Открытый урок по информатике "Файл и файловые структуры" 7 класс
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс) на тему

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.rar2.35 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная        школа №4 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области

Технологическая карта

по информатике в 7 классе согласно ФГОС ООО

по теме «Файлы и файловые структуры»

Исполнитель:

Айдюшева Ирина Владимировна,

учитель информатики

ГБОУ ООШ №4

1 квалификационная  категория

2017 г.

Предмет: Информатика и ИКТ.

Класс: 7.

Автор УМК: Семакин И.Г.

Программа: «Информатика», БИНОМ. Лаборатория знаний,  2015 г,  И.Г. Семакин

Тема урока: Файлы и файловые структуры.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: формирование знаний учащихся о файлах, их свойствах и файловой структуре компьютера.

Задачи:

образовательная: 

  • повторить устройства компьютера, программное обеспечение и его типы.
  • познакомить учащихся с понятиями файл, имя файла, папка, файловая структура диска, путь к файлу.
  • сформировать умения находить файлы по заданному пути и отслеживать путь по файловой системе.

 развивающая: 

  • развивать умения анализировать, обобщать и наблюдать, сравнивать, выделять главное, делать выводы.

воспитательная: 

  • формирование ответственности за общий результат работы пары и группы;
  • формирование и развитие навыков корректного поведения при обсуждении вопроса;
  • стимулировать познавательную деятельность учащихся, привить интерес к предмету.

Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный,
  • практический,
  • метод применения ИКТ,
  • работа с учебником.

Оборудование:

  • компьютер;
  • интерактивная доска;
  • мультимедийный проектор, экран.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Организацион-ный момент (мотивация к учебной деятельности)

2 мин

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, фиксирует отсутствующих;

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Самоконтроль, организация своей учебной деятельности.

Формирование положительной мотивации

2

Актуализация знаний

8 мин

Какую тему мы с вами изучили на прошлом уроке?

Что такое программное обеспечение и на какие типы оно делится?

Покажите мне, пожалуйста, какие программы к какому типу относятся (слайд 1, максимум 9 баллов)

Ответы (слайд 2,3,4)

В виде чего хранится информация вы узнаете, разгадав ребус (слайд 5)

Что нужно знать, чтобы найти файл на компьютере?

Это и есть вторая часть нашей темы – «Файловая структура».

Итак, мы сегодня с вами изучим тему «Файл и файловые структуры» (слайд 6)

Давайте вместе с вами сформулируем цель нашего урока: что мы должны узнать и чему научиться?

Программное обеспечение

ПО – это вся совокупность программ, хранящаяся на всех устройствах долговременной памяти компьютера.

ПО делится на три типа: системное ПО, прикладное ПО и системы программирования.

Разделяют программы по типам сначала на оценочном листе, а затем проверяют на интерактивной доске

Определяют слово «файл»

Учащиеся начнут задавать вопросы: «А где взять файл?», «В какой папке он лежит?»

На каком диске или в какой папке он лежит

Записывают в тетрадь тему урока

Формулируют цель (узнать, что такое файл; научиться применять знания на практике, а именно находить файлы по заданному пути и отслеживать путь по файловой системе)

Оценивание усваиваемого материала;

умение планировать последовательность действий;

умение работать с учебником;

умение объяснять взаимосвязь первоначальных понятий информатики и объектов реальной действительности

3

Формирование новых знаний

16 мин

Откройте параграф 11 «О файлах и файловых структурах». Страницу вы можете узнать, если посмотрите оглавление. Найдите определение файла и запишите его в тетрадь.  (слайд 7)

Расширение нам указывает на тип файла. Давайте заполним таблицу типов файлов и расширений. У вас на столах лежит набор карточек № 1 (Приложение 2). (слайд 8) 

Каждое подключаемое к компьютеру устройство внешней памяти имеет логическое имя.

В ОС Windows приняты логические имена устройств внешней памяти, состоящие из одной латинской буквы и знака двоеточия:

  • для жёстких дисков и их логических разделов – С:, D: (слайд 9)
  • для жёстких дисков и их логических разделов – А:. В:
  • для оптических дисководов - имена, следующие по алфавиту после имени последнего имеющегося на компьютере жёсткого диска или раздела жёсткого диска – Е: (слайд 10)
  • для подключаемой к компьютеру флэш-памяти - имя, следующее за последним именем оптического дисковода – F: (слайд 11)

На каждом компьютерном носителе информации (жёстком, оптическом диске или флеш-памяти) может храниться большое количество файлов. Для удобства поиска информации файлы по определённым признакам объединяют в группы, называемые каталогами или папками.

 Файловая структура диска — это совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними. (слайд 12)

Современные операционные системы поддерживают многоуровневую организацию файлов на дисковых устройствах внешней памяти -  иерархическую файловую структуру.  Начальный (корневой) каталог содержит файлы и вложенные каталоги первого уровня. Каждый из каталогов первого уровня может содержать файлы и вложенные каталоги второго уровня и т. д. (слайд 13). 

http://xn----7sbbfb7a7aej.xn--p1ai/informatika_07_fgos/ur_14/ur_14_03.jpg

Пользователь, объединяя по собственному усмотрению файлы в каталоги, получает возможность создать удобную для себя систему хранения информации. Знание того, какому каталогу принадлежит файл, значительно ускоряет его поиск.

Каталог — это поименованная совокупность файлов и подкаталогов (вложенных каталогов). (слайд 14)

Графическое изображение иерархической файловой структуры называется деревом.

Задание: Выберите имена папок и допустимые имена файлов (максимум 7 балла). (слайды 15, 16,17)

  1. Lettet.txt
  2. IVAN*.doc
  3. Book
  4. List.doc
  5. 2012 год
  6. Windows.jpg
  7. 8 «А» класс.jpg
  8. Windows
  9. Dom.doc.

Полное имя файла (слайды 18)

Путь к файлу - имена всех каталогов от корневого до того, в котором непосредственно находится файл.

Последовательно записанные путь к файлу и имя файла составляют полное имя файла.

В ОС Windows путь к файлу начинается с логического имени устройства внешней памяти; после имени каждого подкаталога ставится обратный слэш:

 Е: \изображения\фото\Катунь.jpeg

Задача 1. (слайд 19) Пользователь работал с каталогом

C:\Физика\Задачи\Механика. Сначала он поднялся на один уровень вверх, затем ещё раз поднялся на один уровень вверх и после этого спустился в каталог Экзамен, в котором находится файл Вопросы.doc.  Каков путь к этому файлу?

Полный путь к файлу имеет вид: C:\Физика\Экзамен.

Ответы. (слайд 20)

1.В некотором каталоге хранился файл Вьюга.doc, имевший полное имя D:\2013\Зима\Вьюга.doc. В этом каталоге создали подкаталог Январь и файл Вьюга.doc переместили в созданный подкаталог.

Укажите полное имя этого файла после перемещения.

1) D:\Январь\Вьюга.doc

2) D:\2013\Зима\Вьюга.doc

3) D:\2013\Январь\Вьюга.doc

4) D:\2013\Зима\Январь\Вьюга.doc

2. В некотором каталоге хранился файл Вьюга.doc,

имевший полное имя D:\2013\Зима\Вьюга.doc. В этом каталоге создали подкаталог Январь и файл Вьюга.doc переместили в созданный подкаталог.

Укажите полное имя этого файла после перемещения.

1) D:\Январь\Вьюга.doc

2) D:\2013\Зима\Вьюга.doc

3) D:\2013\Январь\Вьюга.doc

4) D:\2013\Зима\Январь\Вьюга.doc

Работают с учебником, делают записи в тетради.

Учащиеся записывают типы файлов.

Учащиеся записывают в тетрадь что такое файловая структура.

Учащиеся заполняют таблицу в оценочном листе и делают проверку.

Учащиеся записывают в тетрадь что такое путь к файлу.

 

Формирование готовности к самообразованию;

Выделение важной информации,

сотрудничество с учителем и сверстниками,  умение слушать;

умение структурировать знания

4

Физминутка

1 мин

(слайд 21)

Учащиеся выполняют упражнения

Самоорганизация,

саморегуляция

5

Закрепление

10 мин

Задание 3. Напиши полные имена файлов (максимум 2) (слайд 22): 

QBasic, Письмо, Море, Интересный фильм

Задание 4. Постройте дерево каталогов (максимум 2) (слайд 23) 

C:\Рефераты\Физика\Оптические явления.doc

C:\Рефераты\Информатика\Интернет.doc

C:\Рефераты\Информатика\Компьютерные вирусы.doc

C:\Рисунки\Закат.jpg

C:\Рисунки\Зима.jpg

 (Задание дается на карточках. Правильные ответы выводятся на доску.)

Задача 3 (слайд 24).

С:\Мои документы\Иванов\Qbasic.exe

С:\Мои документы\Петров\Письмо.txt

C:\Мои документы\Петров\Рисунки\Море .bmp

С:\Фильмы\Интересный фильм.avi

Задача 4 (слайд 25)

Без-имени-2

Задания 3 и 4 выполняют самостоятельно. Осуществляют взаимопроверку.

Умение определять наиболее рациональ-ную последователь-ность действий;

самоорганизация, самоопределение,

умение планировать последовательность действий для достижения цели.

6

Домашнее задание

1 мин

§11 читать, выполнить письменно в тетради, задания на листочке (слайд 26)

Самоопределение,

взаимодействие с учителем

7

Итог урока (рефлексия деятельности)

1 мин

Какие понятия мы сегодня с вами изучили?

 (слайд 27)

Рефлексия

  •   Я узнал …
  •  Было интересно …
  •  Было трудно …
  •  Я научился …
  •  У меня получилось …
  •  Я смог …

файл, тип файла, полное имя файла, путь к файлу, каталог, дерево и иерархическая структура.

Умение формулиро-вать собственное мнение;

саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний


ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

Каким образом ресурс может использоваться на уроке?

Все, что вам понадобится

1

Мультимедий-ная презентация

слайды

Презентация «Файлы и файловые структуры»

Каждый этап урока сопровождается демонстрацией слайдов

Проектор, экран, ПК, интерактивная доска

2


Домашнее задание

Тема: О файлах и файловых структурах

1. Запишите полный путь к файлу readme.txt, если известно, что он хранится в папке HELP, вложенной в папку HOME, находящейся на диске D:.

2. Дана иерархическая файловая структура:

Записать полные пути ко всем файлам данной структуры.

1)

2)

3)

4)

5)

6)

3. Выберите из предложенного списка файлов только те, которые относятся к графическим (используются для хранения рисунков): my.doc, family.jpg, car.bmp, bell.mp3, dog.gif, song.wav, book.zip, war.avi.

4. Запишите полную информацию обо всех приведённых ниже файлах (имя, расширение, размер, дата и время создания или модификации): *

1)

2)

3)

4)

5)

6)

Оценочный лист

Фамилия имя

  1. Программное обеспечение
  1. Имена папок и файлов

Задание 3

Задание 4

Итого баллов

Оценка

1).         Прикладное ПО                -        

системное ПО                -

системы программирования        -

  1. Microsoft Office Excel
  2. Microsoft Office Word
  3. Basic
  4. Linux
  5. Windows
  6. Проигрыватель Windows Media
  7. Pascal
  8. WinRAR
  9. Microsoft Office Power Point

  1. Выберите имена папок и допустимые имена файлов

Имена папок

Допустимые имена файлов

1) Book1.txt

2) PETR*.doc

3) Data

4) Urok.txt

5) TEXT

6) Dog.jpg

7) 7 «А» класс.txt

8) Office2010

9) cat.gif

Задание 3. Напиши полные имена файлов:

Письмо, Море, Интересный фильм


__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Задание 4. Постройте дерево каталогов.

C:\Рефераты\Физика\Оптические явления.doc

С:\Рефераты\Информатика\Интернет.doc

C:\Рефераты\Информатика\Компьютерные вирусы.doc

C:\Рисунки\Закат.jpg

C:\Рисунки\Зима.jpg

Приложение 2.

Тип файла

Примеры расширений

Системный файл

drv, sys, exe

txt, rtf, doc, docx, odt

bmp, gif, jpg, tif, png, pds

Web-страница

htm, html

wav, mp3, midi, kar, ogg

avi, mpeg

zip, rar

xls, ods

Код (текст) программы

bas, pas

Тип файла

Примеры расширений

Системный файл

drv, sys, exe

txt, rtf, doc, docx, odt

bmp, gif, jpg, tif, png, pds

Web-страница

htm, html

wav, mp3, midi, kar, ogg

avi, mpeg

zip, rar

xls, ods

Код (текст) программы

bas, pas

Тип файла

Примеры расширений

Системный файл

drv, sys, exe

txt, rtf, doc, docx, odt

bmp, gif, jpg, tif, png, pds

Web-страница

htm, html

wav, mp3, midi, kar, ogg

avi, mpeg

zip, rar

xls, ods

Код (текст) программы

bas, pas


Приложение 3

Практическая работа на компьютере.

        Задание №1:

  1. Создайте на Рабочем столе папку «7 класс», в ней папку «Практическое задание».
  2. В папке «Практическое задание» создайте еще 4 папки «Тексты», «Графика», «Видео», «Звук».
  3. Создайте 1 текстовый файл и 1 графический файл и сохраните их в папки с соответствующим названием.

Задание №2:

  1. Создайте на Рабочем столе папку «7А класс», в ней папку «Открытый урок».
  2. В папке «Открытый урок» создайте 2 текстовых файла с именами «Дни недели» и «Мои любимые уроки».
  3. В этой же папке создайте 2 графических файла с именами «Домик» и «Времена года».

В некотором каталоге хранился файл Вьюга.doc, имевший полное имя D:\2013\Зима\Вьюга.doc. В этом каталоге создали подкаталог Январь и файл Вьюга.doc переместили в созданный подкаталог.

Укажите полное имя этого файла после перемещения.

1) D:\Январь\Вьюга.doc

2) D:\2013\Зима\Вьюга.doc

3) D:\2013\Январь\Вьюга.doc

4) D:\2013\Зима\Январь\Вьюга.doc

В некотором каталоге хранился файл Вьюга.doc, имевший полное имя D:\2013\Зима\Вьюга.doc. В этом каталоге создали подкаталог Январь и файл Вьюга.doc переместили в созданный подкаталог.

Укажите полное имя этого файла после перемещения.

1) D:\Январь\Вьюга.doc

2) D:\2013\Зима\Вьюга.doc

3) D:\2013\Январь\Вьюга.doc

4) D:\2013\Зима\Январь\Вьюга.doc

В некотором каталоге хранился файл Вьюга.doc, имевший полное имя D:\2013\Зима\Вьюга.doc. В этом каталоге создали подкаталог Январь и файл Вьюга.doc переместили в созданный подкаталог.

Укажите полное имя этого файла после перемещения.

1) D:\Январь\Вьюга.doc

2) D:\2013\Зима\Вьюга.doc

3) D:\2013\Январь\Вьюга.doc

4) D:\2013\Зима\Январь\Вьюга.doc

В некотором каталоге хранился файл Вьюга.doc, имевший полное имя D:\2013\Зима\Вьюга.doc. В этом каталоге создали подкаталог Январь и файл Вьюга.doc переместили в созданный подкаталог.

Укажите полное имя этого файла после перемещения.

1) D:\Январь\Вьюга.doc

2) D:\2013\Зима\Вьюга.doc

3) D:\2013\Январь\Вьюга.doc

4) D:\2013\Зима\Январь\Вьюга.doc

В некотором каталоге хранился файл Вьюга.doc, имевший полное имя D:\2013\Зима\Вьюга.doc. В этом каталоге создали подкаталог Январь и файл Вьюга.doc переместили в созданный подкаталог.

Укажите полное имя этого файла после перемещения.

1) D:\Январь\Вьюга.doc

2) D:\2013\Зима\Вьюга.doc

3) D:\2013\Январь\Вьюга.doc

4) D:\2013\Зима\Январь\Вьюга.doc

В некотором каталоге хранился файл Вьюга.doc, имевший полное имя D:\2013\Зима\Вьюга.doc. В этом каталоге создали подкаталог Январь и файл Вьюга.doc переместили в созданный подкаталог.

Укажите полное имя этого файла после перемещения.

1) D:\Январь\Вьюга.doc

2) D:\2013\Зима\Вьюга.doc

3) D:\2013\Январь\Вьюга.doc

4) D:\2013\Зима\Январь\Вьюга.doc

В некотором каталоге хранился файл Вьюга.doc, имевший полное имя D:\2013\Зима\Вьюга.doc. В этом каталоге создали подкаталог Январь и файл Вьюга.doc переместили в созданный подкаталог.

Укажите полное имя этого файла после перемещения.

1) D:\Январь\Вьюга.doc

2) D:\2013\Зима\Вьюга.doc

3) D:\2013\Январь\Вьюга.doc

4) D:\2013\Зима\Январь\Вьюга.doc

В некотором каталоге хранился файл Вьюга.doc, имевший полное имя D:\2013\Зима\Вьюга.doc. В этом каталоге создали подкаталог Январь и файл Вьюга.doc переместили в созданный подкаталог.

Укажите полное имя этого файла после перемещения.

1) D:\Январь\Вьюга.doc

2) D:\2013\Зима\Вьюга.doc

3) D:\2013\Январь\Вьюга.doc

4) D:\2013\Зима\Январь\Вьюга.doc

В некотором каталоге хранился файл Ландыш.dос. В этом каталоге создали подкаталог Май и файл Ландыш.dос переместили в созданный подкаталог. Полное имя файла стало D:\2013\Весна\Май\Ландыш.dос.

Укажите полное имя этого файла до перемещения.

1) D:\2013\Май\Ландыш.doc

2) D:\2013\Весна\Май\Ландыш.doc

3) D:\2013\Весна\Ландыш.doc

4) D:\2013\Ландыш.doc

В некотором каталоге хранился файл Ландыш.dос. В этом каталоге создали подкаталог Май и файл Ландыш.dос переместили в созданный подкаталог. Полное имя файла стало D:\2013\Весна\Май\Ландыш.dос.

Укажите полное имя этого файла до перемещения.

1) D:\2013\Май\Ландыш.doc

2) D:\2013\Весна\Май\Ландыш.doc

3) D:\2013\Весна\Ландыш.doc

4) D:\2013\Ландыш.doc

В некотором каталоге хранился файл Ландыш.dос. В этом каталоге создали подкаталог Май и файл Ландыш.dос переместили в созданный подкаталог. Полное имя файла стало D:\2013\Весна\Май\Ландыш.dос.

Укажите полное имя этого файла до перемещения.

1) D:\2013\Май\Ландыш.doc

2) D:\2013\Весна\Май\Ландыш.doc

3) D:\2013\Весна\Ландыш.doc

4) D:\2013\Ландыш.doc

В некотором каталоге хранился файл Ландыш.dос. В этом каталоге создали подкаталог Май и файл Ландыш.dос переместили в созданный подкаталог. Полное имя файла стало D:\2013\Весна\Май\Ландыш.dос.

Укажите полное имя этого файла до перемещения.

1) D:\2013\Май\Ландыш.doc

2) D:\2013\Весна\Май\Ландыш.doc

3) D:\2013\Весна\Ландыш.doc

4) D:\2013\Ландыш.doc

В некотором каталоге хранился файл Ландыш.dос. В этом каталоге создали подкаталог Май и файл Ландыш.dос переместили в созданный подкаталог. Полное имя файла стало D:\2013\Весна\Май\Ландыш.dос.

Укажите полное имя этого файла до перемещения.

1) D:\2013\Май\Ландыш.doc

2) D:\2013\Весна\Май\Ландыш.doc

3) D:\2013\Весна\Ландыш.doc

4) D:\2013\Ландыш.doc

В некотором каталоге хранился файл Ландыш.dос. В этом каталоге создали подкаталог Май и файл Ландыш.dос переместили в созданный подкаталог. Полное имя файла стало D:\2013\Весна\Май\Ландыш.dос.

Укажите полное имя этого файла до перемещения.

1) D:\2013\Май\Ландыш.doc

2) D:\2013\Весна\Май\Ландыш.doc

3) D:\2013\Весна\Ландыш.doc

4) D:\2013\Ландыш.doc

В некотором каталоге хранился файл Ландыш.dос. В этом каталоге создали подкаталог Май и файл Ландыш.dос переместили в созданный подкаталог. Полное имя файла стало D:\2013\Весна\Май\Ландыш.dос.

Укажите полное имя этого файла до перемещения.

1) D:\2013\Май\Ландыш.doc

2) D:\2013\Весна\Май\Ландыш.doc

3) D:\2013\Весна\Ландыш.doc

4) D:\2013\Ландыш.doc

В некотором каталоге хранился файл Ландыш.dос. В этом каталоге создали подкаталог Май и файл Ландыш.dос переместили в созданный подкаталог. Полное имя файла стало D:\2013\Весна\Май\Ландыш.dос.

Укажите полное имя этого файла до перемещения.

1) D:\2013\Май\Ландыш.doc

2) D:\2013\Весна\Май\Ландыш.doc

3) D:\2013\Весна\Ландыш.doc

4) D:\2013\Ландыш.doc

Рефлексия

  • Я узнал ______________________________________________________________
  •  Было интересно______________________________________________________
  •  Было трудно _________________________________________________________
  •  Я научился __________________________________________________________
  •  У меня получилось ___________________________________________________
  •  Я смог_______________________________________________________________

Рефлексия

  • Я узнал ______________________________________________________________
  •  Было интересно______________________________________________________
  •  Было трудно _________________________________________________________
  •  Я научился __________________________________________________________
  •  У меня получилось ___________________________________________________
  •  Я смог_______________________________________________________________

Рефлексия

  • Я узнал ______________________________________________________________
  •  Было интересно______________________________________________________
  •  Было трудно _________________________________________________________
  •  Я научился __________________________________________________________
  •  У меня получилось ___________________________________________________
  • Я смог_______________________________________________________________

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по английскому языку в 3 классе "В Лесной школе - викторина!". Урок 48 по УМК М.З. Биболетовой "Enjoy English"

Авторская разработка 2012 года!!!!!  Разработки учителей с подобным сценарием являются плагиатом...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6 классе. Тема урока: «Talking about the Famous»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6б классе. Урок проведен 5.10.2012 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 5-6 кл. UNIT 5, Section 2. Учитель - Багдасарян Сусанна...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 8 классе. Тема урока: «Natural Disasters»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 8а классе. Урок проведен 4.10.2010 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 8 кл. UNIT 1, Section 5. Учитель - Багдасарян Сусанна Г...

План-конспект открытого урока по физической культуре в 6 классе МОУ СОШ № 88 Ульев А. А. Тема урока: Волейбол, 6 класс

Аннотация к Плану-конспекту открытого урока по физической культурев 6 классе МОУ СОШ № 88Ульев А. А. Тема урока: Волейбол, 6 класс...

Открытый урок по истории в 7 е классе на тему:«Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия».

Открытый урок  по истории в 7 е классе на тему:«Встреча миров. Великие географические открытия  и их последствия»....