Формирование информационных компетенций.
статья по информатике и икт (10 класс) по теме
Работа содержит теоретический и практический материал, который применется на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_informacionnyh_kompetenciy.doc | 665 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОТА НА УРОКЕ ИНФОРМАТИКИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Содержание
Введение 3
Основная часть
- Определения, ключевые компетенции 4
- Задания по информационной компетенции 5
- Использование прикладного программного обеспечения 8
- Мультимедийные презентации 10
Заключение 11
Список используемых источников 12
Приложения 13
ВведениеВ современном обществе происходит стремительное развитие науки и техники, появляются новые информационные технологии. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью. Для успешного образования и в первую очередь самообразования, человек должен владеть целым рядом компетенций, в том числе информационной компетенцией.
Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью образования становится развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы компетентностей. Овладение универсальными учебными действиями дают учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.
Цель данной работы заключается в изучении и разработке системы средств и условий формирования информационной компетентности учащегося на уроке информатики.
Основная часть
Определения, ключевые компетенции
Универсальные учебные действия — это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных областях познания.
Компетентность – умение активно использовать полученные данные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности.
Компетенция – 1) круг полномочий и прав, предоставляемых законом, уставом или договором конкретному лицу ли организации в решении конкретных вопросов; 2) совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен.
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения решать проблемы, возникающие в следующих ситуациях: 1) в познании и объяснении явлений действительности; 2) при освоении современной техники и технологии; 3) во взаимоотношениях людей; 4) в практической жизни при выполнении социальных ролей. Целью компетентностного подхода является качество образования, особенностью компетентного обучения является усвоение не «готового знания», а организация учебного процесса, в котором исследовались бы условия происхождения и становления данного знания. Результатом обучения, как отмечено в Стратегии модернизации образования, должен стать набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах.
Четкое основание для иерархии ключевых компетенций предложено А.В. Хуторским. В качестве такого основания он предлагает использовать дифференциацию содержания образования. Его можно разделить на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей), предметное (для каждого учебного предмета). В соответствии с этим все существующие компетенции целесообразно представить в трехуровневой иерархии
· ключевые – относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
· общепредметные – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
· предметные – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов».
А.В. Хуторской выделил 7 ключевых компетенций:
1. Ценностно-смысловая компетенция.
2. Общекультурная компетенция.
3. Учебно-познавательная компетенция.
4. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
5. Коммуникативная компетенция.
6. Социально-трудовая компетенция.
7. Компетенция личностного самосовершенствования.
Диагностические и формирующие задания по информационной компетенции.
Есть несколько оснований для классификации, связанных с особенностями информации и способах её переработки:
1. Количество источников информации, с которыми одновременно работает ребенок. В зависимости от возраста и степени сформированности соответствующей компетенции это может быть один, два, три, четыре и даже пять источников. В зависимости от полноты использования предложенных материалов учитель может судить о широте рассматриваемой компетенции. В перспективе именно эта серия заданий, связанная с варьированием количества источников, служит основой для формирования навыка написание реферата, обзора по какой-либо проблеме и т.п.
2. Объем предлагаемого материала. В зависимости от характера источника информации объем может исчисляться по-разному: количество слов (для учащихся начальной школы), количество предложений, абзацев, параграфов, страниц и т.п.
3. Способ предъявления информации. Для учащихся информация может быть предложена в виде текста, содержащем только необходимую информацию; это может быть текст, содержащий избыточную информацию, внутри которой ученик должен найти те факты, которые необходимы; это может быть рисунок, схема, репродукция, график, таблица и т.п. Особо можно выделить аудио и видео-информацию, которая тоже должна использоваться педагогом для формирования информационной компетенции.
4. Сложность источника информации. Источник может быть простым, то есть содержать информацию одного вида – только текст, только картинка или только таблица, а может быть сложным, содержащим аудиовизуальную (музыка – картина) или вербально-графическую (текст – график / диаграмма) информацию.
5. Характер взаимоотношений источников информации. Данные взаимоотношения задаются формулировкой задания по первичной обработке и систематизации информации, содержащейся в источниках. По характеру взаимоотношений можно выделить:
- совпадение информации;
- подчинение одной информации другой (одна информация внутри другой;
- пересечение одной и другой информации (сведения имеют общую часть);
- противоречие одной и другой информации (одна информация исключает другую);
- противопоставление одной информации другой (поиск общего основания для двух сведений, которые несут в себе противоположную информацию, но не исчерпывают всего объема информации по вопросу).
6. Самым сложным, но при этом самым существенным в технологии, связанной с формированием информационной компетенции, является поэтапное усложнение деятельности учащихся по осмыслению, обработке и переработке информации.
Информационная компетенция включает две группы базовых компетенций:
1) компетенции работы с информацией: осознание потребности в информации; выбор стратегии поиска информации; отбор, сравнение и оценка информации; систематизация, обработка и воспроизведение информации; синтез существующей информации и создание нового знания;
2) компетенции использования информационных технологий: использование стандартного программного обеспечения, технических устройств (компьютера, оргтехники, цифровой техники); поиск информации в Интернете; сетевое взаимодействие.
Показателем информационной компетентности становится создание новых информационных продуктов (проектов, отчетов, моделей, презентаций, электронных пособий и разработок).
Использование прикладного программного обеспечения.
Помимо изучения прикладных программ как таковых, что входит в обязательный минимум знаний и умений по информатике, программное обеспечение используется учащимися при выполнении разнообразных заданий, направленных на развитие информационной компетентности.
Освоение программ специального назначения (САПР, редактор Web-страниц, систем процедурного и объектно-ориентированного программирования, издательские системы) носит организованный характер при изучении информатики на профильном уровне (программа Н.Д. Угриновича). Указанное направление также находит отражение при организации индивидуальной работы с учащимися, проявляющими интерес к данной области знаний.
Рисунок 2
Рисунок 1
Использование компьютерных учебников, словарей, справочников, энциклопедий.
Работа с мультимедийной гипертекстовой системой формирует способность к самостоятельной деятельности по получению знаний и развитию умений.
Использование Интернет-ресурсов.
Данный способ деятельности возможно использовать не только при изучении темы «Сети. Интернет», но и для поиска информации при подготовке информационных работ, просмотра ресурсов виртуальных музеев, знакомства с информационными ресурсами электронных библиотек, поиска информации в электронных энциклопедиях, посещения виртуальных научно-исследовательских лабораторий и т.п.
Особое внимание при использовании Интернет-ресурсов обращаем на формирование этического отношения к информации, овладение знаниями об авторском и смежных правах, социально-правовых аспектах создания и использования информационных объектов.
Использование тестовых и автоматизированных систем контроля
Электронные контролирующие системы могут быть использованы учащимися на уроке (и, что очень важно, дома) для осуществления объективного автоматизированного контроля уровня обученности. Помимо контролирующе-оценивающей функции, данная технология способствует развитию пользовательских навыков, исключает субъективный фактор, объединяет во времени.
Рисунок 3
Мультимедийные презентации
Они прочно вошли в школьную жизнь. Практически каждый учитель, имеющий практические навыки владения информационными технологиями, использует их в своей повседневной работе. Презентация может иметь различные формы, применение которых зависит от знаний, подготовленности авторов, а так же предполагаемой аудитории. Приложения 1-4.
Рисунок 4
Плакатный слайд
Заключение
Одной из важнейших задач современной системы среднего образования является подготовка школьников к жизни в информационном обществе. Приобрести навыки эффективного использования информационных технологий учащиеся могут лишь, когда учебный процесс компьютеризирован.
Мультимедийные средства объединяют в единое целое информацию разной природы – текст, звук, графику, фотографии, видео. Кроме того, интерактивные технологии позволяют моделировать процессы, которые сложно наблюдать в реальной жизни. С помощью интерактивных технологий их можно многократно просматривать, останавливая в нужные моменты, делать акценты, анализировать. При создании собственных презентаций учащиеся глубоко анализируют передаваемую информацию, естественно повышают свой интеллектуальный уровень. При выполнении работы проявляются творческие способности учеников.
В данной работе показана значимость формирования информационной компетенции учащихся. Было осуществлено изучение Интернет-источников по данной теме.
При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио - видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Использование информационных технологий универсальных (базовых), мультимедиа-технологий, сетевых технологий на уроках и во внеурочное время позволяют решать задачу формирования информационной компетентности учащихся.
Список используемых источников
- http://mon.gov.ru/
- http://www.edu.ru
- https://sites.google.com/site/bibliotekapoipkro/informacionnaa-kompetentnost
- http://ito.edu.ru/2010/Rostov/III/III-0-10.html
- http://ikt45.ucoz.ru/publ/formirovanie_informacionnoj_kompetentnosti_uchashhikhsja/1-1-0-4
- http://kpolyakov.narod.ru/
Приложения
Приложение 1
Пример слайдов для выполнения практической и самостоятельной работ
Приложение 2
Слайд из презентаций-лекций
Приложение 3
Приложение 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование информационной компетенции в процессе обучения младших школьников
Основные задачи: вызвать у школьников интерес к урокам физкультуры, позволив ощутить красоту и радость движения;формировать жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки;обучи...
Педагогический проект на тему: «Формирование информационной компетенции как основного средства познания современного мира»
Аттестация в форме педагогического проекта...
Использование различных форм работы с текстом на уроках обществознания как средство формирования информационной компетенции обучающихся
Формирование информационной компетенции обучающихся через развитие умений работы с текстом. Для реализации этой цели необходимо научить школьников: выделять в тексте главные положения ...
Детский СОБР (Детский Сетевой Образовательный Ресурс) как средство формирования информационной компетенции учащихся
Широкий выбор программного обеспечения и новых информационных технологий даёт возможность учителю обеспечить высокий уровень преподавания, развить творческий потенциал ребёнка, форми...
Формирование информационной компетенции на уроках биологии и во внеурочное время
Использование ИКТ на уроках биологии...
Модульная технология как средство формирования информационных компетенций
Важным условием перехода на модульное обучение я считаю уровень сформированности информационных компетенций у обучающихся. Работая в школе, я пришла к выводу, что процесс обучения является однос...