Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
рабочая программа по музыке (5 класс) по теме

Белова Алла Владимировна

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2010 год; «Искусство»- : Музыка: 1-7 кл., «Искусство» 8-9 кл , Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2010 год имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской федерации».

Рабочая программа для 5 класса.

  1. Пояснительная записка
  2. Отличительные особенности программы
  3. Цели изучения курса.
  4. Содержание  рабочей   программы
  5. Структура изучения курса.
  6. Требования к уровню подготовки учащихся.
  7. Содержание  программы
  8. Тема  I  полугодия
  9. Тема  II  полугодия
  10. Учебно-тематическое планирование
  11. Циклограмма тематического контроля.
  12. Информационно - методическое обеспечение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_5_klassa.doc278.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»

«Рассмотрено»                                                 «Согласовано»                                         «Утверждено»

протокол №                                                 протокол №                                        приказ

заседания МО учителей-предметников                 заседания НМС

____________________                         

Руководитель МО                                         Председатель НМС                                 Директор школы

Ф.И.О.                                                                                         

____________________                                   ________________                                _______________

Рабочая программа учителя музыки Беловой А.В.

Предмет:                  Музыка

Класс:                       5

Учебный год:         

Ханты–Мансийск,

Пояснительная записка

       Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2010 год; «Искусство»- : Музыка: 1-7 кл., «Искусство» 8-9 кл , Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2010 год;.). При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).

В соответствии с Базисным учебным планом в 5 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю). Часы первого полугодия посвящены установлению связей между музыкой и литературой, а второго полугодия – связи музыки и изобразительного искусства. Учащиеся должны почувствовать, что эти три вида искусств не только не отделены друг от друга, но, напротив, связаны многими нитями, и знания одного из них помогает более глубокому восприятию и пониманию остальных.

       Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.

       Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.

Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи:

  1. развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
  2. освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
  3. овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
  4. воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Отличительные особенности программы

Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».

      Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.

      Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.

Межпредметные   связи

В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств – литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.

Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз.

Формы контроля:

При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 5 класс предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, классные и внеклассные.

Виды организации учебной деятельности:

- экскурсия

- конкурс

- викторина

- самостоятельная работа

- творческая работа

- путешествие

Основные виды контроля при организации контроля работы:

- вводный

- текущий

- итоговый

- индивидуальный

- письменный

Формы контроля:

- наблюдение

- самостоятельная работа

- тест

Цели изучения курса.

Цели

1.

Рассмотреть  разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств — литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок - оперы),

кино.

2.

Освоить содержания музыкальных образов, используя различные формы музицирования и творческие задания.

Содержание  рабочей   программы

В рабочей  программе  рассматриваются   разнообразные  явления  музыкального искусства  в их взаимодействии с художественными образами других искусств — литературы (прозы и поэзии),  изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др,) театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.

Программа  состоит  из  двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство».  Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз, что особенно ярко проявляется на страницах учебника и творческой тетради.

Тема года:   “Музыка и другие виды искусства”

Тема 1 полугодия:  “Музыка и литература” (17 часов)

Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.

Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды.Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении.  Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.  Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.

Тема  2 полугодия:  “Музыка и изобразительное искусство” (18 часов)

         Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Перечень  музыкального   материала  (I полугодие)

Родина. Н. Хрисаниди, слова В. Катанова.

Красно солнышко. П. Аедоницкий, слова И. Шаферана.

Родная земля. Я. Дубравин, слова Е. Руженцева.

Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника.

Моя Россия. Г. Струве, слова Н. Соловьевой.

Во поле береза стояла; Я на камушке сижу; Заплети-ся9 плетень; Уж ты, поле мое;  

Не одна-то ли во поле дороженька; Ах ты, ноченька и др., русские народные песни.

Симфония № 4 (фрагмент финала). П. Чайковский.

Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ.

Осень. П. Чайковский, слова А. Плещеева.

Осень. Ц. Кюи, слова А. Плещеева.

Осенней песенки слова. В. Серебренников, слова В. Степанова.

Песенка о словах. С. Старобинский, слова В. Вайнина.

Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтова.

Горные вершины. А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова.

Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фрагменты). А. Лядов.

Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

Вокализ. С. Рахманинов.

Вокализ. Ф. Абт.

Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пуш кина «Метель» (фрагмент).

Г. Свиридов.

Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский.

Песня венецианского гондольера (№ 6). Из

фортепианного цикла «Песни без слов». Ф. Мендельсон.        .

Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.

Баркарола.   Ф. Шуберт,   слова   Ф. Штольберга,   перевод    A.        Плещеева.

Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо для солистов, большого

 хора, гобоя и ударных (фрагменты).   B.Гаврилин.

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент финала). П. Чайковский.

Веснянка, украинская народная песня.

Сцена «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, слова Б. Пастернака.

Запевка. Г. Свиридов, слова И. Северянина.

Снег. Из вокального цикла «Земля». М. Славкин, слова Э. Фарджен, перевод

М. Бородицкой и Г. Кружкова.

Зима. Ц. Кюи, слова Е. Баратынского.

Откуда приятный и нежный тот звон. Хор из оперы «Волшебная флейта».

В.-А. Моцарт.

Маленькая ночная серенада (рондо). В.-А. Моцарт.

Dona nobis pacem. Канон. В.-А. Моцарт.

Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.

Dignare. Г. Гендель.

Садко. Опера-былина (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

«Сказка о царе Салтане...» Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк.

Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты). П. Чайковский.

Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.

Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.

     Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова

     О. Хаммерстайна, русский текст М. Подберезского

Дуэт лисы Алисы и кота Базилио. Из музыки к сказке «Буратино». Музыка и стихи

Б. Окуджавы.

Сэрj возьмите Алису с собой. Из музыки к сказке «Алиса в Стране чудес». Слова и музыка

 В. Высоцкого.

Хлопай в такт! Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова.

Песенка о песенке. Музыка и слова А. Куклина.

Птица-музыка. В. Синенко, слова М. Пляцковского.

Перечень  литературных   произведений

Из Гёте. М. Лермонтов.

Деревня. Стихотворение в прозе. И. Тургенев.

Кикимора. Народное сказание из «Сказаний русского народа», записанных И. Сахаровым.

Венецианская ночь. И. Козлов.

Осыпаются листья в садах... И. Бунин.

Скучная картина... А. Плещеев.

Осень и грусть на всей земле... М. Чюрленис.

Листопад. И. Бунин.

О музыкальном творчестве. Л. Кассиль.

Война колоколов. Дж. Родари.

Снег идет. Б. Пастернак.

Слово о Мастере (о Г. Свиридове). В. Астафьев.

Горсть земли. А. Граши.

Вальс. Л. Озеров.

Тайна запечного сверчка. Г. Цыферов.

Моцарт и Сальери. Из «Маленьких трагедий» (фрагменты). А. Пушкин.

Руслан и Людмила. Поэма в стихах (фрагменты). А. Пушкин.

Былина о Садко. Из русского народного фольклора.

Щелкунчик. Э.-Т.-А. Гофман.

Миф об Орфее. Из «Мифов и легенд Древней Греции».

Музыкант-чародей. Белорусская сказка.

Перечень  произведений  изобразительного  искусства

Натюрморт с попугаем и нотным листом. Г. Теплов. Книги и часы. Неизвестный художник. На Валааме. П. Джогин. Осенняя песнь. В. Борисов-Мусатов.

Стога. Сумерки; Вечер. Золотой плес; Над вечным покоем. И. Левитан.

Золотая осень. И. Остроухов.

Осень. А. Головин.

Полдень. К. Петров-Водкин.

Итальянский пейзаж. А. Мордвинов.

Ожидание. К. Васильев.

Полдень. В окрестностях Москвы. И. Шишкин.

Осенний сельский праздник. Б. Кустодиев.

Дворик в Санкт-Петербурге. М. Добужинский.

Песня без слов. Дж. Г. Баррабл.

Вальсирующая пара. В. Гаузе.

Моцарт и Сальери. В. Фаворский.

Садко. И. Репин.

Садко. Палех. В. Смирнов.

Иллюстрация к былине «Садко». В. Кукулиев.

Садко и Морской царь. Книжная иллюстрация. В. Лукьянец.

Садко. Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане...» А. Пушкина. И. Билибин.

Волхова. М. Врубель.

Новгородский торг. А. Васнецов.

Песнь Волжского челна. В. Кандинский.

Иллюстрация к сказке «Снегурочка». В. Кукулиев.

Перечень  музыкального   материала  (II  полугодие)

Знаменный распев.

Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С. Рахманинов.

Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». П. Чайковский.

Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.

Любовь святая. Из музыки к драме А. Толстого «Царь Федор Иоаннович». Г. Свиридов.

Аве, Мария. Дж. Каччини.

Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева.

Аве, Мария. И.-С. Бах — Ш. Гуно.

Ледовое побоище (№ 5). Из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев.

Островок. С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П. Шелли).

Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева.

Форель. Ф. Шуберт, слова Л. Шубарта, русский текст В. Костомарова.

Прелюдия соль мажор для фортепиано. С. Рахманинов.

Прелюдия соль-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов.

Сюита для двух фортепиано (фрагменты). С. Рахманинов.

Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты).

В. Кикта.

Ария. Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». И.-С. Бах.

Чакона. Для скрипки соло (ре минор). И.-С. Бах.

Каприс № 24. Для скрипки соло. Н. Паганини (классические и

современные интерпретации).

Concerto grosso. Для двух скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и

струнных (фрагмент). А. Шнитке.

Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). С. Рахманинов.

Вариации на тему Паганини (фрагменты). В. Лютославский.

Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен.

Маленькая прелюдия и фуга для органа. И.-С. Бах.

Прелюдии для фортепиано. М. Чюрленис.

Море. Симфоническая поэма (фрагменты). М. Чюрленис.

Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты». К. Дебюсси.

Звуки и запахи реют в вечернем воздухе. Девушка с волосами цвета льна. Прелюдии.

К Дебюсси.

Кукольный кэк-уок. Из фортепианной сюиты «Детский уголок». К. Дебюсси.

Мимолетности № 1, 7, 10 для фортепиано. С. Прокофьев.

Наши дети. Хор из «Реквиема». Д. Кабалевский, слова Р. Рождественского.

Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.

Картинки с выставки. Сюита. М. Мусоргский (классические

современные интерпритации).

Рисунок. А. Куклин, слова С. Михалкова.

Семь моих цветных карандашей. В. Серебренников, слова В. Степанова.

Маленький кузнечик. В. Щукин, слова С. Козлова.

Парус алый. А. Пахмутова, слова Н. Добронравова.

Тишина. Е. Адлер, слова Е. Руженцева.

     Музыка. Г. Струве, слова И. Исаковой

Перечень произведений изобразительного искусства

      Чувство звука. Я. Брейгель.

Сиверко. И. Остроухов.

Покров Пресвятой Богородицы. Икона.

Троица. А. Рублев.

Сикстинская мадонна. Рафаэль.

Богородица Донская. Ф. Грек.

Святой князь Александр Невский. Икона.

Александр Невский. М. Нестеров.

Александр Невский. Триптих: «Северная баллада», «Александр Невский»,

«Старинный сказ». П. Корин.

Весенний этюд; Весна; Цветущие вишни; Дама в кресле; Водоем. В. Борисов-Мусатов.

Пейзаж. Д. Бурлюк.

Бурный ветер. А. Рылов.

Формула весны. П. Филонов.

Весна. Большая вода. И. Левитан.

Фрески собора Святой Софии в Киеве.

Портрет Н. Паганини. Э. Делакруа.

Н. Паганини. С. Коненков.

Антракт. Р. Дюфи.

Ника Самофракийская.

Восставший раб. Микеланджело.

Свобода, ведущая народ. Э. Делакруа.

Скрипка. Р. Дюфи.

Скрипка. И. Пуни.

Скрипка. К. Петров-Водкин.

Скрипка. Е. Рояк.

Симфония (скрипка). М. Меньков.

Оркестр. Л. Мууга.

Три музыканта. П. Пикассо.

Православные храмы и их внутреннее убранство.

Готические соборы и их внутреннее убранство.

Фуга. Триптих; Сотворение мира; Сказка. Путешествие королевны. Триптих;

 Зима;  Соната моря. Триптих. М. Чюрленис.

Впечатление. Восход солнца. К. Моне.

Руанский собор в полдень. К. Моне.

Морской пейзаж. Э. Мане.

Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин. В. Кандинский.

Композиция. Казаки. В. Кандинский.

Реквием. Цикл гравюр. С. Красаускас.

Вечно живые. Цикл гравюр С. Красаускас.

Перечень   литературных   произведений

Мадонна Рафаэля. А. К.Толстой.

Островок. К. Бальмонт.

Весенние воды. Ф. Тютчев.

Мне в душу повеяло жизнью и волей... А. Майков.

По дороге зимней, скучной... А. Пушкин.

Слезы. Ф. Тютчев.

И мощный звон промчался над землею... А. Хомяков.

Загадочный мир звуков Сергея Рахманинова. Н. Бажанова.

Звуки пели, дрожали так звонко... А. К. Толстой.

Струна. К. Паустовский.

Не соловей — то скрипка пела... А. Блок.

Березовая роща. В. Семернин.

Под орган душа тоскует... И. Бунин.

Я не знаю мудрости, годной для других... К. Бальмонт.

Реквием. Р. Рождественский.

Не привыкайте к чудесам... В. Шефнер.

Структура изучения курса.

Раздел (модуль)

Примерное количество часов

I.

Музыка и литература.

17

Что роднит музыку с литературой

1

Вокальная музыка

3

Фольклор в музыке русских композиторов

2

Жанры инструментальной и вокальной музыки

1

Вторая жизнь песни

2

Всю жизнь мою несу Родину в душе…

1

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

2

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

1

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

1

Музыка в театре, в кино, на телевидении

1

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

1

Мир композитора.

1

II.

Музыка и изобразительное искусство

18

Что роднит музыку с изобразительным искусством

1

Небесное и земное в звуках и красках

1

Звать через прошлое к настоящему

2

Музыкальная живопись и живописная музыка

2

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

1

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

1

Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы.

2

Застывшая музыка.

1

Полифония в музыке и живописи.

1

Музыка на мольберте.

1

Импрессионизм в музыке и живописи.

1

О подвигах, о доблести, о славе…

1

В каждой мимолётности вижу я миры…

1

Мир композитора. С веком наравне.

1

Любимый репертуар.

1

Итого:

35

Количество часов, распределено исходя из расчёта 1 часа в неделю в течение всего учебного года.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать/понимать:

1

Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.)

Должны уметь:

1

Уметь находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства

2

Уметь размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы сказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения

3

Уметь различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки

4

Уметь находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства

5

Уметь творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности

6

Уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной, письменной форме

7

Уметь развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки

8

Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах)

9

Проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.

Содержание  программы

тема года:   “Музыка и другие виды искусства”

Тема  I  полугодия:  “Музыка и литература” (17 часов)

Урок 1.  Что  роднит  музыку   с  литературой (1ч)

Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства.

Выявление  многосторонних  связей  музыки  и  литературы. Что  стало  бы  с  музыкой, если  бы  не  было  литературы?  Что  стало бы   с  литературой,  если  бы  не  было музыки?   Поэма,  былина,  сказка.  Песня,  романс.   Роль музыки в семье искусств, ее влияние на другие искусства.  Значение  слов  в  песне.  Вокализ.  Сходство выразительных  средств   живописи  и  музыки: плавные  изгибы  линий  рисунка, перекличка  светотени  в  картине  и  ладовой  окраски   в  музыке. Интонационно- образная, жанровая, стилевая основы музыки   в  картинах  и  мелодиях,  музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи  с жизнью и с другими  искусствами. Интонация как носитель смысла в музыке.

Урок 2. Вокальная  музыка  (1ч)

Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки.

Образ  Отчизны,  отношение  к  родной  земле,  значение  культуры  своего  народа. Представление о песне как истоке и вершине музыки. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов   в вокальной  музыке. Песня – верный спутник человека.

Урок 3. Вокальная  музыка.   н.р.к. Песни   народов  Крайнего  Севера.( 1ч)

Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека.  Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки).

Знакомство  с  различными  жанрами  русской  народной   песни:  формирование необходимых  вокально-хоровых  навыков. Особенности песенных  жанров.  Календарные песни. Разнохарактерные песенные Жанры: трудовые, обрядовые, величальные, торжественные, хвалебные,  шуточные, сатирические,  игро-вые,  хороводные, лирические  песни.  Песни -  заклички.  Взаимосвязь  музыкальных,  литературных  и художественных  образов. По содержанию песни делятся на: лирические, сатирические, героические и патриотические. По социальной направленности – на обрядовые, бытовые, колыбельные, о животных и др. Занимаясь хозяйством или собираясь на охоту, изготовляя предметы народного промысла или качая колыбель, лесные ненцы сопровождают свои дела поэтическим языком души, размышляя о счастье, о дружбе, о жизни, выражая пожелания, чтобы сбылись мечты и надежды. Песни в исполнении лесных ненцев - это мотивированная, монологическая внутренняя речь. Впервые услышав эту песню-речь, трудно назвать ее песней. Песней становится только лучший вариант, полюбившийся народу и исполняемый для всех. Выполняя множество трудовых операций, автор песни старается рассказать о том, как это было ему трудно и тяжело, как приходилось побеждать себя, бороться, чтобы  содержать свою семью, воспитать детей. В песнях лесных ненцев условно можно выделить следующие  тематические виды: личные, лирические, песни о женщине, колыбельные песни, песни колорита печального, песни о животных, песни-думы, увеселительные или «застольные» («хмельные») песни, эпические песни, песни об огне, песни об олене, песни-кивы, «богатырские» песни и др.

Урок 4. Вокальная  музыка.

 Развитие жанров камерной  вокальной музыки – романс.

Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе. Возможность возрождения песни в новом жанре – романс.

Урок 5. Фольклор  в  музыке  русских  композиторов  (1ч)

Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.

Знакомство  с  произведениями  программной инструментальной  музыки: симфонической  сюитой  и  симфонической  миниатюрой. Вокальные  сочинения,  созданные  на  основе  различных   литературных источников  (русских  народных сказаний,  сказок  разных  народов  и  др.) Сущность и особенности   устного народного музыкального творчества   как   части   общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная   самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры.

Урок 6. Фольклор  в  музыке  русских  композиторов.  

Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа и других народов мира.  н.р.к.(1 ч)

Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других народов. Общность и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России и других народов мира, их   ярко выраженная национальная самобытность.

 Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной  музыки  народов  Крайнего  Севера.

Урок 7. Жанры  инструментальной  и  вокальной  музыки  (1ч)

Развитие жанров светской вокальной и инструментальной  музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы.

Представление  о  существовании  вокальной  и  инструментальной   музыки,  не связанной  с  какой-либо  литературной  основой  (вокализ, песня  без  слов,  баркарола как  жанр  фортепианной  музыки);  знакомство  с  вокальной  баркаролой. Выяснение своеобразия   и  выразительности  песни  без  слов  и  романса – инструментальной  и вокальной  баркаролы.   Представление учащихся о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров и произведений.  Превращение песен в симфонические мелодии.

Урок 8. Вторая  жизнь  песни  (1ч)

Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование.

Представление   о  музыке,  основанной  на  использовании  народной  песни;  о  народных истоках  профессиональной   музыки: симфония,  концерт,  опера,  кантата. Современные интерпретации  классической  музыки. Смысл  высказывания  М.И.  Глинки: “Создает  музыку  народ,  а  мы,  художники  только  ее  аранжируем”. Раскрытие терминов  и  осмысление  понятий: интерпретация,  обработка,  трактовка.

Урок 9. Вторая  жизнь  песни   (1ч)

Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке:  создание музыки в народном стиле.

Связь между музыкой русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт русского народа.

Урок 10. Всю  жизнь  мою  несу  родину  в  душе…(1ч)

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Сопоставление  образного  содержания  музыки, выявление  контраста  как  основной прием  развития  произведения  в  целом. Определение средств  музыкальной выразительности.  Перезвоны.  Звучащие  картины.  Значимость  музыки  в  жизни человека,  ее  роль  в  творчестве  писателей  и  поэтов,  а  также  ее  национальному своеобразию.  Музыка.  Природа  родной  страны,  судьба  человека… Вдохновение композиторов,  поэтов,  писателей,  их  размышления  о  смысле  жизни,  о  красоте родной  земли,  о  душевной  красоте  человека  и  талантливых  людях,  которыми  может по  праву  гордиться  Отечество.

Урок 11. Писатели  и  поэты  о  музыке  и   музыкантах.  (1ч)

Романтизм в западно – европейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд.

Осознание  учащимися  значимости  музыкального  искусства  для  творчества  поэтов  и писателей,  расширение  представлений  о   творчестве  западно - европейских композиторов  – Ф.Шопен. Музыка  не  только  раскрывает  мир  человеческих  чувств, настроения,  мысли,  но  и  играет  в  литературе  драматургическую    роль,  выявляя  внутреннюю  сущность  человека, оттеняя,  углубляя   характеры,  ситуации, события. Творчество Ф. Шопена  как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф.Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной.

Урок 12. Писатели  и  поэты  о  музыке  и   музыкантах.  (1ч)

Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками. ( В.Моцарт – Ф.Шопен)

Осознание  учащимися  значимости  музыкального  искусства  для  творчества  поэтов  и писателей,  расширение  представлений  о   творчестве  западноевропейских композиторов – В.А. Моцарт и Ф.Шопен.  Реквием. Музыка  не  только  раскрывает  мир человеческих  чувств,  настроения,  мысли,  но  и  играет  в  литературе драматургическую    роль,  выявляя  внутреннюю  сущность  человека, оттеняя,  углубляя, характеры,  ситуации, события. Произведения  В.Моцарта открывают  бесконечное многообразие чувств, полны многогранных реальных характеров.

Урок 13.  Первое путешествие в музыкальный театр. Опера (1ч.)

         Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору.

Особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как  источника либретто оперы. Разновидности вокальных и инструментальных жанров, форм   внутри оперы -  (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а также исполнители (певцы, дирижёр, оркестр).

Урок  14.  Второе путешествие в музыкальный театр. Балет (1ч)

Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы.

На основе имеющегося музыкально-слухового опыта учащихся продолжить знакомство с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; с именами лучших отечественных танцоров и хореографов. Балет-искусство  синтетическое.  В  нем  воедино  переплетены  различные  виды искусства:  литература, инструментально-симфоническая  музыка,  хореография, (танцоры-солисты,  кордебалет- массовые  сцены),  драматическое  и  изобразительное искусство  (театральное  действие,  костюмы,  декорации).

Урок 15. Музыка в театре, кино и на телевидении (1ч)

Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении.

Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении.  Музыка  неотъемлемая  часть  произведений киноискусства,  которое  существует  на  основе  синтеза  литературы,  театра, изобразительного  искусства  и  музыки.  Киномузыка – одно  из  важнейших  средств создания  экранного  образа  реального  события,  которое  специально  инсценируется или  воссоздается  средствами  мультипликации.  Динамика  развития  кинообраза, быстрая  смена  действия  в  кино,  короткое  дыхание  кинематографических  фраз, свободное  владение  пространством  и  временем  получили  отражение  и  в  музыке к фильмам.

Урок 16. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл (1ч)

Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл.  

Особенности мюзикла, его истоки.  Знакомство  с мюзиклом  “Кошки”  Э.-Л. Уэббера,  в  основе  либретто  которого  лежат  стихи Т. Элиота.  Жанры  внутри  самого  мюзикла  близки  оперным  номерам.  Как  и  в  опере, здесь  сочетаются  пение  и  танец,  но  в  отличие  от  оперы  все  действующие  лица, исполняя  вокальные  номера,  постоянно  находятся  в  движении.

Урок 17. Мир  композитора . Музыка  профессиональных  композиторов  Севера.  (1ч) Знакомство с творчеством региональных композиторов.

Тема  II  полугодия: Музыка и изобразительное искусство (18 часов)

Урок 18. Что  роднит  музыку  с изобразительным   искусством. (1ч)

 Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические).

 Взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи

Урок 19. Небесное   и  земное  в  звуках  и  красках. (1ч)

         Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

 Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства.. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве.

Урок 20. Звать через  прошлое  к  настоящему. (1ч)

         Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические, эпические)и особенности их  драматургического развития (контраст).

Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Сопоставить произведения живописи и музыки. Музыка изображает душевный мир, переживания своих героев.

Урок 21. Звать через  прошлое  к  настоящему. (1ч)

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героико - эпические) и особенности их драматургического развития.

Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Сопоставление героико – эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Песня-плач. Осмысление темы о героических образах в искусстве.

Урок 22. Музыкальная живопись и живописная музыка (1ч)

Общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прощлого.

Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов- романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность.

Урок 23. Музыкальная живопись и живописная музыка (1ч)

Общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прощлого.

Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора   (вокальные и инструментальные) и обшность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души. Изобразительность. Инструментальный квинтет.

Урок 24. Колокольность  в  музыке  и   изобразительном  искусстве. (1ч)

Народные истоки русской профессиональной музыки.

Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей.

Урок 25. Портрет   в  музыке  и  изобразительном  искусстве. (1ч)

Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Великое прошлое родной земли, прекрасные памятники мира, в число которых входят и музыкальные шедевры.

Урок 26. Волшебная  палочка  дирижера.  (1ч)

Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров.

Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер.

Урок 27. Волшебная  палочка  дирижера.  Образы  борьбы  и  победы  в  искусстве. (1 час) Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии.

Образный строй  в знаменитой симфонии мировой музыкальной культуры-Симфонии №5 Л.Бетховена. Творческий процесс сочинения музыки композитором, особенности её симфонического развития.

Урок 28. Застывшая  музыка. (1ч)

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).

Пример музыкального в живописном, музыкальной формы в живописи. Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла. Католические храмы и органная музыка.

Урок 29. Полифония  в  музыке  и  живописи.  (1ч)

Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).

Творчество И.С.Баха. Его полифоническая музыка (органная музыка). Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.

Урок 30. Музыка   на  мольберте. (1ч)

 Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм.

Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante.

Урок 31. Импрессионизм   в  музыке  и  живописи. (1ч)

 Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями   К.Дебюсси.

Стилевое сходство и различие на примерах произведений русских и зарубежных композиторов. Искусство прошлого и настоящего всегда раскрывает перед слушателями, читателями, зрителями жизнь во всём её многообразии. Главное стремиться понять образы различных искусств, не переставая удивляться чудесам, которые они открывают.

Урок 32. О  подвигах,  о  доблести  и  славе...  (1ч)

Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов - драматические, героические.

Развитие исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины. Музыкальный жанр – Реквием.

Урок 33. В  каждой  мимолетности   вижу  я  миры… (1ч)

Богатство музыкальных образов  и особенности их драматургического  развития в камерном – инструментальной музыке.

Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия

Урок 34. Мир   композитора.  С  веком  наравне.  (1ч)

Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов.

 Урок 35. Заключительный  урок – обобщение.  (1ч)

Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыт исполнительства.

Учебно-тематическое планирование

№ урока

№ темы

Тема

Кол

час

Тип,

форма урока

Форма орган-ции позн-ной деят-сти

Вид диагностики и контроля, измерители

Материально-техн-кое и информ-ное обесп-ние

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

(знать –З:, уметь – У:)

Дата

Корр-ция даты

Музыка и литература.

17





Компьютер

Проектор,

Музцентр,

Телевизор,

DVD,

Слайд-презентации,

CD –DVD носители,

Фортепиано









Компьютер

Проектор,


Музцентр,


Телевизор,

DVD,


Слайд-презентации,


CD –DVD

носители,


фортепиано



1

1.

Что роднит музыку с литературой

1

Вводный

ФФ

Слушание. УК. Интан-образн анализ. Х.П.

Что стало бы с муз, если бы не было литер? Связь музыки и литературы.

З: -что роднит муз с литер; -о том, что муз даёт жизнь огромной области муз искусства.

У: выявлять связи муз и литературы.

2.

Вокальная музыка.

3

РУЗ КУ

ФФ

Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки.

Музыкальная викторина.

Песня-самый распростр жанр муз-литер творчества. Песня-душа народа. Роль песни в жизни человека. Как сложили песню? Романс-лирич стихотвор, положенное на музыку.

З: каковы отличия муз речи от речи литер-ной. У:-назыв основные жанры рус народ песен; -определ значение песнив жизни общества; -отлич романс от песни, роль сопровож в исполнен романса и песни.


2

2.1.

Жанры народных песен

1

РУЗ КУ

ФФ

3

2.2.

Романс.

1

РУЗ КУ

ФФ

4

2.3.

Дуэт. Музыкальная форма.

1

РУЗ КУ

ФФ

Фольклор в музыке русских композиторов

2

Инт-образный анализ. Устный контроль. Хоровое пение. Музыкальная викторина.

Связи муз с литер: произвед программной инструмен муз и вокал сочинения, созданные на основе различных литер источников.

З: понятие программная музыка. У:анал-вать составляющие сред-ва выраз-сти: мелодия, ритм, темп, динамика, лад.

5

3.1.

Народные сказания. Симфоническая миниатюра.

1

СУНЗ КУ

ФФ

6

3.2.

Программная музыка. Симфоническая сюита.

1

СУНЗ КУ

ФФ

7

4.

Жанры инструментальной и вокальной музыки.

1

РУЗ КУ

ФФ

Слуш муз. Интан-обр анализ. УК. Хоровое пение.

Вокал и инструмен муз. Особеннос жанра. Жанровое многообраз: вокализ, песни без слов, вокал и инструмен баркарола.

З: вокальная, инструмент муз. У: называть основ жанры вокальной и инструментальной музыки.

5.

Вторая жизнь песни.

2

СУНЗ КУ

ФФ

Устный и письменный контроль (заполнение таблиц), исполнительский контроль (игра на музыкальных инструментах).ХП. Тест. Муз-ная викторина.

Широкое отражение народ песни в русской проф-ной музыке. Связи между музык-ным искусством.

З: основные черты и характеристики автор-го и народ-го му—ного тврчества.

У: определять связи между композиторским и народ муз-ным искусством.


8

5.1.

Интерпретация.

1

СУНЗ КУ

ФФ

9

5.2.

Обработка. Трактовка.

1

СУНЗ КУ

ФФ

10

6.

Всю жизнь мою несу Родину в душу… Программная симфония.

1

РУЗ КУ

ФФ

Инта-образ анализ муз и худ ряда. ХП. Беседа.

Колокольный звон в музыке. Звучащие картины.

З: значение колок-го звона в жизни человека. У: выявлять родственные средства выразительности музыки и живописи.

7.

Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

2

ХП. Беседа. Интан-образ сопоставление музыки и литературных произведений.

Блиц-опрос.

Значимость муз в творчестве писателей и поэтов; национал своеобразие муз в творчестве  русского (Свиридов) и западноевропейских  (Шопен, Моцарт) композиторов

З: что благодаря музыке появились многие произведения литературы; - основные события из жизни и творчества композиторов.



11

7.1.

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Хор. Оркестр. Лирическое стихотворение.

1

РУЗ КУ

ФФ

12

7.2

Жанры фортепианной музыки. Серенада для струнного оркестра. Реквием. Контраст интонаций.

1

РУЗ КУ

ФФ

13

8.

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

1

РУЗ КУ

ФФ

Интан-образ анализ. УК.

История развития оперного искус. Основные понятия жанра. Синтез искустс в опере. Основа – литератур произведение (либретто)

З: историю развития оперного искустс; -понятия: опера, либретто, речитатив, хор, ансамбль, сцена из оперы. У: приводить примеры к понятиям.

14

10

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

1

РУЗ КУ

ФФ

УК. Интан-образ анализ фрагментов из балетов

История развития балетн искус. Основные понятия жанра. Основа балета – литерат произвед. Белат Чайковского «Щелкунчик»

З: -историю развития балет искустс; -понятия: балет, солист-танцор, кордебалет. У: анализир составляющие средства муз выразительности.

15

11

Музыка в театре, кино, на телевидении

1

СУНЗ КУ

ФФ

Слушание муз. ХП. Беседа.

Роль литерат сценар и значен муз в синтетич-х видах искусства: театра, кино, телевидение.

У: определять значение литерат и музыки в синтетических видах искусства.

16

12

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

1

РУЗ КУ

ФФ

ХП. Слушание муз. Интан-образ анализ. Тест. Музыкальная викторина.

Расширение представлен о жанре мюзикла. История возник жанра. Основные его отличия от оперы.

З: -историю возникнов мюзикла; -чем мюзикл отличается от оперы. У: называть наиболее известные мюзиклы и их композиторов.

17

Мир композитора

1

ПОУ

ФФ

Слушание муз. ХП. Беседа.

Музыка и изобразительность.

18



18

1.

Что роднит музыку с изобразительным искусством.

1

Вводный.

СУНЗ КУ

ФФ

Слушание муз. УК. ХП


Компьютер


Проектор,


Музцентр,


Телевизор,


DVD,


Слайд-презентации,


CD –DVD носители,


Фортепиано


Компьютер,


Проектор,


Музцентр,


Телевизор,


DVD,


Слайд-презентации,


CD –DVD носители,


фортепиано

Связь муз и изобразит-го искусства. Живописная муз и муз-ая живопись. Общее в средствах выраз-сти  муз и изобраз искусства.

З: что роднит муз и изобраз искус. У: выявлять связи и общее черты в средствах выразител муз и изобраз искусства.

19

2.

Небесное и земное в звуках и красках.

1

РУЗ КУ

ФФ

Слушание муз. Интан-образ анализ муз и худ произведений. УК.

Отношение композ-в и худ-в к родной природе, духовным образам древнерусского и западевропейского искусства.

З: в чём выражается общностьязыка различных видов искус. У: выявлять общие черты в худож-ых и муз-ых образах.

3.

Звать через прошлое к настоящему.

2

РУЗ КУ

ФФ

Слушание музыки. Интан-образ анализ муз и худ произведений. УК. Музыкальная викторина.

Глубокое изучение кантаты Прокофьева «Александр Невский: сопоставление героических образов изобразит искусства

У: -выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах; -определять на слух основ части кантаты.


20

3.1.

Кантата. Триптих. Трехчастная форма. Контраст.

1

РУЗ КУ

ФФ

21

3.2.

Набат. Хор: тенор, бас, сопрано, альт. Песня – плач.

1

РУЗ КУ

ФФ

4.

Музыкальная живопись и живописная музыка.

2

РУЗ КУ

ФФ

Слушание музыки. Рассматривание картин. Интан-образ анализ муз и худ произведений. Блиц-опрос.

Общность музыки и живописи. Выразительные возможности музыки и живописи. Можем ли мы услышать живопись? Можем ли мы увидеть музыку?

У: -выявлять общее в выраз-ных возможностях музыки и живописи; -анализ-ть составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.

22

4.1.

Мелодия. Ритм. Колорит. Ритм. Композиция. Линия.

1

РУЗ КУ

ФФ

23

4.2.

Палитра чувств. Гармония красок. Изобразительность.

1

РУЗ КУ

ФФ

24

5.

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.

1

РУЗ КУ

ФФ

Слуш муз. Интан-образ анализ. УК.

В основу профес-ой муз лежат народ истоки (Рахманинов-Кикта)

З: место и знач колок-ых звонов в жизни чел. У: проводить интонац-образный анализ муз.

25

6.

Портрет в музыке.

1

РУЗ КУ

ФФ

Слуш муз. Интан-образ анализ. УК. ХП.

Выразит возможности скрипки, её создат и исполн. Муз и живоп. Портрет Паганини в муз и изобр искус

З: об истории создан скрипки, её мастеров и исполн. У: -сопоставл скрипич муз с живоп; -анализ, сравн произвед.

26

7.

Волшебная палочка дирижёра

1

РУЗ КУ

ФФ

УК. Слушан муз. ХП. Письменный контроль (карточки). Интан-образ анал. Музыкальная викторина.

Симфонич оркестр. Значен дирижёра в исполни симфонич муз оркестром. Группы инструмен оркестра, их выразроль. Дирижёры.

З: -понятия:оркестр, дирижёр; -состав групп инструмен оркестра. У: называть имена известн дирижёров.

27

7.1.

Образы борьбы и победы в искусстве.

1

СУНЗ КУ

ФФ

Жизнь и творчест Бетховена. Образный строй симф №5. Творческий процесс сочинения муз композитором.

У: -делать предполож о том, чтопридтсоит услышать (образный); -проводить интонац-образ анализ музыки.

28

8.

Застывшая музыка

1

СУНЗ КУ

ФФ

УК.Слушан муз. Рассматрив иллюстраций. Интан-образ анализ. ХП

Гармония в синтезе искусттв: архитек, муз, изобраз искус. Архитектур-застывшая муз.

З: -отличия католич и православ муз культ; -понятие а капелла. У: сопоставл муз и памятники архитектуры.

29

9.

Полифония в музыке и живописи.

1

СУНЗ КУ

ФФ

УК. Слуш муз. ХП

Продолжен знакомст с творчест Баха. Освоение понятий полифония, фуга. Орган.

З: понятия: орган, полифония, фуга; -основ события из жизни и творчества Баха.

30

10.

Музыка на мольберте.

1

СУНЗ КУ

ФФ

Слуш муз. УК. ХП. Рассматривание иллюстр (репродукций)

Знакомст с творчеств литовск худож и композитор Чюрлениса. Расшерение представлен о взаимосвязи и взаимодейст муз, изобразит искус и литературы.

З: что роднит муз и изобразит искус. У: выявлять связи и общие черты в средствах выразит музыки и изобразит искусства.

31

11.

Импрессионизм в музыке и живописи.

1

СУНЗ КУ

ФФ

УК. Слуш муз. ХП. Блиц-опрос.

Особен-ти импрессионизма как худож-го стиля, взаимодейс и взаимообусловлен в муз и живописи.

З: понятия: импрессионизм, интерпретация, джаз.

32

12.

О подвигах, о доблести, о славе…

1

СУНЗ КУ

ФФ

Слуш муз. Интан-образ анал ХП

Тема защиты Родины в произвед раздлич видов искус. Продолжен знакомство с жанром реквием.

З: понятие реквием. У: проводить интонац-образный анализ музыки.

33

13.

В каждой мимолётности вижу я миры…

1

СУНЗ КУ

ФФ

Слуш муз. Интан-образ анализ. ХП.

Образный мир произвед Прокофьева и Мусргского. Своеобразие их творчесвта.

З: понятие интерпритация. У: выявл общие черты в средств выразит муз и изобразительного искусства.

34

14.

Мир композитора. С веком наравне

1

ПОПЗ КУ

ФФ

Слушание музыки. ХП. УК.

Блиц-опрос. Музыкальная викторина.

Обобщен представл о взаимод муз, литер и изобраз искус. Их стилевое сходство и различ на примере творч рус и зарубеж композиторов.

З: что роднит муз, литер изобраз искус. У: выявлять общие черты в средствах выразит этих трёх искусств.

35

15.

Любимый репертуар.

1

Урок-концерт

ФФ ИФ КФ

Исполнение и прослушивание полюбившихся произведений.

Музцентр,

CD –DVD носители,

фортепиано

  1. РУЗ – Расширение и углубление знаний.
  2. СУНЗ – Сообщение и усвоение новых знаний.
  3. ПОПЗ – Повторение и обобщение полученных знаний.
  4. ПОУ – Повторно – обобщающий урок

Циклограмма тематического контроля.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Музыкальная викторина

Музыкальная викторина,

Блиц-опрос.

Музыкальная викторина,

Музыкальная викторина.

Блиц-опрос.

Музыкальная викторина

Блиц-опрос.

Музыкальная викторина.

тест.

тест.

Блиц-опрос.

Информационно - методическое обеспечение.

  1. Основная часть

Автор

Название

Издательство

Год издания

1

Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений «Музыка»

Москва «Просвещение»

2011

2.

Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

Пособие для учителя «Уроки музыки» 5 класс

Москва «Просвещение»

2010

3.

Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

Хрестоматия музыкального материала «Музыка» 5 класс

Москва «Просвещение

2010

4.

Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

Фонохрестоматия «Музыка» 5 класс

Москва «Просвещение

2010

  1. Дополнительная литература

Автор

Название

Издательство

Год издания

1.

Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

Творческая тетрадь «Музыка» 5 класс

Москва «Просвещение»

2010

  1. MULTIMEDIA – поддержка предмета
  1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)
  2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
  3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
  4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»
  5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
  6. Электронный  образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им.     А.И.Герцена
  7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
  8. 8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
  9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
  10. 10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
  11. 11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
  12. 12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
  13. 13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
  14. 14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
  1. Список научно-методической литературы.
  1. «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.
  2. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
  3. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 2005г.
  4. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 2004г.
  5. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2005г.
  6. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 2007г.
  7. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия, 2006г.
  8. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия, 2006г
  9. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 2008г.
  10. 23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.
  11. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2006г.
  12. Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 2006г.
  13.  «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,2007г.
  14. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.
  15. «Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 – 2009г.
  16. Самигуллина В.М. «Поурочные планы. Музыка 5 класс», Волгоград, Учитель, 2005г
  17. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.
  18. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
  19. Песенные сборники.
  20. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 - 176с.
  21. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением.  М.: Глобус, 2008.- 176с
  22. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 2 класс Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Пояснительная запискаСодержание программыТематическое планированиеКалендарно – тематическое планированиеКритерии оценок...

Рабочая программа по музыке 1 класс Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Пояснительная запискаСодержание программыТематическое планированиеКалендарно – тематическое планирование...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Пояснительная записка к рабочей программе по музыке для 3-го класса - Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина

Рабочая программа рассчитана на 34 ч. в год: 1 час в неделю.В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов...

Рабочая программа по музыке 1 класс Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.

«Музыка» для I-IV классов,  Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.           ...

Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по музыке 6 класс на основе авторской программы «Музыка» 5-7 классов, Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина

Содержание адаптированной рабочей программы I.  Целевой раздел    1. Пояснительная записка      - психолого-педагогическая характеристика класса...