Открытый урок по информатике "Файл и файловые структуры" 7 класс
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №4 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области
Технологическая карта
по информатике в 7 классе согласно ФГОС ООО
по теме «Файлы и файловые структуры»
Исполнитель:
Айдюшева Ирина Владимировна,
учитель информатики
ГБОУ ООШ №4
1 квалификационная категория
2017 г.
Предмет: Информатика и ИКТ.
Класс: 7.
Автор УМК: Семакин И.Г.
Программа: «Информатика», БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 г, И.Г. Семакин
Тема урока: Файлы и файловые структуры.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: формирование знаний учащихся о файлах, их свойствах и файловой структуре компьютера.
Задачи:
образовательная:
- повторить устройства компьютера, программное обеспечение и его типы.
- познакомить учащихся с понятиями файл, имя файла, папка, файловая структура диска, путь к файлу.
- сформировать умения находить файлы по заданному пути и отслеживать путь по файловой системе.
развивающая:
- развивать умения анализировать, обобщать и наблюдать, сравнивать, выделять главное, делать выводы.
воспитательная:
- формирование ответственности за общий результат работы пары и группы;
- формирование и развитие навыков корректного поведения при обсуждении вопроса;
- стимулировать познавательную деятельность учащихся, привить интерес к предмету.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный,
- практический,
- метод применения ИКТ,
- работа с учебником.
Оборудование:
- компьютер;
- интерактивная доска;
- мультимедийный проектор, экран.
Технологическая карта урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1 | Организацион-ный момент (мотивация к учебной деятельности) 2 мин | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, фиксирует отсутствующих; | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Самоконтроль, организация своей учебной деятельности. Формирование положительной мотивации |
2 | Актуализация знаний 8 мин | Какую тему мы с вами изучили на прошлом уроке? Что такое программное обеспечение и на какие типы оно делится? Покажите мне, пожалуйста, какие программы к какому типу относятся (слайд 1, максимум 9 баллов) Ответы (слайд 2,3,4) В виде чего хранится информация вы узнаете, разгадав ребус (слайд 5) Что нужно знать, чтобы найти файл на компьютере? Это и есть вторая часть нашей темы – «Файловая структура». Итак, мы сегодня с вами изучим тему «Файл и файловые структуры» (слайд 6) Давайте вместе с вами сформулируем цель нашего урока: что мы должны узнать и чему научиться? | Программное обеспечение ПО – это вся совокупность программ, хранящаяся на всех устройствах долговременной памяти компьютера. ПО делится на три типа: системное ПО, прикладное ПО и системы программирования. Разделяют программы по типам сначала на оценочном листе, а затем проверяют на интерактивной доске Определяют слово «файл» Учащиеся начнут задавать вопросы: «А где взять файл?», «В какой папке он лежит?» На каком диске или в какой папке он лежит Записывают в тетрадь тему урока Формулируют цель (узнать, что такое файл; научиться применять знания на практике, а именно находить файлы по заданному пути и отслеживать путь по файловой системе) | Оценивание усваиваемого материала; умение планировать последовательность действий; умение работать с учебником; умение объяснять взаимосвязь первоначальных понятий информатики и объектов реальной действительности |
3 | Формирование новых знаний 16 мин | Откройте параграф 11 «О файлах и файловых структурах». Страницу вы можете узнать, если посмотрите оглавление. Найдите определение файла и запишите его в тетрадь. (слайд 7) Расширение нам указывает на тип файла. Давайте заполним таблицу типов файлов и расширений. У вас на столах лежит набор карточек № 1 (Приложение 2). (слайд 8) Каждое подключаемое к компьютеру устройство внешней памяти имеет логическое имя. В ОС Windows приняты логические имена устройств внешней памяти, состоящие из одной латинской буквы и знака двоеточия:
На каждом компьютерном носителе информации (жёстком, оптическом диске или флеш-памяти) может храниться большое количество файлов. Для удобства поиска информации файлы по определённым признакам объединяют в группы, называемые каталогами или папками. Файловая структура диска — это совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними. (слайд 12) Современные операционные системы поддерживают многоуровневую организацию файлов на дисковых устройствах внешней памяти - иерархическую файловую структуру. Начальный (корневой) каталог содержит файлы и вложенные каталоги первого уровня. Каждый из каталогов первого уровня может содержать файлы и вложенные каталоги второго уровня и т. д. (слайд 13). Пользователь, объединяя по собственному усмотрению файлы в каталоги, получает возможность создать удобную для себя систему хранения информации. Знание того, какому каталогу принадлежит файл, значительно ускоряет его поиск. Каталог — это поименованная совокупность файлов и подкаталогов (вложенных каталогов). (слайд 14) Графическое изображение иерархической файловой структуры называется деревом. Задание: Выберите имена папок и допустимые имена файлов (максимум 7 балла). (слайды 15, 16,17)
Полное имя файла (слайды 18)Путь к файлу - имена всех каталогов от корневого до того, в котором непосредственно находится файл. Последовательно записанные путь к файлу и имя файла составляют полное имя файла. В ОС Windows путь к файлу начинается с логического имени устройства внешней памяти; после имени каждого подкаталога ставится обратный слэш: Е: \изображения\фото\Катунь.jpeg Задача 1. (слайд 19) Пользователь работал с каталогом C:\Физика\Задачи\Механика. Сначала он поднялся на один уровень вверх, затем ещё раз поднялся на один уровень вверх и после этого спустился в каталог Экзамен, в котором находится файл Вопросы.doc. Каков путь к этому файлу? Полный путь к файлу имеет вид: C:\Физика\Экзамен. Ответы. (слайд 20) 1.В некотором каталоге хранился файл Вьюга.doc, имевший полное имя D:\2013\Зима\Вьюга.doc. В этом каталоге создали подкаталог Январь и файл Вьюга.doc переместили в созданный подкаталог. Укажите полное имя этого файла после перемещения. 1) D:\Январь\Вьюга.doc 2) D:\2013\Зима\Вьюга.doc 3) D:\2013\Январь\Вьюга.doc 4) D:\2013\Зима\Январь\Вьюга.doc 2. В некотором каталоге хранился файл Вьюга.doc, имевший полное имя D:\2013\Зима\Вьюга.doc. В этом каталоге создали подкаталог Январь и файл Вьюга.doc переместили в созданный подкаталог. Укажите полное имя этого файла после перемещения. 1) D:\Январь\Вьюга.doc 2) D:\2013\Зима\Вьюга.doc 3) D:\2013\Январь\Вьюга.doc 4) D:\2013\Зима\Январь\Вьюга.doc | Работают с учебником, делают записи в тетради. Учащиеся записывают типы файлов. Учащиеся записывают в тетрадь что такое файловая структура. Учащиеся заполняют таблицу в оценочном листе и делают проверку. Учащиеся записывают в тетрадь что такое путь к файлу.
| Формирование готовности к самообразованию; Выделение важной информации, сотрудничество с учителем и сверстниками, умение слушать; умение структурировать знания |
4 | Физминутка 1 мин | (слайд 21) | Учащиеся выполняют упражнения | Самоорганизация, саморегуляция |
5 | Закрепление 10 мин | Задание 3. Напиши полные имена файлов (максимум 2) (слайд 22): QBasic, Письмо, Море, Интересный фильм Задание 4. Постройте дерево каталогов (максимум 2) (слайд 23) C:\Рефераты\Физика\Оптические явления.doc C:\Рефераты\Информатика\Интернет.doc C:\Рефераты\Информатика\Компьютерные вирусы.doc C:\Рисунки\Закат.jpg C:\Рисунки\Зима.jpg (Задание дается на карточках. Правильные ответы выводятся на доску.) Задача 3 (слайд 24). С:\Мои документы\Иванов\Qbasic.exe С:\Мои документы\Петров\Письмо.txt C:\Мои документы\Петров\Рисунки\Море .bmp С:\Фильмы\Интересный фильм.avi Задача 4 (слайд 25) | Задания 3 и 4 выполняют самостоятельно. Осуществляют взаимопроверку. | Умение определять наиболее рациональ-ную последователь-ность действий; самоорганизация, самоопределение, умение планировать последовательность действий для достижения цели. |
6 | Домашнее задание 1 мин | §11 читать, выполнить письменно в тетради, задания на листочке (слайд 26) | Самоопределение, взаимодействие с учителем | |
7 | Итог урока (рефлексия деятельности) 1 мин | Какие понятия мы сегодня с вами изучили? (слайд 27) Рефлексия
| файл, тип файла, полное имя файла, путь к файлу, каталог, дерево и иерархическая структура. | Умение формулиро-вать собственное мнение; саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний |
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | Каким образом ресурс может использоваться на уроке? | Все, что вам понадобится |
1 | Мультимедий-ная презентация | слайды | Презентация «Файлы и файловые структуры» | Каждый этап урока сопровождается демонстрацией слайдов | Проектор, экран, ПК, интерактивная доска |
2 |
Домашнее задание
Тема: О файлах и файловых структурах
1. Запишите полный путь к файлу readme.txt, если известно, что он хранится в папке HELP, вложенной в папку HOME, находящейся на диске D:. |
2. Дана иерархическая файловая структура: Записать полные пути ко всем файлам данной структуры. |
1) 2) 3) 4) 5) 6) |
3. Выберите из предложенного списка файлов только те, которые относятся к графическим (используются для хранения рисунков): my.doc, family.jpg, car.bmp, bell.mp3, dog.gif, song.wav, book.zip, war.avi. |
4. Запишите полную информацию обо всех приведённых ниже файлах (имя, расширение, размер, дата и время создания или модификации): * |
1) 2) 3) 4) 5) 6) |
Оценочный лист
Фамилия имя |
|
| Задание 3 | Задание 4 | Итого баллов | Оценка |
1). Прикладное ПО -
системное ПО -
системы программирования -
- Microsoft Office Excel
- Microsoft Office Word
- Basic
- Linux
- Windows
- Проигрыватель Windows Media
- Pascal
- WinRAR
- Microsoft Office Power Point
- Выберите имена папок и допустимые имена файлов
Имена папок | |
Допустимые имена файлов |
1) Book1.txt
2) PETR*.doc
3) Data
4) Urok.txt
5) TEXT
6) Dog.jpg
7) 7 «А» класс.txt
8) Office2010
9) cat.gif
Задание 3. Напиши полные имена файлов:
Письмо, Море, Интересный фильм
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Задание 4. Постройте дерево каталогов.
C:\Рефераты\Физика\Оптические явления.doc
С:\Рефераты\Информатика\Интернет.doc
C:\Рефераты\Информатика\Компьютерные вирусы.doc
C:\Рисунки\Закат.jpg
C:\Рисунки\Зима.jpg
Приложение 2.
Тип файла | Примеры расширений |
Системный файл | drv, sys, exe |
txt, rtf, doc, docx, odt | |
bmp, gif, jpg, tif, png, pds | |
Web-страница | htm, html |
wav, mp3, midi, kar, ogg | |
avi, mpeg | |
zip, rar | |
xls, ods | |
Код (текст) программы | bas, pas |
Тип файла | Примеры расширений |
Системный файл | drv, sys, exe |
txt, rtf, doc, docx, odt | |
bmp, gif, jpg, tif, png, pds | |
Web-страница | htm, html |
wav, mp3, midi, kar, ogg | |
avi, mpeg | |
zip, rar | |
xls, ods | |
Код (текст) программы | bas, pas |
Тип файла | Примеры расширений |
Системный файл | drv, sys, exe |
txt, rtf, doc, docx, odt | |
bmp, gif, jpg, tif, png, pds | |
Web-страница | htm, html |
wav, mp3, midi, kar, ogg | |
avi, mpeg | |
zip, rar | |
xls, ods | |
Код (текст) программы | bas, pas |
Приложение 3
Практическая работа на компьютере.
Задание №1:
- Создайте на Рабочем столе папку «7 класс», в ней папку «Практическое задание».
- В папке «Практическое задание» создайте еще 4 папки «Тексты», «Графика», «Видео», «Звук».
- Создайте 1 текстовый файл и 1 графический файл и сохраните их в папки с соответствующим названием.
Задание №2:
- Создайте на Рабочем столе папку «7А класс», в ней папку «Открытый урок».
- В папке «Открытый урок» создайте 2 текстовых файла с именами «Дни недели» и «Мои любимые уроки».
- В этой же папке создайте 2 графических файла с именами «Домик» и «Времена года».
В некотором каталоге хранился файл Вьюга.doc, имевший полное имя D:\2013\Зима\Вьюга.doc. В этом каталоге создали подкаталог Январь и файл Вьюга.doc переместили в созданный подкаталог. Укажите полное имя этого файла после перемещения. 1) D:\Январь\Вьюга.doc 2) D:\2013\Зима\Вьюга.doc 3) D:\2013\Январь\Вьюга.doc 4) D:\2013\Зима\Январь\Вьюга.doc | В некотором каталоге хранился файл Вьюга.doc, имевший полное имя D:\2013\Зима\Вьюга.doc. В этом каталоге создали подкаталог Январь и файл Вьюга.doc переместили в созданный подкаталог. Укажите полное имя этого файла после перемещения. 1) D:\Январь\Вьюга.doc 2) D:\2013\Зима\Вьюга.doc 3) D:\2013\Январь\Вьюга.doc 4) D:\2013\Зима\Январь\Вьюга.doc |
В некотором каталоге хранился файл Вьюга.doc, имевший полное имя D:\2013\Зима\Вьюга.doc. В этом каталоге создали подкаталог Январь и файл Вьюга.doc переместили в созданный подкаталог. Укажите полное имя этого файла после перемещения. 1) D:\Январь\Вьюга.doc 2) D:\2013\Зима\Вьюга.doc 3) D:\2013\Январь\Вьюга.doc 4) D:\2013\Зима\Январь\Вьюга.doc | В некотором каталоге хранился файл Вьюга.doc, имевший полное имя D:\2013\Зима\Вьюга.doc. В этом каталоге создали подкаталог Январь и файл Вьюга.doc переместили в созданный подкаталог. Укажите полное имя этого файла после перемещения. 1) D:\Январь\Вьюга.doc 2) D:\2013\Зима\Вьюга.doc 3) D:\2013\Январь\Вьюга.doc 4) D:\2013\Зима\Январь\Вьюга.doc |
В некотором каталоге хранился файл Вьюга.doc, имевший полное имя D:\2013\Зима\Вьюга.doc. В этом каталоге создали подкаталог Январь и файл Вьюга.doc переместили в созданный подкаталог. Укажите полное имя этого файла после перемещения. 1) D:\Январь\Вьюга.doc 2) D:\2013\Зима\Вьюга.doc 3) D:\2013\Январь\Вьюга.doc 4) D:\2013\Зима\Январь\Вьюга.doc | В некотором каталоге хранился файл Вьюга.doc, имевший полное имя D:\2013\Зима\Вьюга.doc. В этом каталоге создали подкаталог Январь и файл Вьюга.doc переместили в созданный подкаталог. Укажите полное имя этого файла после перемещения. 1) D:\Январь\Вьюга.doc 2) D:\2013\Зима\Вьюга.doc 3) D:\2013\Январь\Вьюга.doc 4) D:\2013\Зима\Январь\Вьюга.doc |
В некотором каталоге хранился файл Вьюга.doc, имевший полное имя D:\2013\Зима\Вьюга.doc. В этом каталоге создали подкаталог Январь и файл Вьюга.doc переместили в созданный подкаталог. Укажите полное имя этого файла после перемещения. 1) D:\Январь\Вьюга.doc 2) D:\2013\Зима\Вьюга.doc 3) D:\2013\Январь\Вьюга.doc 4) D:\2013\Зима\Январь\Вьюга.doc | В некотором каталоге хранился файл Вьюга.doc, имевший полное имя D:\2013\Зима\Вьюга.doc. В этом каталоге создали подкаталог Январь и файл Вьюга.doc переместили в созданный подкаталог. Укажите полное имя этого файла после перемещения. 1) D:\Январь\Вьюга.doc 2) D:\2013\Зима\Вьюга.doc 3) D:\2013\Январь\Вьюга.doc 4) D:\2013\Зима\Январь\Вьюга.doc |
В некотором каталоге хранился файл Ландыш.dос. В этом каталоге создали подкаталог Май и файл Ландыш.dос переместили в созданный подкаталог. Полное имя файла стало D:\2013\Весна\Май\Ландыш.dос. Укажите полное имя этого файла до перемещения. 1) D:\2013\Май\Ландыш.doc 2) D:\2013\Весна\Май\Ландыш.doc 3) D:\2013\Весна\Ландыш.doc 4) D:\2013\Ландыш.doc | В некотором каталоге хранился файл Ландыш.dос. В этом каталоге создали подкаталог Май и файл Ландыш.dос переместили в созданный подкаталог. Полное имя файла стало D:\2013\Весна\Май\Ландыш.dос. Укажите полное имя этого файла до перемещения. 1) D:\2013\Май\Ландыш.doc 2) D:\2013\Весна\Май\Ландыш.doc 3) D:\2013\Весна\Ландыш.doc 4) D:\2013\Ландыш.doc |
В некотором каталоге хранился файл Ландыш.dос. В этом каталоге создали подкаталог Май и файл Ландыш.dос переместили в созданный подкаталог. Полное имя файла стало D:\2013\Весна\Май\Ландыш.dос. Укажите полное имя этого файла до перемещения. 1) D:\2013\Май\Ландыш.doc 2) D:\2013\Весна\Май\Ландыш.doc 3) D:\2013\Весна\Ландыш.doc 4) D:\2013\Ландыш.doc | В некотором каталоге хранился файл Ландыш.dос. В этом каталоге создали подкаталог Май и файл Ландыш.dос переместили в созданный подкаталог. Полное имя файла стало D:\2013\Весна\Май\Ландыш.dос. Укажите полное имя этого файла до перемещения. 1) D:\2013\Май\Ландыш.doc 2) D:\2013\Весна\Май\Ландыш.doc 3) D:\2013\Весна\Ландыш.doc 4) D:\2013\Ландыш.doc |
В некотором каталоге хранился файл Ландыш.dос. В этом каталоге создали подкаталог Май и файл Ландыш.dос переместили в созданный подкаталог. Полное имя файла стало D:\2013\Весна\Май\Ландыш.dос. Укажите полное имя этого файла до перемещения. 1) D:\2013\Май\Ландыш.doc 2) D:\2013\Весна\Май\Ландыш.doc 3) D:\2013\Весна\Ландыш.doc 4) D:\2013\Ландыш.doc | В некотором каталоге хранился файл Ландыш.dос. В этом каталоге создали подкаталог Май и файл Ландыш.dос переместили в созданный подкаталог. Полное имя файла стало D:\2013\Весна\Май\Ландыш.dос. Укажите полное имя этого файла до перемещения. 1) D:\2013\Май\Ландыш.doc 2) D:\2013\Весна\Май\Ландыш.doc 3) D:\2013\Весна\Ландыш.doc 4) D:\2013\Ландыш.doc |
В некотором каталоге хранился файл Ландыш.dос. В этом каталоге создали подкаталог Май и файл Ландыш.dос переместили в созданный подкаталог. Полное имя файла стало D:\2013\Весна\Май\Ландыш.dос. Укажите полное имя этого файла до перемещения. 1) D:\2013\Май\Ландыш.doc 2) D:\2013\Весна\Май\Ландыш.doc 3) D:\2013\Весна\Ландыш.doc 4) D:\2013\Ландыш.doc | В некотором каталоге хранился файл Ландыш.dос. В этом каталоге создали подкаталог Май и файл Ландыш.dос переместили в созданный подкаталог. Полное имя файла стало D:\2013\Весна\Май\Ландыш.dос. Укажите полное имя этого файла до перемещения. 1) D:\2013\Май\Ландыш.doc 2) D:\2013\Весна\Май\Ландыш.doc 3) D:\2013\Весна\Ландыш.doc 4) D:\2013\Ландыш.doc |
Рефлексия
- Я узнал ______________________________________________________________
- Было интересно______________________________________________________
- Было трудно _________________________________________________________
- Я научился __________________________________________________________
- У меня получилось ___________________________________________________
- Я смог_______________________________________________________________
Рефлексия
- Я узнал ______________________________________________________________
- Было интересно______________________________________________________
- Было трудно _________________________________________________________
- Я научился __________________________________________________________
- У меня получилось ___________________________________________________
- Я смог_______________________________________________________________
Рефлексия
- Я узнал ______________________________________________________________
- Было интересно______________________________________________________
- Было трудно _________________________________________________________
- Я научился __________________________________________________________
- У меня получилось ___________________________________________________
- Я смог_______________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по английскому языку в 3 классе "В Лесной школе - викторина!". Урок 48 по УМК М.З. Биболетовой "Enjoy English"
Авторская разработка 2012 года!!!!! Разработки учителей с подобным сценарием являются плагиатом...
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...
План-конспект открытого урока по английскому языку в 6 классе. Тема урока: «Talking about the Famous»
План-конспект открытого урока по английскому языку в 6б классе. Урок проведен 5.10.2012 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 5-6 кл. UNIT 5, Section 2. Учитель - Багдасарян Сусанна...
План-конспект открытого урока по английскому языку в 8 классе. Тема урока: «Natural Disasters»
План-конспект открытого урока по английскому языку в 8а классе. Урок проведен 4.10.2010 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 8 кл. UNIT 1, Section 5. Учитель - Багдасарян Сусанна Г...
План-конспект открытого урока по физической культуре в 6 классе МОУ СОШ № 88 Ульев А. А. Тема урока: Волейбол, 6 класс
Аннотация к Плану-конспекту открытого урока по физической культурев 6 классе МОУ СОШ № 88Ульев А. А. Тема урока: Волейбол, 6 класс...
Открытый урок по истории в 7 е классе на тему:«Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия».
Открытый урок по истории в 7 е классе на тему:«Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия»....