Конспект открытого урока по информатике и ИКТ в 9 классе по теме «Системы счисления».
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему
- расширить представления учащихся о видах представления цифровой информации;
- сформировать представление учащихся о принципах перевода чисел из различного рода позиционных систем в десятичную;
- выработать у учащихся навыки перевода чисел позиционных систем счисления в десятичную.
- определить правила перевода из различных систем счисления в 10 с.с.;
- научить применять на практике алгоритм перевода чисел из различного рода позиционных систем в десятичную;
- познакомить обучающихся с техническими средствами позволяющими производить перевод чисел из одной с.с. в десятичную;
- вспомнить алгоритм создания и заполнения расчетных таблиц при работе в табличном процессоре;
- закрепить навыки работы в программном комплексе MS Excel;
- развивать способность учащихся анализировать информацию;
- развивать образное, критическое мышление;
- развитие системного мышления.
- воспитание творческого подхода к работе;
- профориентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 33.72 КБ |
urok.pptm | 1.37 МБ |
urok.part1_.rar | 3 МБ |
urok.part2_.rar | 3 МБ |
urok.part3_.rar | 3 МБ |
urok.part4_.rar | 3 МБ |
urok.part5_.rar | 3 МБ |
urok.part6_.rar | 477.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по информатике и ИКТ в 9 классе
по теме «Системы счисления».
Определить правила перевода из различных систем счисления в 10 с.с.
Научиться применять данное правило на практике.
Цели урока:
- расширить представления учащихся о видах представления цифровой информации;
- сформировать представление учащихся о принципах перевода чисел из различного рода позиционных систем в десятичную;
- выработать у учащихся навыки перевода чисел позиционных систем счисления в десятичную.
Задачи урока:
Обучающие :
- определить правила перевода из различных систем счисления в 10 с.с.;
- научить применять на практике алгоритм перевода чисел из различного рода позиционных систем в десятичную;
- познакомить обучающихся с техническими средствами позволяющими производить перевод чисел из одной с.с. в десятичную;
- вспомнить алгоритм создания и заполнения расчетных таблиц при работе в табличном процессоре;
- закрепить навыки работы в программном комплексе MS Excel;
Развивающие :
- развивать способность учащихся анализировать информацию;
- развивать образное, критическое мышление;
- развитие системного мышления.
Воспитательные:
- воспитание творческого подхода к работе;
- профориентация.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы:
технология критического мышления, развивающее обучение, личностно-ориентированные технологии, работа в группах с учетом способностей учащихся, активное взаимодействие ученика и учителя.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят и др.
Учащиеся в ходе урока научатся алгоритму перевода чисел различного рода позиционных систем в десятичную, познакомятся с возможностями электронного программированного колькулятора.Выработают навыкиперевода чисел из различного рода позиционных систем в десятичную.
Необходимое оборудование и материалы:
ПК, проектор, интерактивная доска, компьютерный класс с заготовками для работы учащихся, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
Учитель | Учащиеся | ||||||||||||||||||||||||
1. Организационный момент (2 мин.). |
| ||||||||||||||||||||||||
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня на уроке мы с вами будем экспериментировать, немного расширим и углубим знания по информатике попытаемся, эти знания применить на практике. Каждый из вас пришел на урок с определенным настроением. У вас на столах лежат карточки с изображением эмоционального состояния. (слайд 1)Прошу вас отметить галочкой тот рисунок, который более ближе к вашему настроению на начало урока. Мне бы очень хотелось, чтобы урок вызвал у вас и у меня только положительные эмоции и настроение стало соответствовать рисунку 3. Сейчас отложите карточки на край стола, мы к ним вернемся в конце урока и проверим так ли это. | Заполняют карточки настроения на начаор урока. | ||||||||||||||||||||||||
2. Мотивационная беседа, актуализация знаний с последующей постановкой цели (5 мин.). |
| ||||||||||||||||||||||||
Давайте вспомним, чем вы занимались на прошлом уроке? | На предыдущем урокемы познакомились с понятием системы счисления, её видам и научились переводить записывать числа в развернутом виде. | ||||||||||||||||||||||||
Сегодня мы продолжим работу с системами счисления. И я хочу начать урок со слов Иоанна Вольфганга Гете Числа не управляют миром, но показывают, как управляется мир.(слайд 2) Поднимите руки кто согласен с данным умозаключением. Почему вы так считаете? Числовая информация очень важна для человека, ведь все, что окружает его, либо создано с помощью системы счисления, либо является носителем. Таким образом можно сказать - все есть число. И в этом нас убеждает весь ход развития науки и техники наших дней. И особенно важно не только изучать десятичную систему счисления, но и другие с.с.., ведь с помощью последовательности битов можно представить самую разную информацию. И преимуществом цифровых данных является то, что их относительно просто копировать и изменять. Их можно хранить и передавать с использованием одних и тех же методов, независимо от типа данных. Одним из примеров подтверждающим преимущество двоичной системы счисления над десятичной является, то, что стало возможно передавать сигналы на космические расстояния в прямом смысле этого слова. В 1974 году с радиотелескопа «Аресибо» в направлении звездного кластера М13 был послан радиосигнал – первое послание человечества иным внеземным цивилизациям. Данное сообщение было представлено в двоичном графическом коде (совокупность 0 и 1)., содержало в себе цифры от 1 до 10, затем основные химические элементы нашей планеты – водород, углерод, азот, кислород и фосфор, структуру ДНК человека, схематичное изображение фигуры человека, нашу планету и телескоп, с которого было отправлено письмо (слайд 3). Видео ролик DU-20121116-25.mp3 С тех пор в близи телескопа «Аресиба»появляются изображения на полях (круги, фигуры), а в 2001 году ученые обнаружили на поле в близи Англии изображение напоминающее по своей структуре наше послание, но отражающее иные данные. (слайд 4) Послание это с другой планеты или чья-то шутка, ответ на этот вопрос ищут ученые. | Поднимают руки. При помощи чисел можно представить любую информацию (рисунок, видео, звук, текст) это подтверждает наличие цифровой записи, сканирование, цифровое фото. Компьютер работает в двоичной системе счисления и это не мешает нам читать и писать текст, смотреть видео. Если сравнить качество изображения видео, записанных на кассете, и на лазерном диске, то какая запись будет более качественной. Так же и музыка иллюстрации, записанные в цифровом виде, будут гораздо качественнее, чем в другом формате. Роботы, станки управляются командами в двоичной системе счисления и с их помощью создаются новые устройстваи т.д. | ||||||||||||||||||||||||
Какой можно сделать вывод? | Знание систем счисление важно. | ||||||||||||||||||||||||
А что мы на сегодняшний день знаем о системах счисления? Какие группы систем счисления вам известны? | Позиционные и непозиционные с.с. | ||||||||||||||||||||||||
Чем различаются данные системы счисления? | В непозиционных системах значение цифры числа не меняется с изменением его положения в числе, а в позиционных значение цифры зависит от его положения в числе. (разряда) | ||||||||||||||||||||||||
Предлагаю вам пересесть за компьютеры и выполнить задание 1 «Распределение видов с.с. по группам» (слайд 5). Перед вами имеются листы самооценки. В них необходимо внести свою фамилию имя и класс. Предлагаю вам самим оценить свою работу на уроке согласно предлагаемым критериям оценки. Балл необходимо внести в колонку номера выполняемого задания. | Выполняют задание 1 http://learningapps.org/display?v=phz419uc301 если нет интернет презентация 1. Заполняют лист самооценки. | ||||||||||||||||||||||||
Обратите внимание на доску. (слайд 6)Вам представлено число, записанное в одной из с.с.. Определите основание числа. Какие числа используются в написании числа? Что такое алфавит с.с.? На какой позиции находится каждая цифра числа? Запищите данное число в развернутом виде. Запишите числа в развернутом виде. | 8, восьмеричная с.с. 0136 Совокупность цифр используемых для написания числа не превышающих основания. 6-0;0-1,3; 3-2; 1-4 Записывают. | ||||||||||||||||||||||||
А теперь попробуем по внешнему виду числа определить его принадлежность к той или иной системе счисления. Выполните задание 2 перейдя по ссылки.(слайд 7) Заполните лист самооценки. Если вы правильно выполните задание , то получите сообщение. | Выполняют задание 1 http://LearningApps.org/display?v=pdj7domu301 если нет интернет презентация2. Заполняют лист самооценки. | ||||||||||||||||||||||||
Молодцы вы добились результата и перед вами сообщение.«В бумагах чудака-математика была найдена его автобиография. Начиналась она следующими удивительными словами: «Я окончил курс университета 44 лет отроду. Спустя год, 100-летним молодым человеком, я женился на 34-летней девушке. Незначительная разница в возрасте – всего 11 лет – способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет у меня уже была маленькая семья из 10 детей. Жалованья я получал в месяц всего 200 рублей». (слайд 8) Возможно ли такое развитие событий? | Непонятные числа (данные) | ||||||||||||||||||||||||
Эти данные записаны в другой системе счисления. Да если числа записаны в не десятичной с.с. | |||||||||||||||||||||||||
(НАПИСАТЬ НА ДОСКЕ ЧИСЛА ИЗ ЗАДАЧИ: |
| ||||||||||||||||||||||||
44 |
| ||||||||||||||||||||||||
Через 1 год |
| ||||||||||||||||||||||||
100 |
| ||||||||||||||||||||||||
34 |
| ||||||||||||||||||||||||
11 |
| ||||||||||||||||||||||||
10 |
| ||||||||||||||||||||||||
200) |
| ||||||||||||||||||||||||
Ответьте на вопрос: в чем состоит странность этого письма? |
| ||||||||||||||||||||||||
Из каких цифр они состоят? | 0, 1, 2, 3, 4. | ||||||||||||||||||||||||
В какой системе счисления записаны данные числа, если считать , что ученый чудак писал используя только 1 с.с.? | пятеричной | ||||||||||||||||||||||||
Для того чтобы было понятно о чем идет речь в документе переведите данные числа в ту систему в которой работаем мы. | Арабская. Не умеем | ||||||||||||||||||||||||
В чем возникла трудность? | Не знаем правил перевода. | ||||||||||||||||||||||||
А как быть? Что нам необходимо для того чтобы осуществить перевод из одной из с.с в десятичную? | Знаем правил перевода | ||||||||||||||||||||||||
Чем мы с вами сегодня займемся на уроке? Попробуем сформулировать тему урока. (слайд9) | Перевод чисел из позиционных систем счисления в десятичную. | ||||||||||||||||||||||||
Какую цель вы поставите перед собой на этом уроке? (слайд 10) | Определить правила перевода из различных систем счисления в 10 с.с. Научиться применять данное правило на практике. | ||||||||||||||||||||||||
3. Сообщение нового материала (10 мин). |
| ||||||||||||||||||||||||
Предлагаю вам самим эксперементально опрединлить с алгоритмом перевода. Для этого разбейтесь на группы по 2 человека и перейдите к файлу презентации алгоритм. (слайд 11-12) Ваша задача внимательно изучить примеры перевода из различных с.с в десятичную. После этого по кнопке «Перейти к построению алгоритма »перейти к слайду построения правила перевода. Распределить правила по соответствующим полям простым перетаскиванием. | Выполняют задание | ||||||||||||||||||||||||
Сверьте полученный результат с эталоном. Эталонный пример представлен в нижней части экрана. При нажатии мышкой на номер шага высвечивается действие. При необходимости исправьтесь. И оцените себя в листе самооценки. | Выполняют задание | ||||||||||||||||||||||||
Алгоритм вывешивается на доске. Как можно короче определить 3 шаг? | Запишем число в развернутом виде. | ||||||||||||||||||||||||
Теперь можно расшифровать документ ? | да | ||||||||||||||||||||||||
Приступим к его расшифровке (слайд8) | решаем | ||||||||||||||||||||||||
4.Самостоятельная работа(10мин). |
| ||||||||||||||||||||||||
А теперь попробуйте применить полученные знания на практике и самостоятельно осуществить перевод из одной из с.с в десятичную. | |||||||||||||||||||||||||
Человек немного облегчил себе труд и сократил время отводимое на перевод чисел тем что данный алгоритм перевода был занесен в память инженерного калькулятора. Откройте калькулятор Программы →Стандартные→ калькулятор Установите тип Программист |
| ||||||||||||||||||||||||
Откройте файл самостоятельное задание Перед вами две таблицы. В одну занесены координаты точек записанных в различных с.с. Переведите данные числа в 10 с.с. и впишите их в таблицу 2. Если вы верно произведете расчеты то получите некоторый рисунок.
Рассказать про функции калькулятора. | |||||||||||||||||||||||||
А теперь приступите к выполнению самостоятельной работы. Пользуйтесь калькулятором в тех случаях где можно его применить. Калькулятор переводит числа только из 2,8 и 16 с.с в. 10 и обратно. Оцените свой труд. | Выполняют | ||||||||||||||||||||||||
4. Подведение итогов урока (3 мин)Рефлексия | |||||||||||||||||||||||||
Ну как настроение? Оцените своё эмоциональное состояние. Прошу вас заполнить анкету, перейдя по ссылкеhttps://docs.google.com/forms/d/1khgcPKWgTBShbyMFyc74CGsvUjTMiW9XPnbSx2hUxbY/viewform?usp=send_form | Заполняют | ||||||||||||||||||||||||
8. Домашнее задание (1 мин). |
| ||||||||||||||||||||||||
а) 1001112 = Х10 б) 20145 = Х10 в) 11F16 = Х10 г) дату своего рождения в двоичную систему счисления. |
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по информатике для 9-го класса по теме "Алгоритмическая структура "выбор" на языке Visual Basic"
открытый урок в 9 классе...
План-конспект открытого урока по информатике: "Метод координат" (5 класс Босова ФГОС)
План-конспект открытого урока с дополнительными материалами....
Открытый урок по информатике (программированию) в 9 классе на тему «Условия и выбор»
Открытый урок по информатике (программированию) в 9 классе на тему урока «Условия и выбор - ветвление" применительно к языку программирования Pascal....
План-конспект к уроку по информатике и ИКТ (9 класс) по теме: "Моделирование. Основные понятия. Роль моделирования в деятельности человека"
Урок является первым по теме «Моделирование» и имеет исключительно важное мировоззренческое значение. Урок формирует системный подход к миру, в котором мы живем, формирует представление о моделировани...
Конспект открытого урока по информатике для учащихся 10 класса Тема: «Вычисление количества информации»
Тип урока: практическая работа.Технологии: компьютерная, коллективного сотрудничества, проблемного обучения. Структура урока1. Орг. момент – 1 - 2 мин.2....
Конспект открытого урока по информатике для учащихся 10 класса Тема: «Кодирование информации»
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.Технологии: компьютерная, коллективного сотрудничества, игровая.Форма урока: практическая работа. Структура урокаОрг. момент – 1 - 2 ...
План-конспект открытого урока по информатике "Правила перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q"
Урок "Правила перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q" знакомит обучающихся с праилами переводом чисел из десятичной системы в двоичную и обратно, ребята практикую...