План-конспект открытого урока по информатике и ИКТ в 8 классе Тема урока: «Файлы и файловая система»
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) на тему
Урок по информатике по теме: "Файлы и файловая система" с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_8_informatika.rar | 1016.47 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия»
План-конспект
открытого урока по информатике и ИКТ в 8Б классе
Дата: 22.01.2014 г.
Тема урока: «Файлы и файловая система»
Тема урока: Файлы и файловая система.
Класс: 8.
Оборудование: компьютеры с установленным на них ПО, интерактивная доска, презентация.
Тип урока: урок обобщения и закрепления пройденного материала.
Цель урока: повторить и систематизировать знания учащихся по данной теме; формировать у учащихся критическое отношение обучающихся к получаемому результату деятельности посредством самооценки; формировать информационную культуру учащихся через личностно- ориентированный подход к обучению.
Задачи урока: обучающие: обобщение и закрепление знаний понятий по данной теме; развивающие: способствовать развитию познавательного интереса, мыслительной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся средствами ИКТ, интереса к предмету; воспитательные: воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к информации, уважительное отношение к мнению одноклассников.
Ход урока:
Этап урока / длительность | Дидактическая цель |
Организационный / 2 мин. | Активизировать внимание учащихся, сообщить тему и цель урока. |
Актуализация опорных знаний / 5 мин. | Повторение изученного материала для более прочного его усвоения. |
Тестовый контроль / 5 мин. | Проверить теоретические знания учащихся по данной теме. |
Работа в команде / 10 мин. | Проверить, как учащиеся усвоили учебный материал. |
Самостоятельная работа / 14 мин. | Проверить, как учащиеся усвоили учебный материал. |
Домашнее задание / 2 мин. | Сообщить домашнее задание с комментариями. |
Подведение итогов урока / 2 мин. | Обсуждение с учащимися итогов урока и оценивание работы учащихся на уроке. |
- Организационный момент (Слайд 1). Здравствуйте, ребята, а также уважаемые учителя. Сегодня на уроке мы повторим, обобщим и приведём в систему изученный материал по теме «Файлы и файловая система». Ваша задача показать теоретические знания основных понятий, уметь производить поиск информации на жёстких дисках и т.д.
(Слайд 2). Прежде чем начать урок, я хочу обратить ваше внимание на листки самоконтроля, лежащие у вас на столах. Самооценка – умение самостоятельно и объективно оценить свои знания.
Заполним первую графу этого листа. Дома вы готовились к сегодняшнему уроку. И прошу вас оценить себя по степени этой готовности (только честно) (до 5 баллов).
За каждое выполненное задание вам будут начисляться баллы, которые вы будете также вносить в данный лист. Теперь разбейтесь на 2 команды по 6 человек.
- Устная работа. (Слайд 3). Повторим основные понятия, которые понадобятся в ходе урока (форма работы – фронтальный опрос). Каждый верный ответ оценивается в 1 балл. Вопросы:
- Что такое файл?
- Как записывается имя файла? Какое расширение обычно имеют текстовые файлы?
- Какие операции над файлами можно осуществлять?
- Что такое каталог?
- Что такое файловая система? Каковы виды файловых систем?
- Способы поиска файла в файловой системе.
Основные понятия (ответы на вопросы):
(Слайд 4). Файл – это последовательность произвольного числа байтов, обладающая уникальным собственным именем или поименованная область на машинных носителях. Файлы используются для организации и хранения данных на машинных носителях.
(Слайд 5). Имя файла состоит из двух частей, разделённых точкой: собственно имя файла и расширение, определяющее его тип (программа, музыка и т.д.), например game.exe, index.htm. Собственно имя файлу даёт пользователь, а тип файла обычно задаётся программой автоматически при его создании. (Слайды 6). Символы, которые не может содержать имя файла: / \ : * ? « < > | (Слайд 7).
(Слайд 8). Каталог – это поименованная совокупность файлов и подкаталогов (вложенных каталогов). Каталог самого верхнего уровня называется корневым каталогом.
На каждом носителе информации может храниться большое количество файлов. Порядок хранения файлов на диске определяется установленной файловой системой. (Слайд 9). Файловая система – это совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними. Различают одноуровневую файловую систему (например, файлы на дискете или флеш-карте) и многоуровневую, имеющую уровни вложенности (иерархическую).
- Задание 1 «Тест». Учащиеся выполняют задания на проверку теоретического материала по теме урока.
Далее предлагаю вам пройти тест-разминку, который поможет освежить имеющиеся теоретические знания, полученные раннее, и которые мы будем применять сегодня на занятии (на экране компьютера представляется файл «Тест-разминка для 8б» в системе MyTestX). Каждый член команды отвечает на 8 вопросов теста. Максимальная оценка 5 баллов. Результаты тестирования заносятся в индивидуальные листы самооценки каждого обучающегося, а сумма баллов, заработанных всеми членами команды, – в общую ведомость.
Результат теста внести в оценочный лист.
(Слайд 10). Для того, чтобы найти файл в иерархической файловой структуре, необходимо указать путь к файлу. (Слайд 11). Путь к файлу вместе с именем файла называют полным именем файла. В данном примере полное имя файла будет: D:\Музыка\Сборник\Песня1.mp3.
- Задание 2 «Файловые подсказки». На данном этапе урока учащиеся выполняют задания в группах, используя при этом компьютер. Каждая группа выполняет вариант задания, указанный учителем.
(Слайд 12). Переходим к следующему заданию. На каждом компьютере на рабочем столе в папке Открытый урок, 8б имеется папка с номером вашей команды со следующей структурой (приложение 2). Каждый файл содержит загадку. Совместными усилиями вам необходимо разгадать их и из первых букв отгадок сложить шифр – имя «спрятанного» файла, который нужно найти с помощью меню поиска, открыть и ответить на вопросы письменно.
Откройте файл и, получив доступ к информации, выберите один вариант задания из трёх.
- Самостоятельная работа. Обучающиеся выполняют письменное задание по индивидуальным карточкам с заданием, уровень сложности которых выбирают самостоятельно (приложение 3).
Рекомендации по выполнению работы показаны на слайде 13.
Выполнив задания самостоятельной работы выставьте в листы самооценки предварительные оценки, соответствующие уровню сложности.
1 уровень – оценка «3»
2 уровень – оценка «4»
3 уровень – оценка «5»
Выводы по всему вышесказанному:
- Вся информация на дисках хранится в файлах.
- На содержимое файла указывает расширение.
- Файл открывается той программой, в которой был создан, или универсальной программой.
- Файлы со схожим содержимым или одинаковым назначением можно «складывать» в папки (каталоги).
- Каталоги (папки), в свою очередь также можно объединять в каталоги (папки).
- Регламент, определяющий способ организации, хранения и именования данных на носителях информации называется файловой системой.
- Домашнее задание. (Слайд 14). § 2.4.2, стр. 60-63.
- Подведение итогов урока. (Слайд 15). Теперь посмотрим, какая команда у нас победила.
Оценить работу класса и назвать учащихся, отличившихся на уроке.
Если позволяет время, можно озвучить все загадки и вместе найти правильные ответы.
Всем спасибо за внимание, до свидания! (Слайд 16).
Приложение 1.
Лист самоконтроля
Оценка «5» – 23 и выше
Оценка «4» – 18-22 баллов
Оценка «3» – 13-17 баллов
Оценка «2» – до 13 баллов
Фамилия, Имя __________________________________ Класс _____
Самооценка, max = 5 баллов | Разминка (1 балл за каждый верный ответ), max = 6 баллов | Теория (тест), max = 5 баллов | Загадки, max = 6 баллов | Самостоятельная работа, max = 5 баллов | Итого | Оценка за урок |
Лист самоконтроля
Оценка «5» – 23 и выше
Оценка «4» – 18-22 баллов
Оценка «3» – 13-17 баллов
Оценка «2» – до 13 баллов
Фамилия, Имя __________________________________ Класс _____
Самооценка, max = 5 баллов | Разминка (1 балл за каждый верный ответ), max = 6 баллов | Теория (тест), max = 5 баллов | Загадки, max = 6 баллов | Самостоятельная работа, max = 5 баллов | Итого | Оценка за урок |
Лист самоконтроля
Оценка «5» – 23 и выше
Оценка «4» – 18-22 баллов
Оценка «3» – 13-17 баллов
Оценка «2» – до 13 баллов
Фамилия, Имя __________________________________ Класс _____
Самооценка, max = 5 баллов | Разминка (1 балл за каждый верный ответ), max = 6 баллов | Теория (тест), max = 5 баллов | Загадки, max = 6 баллов | Самостоятельная работа, max = 5 баллов | Итого | Оценка за урок |
Загадки в файлах:
Загадка 1.doc
Как грудной малыш без мамы,
Сам не может есть и пить,
Так компьютер без … (программы)
Шагу бы не мог ступить.
Загадка 1.txt
«Мозг» компьютера - … (процессор)
Как заправский эрудит
Вычислительным процессом
Он легко руководит.
Загадка 2.doc
Близ дисплея – главный блок:
Там бежит электроток
К самым главным микросхемам.
А зовут его … (системный)
Загадка 2.txt
Он рисует, он считает,
Проектирует заводы,
Даже в космосе летает,
И даёт прогноз погоды.
Миллионы вычислений
Может сделать за минуту.
Догадайся, что за гений?
Ну, конечно же, - … (компьютер)!
Загадка 3.doc
В ней записаны программы
И для мамы, и для папы!
В упаковке, как конфета,
Быстро вертится … (дискета)
Загадка 3.txt
Есть на свете сеть сетей.
Очень интересно с ней.
Людям всем она нужна,
Миру очень сеть важна.
Что за сеть? Найди ответ.
Сеть зовётся … (Интернет)
Загадка 4.jpg
(Память)
Загадка 4.png
(Модем)
Загадка 5.jpg
(Сервер)
Загадка 5.png
(Курсор)
Загадка 6.jpg
(Программист)
Загадка 6.png
(Винчестер)
Т.о., имя искомого файла у команды 1 – «ПСДПКВ», у команды 2 – «ПКИМСП».
Приложение 3.
Выполните одно из предложенных заданий.
Уровень A (3 балла).
Опишите полный путь ко всем оставшимся файлам.
Пример: С: \ IVANOV\ PROGS\ progs3.doc
Уровень B (4 балла).
Найдите и исправьте ошибки в схеме и опишите полный путь ко всем семи файлам:
Уровень C (5 баллов).
Изобразите файловую структуру в виде дерева:
С: \SKI\SCATE\city.txt
С: \SPORT\SKI\Russia.txt
C: \SCATE\SPORT\SKI\Russia.txt
С: \SPORT\SKI\Germany.txt
С: \SKI\SCATE\INFO\city.txt
Приложение 6.
Игра «Домино»
Составьте верное утверждение, соединив стрелками две части предложения:
Группа файлов на одном носителе | Расширение исполняемого файла | |
Поименованная область памяти | Система программ, необходимых для организации и распределения ресурсов компьютера | |
Операционная система | Корневой каталог | |
com bat exe | Устройство хранения BIOS | |
Базовая система ввода/вывода | Из чего состоит имя файла | |
ПЗУ | Файл – это… | |
С:\ А:\ D:\ | Каталог – это… | |
Имя и расширение | BIOS – это… | |
Каталог, в котором хранятся все остальные каталоги и файлы | Программы, управляющие внешними устройствами |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Файлы и файловая система»
В уроке используются ЭОР по информатике, для 8 класса. учебник Семакин....
Конспект урока "Файлы и файловые системы", 8 класс
Тема: «Файлы и файловая система».Цели урока:- помочь учащимся получить представление о файлах и файловых системах, именах файлов, пути к файлам, дать основные понятия, необходимые для работы на компью...
Разработка урока "Файлы и файловая система"
Урок информатики проводился в 7 классе по учебнику Угриновича....
Презентация к уроку "Файлы и файловая система"
Презентация к уроку...
Тема урока «Файл и файловая система»
Тема урока «Файл и файловая система»Предмет: информатикаКласс: 8 «а»Использованные источники литературы: учебник Информатика Н.Угринович 8 классКлючевые слова: файл, файловая система, путь к файлу, им...
Урок по информатике и ИКТ в 8 кл. "Файл и файловая система"
У детей формируются представления о файловых системах, о полном имени файла, об основных понятиях, необходимых для работы на компьютере; формируются навыки здорового образа жизни в разделе питания. Ти...
Разработка открытого урока "Файлы и файловая система"
Данный урок проводиться в 8 классе. Разработаны задания для выполнения в интерактивной доске...