План-конспект урока "Метод координат"
методическая разработка по информатике и икт (5 класс) по теме
План-конспект урока с презентацией по теме "Метод координат" (УМК Л. Л. Босова 5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.rar | 475.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия №69 им. С. Есенина г. Липецка
Сумина Оксана Владимировна
Предмет: | Информатика |
Класс: | 5 (общеобразовательный) |
Программно-методическое обеспечение: |
|
Тема урока: | Метод координат |
Цели: | |
Образовательные: |
|
Воспитательные: |
|
Развивающие: |
|
Оборудование: |
|
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, организует внимание учащихся, проверяет отсутствующих.
II. Проверка домашнего задания
- Фронтальный опрос учащихся по материалам прошлых уроков
- Что вы понимаете под кодированием информации?
- С какой целью люди кодируют информацию?
- Что можно назвать кодом?
- Какие формы представления информации вы знаете?
- Разгадайте ребус (слайд №1).
- Визуальная проверка выполнения заданий домашней работы в Рабочей тетради.
Обсуждение вариантов выполнения заданий в Рабочей тетради
III. Объяснение нового материала
Слайд №2. На слайде тема урока. Учитель сообщает тему урока, его цели, задачи, конечный результат, который необходимо достигнуть в процессе работы.
Объяснение нового материала проходит в форме эвристической беседы с одновременным показом мультимедийной презентации на демонстрационном экране.
Учитель: Ребята, большую часть информации человек воспринимает с помощью глаз. Рисунки, схемы, чертежи, графики способны заменить нам долгие разъяснения. Ведь недаром гласит народная мудрость – «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Любая, в том числе и графическая, информация может быть представлена с помощью чисел. Чтобы “связать” числа и точки, используют системы координат. Простейшую их них — числовую ось — вы уже рассматривали на уроках математики (слайд №3).
Мы с вами рассмотрим прямоугольную систему координат. Ее также называют прямоугольной декартовой системой координат – в честь французского математика Рене Декарта (слайд №4).
Нарисуем на листе в клетку две перпендикулярные оси (слайд №5), точку их пересечения обозначим через О. Горизонтальная ось называется осью OX, вертикальная – осью OY. Место пересечения осей OX и OY называется началом координат, которое обозначают цифрой 0 («ноль»).
Каждая точка на координатной плоскости имеет свой точный адрес. Это пара чисел: первое число по оси OX, второе – по оси OY. Эти числа называются координатами точки.
Чтобы не путать порядок следования координат, вспомните, как устроены наши дома: сначала мы заходим в нужный подъезд (по оси OX), а затем поднимаемся на нужный этаж (по оси OY) (слайд №6).
Посмотрите на шахматную доску (слайд №7). Вдоль ее нижнего края идет ряд букв, а вдоль левого – ряд цифр. С их помощью можно однозначно определять положение любой фигуры на шахматной доске.
Назовите координаты фигур, расположенных на шахматной доске.
А где ещё встречается метод координат в жизни? (ученики отвечают)
Оси координат разбивают плоскость на четыре части, которые называются координатными четвертями (слайд №8).
Далее мы будем работать только в первой координатной четверти (слайд №8).
Рассмотрим пример. Известны координаты пятнадцати точек: 1(4, 1), 2(4, 2), 3(1, 2), 4(4, 5), 5(2, 5),6(4, 7), 7(3, 7), 8(5, 9), 9(7, 7), 10(6, 7),11(8, 5), 12(6, 5), 13(9, 2), 14(6, 2), 15(6, 1).
Если отметить эти точки на координатной плоскости, а затем соединить их отрезками в определенной последовательности (1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11 – 12 – 13 – 14 – 15 – 1), то получим рисунок (слайд 9).
Мы провели работу по декодированию графического изображения, состоящего их 15 соединенных отрезками точек, заданных с помощью декартовых прямоугольных координат. Другими словами, мы изменили форму представления информации с числовой на графическую.
IV. Закрепление новой темы
- Выполнение в тетради №34 стр. 32 по вариантам (вариант 2 – 5).
Класс делится на 4 варианта. Во время выполнения учитель проходит по рядам и визуально проверяет правильность хода выполнения. В случае возникновения затруднений, помогает. Затем ученики сравнивают свои рисунки с эталоном на экране (слайд №10).
- Работа с электронным практикумом «Координатная плоскость»
Учитель предлагает ученикам выполнить практические задания за компьютером. Перед этим он знакомит их с приемами работы в практикуме «Координатная плоскость». Данная программа предназначена для отработки навыков работы с координатной плоскостью. Панель управления программой состоит из трех вкладок: Режим1; Режим2; Справка.
Режим 1 служит для ведения творческой работы.
Режим 2 служит для работы с файлами. Из файла читаются координаты, которые ученик должен выставить на координатной плоскости. Щелкаем на кнопке «Открыть файл», находим файл и открываем его. При этом в окне вывода высвечивается фраза «Файл открыт». При каждом щелчке по кнопке Координата появляется координата, которую нужно выставить на координатной плоскости. Если точка поставлена правильно – можно перейти к следующей координате. Когда выставлена последняя точка, в окне вывода появляется фраза «Файл закрыт». Файл может быть подготовлен учителем заранее самостоятельно или взят из библиотеки. В итоге, будет построено изображение, соответствующее названию выбранного файла.
Учитель: Займите, пожалуйста, свои рабочие места.
Ученики выполняют задания за компьютером индивидуально.
После истечения отведенного времени на выполнение задания, ученики завершают работу с электронным практикумом и занимают свои места за партами. Учитель контролирует ход выполнения задания.
III. Обобщение
Учитель: Какие графические формы представления информации вам известны? С каким методом кодирования мы сегодня с вами познакомились? В чем он заключается? (Ответы учащихся)
Демонстрируется слайд «Самое главное» (слайд №11) с основными выводами по теме «Метод координат».
IV. Домашнее задание
Учитель озвучивает домашнее задание, ученики записывают домашнее задание в дневник. Учебник: §1.8, Рабочая тетрадь: №34 (варианты 1, 6) – стр.32-37 (слайд №12).
Учитель подводит итог урока, выставляет оценки. Урок окончен, до свидания.
Список используемой литературы:
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса /Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006
- Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. /Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006
- Босова Л.Л, Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока геометрии "Координаты вектора" в 9 классе
План - конспект урока по геометрии в 9 классе "Координаты вектора" 1. Цель урока: сформировать навыки решения задач по нахождению координат векторов, в том чис...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ по теме «Определение географических координат по географической карте» с использованием ЭОР
Урок географии в 6 классе. Цель урока: создать условия для применения знаний и умений определения географических координат, расстояний и направлений по карте в знакомой и новой учебной ситуация...
План конспект урока "Географические координаты" 6 класс
Работа посвящена закреплению и систематизации знания и умения по определению географических координат по карте и глобусу с героями фильма "Остров сокровищ", с использованием интерактивной доски....
План-конспект открытого урока по информатике: "Метод координат" (5 класс Босова ФГОС)
План-конспект открытого урока с дополнительными материалами....
План-конспект урока 6 класс по теме: "Географические координаты"
План-конспект урока для 6 класса по теме: "Географические координаты".Учебник на основе авторской программы В.П. Дронов, Л.Е. Савельева «Землеведение»....
План-конспект урока геометрии в 11 классе "Прямоугольная система координат в пространстве"
План-конспект урока геометрии в 11 классе "Прямоугольная система координат в пространстве"...
План-конспект урока на тему "Шкалы и координаты"
Урок первичного предъявления новых знаний....