План-конспект урока 6 класс по теме: "Географические координаты"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
План-конспект урока для 6 класса по теме: "Географические координаты".
Учебник на основе авторской программы В.П. Дронов, Л.Е. Савельева «Землеведение».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_geograficheskie_koordinaty.docx | 26.78 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока 6 класс на тему: «Градусная сеть. Географические координаты»
Цель урока: формирование представлений о географических координатах - широте и долготе.
Задачи урока:
- дать определение понятий "географические координаты", "широта", "долгота", показать их значение для некоторых отраслей хозяйства стран (транспорт, военный комплекс).
- активизация познавательной деятельности учащихся, развитие умения найти ответ на проблемный вопрос, логического мышления;
- научить определять географическую широту и долготу, географические координаты; научить находить по координатам точки на карте; продолжить формировать умение работать с картами.
Тип урока: закрепление знаний.
Форма урока: коллективная, индивидуальная.
Оборудование: атласы, физическая карта полушарий, физическая карта России.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Повторение. Актуализация знаний.
Фронтальный опрос.
- Что такое полюс? Экватор? Параллель? Меридиан?
- Из чего состоит градусная сеть?
- Перечислите существенные признаки меридианов и параллелей.
- Сколько градусов в каждой параллели? В меридиане?
- На какие полушария делит Землю экватор?
3. Изучение нового материала
- Кто впервые ввел понятие «параллели» и «меридианы»? (Эратосфен)
- Что называют градусной сеткой земли? (сетка на глобусе или карте, образованная параллелями и меридианами)
- Что называют параллелями? (Условные линии, проходящие параллельно экватору)
- Одинаковы параллели по длине? (Нет, их длина уменьшается от экватора к полюсам)
- Назовите самую длинную параллель (экватор)
- На какие полушария разделяет экватор земной шар? (Северное, южное)
- Что называют меридианами? (Условные линии, соединяющие северный и южный полюса)
- Все меридианы одинаковые по длине? (Да)
- Вспомните, какой меридиан мы называем нулевым? (Гринвичский)
- Где проходит нулевой меридиан? 180 меридиан? (дети показывают на карте)
- На какие полушария делит нулевой меридиан земной шар? (западное и восточное)
По градусной сети можно определить направление и расстояние, но мы не знаем, где находится объект, до которого нам нужно добраться.
- Конечно, вы затрудняетесь ответить на эти вопросы, так как не изучили еще одно понятие - географические координаты.
Что же такое координаты и как их определить, как найти по координатам корабль на карте? Что именно передает радист в эфир?
Решить эту проблему и ответить на вопросы мы с вами сможем в конце урока, когда изучим тему сегодняшнего урока. Запишите дату и тему урока в тетрадь.
Сначала мы научимся определять одну из двух географических координат - широту. Что такое широта? Запишите определение в тетрадь.
Широта - это длина дуги меридиана в градусах от экватора до параллели, проходящей через эту точку.
- Как мы будем отличать одну параллель от другой?
Ученики выдвигают версии. Учитель предлагает обратиться к объясняющему рисунку
Широта определяется по параллелям. Поскольку главная параллель - экватор делит Землю на Северное и Южное полушария, то все точки, расположенные в Северном полушарии, имеют северную широту (обозначается с. ш.), а все точки Южного полушария - южную широту (обозначается ю. ш.).
Точки, расположенные на экваторе, имеют широту 0 .
Самое большое значение широты - 90 (полюсы).
Параллели пронумерованы на карте полушарий по краю полушария.
Работа с учебником.
- Как определить географическую широту по карте? Для ответа на этот вопрос прочитайте текст на с. 31 учебника.
- Определите широту городов Лондон, Санкт-Петербург, Москва, Владивосток, мыса Челюскин.
(Учащиеся должны не только правильно указать величину широты, но и расположение в полушарии, применяя правила записи широты, например: г. Санкт-Петербург - 60 с. ш.)
- Определите широту мыса Игольного, поселка Мирный в Антарктиде.
- Чему равна широта Северного и Южного полюсов?
- Назовите точку, расположенную ближе всех к экватору.
После выполнения задания учитель рисует на доске, а ученики в тетрадях следующий рисунок.
- Посмотрите на рисунок. Что вы можете сказать о широте точек N и Р? (они находятся на широте 30 с. ш.).
- А в одной ли точке находятся эти объекты? (Нет.)
- Можем ли мы, зная только широту, определить местоположение объектов, находящихся в этих точках? ( Нет.)
- Допустим, в точке Р находится наш корабль. Можно ли спасти моряков, терпящих бедствие, зная одну координату? (Нет.)
Для спасения судна нам необходимо знать еще одну координату - долготу. Долготу нам поможет найти меридиан. Меридианы пронумерованы на карте полушарий по линии экватора, на карте России - около полюса.
- Для чего нам нужны меридианы? (Ученики могут предположить, что для определения второй координаты.)
Так же как вы находите место шахматной фигуры на пересечении линий, отмеченных на игровом поле буквами и цифрами (Е - 2, Е - 4), или место корабля при игре в "Морской бой", мы будем находить точки на карте на пересечении параллелей и меридианов. Дети капитана Гранта из одноименного романа Жюля Верна обогнули весь земной шар, чтобы найти место крушения корабля, так как им была известна только одна широта - 37 ю. ш.
Итак, что же такое долгота? Попробуйте сами сформулировать определение долготы.
Долгота -это длина дуги параллели в градусах от (чего?)... Учащиеся затрудняются с определением линии отсчета долготы.Прочитайте в учебнике на с. 32 определение долготы. Запишите определение в тетрадь.
Долгота - это длина дуги параллели в градусах от начального меридиана до меридиана, проходящего через данную точку.
Начало отсчета долготы - нулевой меридиан. Найдите на карте нулевой меридиан. Какие материки он пересекает? Нулевой, или начальный меридиан проходит через здание обсерватории в пригороде Лондона Гринвиче, поэтому его часто называют Гринвичским. Нулевой меридиан делит Землю на два полушария - Западное и Восточное. К западу от нулевого меридиана до 180 все точки имеют западную долготу (з. д.), к востоку до 180 - восточную долготу (в. д.). Самое большое значение долготы - 180 .
Работа с учебником.
Обратимся к рисунку 20 на с 32. Выполним задания.
- Определите долготу г. Санкт-Петербурга, Владивостока, мыса Игольный, мыса Челюскин.
- Определите координаты этих точек, пользуясь данными, полученными в результате выполнения этого и предыдущего задания.
Работа с картой полушарий
- Определите долготу городов Токио, Мехико, Сиднея, Вашингтона. Какой город расположен западнее - Вашингтон или Мехико?
Вернемся к нашему рисунку. Проведем меридиан через точку Р.
- Можем ли мы теперь, определив координаты точки пересечения меридиана и параллели, определить точное местоположение точки Р? (Да.)
4. Закрепление нового материала
Работа с картой полушарий атласа. Выполнение заданий.
1. Определите географические координаты точек:
а) вулкан Котопахи (Южная Америка);
б) озеро Эйр (Австралия);
в) город Каир (Африка).
2. Какие географические объекты имеют такие координаты?
а) 51 ю. ш., 70 в. д. (остров Кергелен);
б) 19 с. ш., 98 з. д. (вулкан Орисаба);
в) 36 с. ш., 6 з. д. ( Гибралтарский пролив).
Для стимулирования работы учеников можно объявить соревнование. Первые пять учащихся, правильно определивших координаты и местонахождение точек, получают оценку "5".
5. Подведение итогов урока, выставление оценок за работу на уроке.
6. Домашнее задание Параграфы 12-13, задания 3, 4 на с. 34 учебника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок географии в 6 классе на тему "Географические координаты"
урок закрепления и обобщения знаний по теме "Географические координаты"....
Урок для 6 класса по теме: "Географические координаты"
Методическая разработка урока для решения следующих задач: 1. Познакомить учащихся с понятием географическая широта, географическая долгота, географичес...
Урок географии в 6 классе по теме "Географические координаты"
Урок в 6 классе по теме "Географические координаты". Урок закрепления практических навыков по нахождению географических координат. Урок разработан с учетом технических возможностей учебного кабинета. ...
Урок географии по теме "Географические координаты" 6 класс
Конспект урока географии в 6 классе с использованием художественного произведения...
Я иду на урок. Урок по географии для 6 класса по теме "Географические координаты" закрепление
Проверка знаний географических координат, умение определять долготу и широту географического объекта....
Конспект открытого урока в 6 классе на тему "Географические координаты"
Конспект открытого урока в 6 классе на тему "Географические координаты"...
Разработка урока 6 класс на тему Географические координаты
Урок построен на основе технологии игры Крестики- нолики, что позволяет повысить интерес учащихся к конкурсу...