Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика и мы» для 6 классов на 2015-2016 учебный год
рабочая программа по информатике и икт (6 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass.doc | 172.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МОБУ СОШ № 5 г Зеи
от 31.08. 2015 № 93
Рабочая программа
внеурочной деятельности «Информатика и мы»
для 6 классов
учителя информатики и ИКТ
Воробьёва Елена Анатольевна
на 2015-2016 учебный год
Воробьёва Елена Анатольевна
Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика и мы»
для 6 классов на 2015-2016 учебный год -13 с.
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 6 классов составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования; примерной учебной программы по информатике для 5-6 классов; на основе авторской программы курса информатики для 5-6 классов Л.Л.Босовой, которая адаптирована к условиям внеурочной деятельности.
Программа направлена на обеспечение условий развития личности учащегося; творческой самореализации; умственного и духовного развития. А так же ориентирована на первую ступень школьного образовательного процесса по курсу «Информатика и информационно-компьютерные технологии».
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 6 классов составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования; примерной учебной программы по информатике для 5-6 классов; на основе авторской программы курса информатики для 5-6 классов Л.Л.Босовой, которая адаптирована к условиям внеурочной деятельности.
Программа направлена на обеспечение условий развития личности учащегося; творческой самореализации; умственного и духовного развития. А так же ориентирована на первую ступень школьного образовательного процесса по курсу «Информатика и информационно-компьютерные технологии».
Необходимость разработки данной программы обусловлена потребностью развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново.
Дополнительное образование по информатики основной школы является частью организационного продолжения курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и профильное обучение информатике в старших классах.
Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Особенность данного курса заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая графические возможности средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении. Данный курс рассматривается как дополнительный в процессе развития ИКТ-компетентности учащихся средней школы и закладывает основы естественнонаучного и культурного мировоззрения.
Цель программы:
Создание благоприятных условий для развития творческих способностей обучающихся, формирование информационной компетенции и культуры, формирование представления о графических возможностях компьютера, развитие информационно-коммуникационных компетенций.
Данная цель достигается решениями следующих задач:
Задачи:
- развивать основные навыки и умения использования прикладных компьютерных программ;
- научить детей самостоятельно подходить к творческой работе;
- формировать у обучающихся представление об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества;
- развивать познавательные, интеллектуальные и творческие способности обучающихся, выработать навыки применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Содержание программы отобрано в соответствии с возрастными особенностями учащихся 6-х классов.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение при изучении других предметных областей, становятся значимыми для формирования качеств личности.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент:
- на изучении фундаментальных основ информатики,
- на формировании информационной культуры,
- на развитии алгоритмического мышления.
Целью настоящего курса является овладение обучающимися приемами работы за компьютером и знакомство с компьютерными средами, приобретение ими знаний и умений, обеспечивающих дальнейшему освоению базового курса информатики и ИКТ в старших классах, создание условий для гармоничного развитие личности, творческой самореализации, умственного и духовного развития. Формирование практически значимых умений и навыков осуществляется с помощью разнообразного дидактического материала, компьютерных обучающих и развивающих программ, отвечающим особенностям и возможностям данной категории детей.
Данный курс информатики рассчитан на обучение с применением компьютера. При организации учебного процесса учтено, что оптимальная длительность работы за компьютером для учащихся 5-6 классов не должна превышать 20 минут за урок. На каждом занятии предусмотрена и теория и практика.
Курс обладает большим развивающим потенциалом, так как в ходе его изучения происходит обобщение знаний, полученных на других уроках. Происходит развитие целостной системы знаний за счёт введения новых обобщающих понятий.
В обучении информатике применяются (с помощью средств ИКТ):
- Словесные методы обучения (рассказ, объяснение, работа с учебником);
- Наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, схема, интерактивная модель, демонстрация наглядных пособий, презентаций, видеосюжетов);
- Практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);
- Проблемное обучение;
- Метод проектов.
Место учебного предмета, курса в учебном плане
Рабочая программа курса по информатике «КОМПЬЮТЕРНАЯ МУЛЬТИМЕДИАГРАФИКА» рассчитана для внеурочной деятельности обучающихся 6 классов сроком на 1 год. Всего 35 ч., по одному часу в неделю, внеаудиторного времени.
Для развития устойчивого интереса к учебному процессу в дополнительном образовании по информатике «КОМПЬЮТЕРНАЯ МУЛЬТИМЕДИАГРАФИКА» используется учебник Босовой Л.Л. – (Информатика 5 класс. М.: Бином. Лаборатория знаний и Информатика 6 класс. М.: Бином. Лаборатория знаний)., а также используются презентации, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), электронные образовательные ресурсы (ЭОР).
На практических занятиях используются здоровьесберегающие технологии – коррегирующая гимнастика для глаз. (В.Ф. Репин, В.И. Павлов, Г.М. Чеботаревская «Компьютер и глаза. Корригирующая гимнастика для глаз», методическое пособие, Саратов, 2007).
Образовательные результаты формируются в деятельностной форме с использованием следующих методов:
- словесного (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником);
- наглядного (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
- практического (практические работы в среде графического редактора и электронных презентаций);
- проектного.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам при работе с графической информацией;
- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать графические объекты для решения учебных и творческих задач;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
- владение устной и письменной речью.
Предметные результаты
- умение использовать термины «информация», «компьютерная графика», «программа», «растровая графика», «векторная графика»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
- умение работать в среде растрового и векторного графического редактора;
- умение выполнять действия преобразования растровых (копирование, поворот, отражение) и векторных графических изображений;
- умение создавать новые графические изображения из имеющихся заготовок путем разгруппировки-группировки изображений и их модификации;
- изучение возможностей растрового графического редактора;
- представление об использовании мультимедийных презентаций в практической деятельности;
- использование мультимедийных возможностей редактора электронных презентаций.
Содержание учебного предмета, курса
- Ведение (1час)
Правила поведения в кабинете информатики и техника безопасности при работе с компьютерной техникой, электробезопасность. Требования к организации рабочего места. Санитарно-гигиенические нормы при работе за компьютером
- Создание растровых изображений (14 часов).
Графические редакторы Paint и Gimp: знакомство с интерфейсом программ, инструментами создания графических изображений, использование различных эффектов – добавление цветов в палитру, обращение цветов, изменение размера и местоположения рисунка, настройка атрибутов рисунка, создание мелкого изображения с помощью сетки пикселей, наложение слоев, вырезание объектов по контуру, настройка яркости и контрастности изображение, исправление дефектов, размытие объектов. Создание и редактирование графических изображений: букета в вазе, дома «моей мечты», геометрического и растительного орнамента, открытки, коллажи.
- Мультимедийные презентации (14 часов)
Мир мультимедиа. Виды презентаций. редактор электронных презентаций MS Power Point. Интерфейс программы, структура окна. Знакомство с интсрументами создания объектов на слайде, правил работы в среде редактора электронных презентаций. Вставка графики, текста, звука. Преобразование графических объектов и создание на их основе новых объектов с использованием возможностей меню группировка-разгруппировка. анимирование объектов на слайдах и организация переходов слайдов с использованием различных эффектов их анимации. Создание управляющих кнопок и гиперссылок. Пути перемещения объектов.
- Создание анимированных изображений (6 часов).
Анимация. Работа в мультимедийных редакторах Abrosoft_FantaMorph_Deluxe и Macromedia Flash: знакомство с интерфейсом программ, инструментами создания анимации, инструментами выделения и рисования, анимация движения, совмещение покадровой и автоматической анимации. Создание анимационных фильмов.
Творческие работы: самопрезентация, «Моя семья», «Морское дно», слайд-фильм с эффектами мультипликации, открытка-поздравление, презентация-поздравление, мультипликационная реклама.
Тематическое планирование
№ п/п | Наменование раздела | Общее количество часов | Теория | Практика |
1. | Введение | 1 | 1 | |
2. | Создание растровых изображений | 14 | 5 | 9 |
3. | Мультимедийные презентации | 14 | 5 | 9 |
4. | Создание анимированных изображений | 6 | 2 | 4 |
Итого | 35 | 13 | 21 |
Характеристика деятельности учащихся
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Познавательная деятельность:
- Овладение школьниками навыками проектной деятельности.
- Успешная самореализация учащихся.
- Опыт работы в коллективе.
- Получение опыта дискуссии, проектирования учебной деятельности.
- Опыт составления индивидуальной программы обучения.
- Систематизация знаний.
- Возникновение потребности читать дополнительную литературу.
- Умние искать, отбирать, оценивать информацию.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- развитие способности правильно, логически выстроено задавать вопросы, высказывать и доказывать свое мнение,понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебники
- Учебник для 5 класса/Л.Л. Босова. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013;
- Учебник для 6 класса/Л.Л. Босова. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Учебно-методические пособия
- Афанасьева Е. Презентации в Power Point. Шпаргалка. /Издательство: НТ Пресс, 2006;
- Информатика. 5-6 класс. Начальный курс: Учебник. 2-е изд., переработанное/под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2006;
- Поурочные разработки по информатике:5 класс/ Югова Н.Л., Хлобыстова И.Ю. - М.: ВАКО, 2010;
- Поурочные разработки по информатике:6 класс/ Югова Н.Л., Хлобыстова И.Ю. - М.: ВАКО, 2010.
Учебное оборудование и компьютерная техника
- Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
- Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
- Проектор.
- Лазерный принтер.
- Ксерокс.
- Телекоммуникационный блок.
- Устройства вывода звуковой информации.
- Интернет.
Основные электронные образовательные ресурсы
- http://www.informika.ru/;
- http://www.informika.ru
- http://www.edu.ru
- http://teacher.fio.ru
- http://www.encyclopedia.ru
- http://www.kpolyakov.ru
- http://www.informika.na.by
Приложение
Календарно-тематический план
№ п/п | № урока | Тема | Элементы содержания | Количество часов | Дата | Примечание |
1. Введение (1 час) | ||||||
1 | 1.1 | Введение | Правила техники безопасности при работе с компьютером.Мультимедиа. Программное обеспечение необходимое для создания эффективного мультимедийного проекта. | 1 | ||
2. Создание растровых изображений (14 часов) | ||||||
2 | 2.1 | Растровая графика | Растровые графические изображения. Пиксель, цветовая модель, чувствительность к масштабирование. Растровые графические редакторы. Форматы графических файлов. | 1 | ||
3 | 2.2 | Букет в вазе | Изображение букета в вазе средствами растровой графики в среде растрового графического редактора (Paint и Gimp) | 1 | ||
4 | 2.3 | Редактирование рисунка. | Открытие изображения. Редактирование рисунка. Вырезание объекта по контуру. Установка прозрачного фона. | 1 | ||
5 | 2.4 | Слои. | Слой. Наложение слоев. Конструирование коллажа «На полянке». | 1 | ||
6 | 2.5 | Дом моей мечты | Создание графического изображения дома средствами растровой графики в среде растрового графического редактора. | 1 | ||
7 | 2.6 | Дом моей мечты | Открытие изображения. Редактирование рисунка | 1 | ||
8 | 2.7 | Геометрический орнамент | История появления геометрического орнамента. Способы его изображения, назначение. Выбор орнамента. Создание орнамента по периметру квадрата с произвольной стороной | 1 | ||
9 | 2.8 | Геометрический орнамент | Редактирование орнамента | 1 | ||
10 | 2.9 | Коллаж | Что такое коллаж, плакат, реклама. Выбор изображений. Размещение объектов на листе. | 1 | ||
11 | 2.10 | Коллаж | Редактирование коллажа | 1 | ||
12 | 2.11 | Ввод текста | Инструмент для ввода текстовой информации в растровом графическом редакторе. Способы редактирования и форматирования текста. Создание текстовой надписи | 1 | ||
13 | 2.12 | Поздравительная открытка | История появления открытки. Способы создания изображения | 1 | ||
14 | 2.13 | Поздравительная открытка | Редактирование изображения. Вставка текстового фрагмента | 1 | ||
15 | 2.14 | Защита творческой работы | Обсуждение соответствия прогнозированного результата и действительного. | 1 | ||
| ||||||
16 | 3.1 | Редактор электронных презентаций | Что такое Microsoft PowerPoint? Интерфейс программы. Слайд. Копирование и удаление слайдов. Создание макета презентации. Дизайн презентации. Выбор фона. | 1 | ||
17 | 3.2 | Векторная графика. | Векторная графика. Добавление объектов. Форматирование объектов. | 1 | ||
18 | 3.3 | Вставка текста, графики, звука | Реализация возможностей Меню Вставка. Форматирование текста. Панель WordArt, способы преобразования надписей | 1 | ||
19 | 3.4 | Анимация объектов. Смена слайдов | Анимация. Овладение навыками работы по анимированию объектов на слайде, организация анимированной смены слайдов | 1 | ||
20 | 3.5 | Управляющие кнопки. Гиперссылки | Создание управляющих кнопок. Организация гиперсвязей внутри документа, с внешними документами. Проектирование игры «Викторина. (вопрос - ответ)» | 1 | ||
21 | 3.6 | Управляющие кнопки. Триггеры. | Создание управляющих кнопок. Настройка триггеров. Управление объектами при помощи управляющих кнопок. Проектирование игры «Пазл» | 1 | ||
22 | 3.7 | Создание движущихся объектов | Способы организации движения объектов. Эффекты появления, изменения размера, исчезновения объекта, создание пути движения. Создание слайда с анимированными объектами "Морское дно", вставка растрового изображения как фона и векторных изображений. | 1 | ||
23 | 3.8 | Организация движения на слайде | Способы организации движения объектов. Эффекты появления, изменения размера, исчезновения объекта, создание пути движения. Создание слайда с анимированными объектами "Морское дно", вставка растрового изображения как фона и векторных изображений. | 1 | ||
24 | 3.9 | Создание слайд-фильма | Применение освоенных навыков вставки графических объектов и их анимация при создании слайд-фильма "На прогулке". Создание векторного изображения путем преобразования векторных графических объектов | 1 | ||
25 | 3.10 | Творческая работа по созданию слайд игры | Выбор темы, подбор материала, создание вспомогательных графических объектов. Создание макета презентации. | 1 | ||
26 | 3.11 | Творческая работа по созданию слайд игры | Редактирование макета презентации. Вставка графических объектов. | 1 | ||
27 | 3.12 | Творческая работа по созданию слайд игры | Подбор и вставка звуковых эффектов в презентацию. Редактирование графических объектов. | 1 | ||
28 | 3.13 | Творческая работа по созданию слайд игры | Анимирование графических объектов. Организация непрерывной демонстрации презентации до нажатия клавиши ESC. Отладка презентации. | 1 | ||
29 | 3.14 | Защита творческой работы | Обсуждение соответствия прогнозированного результата и действительного. | 1 | ||
4. Создание анимированных изображений ( 6 часов) | ||||||
30 | 5.1 | Редактор Abrosoft_FantaMorph_Deluxe | Что такое Abrosoft_FantaMorph_Deluxe? Назначение, интерфейс, функциональные клавиши. Анимация рисунка. | 1 | ||
31 | 5.2 | Редактор Abrosoft_FantaMorph_Deluxe | Настройка движения отдельных элементов объекта. Работа над проектом по выбору: «Движение человека», «Движение отдельных частей лица человека». | 1 | ||
32 | 5.3 | Редактор Macromedia Flash | Что такое Macromedia Flash? Назначение, интерфейс, функциональные клавиши. Инструментами создания анимации, инструментами выделения и рисования, анимация движения. | 1 | ||
33 | 5.4 | Покадровая анимация | Покадровая анимация. Совмещение покадровой и автоматической анимации. | 1 | ||
34 | 5.5 | Создание анимационного фильма | Выбор темы, подбор материала, создание вспомогательных графических объектов. Создание макета фильма. | 1 | ||
35 | 5.6 | Создание анимационного фильма | Отладка презентации и демонстрация анимированного фильма. | 1 | ||
Итого: | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика. Продвинутый пользователь" 6 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика. Продвинутый пользователь" для 6 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика. Продвинутый пользователь" 7 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика. Продвинутый пользователь" для 7 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика. Продвинутый пользователь" 5 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика. Продвинутый пользователь" для 5 класса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности "Подвижные игры" 3-4 классы на 2018 - 2019 учебный год
Подвижная игра - естественный спутник ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой....
Рабочая программа внеурочной деятельности волейбол для 3- 4 класса на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа внеурочной деятельностиволейболдля 3- 4 классана 2019-2020 учебный год...
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Мир мультимедиа» 8 класс на 2020-21 учебный год
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Мир мультимедиа» для 7, 8 классов предусматривает 34 учебных часа (1 час в неделю).Планирование к...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный натуралист» для 5 класса на 2022-2023 учебный год
Раздел 1ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАНормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа. Сведения о программе (примерной/типовой или авторской):Федеральный закон от 29.12.2012 г...