014 № 1643, от31.12.2015 г. № 1576;
- ООП НОО, ООП ООО одобренные Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию Протокол заседания от 8 апреля 2015г. №1/15;
- Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03–296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования»;
- Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 № 09–3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ»;
- СанПиН 2.4.2. 2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993) с изменениями от 24.11.2015 г.;
- Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.12.2014 г. № 01-14/2013 «Об организации внеурочной деятельности»;
- Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 09.06.2016 г. № 01-14/2040 «Об учебных планах общеобразовательных организаций Республики Крым на 2016/2017 учебный год»;
- Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 24.06.2016 г. № 01-14/2239 «О внедрении комплексной программы по изучению правил дорожного движения»;
- Положение «Об организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях ФГОС НОО Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 28» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утверждённого приказом № 375 от 01.09.2014 (протокол Педагогического совета от 23.06.2014 № 11).
Нормативные правовые документов регионального уровня:
- Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06.2015 г. № 555 «Об утверждении методических рекомендациях по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год;
- Письмо Крымского республиканского института последипломного педагогического образования от 23.06.2014 г. № 364/01-08 «О распределении часов регионального компонента и компонента общеобразовательной организации»;
- Устава МБОУ СРШ №28 г. Симферополя;
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №28 г. Симферополя;
- Годового календарного учебного графика МБОУ СОШ №28 г. Симферополя на 2016/2017 учебный год;
- Положения о рабочей программе педагога МБОУ СОШ №28 г. Симферополя.
Цели и задачи курса
Цель: формирование у младших школьников логической интуиции и элементов логической грамотности в единстве с формированием умений обучающихся для использования широкого спектра возможностей персонального компьютера в учебной и внеурочной деятельности, способного адаптироваться к постоянно изменяющимся потребностям и запросам жизни и общества.
Образовательными задачами являются следующие:
- учить логически мыслить, рассуждать, формулировать, делать выводы
- правильно оперировать терминами и применять введенные понятия
- искать и анализировать информацию во всемирной сети Internet
- совершенствовать навыки работы за компьютером
- пропедевтика базового курса Информатика
Воспитательными задачами являются следующие:
- воспитывать ответственное и избирательное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения
- деловые и личностные качества
- национальное самосознание
Развивающими задачами являются следующие:
- развивать образное и логическое мышление, произвольное внимание
- формировать общеучебные умения и способы интеллектуальной деятельности на основе методов информатики
- развивать подвижность и гибкость мышления
- развивать зрительное восприятие, умение выделять главное
- развивать интерес к точным наукам
- развивать познавательный интерес, творческие способности средствами информационных технологий
Место предмета в учебном плане школы
Учебный план 2016-2017 учебного года предусматривает 34 рабочие недели. Данная программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год) как внеурочная деятельность в 4 классе (обучающиеся не изучали информатику ранее).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Предметные образовательные результаты
В результате освоения курса информатики школьники
получат представление:
- о понятии «информация» — одном из основных обобщающих понятий современной науки, о понятии «данные», о базовых понятиях, связанных с хранением, обработкой и передачей данных;
- о компьютерах — универсальных устройствах обработки информации, связанных в локальные и глобальные сети;
- о мировых сетях распространения и обмена информацией,
- о направлениях развития компьютерной техники (суперкомпьютеры, мобильные вычислительные устройства и др.);
будут сформированы:
- основы алгоритмической культуры;
- навыки коммуникации с использованием современных средств ИКТ, включая непосредственное выступление перед аудиторией и дистанционное общение (с опорой на предшествующее использование в различных предметах),
- представления о необходимости учёта юридических аспектов использования ИКТ, о нормах информационной этики.
Ученик научится:
- понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
- различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
- приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
- приводить примеры информационных носителей;
- иметь представление о способах кодирования информации;
- уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
- определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
- различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
- запускать программы из меню Пуск;
- уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
- вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
Ученик получит возможность:
- применять мультимедийные технологии используя Impress;
- строить алгоритмы на примере исполнителя KTurtele;
- знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Метапредметные образовательные результаты
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:
- уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
- владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
- владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
- опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
- владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
- владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Личностные образовательные результаты
В результате освоения программы «Информатика: первые шаги» учащиеся получат:
- широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
- готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
- способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Содержание курса «Информатика: первые шаги»
1. «Знакомство с компьютером» - 2 часа
Техника безопасности и организация рабочего места в кабинете информатики. История развития вычислительной техники.
Человек и компьютер. Основные устройства компьютера. Организация рабочего места дома.
Практические работы: Работа с клавиатурным тренажером «Klavaro».
2. «Человек и информация» - 2 часа
Понятия «информация», «информационный объект», «информационный процесс», «источник информации», «приёмник информации», «естественный источник информации», «искусственный источник информации».
Виды информации. Виды информации по способам восприятия и представления. Основные устройства компьютера и технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер
Практические работы: Работа с клавиатурным тренажером «Klavaro»; Сборник обучающих игр «GCompris» (Изучение компьютера – работа с компьютерными устройствами)
3. «Кодирование информации» - 6 часов
Понятия «код», «кодирование», «декодирование», «анаграмма», «граф», способы разгадывания анаграмм. Правила кодирования и декодирования слов и текста. Кодирование информации с помощью букв русского и английского алфавитов. Индейская азбука, азбука Морзе, флажковая (семафорная) азбука, Код Цезаря, азбука пляшущих человечков. Практические работы: Работа с клавиатурным тренажером «Klavaro»;
Сборник обучающих игр «GCompris» (Исследования – тренировка памяти; Стратегические игры)
4. «Основы логики» - 12 часов
Алгоритм. Исполнитель. СКИ. Формы записи алгоритмов. Типы алгоритмов. Линейные и циклические алгоритмы. Учебный исполнитель KTurtel.
Практические работы: Сборник обучающих игр «GCompris» (Математика; Головоломки); разработка простейших алгоритмов в среде KTurtel.
5. «Создаем презентацию» - 12 часов
Знакомство с мультимедиа.
Интерфейс Impress. Меню программы. Запуск готовых презентаций. Создание и дизайн слайда. Работа с текстом в презентации. Знакомство с объектами Word Art. Вставка готовых фигур и рисунков. Знакомство с понятием «анимация». Настройка анимации.
Практические работы: Разработка презентации «Сказка». Защита проекта
Тематическое планирование курса «Информатика: первые шаги»
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | Знакомство с компьютером | 2 |
2. | Человек и информация | 2 |
3. | Кодирование информации | 6 |
4. | Основы логики | 12 |
5. | Создаем презентацию | 12 |
ВСЕГО: | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема | Основное содержание | Характеристика деятельности | Результаты обучения | |||||||||||
План | Факт | Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||||||
Знакомство с компьютером – 2 часа | ||||||||||||||||
Техника безопасности и организация рабочего места в кабинете информатики. | Пожарная безопасность, охрана труда, санитарные правила, правила поведения в кабинете. | Соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ. | Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютером. | Расширение кругозора учащихся. | Формирование чувства ответственности, навыков защиты. | |||||||||||
Человек и компьютер. | Человек и компьютер. Основные устройства компьютера. Организация рабочего места дома | Анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации; определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер. Работа с тренажером Klavaro | Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации. | Расширение кругозора учащихся, повышению их интеллекта. Организация компьютерного рабочего стола. Примеры применения ПК в различных отраслях. | Положительное отношение к процессу познания. Формирование понятия связи различных явлений, процессов, объектов с информационной деятельностью человека; актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности; формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ | |||||||||||
Человек и информация – 2 часа | ||||||||||||||||
Человек и информация | Понятие «информация», «информационный объект», «информационный процесс». | Изучение и закрепление новых понятий. Работа с обучающими играми GCompris (работа с компьютерными устройствами) Работа с тренажером Klavaro | Понимание и правильное применение понятий «информация», «информационный объект»; Формирование представления о приемах обработки информации, информационных процессах. Знание основных действий оперирования с информацией. | Формирование способности выполнять разные виды чтения, умения выделять информационный аспект задачи, умения выделять, называть, читать, описывать объекты реальной действительности (умение представлять информацию об изучаемом объекте в виде описания: ключевых слов или понятий, текста, схемы, рисунка и т.п.) Формирование критического мышления. | Положительное отношение к процессу познания, применение правил сотрудничества; развитие творческих способностей. Формирование умений: - осуществлять совместную информационную деятельность, в частности, при выполнении учебных заданий, - использовать монолог и диалог для выражения и доказательства своей точки зрения, толерантности, терпимости к чужому мнению, к противоречивой информации. | |||||||||||
Виды информации | Классификация видов информации по способам восприятия и представления. | Деление информации на виды (решение информационных задач). Работа с основными элементами пользовательского интерфейса. Работа с обучающими играми GCompris (работа с компьютерными устройствами) Работа с тренажером Klavaro | Формирование представления о понятии информации, её свойствах и видах. | Формирование способности выполнять разные виды чтения, умения выделять информационный аспект задачи, умения выделять, называть, читать, описывать объекты реальной действительности (умение представлять информацию об изучаемом объекте в виде описания: ключевых слов или понятий, текста, схемы, рисунка и т.п.) Формирование критического мышления. | Положительное отношение к процессу познания, применение правил сотрудничества; развитие творческих способностей. Формирование умений: - осуществлять совместную информационную деятельность, в частности, при выполнении учебных заданий, - использовать монолог и диалог для выражения и доказательства своей точки зрения, толерантности, терпимости к чужому мнению, к противоречивой информации. | |||||||||||
Кодирование информации – 6 часов | ||||||||||||||||
Кодирование информации. | Знакомство с понятиями «код», «кодирование», «декодирование». | Использование текстового редактора для создания текста. Грамотно управлять компьютерными программами. Работа с обучающими играми GCompris (Исследования – тренировка памяти) Работа с тренажером Klavaro | Умение создавать информационные модели объектов, явлений, процессов из разных областей знаний на естественном, формализованном и формальном языках. Умение применять начальные навыки по использованию компьютера для решения простых информационных и коммуникационных учебных задач. | Расширение кругозора учащихся, повышению их интеллекта. Формирование способности выполнять разные виды чтения и умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. | ||||||||||||
Анаграммы | Понятие «анаграмма», способы разгадывания анаграмм. Правила ввода букв, удаления символов. | Закрепление умений набора букв в MS Office Word. Решение задач на анаграммы. Работа с обучающими играми GCompris (Исследования – тренировка памяти) Работа с тренажером Klavaro | Выполнение заданий по отработке навыков работы на клавиатуре компьютера и тренировке памяти | Создают алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера. | Развитие познавательного интереса и творческих способностей, формирование коммуникативной культуры. Развитие умений определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи, а также адекватно оценивать и применять свои способности в коллективной деятельности. Формирование умения использовать монолог и диалог для выражения и доказательства своей точки зрения, толерантности, терпимости к чужому мнению, к противоречивой информации. | |||||||||||
Кодирование информации с помощью букв русского и английского алфавитов. | Правила кодирования с помощью алфавита любого из языков. | Использование текстового редактора для осуществления кодирования. Работа с шрифтами. Работа с обучающими играми GCompris (Стратегические игры) | Формирование представления о понятии информации и её свойствах. Развитие умений осуществлять кодирование и декодирование информации с помощью символов русского и английского алфавитов. Умение применять начальные навыки по использованию компьютера для решения простых информационных и коммуникационных учебных задач с помощью графического редактора. | Расширение кругозора учащихся, повышению их интеллекта. Формирование способности выполнять разные виды чтения и умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах. | ||||||||||||
Код Цезаря | Правила кодирования и декодирования слов и текста с помощью Кода Цезаря. Правила ввода букв и слов, удаления символов. | Применение правила кодирования для выполнения учебных заданий. Использование текстового редактора для создания текста. Работа с тренажером Klavaro | Развитие умений осуществлять кодирование и декодирование информации с помощью Кода Цезаря. Умение применять начальные навыки по использованию компьютера для решения простых информационных и коммуникационных учебных задач с помощью текстового процессора. | |||||||||||||
Азбука Морзе. Флажковая азбука | Правила кодирования и декодирования слов и текста с помощью азбуки Морзе, флажковой азбуки. | Применение правил кодирования для выполнения учебных заданий. Использование текстового процессора. Грамотное управление компьютерными программами. Работа с обучающими играми GCompris (Стратегические игры) | Развитие умений осуществлять кодирование и декодирование информации с помощью азбуки Морзе, флажковой азбуки. Умение применять начальные навыки по использованию компьютера для решения простых информационных и коммуникационных учебных задач с помощью текстового процессора. | Расширение кругозора учащихся, повышению их интеллекта. Формирование способности выполнять разные виды чтения и умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах. | Умение самостоятельно оценивать свою деятельность и деятельность членов коллектива посредством сравнения с деятельностью других, с собственной деятельностью в прошлом, с установленными нормами. Умение использовать монолог и диалог для выражения и доказательства своей точки зрения, толерантности, терпимости к чужому мнению, к противоречивой информации. Формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность | |||||||||||
Пляшущие человечки | Правила кодирования и декодирования слов и текста с помощью индейской азбуки и азбуки пляшущих человечков. | Развитие умений осуществлять кодирование и декодирование информации с помощью азбуки пляшущих человечков. | ||||||||||||||
Основы логики – 12 часов | ||||||||||||||||
Понятие. Деление и обобщение понятий | Понятие, определение понятия. Правила деления и обобщения понятий. | Формирование представления о понятии как одной из форм мышления. Работа с обучающими играми GCompris (Математика) | Выполнение операции с понятиями. Модели и моделирование | Расширение кругозора учащихся, повышению их интеллекта. Формирование системного и объектно-ориентированного мышления, критического и логического мышления. Умение создавать информационные модели объектов. | Актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности. Умение использовать монолог и диалог для выражения и доказательства своей точки зрения, толерантности, терпимости к чужому мнению, к противоречивой информации. | |||||||||||
Отношения между понятиями | Отношения тождества, пересечения и подчинения. | Формирование представления о понятии как одной из форм мышления. Работа с обучающими играми GCompris (Головоломки) | Выполнение операции с понятиями. Модели и моделирование | |||||||||||||
Понятия «истина» и «ложь» | Решение информационных задач на определение истинности и ложности понятий. | Выполнение анализа информации. Работа с обучающими играми GCompris (Головоломки) | Выполнение операции с понятиями. Формирование навыков работы с текстом. |
Расширение кругозора учащихся, повышению их интеллекта. Формирование системного и объектно-ориентированного мышления. Формирование критического и логического мышления. Умение создавать информационные модели объектов. |
Актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности. Формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ. Умение использовать монолог и диалог для выражения и доказательства своей точки зрения, толерантности, терпимости к чужому мнению, к противоречивой информации. | |||||||||||
Суждение | Суждение, Виды суждений. | Выполнение анализа информации. Работа с обучающими играми GCompris (Головоломки) | Выполнение операции над суждениями. Формирование навыков работы с текстом. | |||||||||||||
Умозаключение | Умозаключение как форме мышления | Выполнение анализа информации. Работа с обучающими играми GCompris (Головоломки) | Построение умозаключений на основании имеющихся посылок. Формирование навыков работы с текстом. | |||||||||||||
Алгоритм | Знакомство с понятиями «алгоритм», «исполнитель», «система команд исполнителя», «нумерованный список». Составление алгоритмов действий, выполняемых в быту. | Изучение новых понятий темы. Составление алгоритмов «Посади дерево», «Завари чай», «Купи хлеб». Создание нумерованных списков. | Формирование представления о понятии алгоритма. Развитие умений составить и записать алгоритм для решения бытовых задач. Развитие умений создавать нумерованные списки в текстовом процессоре. | |||||||||||||
Исполнитель KTurtele | Понятие исполнителя. Учебный исполнитель KTurtele как пример формального исполнителя. Назначение, среда, режим работы, СКИ. | Изучение СКИ исполнителя KTurtele. Проверка действий исполнителя по готовым алгоритмам. Решение задач по управлению учебным исполнителем. | Иметь представление об учебном исполнителе Черепаха. Уметь выделять операции в действии. Осуществлять набор готового алгоритма и запускать его. | Формирование алгоритмического мышления. Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения. Составляют алгоритм нужной конструкции. | Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ. | |||||||||||
Линейный алгоритм | Управление исполнителем KTurtele с помощью команд и их последовательностей. | Составление линейных алгоритмов . | Формирование представления о понятии линейного алгоритма. | |||||||||||||
Выполнение линейных алгоритмов | Управление исполнителем Черепаха с помощью команд и их последовательностей. | Составление линейных алгоритмов по управлению учебным исполнителем KTurtele. | Формирование представления о понятии линейного алгоритма. | Формирование алгоритмического мышления. Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения. Составляют алгоритм нужной конструкции. | Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ. | |||||||||||
Циклический алгоритм | Составление алгоритмов с циклами для решения информационных задач. | Составление циклических алгоритмов по управлению учебным исполнителем KTurtele. | Умеют составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем KTurtele. | |||||||||||||
Выполнение циклических алгоритмов | Составление алгоритмов с циклами для решения информационных задач. | Составление циклических алгоритмов по управлению учебным исполнителем KTurtele. | Умеют составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем KTurtele. | |||||||||||||
Построение геометрических фигур. | Составление алгоритмов для решения информационных задач. | Составление алгоритмов по управлению учебным исполнителем KTurtele. | Умеют составлять алгоритмы по управлению учебным исполнителем KTurtele для решения информационных задач. | |||||||||||||
Создаем презентацию – 12 часов | ||||||||||||||||
Знакомство с Impress | Интерфейс Impress. Изучение меню программы. Изучение возможностей, применимых исключительно к данной программе. | Знакомство с мультимедиа технологиями. Изучение меню программы. Запуск готовых презентаций. | Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации. Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств | Умение создавать информационные модели. Умение выделять информационный аспект задачи и структурировать знания. Формирование алгоритмического и творческого мышления | Формирование критического отношения к информации и избирательности её восприятия. Формирование навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды, навыков обеспечения защиты значимой личной информации, формирование чувства ответственности за качество личной информационной среды | |||||||||||
Создание и дизайн слайда. | Технология создания слайдов, дублирования выделенных слайдов. Знакомство с макетами слайдов. | Планировать последовательность событий по созданию и оформлению слайдов. Выбор нужных макетов и дизайна слайдов презентации. | Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации. Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств. | |||||||||||||
Работа с текстом в презентации. | Форматирование текста. Знакомство с объектами Word Art. | Планировать последовательность событий по набору и редактированию текстов. Вставка декоративного текста в документ. | Развитие умений форматирования текста в Impress, работы с декоративным текстом. | |||||||||||||
Вставка готовых фигур и рисунков. | Форматирование текста. Работа с графическими изображениями | Планировать последовательность событий по созданию и расположению графических объектов. | Формирование умений вставки готовых фигур и рисунков. | |||||||||||||
Вставка готовых фигур и рисунков. | ||||||||||||||||
Настройка анимации. | Знакомство с понятием «анимация». Применение анимационных эффектов к объектам, размещенным на слайдах | Планировать последовательность событий по настройке анимации необходимых объектов. | Формирование умений по настройке анимации. | Умение создавать информационные модели. Умение выделять информационный аспект задачи и структурировать знания. Формирование алгоритмического и творческого мышления | Формирование критического отношения к информации и избирательности её восприятия. Формирование навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды, навыков обеспечения защиты значимой личной информации, формирование чувства ответственности за качество личной информационной среды | |||||||||||
Работа над творческим проектом «Сказка» | Введение в проект. постановка проблемных вопросов. Составление плана проектной работы. Обобщение результатов. Создание проектных продуктов. | Планировать последовательность событий по созданию и оформлению слайдов, набору и редактированию текстов, созданию и расположению графических объектов, настройке анимации необходимых объектов. | Формирование умений: самостоятельно генерировать идеи, находить несколько вариантов решения проблемы, устанавливать причинно-следственные связи. Развитие основных навыков использования компьютерных устройств. Формирование информационной и алгоритмической культуры. Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации. | Формирование умения: - планировать последовательность действий для достижения цели, - использовать различные средства самоконтроля, - выделять, называть, читать, описывать объекты реальной действительности, - создавать информационные модели. | Формирование умения инициировать учебное взаимодействие со взрослыми. | |||||||||||
Защита творческих проектов. | Сообщение результатов. Обсуждение проектных работ. | Проверка и устранение недочетов в проектном продукте. Подготовка к выступлению. Выступление с опорой на проектный продукт. Обсуждение работы. | Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации. | Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. | Формирование навыков делового партнерского общения. Развитие умений - находить и исправлять ошибки в работе других участников проекта, - вести дискуссию, - отстаивать свою точку зрения, - находить компромисс, - уверенно держать себя во время выступления, - использовать средства наглядности при выступлении, - отвечать на вопросы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по курсу "Первые шаги в мир информатики"
Программа курса "Первые шаги в мир информатики" для учащихся 5 классов рассчитана на 35 часов ( 1 час внеделю). Предложенный курс позволит учащимся не прерывать линию изучения информатики и ИКТ,...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги по тропинке открытий» 1-4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги по тропинке открытий» предназначена для организации внеурочной деятельности по научно-познавательному экологическому направлению в 1-4 классах, н...
Программа внеурочной деятельности "Первые шаги в химию"
формирование фундамента для дальнейшего изучения химии в системном курсе 8-11 классов....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради
Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги к ГТО" (спортивно-оздоровительное направление)
Программа внеурочной деятельности «Первые шаги к ГТО» по физической культуре для учащихся 3 класса. Программа предусматривает ориентацию реализующих ее педагогов на следующие цели:- в...
Рабочая программа дополнительного образования «Первые шаги в науку»
Данная программа позволяет реализовать связь теоретических и практических знаний по биологии, активизировать познавательную деятельность учащихся в области углублений знаний учащихся в области б...
Рабочая программа дополнительного образования "Первые шаги в робототехнику"
Данная программа реализует обще интеллектуальное направление во внеурочной деятельности, рассчитана на 3 года в 5 – 7 классе, по 2 часа в неделю (70 часов в год, 210 часов за 3 года). Одно занят...