Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
рабочая программа по музыке (7 класс) по теме

Белова Алла Владимировна

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2010 год; «Искусство»- : Музыка: 1-7 кл., «Искусство» 8-9 кл , Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2010 год имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской федерации».

Рабочая программа для 7 класса.

  1. Пояснительная записка
  2. Отличительные особенности программы
  3. Цели изучения курса.
  4. Содержание  рабочей   программы
  5. Структура изучения курса.
  6. Требования к уровню подготовки учащихся.
  7. Содержание  программы
  8. Тема  I  полугодия
  9. Тема  II  полугодия
  10. Учебно-тематическое планирование
  11. Циклограмма тематического контроля.
  12. Информационно - методическое обеспечение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_7_klass.docx59.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»

«Рассмотрено»                                                 «Согласовано»                                         «Утверждено»

протокол №                                                протокол №                                        приказ

заседания МО учителей-предметников                 заседания НМС

____________________                         

Руководитель МО                                         Председатель НМС                                 Директор школы

Ф.И.О.                                                                                         

____________________                                   ________________                                _______________

Рабочая программа учителя музыки Беловой А.В.

Предмет:                  Музыка

Класс:                       7

Учебный год:         

Ханты – Мансийск,

Пояснительная записка

       Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2010 год; «Искусство»- : Музыка: 1-7 кл., «Искусство» 8-9 кл , Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2010 год;.). При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).

Главной темой программы 7 класса является тема «Классика и современность». Предметом рассмотрения в 7 классе являются вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях различных жанров; художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки; особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров – опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. В сферу изучения входят также жанровые и стилистические особенности музыкального языка, единство содержания и формы музыкальных произведений. Особое внимание уделяется изучению стиля, который рассматривается как отражение мироощущения композитора, как отражение музыкального творчества и исполнения, присущего разным эпохам.

Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия: тема первого полугодия - «Особенности драматургии сценической музыки»; тема второго полугодия - «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки».

При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта для 7 класса: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации.

Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов, авторское поурочное планирование используется без изменений.

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:

  1. метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
  2. метод эмоциональной драматургии;
  3. метод интонационно-стилевого постижения музыки;
  4. метод художественного контекста;
  5. метод перспективы и ретроспективы;
  6. метод проектов.

В 7 классе продолжается работа учащихся над исследовательской проектной деятельностью. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Исследовательские проекты являются культурологическими по своему содержанию и межпредметными по типу, так как в них интегрируются несколько предметов. Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Жизнь дает для песни образы и звуки»; «Музыкальная культура родного края»; «Классика на мобильных телефонах»; «Есть ли у симфонии будущее?»; «Музыкальный театр: прошлое и настоящее»; «Камерная музыка: стили, жанры, исполнители»; «Музыка народов мира: красота и гармония».

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.

Цели изучения курса.

Цели

1.

Применить термин «драматургия» не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки.

2.

Проявить закономерности музыкальной драматургии в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия — в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.

3.

Проявить и использовать умения наблюдать за жизнью одного или нескольких образов, существующих в рамках одного произведения; выявлять связи между музыкальными образами, определять характер их взаимодействия и развития в произведениях крупной формы различных жанров (опера, балет, симфония и др.); выявлять идейно-эстетическое содержание с опорой на знания об общности законов развития музыки и жизни.

4.

Организация различных форм внеурочной музыкально-эстетической деятельности, в том числе защиты исследовательских проектов на основе дискуссионных вопросов взаимопроникновения легкой и серьезной музыки.

Содержание  рабочей   программы

 «Классика и современность». Вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях разных жанров. Художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки.

Особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров — опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. Жанровые и стилистические особенности музыкального языка. Единство содержания и формы музыкальных произведений. Стиль как отражение мироощущения композитора. Стили музыкального творчества и исполнения, присущие разным эпохам.

Раздел 1. Особенности музыкальной драматургии сценической музыки (17 ч)

Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия — Запад1. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драма тического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического развития образов.

Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.

Примерный перечень музыкального материала

Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Порги и Бесс. Опера (фрагменты). Дж. Гершвин.

Князь Игорь. Опера (фрагменты). А. Бородин.

Ярославна. Балет (фрагменты). Б. Тищенко.

 Высокая месса си минор (фрагменты). И.-С. Бах.

Всенощное бдение (фрагменты). С. Рахманинов.

Иисус Христос — суперзвезда. Рок-опера (фрагменты). Э.-Л. Уэб-бер.

Кармен. Опера (фрагменты). Ж. Бизе.

Кармен-сюита. Балет (фрагменты). Ж. Бизе — Р. Щедрин.

Празднества. Из цикла «Ноктюрны». К. Дебюсси.

 Ревизская сказка. Музыка к спектаклю «Ревизор» по пьесе Н. Гоголя. А. Шнитке.

Родина моя. Д. Тухманов, слова Р. Рождественского.

Дом, где наше детство остается. Ю. Чичков, слова М. Пляц-ковского.

Дорога добра. Из телевизионного фильма «Приключения Маленького Мука». М. Минков, слова Ю. Энтина.

Небо в глазах. С. Смирнов, слова В. Смирнова.

Рассвет-чародей. В. Шаинский, слова М. Пляцковского.

 Только так. Слова и музыка Г. Васильева и А. Иващенко.

Синие сугробы. Слова и музыка А. Якушевой.

Ночная дорога. С. Никитин, слова Ю. Визбора.

Исполнение желаний. Слова и музыка А. Дольского.

Тишь. Слова и музыка А. Загота.

Наполним музыкой сердца. Слова и музыка Ю. Визбора.

Как здорово. Слова и музыка О. Митяева.

Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.).

Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (18 ч)

Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме, симфонической сюите, сонатно-симфони-ческом цикле. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.

Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.

Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных образов.

Примерный перечень музыкального материала

Соната № 11. В.-А. Моцарт.

Соната № 8 («Патетическая»). Л. Бетховен.

Соната № 2. С. Прокофьев.

Симфония № 1 (1-я часть). В. Калинников.

 Симфония № 103 («С тремоло литавр») (фрагменты). Й. Гайдн.

Симфония № 1 («Классическая») (фрагменты). С. Прокофьев.

Симфония № 40. В.-А. Моцарт.

Симфония № 5 (фрагменты). П. Чайковский.

Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен.

 Симфония № 8 («Неоконченная») (фрагменты). Ф. Шуберт.

Симфония № 7 («Ленинградская») (фрагменты). Д. Шостакович.

Этюды по каприсам Н. Паганини. Ф. Лист.

Чакона. Из Партиты № 2 ре минор. И.-С. Бах — Ф. Бузони.

Лесной царь. Ф. Шуберт — Ф. Лист.

Сюита в старинном стиле. А. Шнитке.

Рапсодия в стиле блюз. Дж. Гершвин.

Концерт для скрипки с оркестром. А. Хачатурян.

Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.).

Россия, Россия. Ю. Чичков, слова Ю. Разумовского.

Журавли. Я. Френкель, слова Р. Гамзатова.

Сыновья уходят в бой. Слова и музыка В. Высоцкого.

День Победы. Д. Тухманов, слова В. Харитонова.

Солдаты идут. К. Молчанов, слова М. Львовского.

До свидания, мальчики. Слова и музыка Б. Окуджавы.

Баллада о солдате. В. Соловьев-Седой, слова М. Матусовского.

Нечаянно-негаданно. Слова и музыка Ю. Кима.

За туманом; Маленький гном. Слова и музыка А. Кукина.

Следы. Слова и музыка В. Егорова.

Колоколенка. Слова и музыка Л. Сергеева.

Весеннее танго. Слова и музыка В. Миляева.

Содержание  программы

I полугодия «Особенности драматургии сценической музыки»

Урок 1 Классика и современность (1ч)

 Понятия «классика», «классика жанра», «стиль». Вечные темы классической музыки. Современность классической музыки. Понятия «стиль эпохи», «национальный стиль», «индивидуальный стиль автора».

Урок 2-5  В музыкальном театре. Опера. (4ч)

Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля. Определения оперы, драматургии, конфликта как основы драматургического развития. Этапы сценического действия: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Строение оперы. Жанры оперы: эпический, лирический, драматический, комический. Опера «Иван Сусанин» - отечественная героико-трагическая опера. Конфликтное противостояние двух сил как основа драматургического развития оперы.  Глинка М.И. – основоположник русской классической оперы. Этапы сценического действия в опере «Иван Сусанин». Составные номера оперы: каватина и рондо, дуэт, романс, ария, речитатив и др

Урок 6-7 Опера «Князь Игорь». Портрет половчан. Плач Ярославны.(2ч)

Жанр эпической оперы. Героические образы русской истории. Народ – основное действующее лицо оперы. Этапы сценического действия в опере «Князь Игорь». Музыкальная характеристика князя Игоря. Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития оперы. Музыкальная характеристика половцев. Женские образы оперы.

Урок 8-9 В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна» (2ч).

Определение балета. Составные номера балета: дивертисмент, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио, хореографические ансамбли  и другие. Основные типы танца в балете: классический и характерный. Характерные особенности современного балетного спектакля. Необычный жанр балета – «хореографические размышления в трех действиях по мотивам «Слова о полку Игореве». Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития балета. Женские образы балета. Жанр молитвы в балете. Сравнение образных сфер балета с образами оперы «Князь Игорь» Бородина А.П.

Урок 10 В музыкальном театре. Мой народ – американцы. «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля.(1ч)

Д. Гершвин – создатель национальной классики XX века. Жанры джазовой музыки – блюз, спиричуэл. Симфоджаз – стиль, соединивший классические традиции симфонической музыки и характерные приемы джазовой музыки. Понятие легкой и серьезной музыки. «Порги и Бесс» - первая американская национальная опера. Исполнительская трактовка. Конфликт как основа драматургического развития оперы. Музыкальные характеристики главных героев: Порги и Спортинга Лайфа. Сравнение музыкальных характеристик Порги и Ивана Сусанина. Развитие традиций оперного спектакля.

Урок 11 Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо.(1 ч)

Оперный жанр драмы. Непрерывное симфоническое развитие в опере. Раскрытие музыкального образа Кармен через песенно-танцевальные жанры испанской музыки. Раскрытие музыкального образа Хозе через интонации французских народных песен, военного марша и лирического романса.

Музыкальная характеристика Эскамильо.

Урок 12 Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образы Кармен, Хозе, образы «масок» и Тореодора.(1Ч)

Новое прочтение оперы Ж.Бизе в балете Р.Щедрина. Музыкальная драматургия балета Р.Щедрина. Современная трактовка темы любви и свободы. Понятие легкой и серьезной музыки. Музыкальные характеристики Кармен, Хозе и Тореро.

Урок 13-14 Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени.(2ч)

Характерные особенности музыкального языка И.С. Баха. Современные интерпретации музыкальных произведений Баха И.С.

Вокально-драматический жанр мессы. Сопоставление двух образных сфер.  Музыкальные образы всенощной.

Урок 15 Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда».  Вечные темы. Главные связи. (1ч)

Жанр рок-оперы. Контраст главных образов рок-оперы как основа драматургического развития.  Лирические и драматические образы оперы. Музыкальные образы Христа, Марии Магдалины, Пилата, Иуды.

Урок 16-17 Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты». «Музыканты – извечные маги».(2ч)

Роль музыки в сценическом действии. Контрастность образных сфер театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы в музыкально-театральных жанрах. Выразительность и контрастность музыкальных характеристик главных героев спектакля и его сюжетных линий. Понятие полистилистики.

II полугодия «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»

Урок 18 -19Музыкальная драматургия – развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка.

Закономерности музыкальной драматургии. Приемы развития музыки: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. Особенности драматургии светской и духовной музыки.

Урок 20 Камерная инструментальная музыка. Этюд.

Особенности развития музыки в камерных жанрах. Мастерство знаменитых пианистов Европы Листа Ф. и Бузони Ф. Понятия «транскрипция», «интерпретация». Характерные особенности музыки эпохи романтизма. Жанр этюда в творчестве Шопена Ф. и Листа Ф.

урок 21 Транскрипция.

Транскрипция как жанр классической музыки. Фортепианные транскрипции музыкальных произведений. Сравнительные интерпретации.

Урок 22 Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо.

Особенности формы инструментального концерта. Характерные черты музыкального стиля Шнитке А. Музыкальная драматургия концерта. Понятие полистилистики. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита.

Урок 23 Сюита в старинном духе А. Шнитке.

Осмысление жизненных явлений и их противоречий в симфонической сюите. Особенности формы сюиты. Характерные черты музыкального стиля Шнитке А. Музыкальная драматургия сюиты. Переинтонирование классической музыки в современных обработках.

Урок 24 Соната. Соната №8 («Патетическая») Л. Бетховена.

Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Особенности драматургии в циклических формах сюиты и сонаты. Форма сонатного allegro. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля Бетховена Л. И Шопена  Ф. Выдающиеся исполнители: Рихтер С., Спиваков В., Башмет Ю., Плетнев М.

Урок 25 Соната № 2 С.С. Прокофьева. Соната № 11 В.-А. Мо Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля композиторов: Прокофьева C.C. или Моцарта В.А.Моцарта.

Урок 26 -27 Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й. Гайдна. Симфония №40 В.-А. Моцарта. Симфония №1 («Классическая») С.С. Прокофьева.

Особенности драматургического развития в жанре симфонии. Симфония – «роман в звуках». Строение и развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле. Лирико-драматические образы симфонии В.-А. Моцарта. Характерные черты музыкального стиля композиторов: Й. Гайдна и В.-А. Моцарта. Претворение традиций и новаторства в музыке Прокофьева С.С.

Урок 28 Симфония №5 Л. Бетховена.Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберта.

Автобиографичный подтекст симфонии Л. Бетховена. Драматические образы симфонии Л. Бетховена. Тождество и контраст – основные формы развития музыки в симфонии. Характерные черты музыкального стиля Л. Бетховена. Романтические, лирико-драматические образы симфонии Шуберта Ф. Характерные черты музыкального стиля Шуберта Ф.

Урок 29 Симфония №1 В. Калиникова. Картинная галерея.

Автобиографичный подтекст симфонии Чайковского П.И Столкновение двух сил в симфонии: созидающей и разрушающей.

Урок 30 Симфония №5 П.И. Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича.

Автобиографичный подтекст симфонии Чайковского П.И Столкновение двух сил в симфонии: созидающей и разрушающей. Характерные черты музыкального стиля Чайковского П.И. Воплощение исторических событий в симфонии. Контрастное сопоставление симфонических образов Шостаковича Д.Д. Характерные черты музыкального стиля Шостаковича Д.Д.

Урок 31 Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.

Жанр инструментального концерта. История создания жанра концерта. Особенности драматургического развития в концерте Хачатуряна А. Характерные черты стиля композитора Хачатуряна А.

Урок 32 «Рапсодия в стиле блюз» Д. Гершвина.

Представление о жанре рапсодии, симфоджазе, приемах драматургического развития в музыке Гершвина Д.

Урок 33 Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси.

Представление о музыкальном стиле «импрессионизм». Приемы драматургического развития в симфонической картине «Празднества». Характерные черты музыкального стиля Дебюсси К.

Урок 34 Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит.

Обработки мелодий разных народов мира. Выразительные возможности фольклора в современной музыкальной культуре. Известные исполнители музыки народной традиции. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.

Урок 35 Пусть музыка звучит!  Исследовательский проект.

Защита исследовательских проектов.

Структура изучения курса.

Раздел (модуль)

Примерное количество часов

I

Особенности драматургии сценической музыки

17

1

Классика и современность

1

2.

В музыкальном театре. Опера.

4

3.

В музыкальном театре. Балет.

2

4.

Героическая тема в русской музыке.

1

5.

В музыкальном театре.

5

6.

Сюжеты и образы духовной музыки.

3

7.

Музыка к драматическому спектаклю.

1

II

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки.

18

Музыкальная драматургия – развитие музыки.

2

Камерная инструментальная музыка.

2

Циклические формы инструментальной музыки.

4

Симфоническая музыка.

5

Инструментальный концерт

3

Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит. Исследовательский проект

2

                                                                                                                                       Итого:

35

Количество часов, распределено исходя из расчёта 1 часа в неделю в течение всего учебного года

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать/понимать:

1

Понимать роль музыки в жизни человека

2

Понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей

3

Понимать особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности

4

Знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации

5

Знать и иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом

Должны уметь:

1

Уметь исполнять   народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений

2

Уметь творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально ритмического движения, импровизации

3

Уметь ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;

4

Уметь выявлять  особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства

5

Уметь использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах

6

Эмоционально - образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора

7

Совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель)

8

Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.)

9

Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.

Учебно-тематическое планирование

Тема

Кол

час

Тип,

форма урока

Форма организации познавательной деятельности

Вид диагностики и контроля, измерители

Материально-техническое и информ-ное обеспечение

Дата

Корр-ция даты

I

Особенности драматургии сценической музыки.

17

1

1.

Классика современность.

1

Вводный РУЗ КУ

ФФ

Беседа. УК. Слуш муз. ХП

         Компьютер,

Проектор,

Музцентр,

Телевизор,

DVD,

Слайд-презентации,

CD –DVD носители,

Фортепиано

         Компьютер,

Проектор,

Музцентр,

Телевизор,

DVD,

Слайд-презентации,

CD –DVD носители,

фортепиано

2

2

В музыкальном театре. Опера.

Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке.

4

СУНЗ КУ

ФФ

Хоровое пение. Устный контроль. Слушание музыки. Вокально-хоровое интонирование. Интанационно-образный анализ прослушанной музыки. Музыкальная викторина.

2.1

2

3

2.2

Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля.

4

2.3

Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера.

2

РУЗ КУ

ФФ, ФГ

5

2.4

Ария Князя Игоря.

Портрет половцев. Плач Ярославны.

6

3

В музыкальном театре. Балет. 

2

РУЗ СУНЗ КУ

ФФ, ФГ

УК. Слушание муз.

Интан-образ сравнител анал. Опред тембров муз инструмен. Хоровое пение. Пластичное интонирование.

3.1

Балет «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли.

2

7

3.2

Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва.

8

4

Героическая тема в русской музыке.

Галерея героических образов.

1

СУНЗ КУ

ФФ

УК. Слушание муз.

Интан-образ сравнител анал.

9

5

В музыкальном театре.

5

УК. Слуш муз. Интан-образ и сравн   Интан-образ и сравнит анализ. ХП. Опред средств муз выразит Вок-хор интонирование.  Исполнение ритмического аккомпанемента под фонограмму. Музыкальная викторина. Тест.

Компьютер,

Проектор,

Музцентр,

Телевизор,

DVD,

Слайд-презентации,

CD –DVD носители,

Фортепиано

5.1

1. Мой народ – американцы. «Порги и Бесс». Первая национальная опера. 2.Развитие традиций оперного спектакля.

2

СУНЗ КУ

ФФ

10

5.2

11

5.3

5.4

5.5

1.Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен.

2. Образы Хозе и Эскамильо.

3.Балет «Кармен – сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора.

3

СУНЗ КУ

ФФ, ФГ

12

13

14

6

Сюжеты и образы духовной музыки.

3

Беседа. УК. Слушание музыки. Интан-образ и сравнительный анализ. Выявление средств музыкальной выразительности. Определение тембров музыкальных инструментов. Музыкальная викторина. Блиц-опрос.

Компьютер,

Проектор,

Музцентр,

Телевизор,

DVD,

Слайд-презентации,

CD –DVD носители,

Фортепиано

6.1

Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы «Вечерни» и «Утрени».

1

РУЗ КУ

ФФ

15

6.2

1. Рок – опера «Иисус Христос – суперзвезда».

2

РУЗ КУ

РУЗ КУ

ФФ

ФФ

16

6.3

2. Вечные темы. Главные образы.

17

7

Музыка к драматическому спектаклю.

1

УК. Слуш муз. Интан-образ и сравнительный анализ. ХП.

Компьютер,

Проектор,

Музцентр,

Телевизор,

DVD,

Слайд-презентации,

CD –DVD носители,

Фортепиано

7.1

«Ромео и Джульетта». «Гоголь – сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь – сюиты». «Музыканты – извечные маги…»

1

СУНЗ КУ

ФФ

II

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки

18

1

1

Музыкальная драматургия – развитие музыки.

2

Беседа. УК. Слушание. Муз. ХП. Уст опрос.

Компьютер,

Проектор,

Музцентр,

Телевизор,

DVD,

Слайд-презентации,

CD –DVD носители,

Фортепиано

Компьютер,

Проектор,

Музцентр,

Телевизор,

DVD,

Слайд-презентации,

CD –DVD носители,

Фортепиано

1.1

Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка.

1

РУЗ СУНЗ КУ

ФФ

2

1.2

Светская музыка.

1

РУЗ КУ

ФФ

3

2

Камерная инструментальная музыка.

2

УК. Слуш муз. Интан-образ и сравн анализ.  УПК. Выявлние средств муз выразит. Определение формы муз-го произведения. Рассуждение. ХП. Блиц-опрос.

2.1

Этюд.

1

РУЗ КУ

ФФ

4

2.2

Транскрипция.

1

РУЗ КУ

ФФ

5

3

Циклические формы инструментальной музыки.

4

УПК. Слушание музыки. Интан-образ анализ. Определение тембров музыкальных инструментов. ХП. Беседа. Интан-образ и сравнительный анализ. Определение приёмов муз-го развития. Музыкальная викторина.

3.1

Кончерто гроссо А. Шнитке.

1

РУЗ КУ

ФФ

6

3.2

Сюита в старинном стиле А. Шнитке.

1

РУЗ КУ

ФФ

7

3.3

Соната. Соната №8 («Патетическая») Л. Бетховен

1

РУЗ КУ

ФФ

8

3.4

Соната №2 С. Прокофьев. Соната №11 В.А. Моцарт.

1

РУЗ КУ

ФФ

9

4

Симфоническая музыка.

5

УПК. Беседа по теме занятий. Слуш муз. Интан-образ и сравнит анал. Опред тембров муз-ых инструмен., развития муз, жанровой принад-сти. Опред формы, средств муз выразит. Выявление связей между муз и живописью. Вок-хоров интониров и ХП. Музыкальная викторина. Тест.

4.1

Симфония №103 («С тремоло литавр») Й. Гайдн

1

РУЗ КУ

ФФ

10

4.2

Симфония №40 В.А. Моцарт. Симфония №1 («Классическая») С. Прокофьев

1

РУЗ КУ

ФГ

11

4.3

Симфония №5 Л. Бетховен*. Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберт.

1

РУЗ КУ

ФГ

12

4.4

Симфония №1 В. Калинникова. Картинная галерея.*

1

РУЗ КУ

ФФ

13

4.5

Симфония №5 П. Чайковский. Симфония №7 («Ленинградская») Д. Шостакович

1

РУЗ КУ

ФФ

14

5

Инструментальный концерт.

3

УПК. Слушание муз. Интан-образ анализ. Определение принципов развит муз. Беседа. Определение жанра. ХП.

Компьютер,

Проектор,

Музцентр,

Телевизор,

DVD,

Слайд-презентации,

CD –DVD носители,

Фортепиано

5.1

Симфоническая картина. «Празднества» К. Дебюсси Инструментальный концерт.

1

РУЗ КУ

ФФ

15

5.2

Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатурян.

1

РУЗ КУ

ФФ

16

5.3

Рапсодия в стиле блюз

 Дж. Гершвин

1

СУНЗ КУ

ФФ

17

6.1

1. Музыка народов мира.

2

КУ

РУЗ ПОУ Урок- концерт

ФФ

ФК

УПК. Беседа. ХП. Определение тембров музыкальных инструментов. Блиц-опрос.

Дискуссионные вопросы. Презентация – защита.

Компьютер,

Проектор,

Музцентр,

Телевизор,

DVD,

Слайд-презентации,

CD –DVD носители,

Фортепиано

18

6.2

2. Популярные хиты из мюзиклов о рок – опер. Пусть музыка звучит! Исследовательский проект

  1. РУЗ – Расширение и углубление знаний.
  2. СУНЗ – Сообщение и усвоение новых знаний.
  3. ПОПЗ – Повторение и обобщение полученных знаний.
  4. ПОУ – Повторно – обобщающий урок

Циклограмма тематического контроля.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Музыкальная викторина

Музыкальная викторина

-

Музыкальная викторина

Блиц-опрос.

Музыкальная викторина

Музыкальная викторина

-

Блиц-опрос.

Тест.

Блиц-опрос.

Тест.

Исследовательский проект.

Информационно - методическое обеспечение.

  1. Основная часть

Автор

Название

Издательство

Год издания

1

Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений «Музыка»

Москва «Просвещение»

2011

2.

Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

Пособие для учителя «Уроки музыки» 7 класс

Москва «Просвещение»

2010

3.

Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

Хрестоматия музыкального материала «Музыка» 7 класс

Москва «Просвещение

2010

4.

Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

Фонохрестоматия «Музыка» 7 класс

Москва «Просвещение

2010

  1. Дополнительная литература

Автор

Название

Издательство

Год издания

1.

Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

Творческая тетрадь «Музыка» 7 класс

Москва «Просвещение»

2010

  1. MULTIMEDIA – поддержка предмета
  1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)
  2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
  3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
  4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»
  5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
  6. Электронный  образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им.     А.И.Герцена
  7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
  8. 8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
  9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
  10. 10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
  11. 11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
  12. 12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
  13. 13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
  14. 14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
  1. Список научно-методической литературы.
  1. «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.
  2. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
  3. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 2005г.
  4. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 2004г.
  5. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2005г.
  6. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 2007г.
  7. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия, 2006г.
  8. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия, 2006г
  9. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 2008г.
  10. 23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.
  11. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2006г.
  12. Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 2006г.
  13.  «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,2007г.
  14. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.
  15. «Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 – 2009г.
  16. Самигуллина В.М. «Поурочные планы. Музыка 5 класс», Волгоград, Учитель, 2005г
  17. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.
  18. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
  19. Песенные сборники.
  20. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 - 176с.
  21. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением.  М.: Глобус, 2008.- 176с
  22. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 2 класс Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Пояснительная запискаСодержание программыТематическое планированиеКалендарно – тематическое планированиеКритерии оценок...

Рабочая программа по музыке 1 класс Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Пояснительная запискаСодержание программыТематическое планированиеКалендарно – тематическое планирование...

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Пояснительная записка к рабочей программе по музыке для 3-го класса - Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина

Рабочая программа рассчитана на 34 ч. в год: 1 час в неделю.В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов...

Рабочая программа по музыке 1 класс Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.

«Музыка» для I-IV классов,  Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.           ...

Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по музыке 6 класс на основе авторской программы «Музыка» 5-7 классов, Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина

Содержание адаптированной рабочей программы I.  Целевой раздел    1. Пояснительная записка      - психолого-педагогическая характеристика класса...