Открытый урок по информатике в 8 классе "Файлы и файловые системы"
презентация урока для интерактивной доски информатики и икт (8 класс) по теме

Открытый урок по информатике в 8 классе по теме "Файлы и файловая система" проводится с помощью интерактивной доски. На уроке рассматривается новый материал по учебнику Л. Босовой 8 класс. Презентация к уроку создана в блокноте MIMIO. Её можно использовать и с другими интерактивными досками, не обязательно с приставкой MIMIO. Также имеется презентация в Power Point, если нет интерактивной доски

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_fayly_i_faylovaya_sistema_8_kl.rar2.82 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Файлы и файловая система» (слайд 1)

Цели урока (слайд 2)

Обучающая:

  1. познакомить с понятиями файл, папка, файловая система, имя файла, путь к файлу.

Развивающая:

  1. научить составлять дерево файловой системы, отслеживать путь по файловой системе;
  2. развивать умение контроля и самоконтроля, умение выделять главное.

Воспитательная:

  1. воспитание информационной культуры учащихся, любознательности, самостоятельности.

Оборудование:

  1. компьютер;
  2. мультимедийный проектор и экран;
  3. интерактивная доска;
  4. презентация;

Ход урока

  1. Организационный момент:

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке вы познакомитесь с понятиями файл, папка, файловая система, имя файла, путь к файлу, научитесь составлять дерево файловой системы, отслеживать путь по файловой системе. Но в начале урока повторим основные характеристики устройств долговременной памяти.

  1. Повторение. (слайд 3)
  1. Давайте вспомним, где в компьютере хранится информация? (в долговременной (внешней) памяти).
  2. Назовите основные характеристики долговременной памяти (максимальная информационная емкость и опасные воздействия), заполнив таблицу (в тетради).

Тип устройства

Максимальная информационная емкость

Опасные воздействия

Гибкий магнитный диск

1,4 Мбайт

Нагревание, сильные магнитные поля

Жесткий магнитный диск

3 Тбайт

Удары

CD-диск

700 Мбайт

Царапины

DVD-диск

4,7 Гб - 8Гб

Царапины

Flash-диск

128 Гбайт

Неправильное отключение

  1. Изучение нового материала.

1). Файл.

А сегодня на уроке мы узнаем, как хранится информация в долговременной  памяти, т.е. на этих устройствах. А что можно назвать информацией в компьютере? (Это программы и данные)

Итак, все программы и данные хранятся в долговременной (внешней) памяти компьютера в виде файлов. Любому пользователю, работающему на компьютере, приходится иметь дело с файлами. И на этом уроке мы рассмотрим, что такое файлы и файловые системы.

Файл – это программа или данные, имеющие имя и хранящиеся в долговременной памяти. (Определение записывается в тетрадь)

Примеры имен файлов: сочинение.doc, класс.bmp, компьютер.ppt (слайд 4)

Имя файла состоит из двух частей, разделённых точкой: собственно имени файла и расширения (типа файла). Имя файлу дает пользователь, а расширение или тип файла задается той программой, в которой он создается.

Имя файла может иметь до 255 символов, причем допускается использование русского алфавита и пробелов.

Символы, которые не может содержать имя файл: (слайд 5)

/  \    : * ? « <  > |

По типу файла можно судить о том, какого вида данные в нём содержатся: текст, графика, звук или программа.

Давайте попробуем вместе заполнить таблицу типов файлов. (слайд 6)

Расширение

Тип файла

Значок

*.doc, *.txt

Текстовые файлы

*.bmp, *.jpg, *.gif

Графические файлы

 

*.avi, *.mpeg

Видеофайлы

*.wav, *.mp3, *.mid

Звуковые файлы

*.bac, *.pas

Файлы на языке программирования

*.zip, *.rar

Архивные

*.exe или *.com

Исполняемые файлы (запускает программу)

*.sys, *.drv

Системные файлы

htm, html

Web-страницы

Задание 1: (слайд 7)

Выберите допустимые имена файлов. Объясните, почему другие имена нельзя задать файлу, исправьте ошибки. Назовите, используя составленную таблицу, тип каждого файла.

  1. IVAN*.DOC
  2. LIN?EXE
  3. ПРИРОДА.ВМР
  4. А.В.ТХТ
  5. Рыбалка.
  6. 8 «А» класс.jpg
  7. Смешарики.avi
  8.  mp3

Задание 2: (слайд 8,9)

Работа на интерактивной доске и на карточке. Придумайте имена и типы для файлов, содержащих следующую информацию (впишите в прямоугольники):

Задание 3: (на интерактивной доске) (слайд 10)

Ниже указаны имена файлов. Выбери из них имена текстовых файлов  графических файлов, программ.

лето.bmp, сочинение.doc, мама.jpg, юра.wav, dog.txt, cat.jpg, game.bmp, boy.exe, music.txt, bоок.mpЗ, vopros.wav, box.exe, otvet.txt.

Текстовые файлы        Графические файлы                Программы

Ответы:
leto.doc, dog.txt, music.txt, otvet.txt - текстовые;
aaa.bmp, mama.jpg, cat.jpg, game.bmp - графические;
boy.exe, box.exe - программы.

Но для того чтобы на диске можно было хранить файлы,  диск должен быть предварительно отформатирован. Что такое форматирование? Наверное, кто-то из вас об этом слышал?

Форматирование – это процесс разметки диска, когда на диске выделяются концентрические дорожки, которые в свою очередь, делятся на секторы. Каждой дорожке и каждому сектору присваивается свой порядковый номер. (слайд 11)

На рисунке показано, как выглядит отформатированная дискета:

  1. количество секторов на дорожке – 18,
  2. дорожек на одной стороне – 80,
  3. сторон – 2,
  4. информационная ёмкость одного сектора – 512 байт

Рассчитайте информационную емкость дискеты.

В процессе форматирования диск разбивается на две области: область хранения файлов и каталог. Если провести аналогию с книгой, то

  1. область  хранения файлов – содержимое книги,
  2. каталог – оглавление книги,
  3. книга состоит из страниц – диск состоит из секторов,

оглавление книги содержит название параграфа и его начальную страницу – каталог диска содержит имя файла и указание на номер его начального сектора на диске, а также объем файла, дату и время его создания. (слайд 12)

При форматировании вся информация, находящаяся на носителе информации, удаляется. Таким образом, после форматирования на диске не остаётся никаких файлов, хотя при некоторых условиях их и можно частично восстановить. Существует два вида форматирования дисков: полное и быстрое. (слайд 13)

Полное форматирование разбивает диск на дорожки и секторы, поэтому все хранившиеся на диске файлы уничтожаются.

Быстрое форматирование производит лишь очистку каталога диска (стирает имена файлов). Сами файлы сохраняются, и существует возможность их восстановления.

2). Файловая система. (слайд 14)

На каждом носителе информации (гибком, жестком или лазерном диске) может храниться большое количество файлов. Порядок хранения файлов на диске определяется установленной файловой системой.

Файловая система  - это совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними. Каждый диск имеет логическое имя, обозначается латинской буквой со знаком двоеточия: А: В: - гибкие диски, С: D: Е: - жесткие, оптические диски. Папка (каталог) верхнего уровня для диска является корневой папкой или каталогом, которая обозначается добавлением к имени диска наклоненной влево косой чертой \ (обратного слэша), например С:\.

Файловые структуры бывают одноуровневыми и многоуровневыми (иерархическими).(слайд 15)

У меня есть диск, на котором записаны одни файлы (продемонстрировать). Такая система расположения файлов называется одноуровневой (Одноуровневая файловая система – это простая последовательность файлов)

Примеры одноуровневой файловой системы:

Многоуровневая (иерархическая) система представляет собой систему вложенных папок. В каждой папке могут храниться папки нижнего уровня и файлы. Например, шкаф с выдвижными ящиками для документов.

Для того чтобы найти файл в иерархической файловой структуре необходимо указать путь к файлу. Путь к файлу (слайд 16)начинается с логического имени диска, затем записывается последовательность имен вложенных друг в друга папок, в последней из которых содержится нужный файл. Имена диска и папок записываются через разделитель \.

Путь к файлу вместе с именем файла называют полным именем файла. 

Примеры многоуровневой файловой системы (дерево каталогов):

Примеры полных имен файлов: (слайд 17)

C:\Рефераты\Физика\Оптические явления.doc

C:\Рефераты\Информатика\Интернет.doc

C:\Рефераты\Информатика\Компьютерные вирусы.doc

C:\Рисунки\Закат.jpg

C:\Рисунки\ Зима.jpg

Назовите в каждой записи корневой каталог, вложенные папки, имена файлов.

Задание 4: (слайд 18)

Отдели имена файлов от имен папок

Lettet.txt, Book, List.doc, 2012 год, Windows.jpg, Windows, Dom.doc.

Файлы                        Папки

Ответ:
файлы - Lettet.txt, List.doc, Windows.jpg, Dom.doc;
папки - Book, 2012 год, Windows.

 Задание 5: (слайд 19)

Записать полные имена всех файлов.

 

Задание 6: (слайд 20)

Постройте дерево каталогов (на интерактивной доске и в тетради)

C:\Рисунки\Природа\Небо.bmp

C:\Рисунки\Природа\Снег.bmp

C:\Рисунки\Компьютер\Монитор.bmp

C:\Мои документы\Доклад.doc

Ответ:

Задание 7 (информационный диктант) (слайд 21)

Верное предложение – 1, неверное - 0

  1. Группа байтов на диске, имеющая имя, называется файлом.
  2. Каждый файл определяют следующие параметры – длина, ширина, объем, цвет.
  3. На тип файла указывает его расширение.
  4. Объем файлов измеряется в см2.
  5. Расширение файла указывает на дату и время создания файла.
  6. Внутри одного файла могут содержаться другие файлы.
  7. В имени файла нельзя использовать знаки \ / * ? : « « < >.

Ответ: 1010001

  1. Практическая работа на компьютере (слайд 22)

Найти файл по заданному пути (задания на карточках):

C:\Document and Setting\Мои документы \  Рисунки \ Животные \ Тигр.bmp
C:\ Document and Setting\Мои документы \ Рисунки\Животные\Лиса.bmp
C:\ Document and Setting\Мои документы \Рисунки\Компьютер\Мышь.bmp
C:\Мои документы\Урок.doc

Найденные файлы скопировать в свою папку.

  1. Домашнее задание. (слайд 23)

Создайте свою файловую структуру и отобразите ее в виде дерева каталогов.

  1. Рефлексия и подведение итогов урока. (слайд 24)

Оцените сегодняшний урок, ответив на вопросы в тетради:
0- нет, 1-да.

Вопросы:

  1. Вам было интересно на уроке?
  2. Вы узнали что-то новое на уроке?
  3. Был ли доступен изучавшийся материал?
  4. Вы его поняли?
  5. Готовы ли вы на следующих уроках применить его на практике?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по информатике (11 класс) по теме "Экспертные системы распознавания химических веществ"

Материал содержит конспект урока для 11 класса профильного обучения информатике, презентацию к уроку, интерактивный тест по теме "Моделирование", карточки и другой раздаточный материал....

План-конспект открытого урока по информатике и ИКТ в 8 классе Тема урока: «Файлы и файловая система»

Урок по информатике  по теме: "Файлы и файловая система" с презентацией...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ В ГРУППЕ 11 Т СПЕЦИАЛЬНОСТИ 230115 «ПРОГРАММИРОВАНИЕ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМАХ» по теме «СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ»

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ В ГРУППЕ 11 Т СПЕЦИАЛЬНОСТИ 230115 «ПРОГРАММИРОВАНИЕ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМАХ» по теме «СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ»ТИП УРОКА: Изучение новых...

Конспект открытого урока по информатике и ИКТ в 9 классе по теме «Системы счисления».

Конспект открытого урока по информатике и ИКТ в 9 классепо теме «Системы счисления». Определить правила перевода из различных систем счисления в 10 с.с.Научиться применять данное правило на практ...

Конспект урока по информатике. Тема: Файлы и файловая система. 8 класс

Урок обобщения и закрепления пройденного материала.Ребята должны показать теоретические знания основных понятий, научиться анализировать и систематизировать информацию.Оценивать работу на уроке будут ...