Конспект открытого урока по информатике и ИКТ в 9 классе по теме «Системы счисления».
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему

Воробьёва Елена Анатольевна
Конспект открытого урока по информатике и ИКТ в 9 классе
по теме «Системы счисления».
 
Определить правила перевода из различных систем счисления в 10 с.с.
Научиться применять данное правило на практике.
Цели урока:
  • расширить представления учащихся о видах представления цифровой информации;
  •  сформировать представление учащихся о принципах перевода чисел из различного рода позиционных систем в десятичную;
  • выработать у учащихся навыки перевода чисел позиционных систем счисления в десятичную.
Задачи урока:
Обучающие :
  •  определить правила перевода из различных систем счисления в 10 с.с.;
  •  научить применять на практике алгоритм перевода чисел из различного рода позиционных систем в десятичную;
  •  познакомить обучающихся с техническими средствами позволяющими производить перевод чисел из одной с.с. в десятичную;
  • вспомнить алгоритм создания и заполнения расчетных таблиц при работе в табличном процессоре;
  •  закрепить навыки работы в программном комплексе MS Excel;
Развивающие :
  • развивать способность учащихся анализировать информацию;
  • развивать образное, критическое мышление;
  • развитие системного мышления.
Воспитательные:
  • воспитание творческого подхода к работе;
  • профориентация.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы:
 технология критического мышления, развивающее обучение, личностно-ориентированные технологии, работа в группах с учетом способностей учащихся, активное взаимодействие ученика и учителя.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят и др.
Учащиеся в ходе урока научатся алгоритму перевода чисел различного рода позиционных систем в десятичную, познакомятся с возможностями электронного программированного колькулятора.Выработают навыкиперевода чисел из различного рода позиционных систем в десятичную.
Необходимое оборудование и материалы:
 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx33.72 КБ
Файл urok.pptm1.37 МБ
Файл urok.part1_.rar3 МБ
Файл urok.part2_.rar3 МБ
Файл urok.part3_.rar3 МБ
Файл urok.part4_.rar3 МБ
Файл urok.part5_.rar3 МБ
Файл urok.part6_.rar477.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по информатике и ИКТ в 9 классе

по теме «Системы счисления».

Определить правила перевода из различных систем счисления в 10 с.с.

Научиться применять данное правило на практике.

Цели урока:

  • расширить представления учащихся о видах представления цифровой информации;
  • сформировать представление учащихся о принципах перевода чисел из различного рода позиционных систем в десятичную;
  • выработать у учащихся навыки перевода чисел позиционных систем счисления в десятичную.

Задачи урока:

Обучающие :

  • определить правила перевода из различных систем счисления в 10 с.с.;
  • научить применять на практике алгоритм перевода чисел из различного рода позиционных систем в десятичную;
  • познакомить обучающихся с техническими средствами позволяющими производить перевод чисел из одной с.с. в десятичную;
  • вспомнить алгоритм создания и заполнения расчетных таблиц при работе в табличном процессоре;
  • закрепить навыки работы в программном комплексе MS Excel;

Развивающие :

  • развивать способность учащихся анализировать информацию;
  • развивать образное, критическое мышление;
  • развитие системного мышления.

Воспитательные:

  • воспитание творческого подхода к работе;
  • профориентация.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы:

 технология критического мышления, развивающее обучение, личностно-ориентированные технологии, работа в группах с учетом способностей учащихся, активное взаимодействие ученика и учителя.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят и др.

Учащиеся в ходе урока научатся алгоритму перевода чисел различного рода позиционных систем в десятичную, познакомятся с возможностями электронного программированного колькулятора.Выработают навыкиперевода чисел из различного рода позиционных систем в десятичную.

Необходимое оборудование и материалы:

 ПК, проектор, интерактивная доска, компьютерный класс с заготовками для работы учащихся, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

Учитель

Учащиеся

1. Организационный момент (2 мин.).

 

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня на уроке мы с вами будем экспериментировать, немного расширим и углубим знания по информатике попытаемся, эти знания применить на практике. Каждый из вас пришел на урок с определенным настроением. У вас на столах лежат карточки с изображением эмоционального состояния. (слайд 1)Прошу вас отметить галочкой тот рисунок, который более ближе к вашему настроению на начало урока. Мне бы очень хотелось, чтобы урок вызвал у вас и у меня только положительные эмоции и настроение стало соответствовать рисунку 3. Сейчас отложите карточки на край стола, мы к ним вернемся в конце урока и проверим так ли это.

 Заполняют карточки настроения на начаор урока.

2. Мотивационная беседа, актуализация знаний с последующей постановкой цели (5 мин.).

 

Давайте вспомним, чем вы занимались на прошлом уроке?

На предыдущем урокемы познакомились с понятием системы счисления, её видам и научились переводить записывать числа в развернутом виде.

Сегодня мы продолжим  работу с системами счисления. И я хочу начать урок со слов Иоанна  Вольфганга Гете Числа не управляют миром, но показывают, как управляется мир.(слайд 2) Поднимите руки кто согласен с данным умозаключением.

Почему вы так считаете?

Числовая информация очень важна для человека, ведь все, что окружает его, либо создано с помощью системы счисления,  либо является носителем. Таким образом можно сказать - все есть число. И в этом нас убеждает весь ход развития науки и техники наших дней. И особенно важно не только изучать десятичную систему счисления, но и другие с.с.., ведь с помощью последовательности битов можно представить самую разную информацию. И преимуществом  цифровых данных является то, что их относительно  просто копировать и изменять. Их можно хранить и передавать с использованием одних и тех же методов, независимо от типа данных.

Одним из примеров подтверждающим преимущество двоичной системы счисления над десятичной является, то, что стало возможно передавать сигналы на космические расстояния в прямом смысле этого слова.

В 1974 году  с радиотелескопа «Аресибо»  в направлении звездного кластера М13 был послан радиосигнал – первое послание человечества иным внеземным цивилизациям. Данное сообщение было представлено в двоичном графическом коде (совокупность 0 и 1)., содержало в себе цифры от 1 до 10, затем основные химические элементы нашей планеты – водород, углерод, азот, кислород и фосфор, структуру ДНК человека, схематичное изображение фигуры человека, нашу планету и телескоп, с которого было отправлено письмо (слайд 3). Видео ролик DU-20121116-25.mp3 С тех пор в близи телескопа «Аресиба»появляются изображения на полях (круги, фигуры), а в 2001 году ученые обнаружили на поле в близи Англии изображение напоминающее по своей структуре наше послание, но отражающее иные данные. (слайд 4) Послание это с другой планеты или чья-то шутка, ответ на этот вопрос ищут ученые.

Поднимают руки.

При помощи чисел можно представить любую информацию (рисунок, видео, звук, текст) это подтверждает наличие цифровой записи, сканирование, цифровое фото. Компьютер работает в двоичной системе счисления и это не мешает нам читать и писать текст, смотреть видео. Если сравнить качество изображения видео, записанных на кассете, и на лазерном диске, то какая запись будет более качественной.

Так же и музыка иллюстрации, записанные в цифровом виде, будут гораздо качественнее, чем в другом формате.

Роботы, станки управляются командами в двоичной системе счисления и с их помощью создаются новые устройстваи т.д.

Какой можно сделать вывод?

Знание систем счисление важно.

А что мы на сегодняшний день знаем о системах счисления?

Какие группы систем счисления вам известны?

Позиционные и непозиционные с.с.

Чем различаются данные системы счисления?

В непозиционных системах значение цифры числа не меняется с изменением его положения в числе, а в позиционных значение цифры зависит от его положения в числе. (разряда)

Предлагаю вам пересесть за компьютеры и выполнить задание 1 «Распределение видов с.с. по группам» (слайд 5).

Перед вами имеются листы самооценки. В них необходимо внести свою фамилию имя и класс. Предлагаю вам самим оценить свою работу на уроке согласно предлагаемым критериям оценки. Балл необходимо внести в колонку номера выполняемого задания.

Выполняют задание 1 http://learningapps.org/display?v=phz419uc301 если нет интернет презентация 1. Заполняют лист самооценки.

Обратите внимание на доску. (слайд 6)Вам представлено число, записанное в одной из с.с.. Определите основание числа.

Какие числа используются в написании числа?

Что такое алфавит с.с.?

На какой позиции находится каждая цифра числа?

Запищите данное число в развернутом виде.

Запишите числа в развернутом виде.

8, восьмеричная с.с.

0136

Совокупность цифр используемых для написания числа не превышающих основания.

6-0;0-1,3; 3-2; 1-4

Записывают.

А теперь попробуем по внешнему виду числа определить его принадлежность к той или иной системе счисления. Выполните задание 2 перейдя по ссылки.(слайд 7) Заполните лист самооценки. Если вы правильно выполните задание , то получите сообщение.

Выполняют задание 1 http://LearningApps.org/display?v=pdj7domu301 если нет интернет презентация2. Заполняют лист самооценки.

 Молодцы вы добились результата и перед вами сообщение.«В бумагах чудака-математика была найдена его автобиография. Начиналась она следующими удивительными словами: «Я окончил курс университета 44 лет отроду. Спустя год, 100-летним молодым человеком, я женился на 34-летней девушке. Незначительная разница в возрасте – всего 11 лет – способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет у меня уже была маленькая семья из 10 детей. Жалованья я получал в месяц всего 200 рублей». (слайд 8)

Возможно ли такое развитие событий?

Непонятные числа (данные)

Эти данные записаны в другой системе счисления.

Да если числа записаны в не десятичной с.с.

(НАПИСАТЬ НА ДОСКЕ ЧИСЛА ИЗ ЗАДАЧИ:

 

44

 

Через 1 год

 

100

 

34

 

11

 

10

 

200)

 

Ответьте на вопрос: в чем состоит странность этого письма?

 

Из каких цифр они состоят?

0, 1, 2, 3, 4.

В какой системе счисления записаны данные числа, если считать , что ученый чудак писал используя только 1 с.с.?

пятеричной

Для того чтобы было понятно о чем идет речь в документе переведите данные числа в ту систему в которой работаем мы.

Арабская.

Не умеем

В чем возникла трудность?

Не знаем правил перевода.

А как быть?

Что нам необходимо для того чтобы осуществить перевод из одной из с.с в десятичную?

Знаем правил перевода

Чем мы с вами сегодня займемся на уроке? Попробуем сформулировать тему урока. (слайд9)

Перевод чисел из позиционных систем счисления в десятичную.

Какую цель вы поставите перед собой на этом уроке? (слайд 10)

Определить правила перевода из различных систем счисления в 10 с.с.

Научиться применять данное правило на практике.

3. Сообщение нового материала (10 мин).

 

Предлагаю вам самим эксперементально опрединлить с алгоритмом перевода. Для этого разбейтесь на группы по 2 человека и перейдите к файлу презентации алгоритм. (слайд 11-12)

Ваша задача внимательно изучить примеры перевода из различных с.с в десятичную. После этого по кнопке «Перейти к построению алгоритма »перейти к слайду построения правила перевода. Распределить правила по соответствующим полям простым перетаскиванием.

 Выполняют задание

Сверьте полученный результат с эталоном. Эталонный пример представлен в нижней части экрана. При нажатии мышкой на номер шага высвечивается действие. При необходимости исправьтесь. И оцените себя в листе самооценки.

 Выполняют задание

Алгоритм вывешивается на доске.

Как можно короче определить 3 шаг?

 Запишем число в развернутом виде.

Теперь можно расшифровать документ ?

 да

Приступим к его расшифровке (слайд8)

 решаем

4.Самостоятельная работа(10мин).

 

А теперь попробуйте применить полученные знания на практике и самостоятельно осуществить перевод из одной из с.с в десятичную.

Человек немного облегчил себе труд и сократил время отводимое на перевод чисел тем что данный алгоритм перевода был занесен в память инженерного калькулятора. Откройте калькулятор Программы Стандартные калькулятор Установите тип Программист

 

Откройте файл самостоятельное задание Перед вами две таблицы. В одну занесены координаты точек записанных в различных с.с. Переведите данные числа в 10 с.с. и впишите их в таблицу 2. Если вы верно произведете расчеты то получите некоторый рисунок.

Dec

1011

 

 

 

Dec

Oct

 

1011

 

 

Oct

Bin

 

 

1011

 

Bin

Hex

 

 

 

1011

Hex

Рассказать про функции калькулятора.

А теперь приступите к выполнению самостоятельной работы. Пользуйтесь калькулятором в тех случаях где можно его применить. Калькулятор переводит числа только из 2,8 и 16 с.с в. 10 и обратно. Оцените свой труд.

Выполняют

4. Подведение итогов урока (3 мин)Рефлексия

Ну как настроение?

Оцените своё эмоциональное состояние.

Прошу вас заполнить анкету, перейдя по ссылкеhttps://docs.google.com/forms/d/1khgcPKWgTBShbyMFyc74CGsvUjTMiW9XPnbSx2hUxbY/viewform?usp=send_form

Заполняют

8. Домашнее задание (1 мин).

 

  1. Выучить алгоритм перевода в десятичную систему счисления.
  2. Переведите:

а) 1001112 = Х10

б) 20145 = Х10

в) 11F16 = Х10

г) дату своего рождения в двоичную систему счисления.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по информатике: "Метод координат" (5 класс Босова ФГОС)

План-конспект открытого урока с дополнительными материалами....

Открытый урок по информатике (программированию) в 9 классе на тему «Условия и выбор»

Открытый урок по информатике (программированию) в 9 классе на тему урока «Условия и выбор - ветвление" применительно к языку программирования Pascal....

План-конспект к уроку по информатике и ИКТ (9 класс) по теме: "Моделирование. Основные понятия. Роль моделирования в деятельности человека"

Урок является первым по теме «Моделирование» и имеет исключительно важное мировоззренческое значение. Урок формирует системный подход к миру, в котором мы живем, формирует представление о моделировани...

Конспект открытого урока по информатике для учащихся 10 класса Тема: «Вычисление количества информации»

Тип урока: практическая работа.Технологии: компьютерная, коллективного сотрудничества, проблемного обучения. Структура урока1.      Орг. момент – 1 - 2 мин.2....

Конспект открытого урока по информатике для учащихся 10 класса Тема: «Кодирование информации»

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.Технологии: компьютерная, коллективного сотрудничества, игровая.Форма урока: практическая работа. Структура урокаОрг. момент – 1 - 2 ...

План-конспект открытого урока по информатике "Правила перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q"

Урок "Правила перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q" знакомит обучающихся с праилами переводом чисел из десятичной системы в двоичную и обратно, ребята практикую...