Модульная технология как средство формирования информационных компетенций
статья по географии по теме

Кадачигова Елена Александровна

Важным условием перехода на модульное обучение я считаю уровень сформированности информационных компетенций у обучающихся. Работая в школе,  я пришла к выводу, что процесс обучения является односторонним, когда учитель является информатором, прописывающим свою деятельность и в меньшей степени деятельность обучающихся. Одно из ведущих положений теории деятельности для эффективного обучения предполагает такую его организацию, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно.

Модульная технология позволяет наилучшим образом реализовать деятельностный подход, сформировать ключевые компетенции самообучения и саморазвития, способность принимать решения, оценивать свою деятельность.

Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

Модульная технология дает возможность учащимся извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. То есть сформировать у учащихся информационные компетенции.

   Именно модульная технология формирует у обучающихся ключевые компетенции, что отражается в успешном и прочном усвоения знаний, а, следовательно, влияет на повышении качества знаний. 

Один из элементов модульной технологии обучения - модульная программа. Модульная программа составляется учителем. В ней прописываю цели обучения и последовательность изучения каждой темы (последовательность уроков - модулей).

Модульная программа - не конспект урока или планирование учебного материала учителем, это программа деятельности ребенка по изучению определенной темы.

Обучение гарантирует каждому ученику усвоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения.

Информационные компетенции формируются и совершенствуются при организации исследовательской и проектной деятельности. В данных видах деятельности  формируются:

  • Умения самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
  • Умения запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
  • Умения выдвигать гипотезы;
  • Умения устанавливать причинно-следственные связи
  • Умения самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
  • Умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
  • Умения выдвигать гипотезы;
  • Умения устанавливать причинно-следственные связи.

Исходя из того, что учебный материал постоянно перерабатывается и обновляется, часто меняются программы и учебники, один из путей выхода из сложного положения, по моему мнению, состоит в том, чтобы обеспечить такое построение учебного материала модульных программ, разделы которого могли бы быть достаточно независимыми друг от друга и позволили бы быстро изменять, дополнять и развивать учебный материал каждого раздела. Решить это противоречие можно только тогда, когда содержание каждого модуля может легко изменяться и дополняться. Конструируя элементы различных модулей, можно создавать новые модули. Но при этом необходимо, чтобы модуль был представлен в такой форме, чтобы его учебные элементы могли быть легко заменены.

Я считаю, что основными преимуществами модульной системы обучения являются изменение форм общения учителя с учащимися и самостоятельность учащихся в достижении целей обучения. Учитель общается с учащимися как посредством модулей, так и непосредственно – с каждым индивидуально. В модуле учитель формулирует для учащихся дидактическую цель, даёт письменно советы: как рациональнее действовать, где найти нужный материал. Важно и то, что ученик может в любой момент получить от учителя устные советы по непонятным вопросам и заданиям. Во время самостоятельной работы с модулем учащиеся учатся целеполаганию, планированию, контролю, организации и оценке своей деятельности. Каждый может определить уровень своих знаний, увидеть пробелы в знаниях и умениях. Ученику кажется, что он работает абсолютно самостоятельно, но на самом деле учитель мягко и сугубо целенаправленно управляет учебно-познавательной деятельностью учащихся через модули. Отношения учителя и учащихся становятся более паритетными.

  Однако никакое управление невозможно без контроля, анализа и коррекции. Причём в модульном обучении управление, осуществляемое учителем, сочетается с управлением учением со стороны самих школьников, что, по моему мнению, очень важно. Все виды контроля позволяют не только выявить пробелы в усвоении знаний с целью их немедленного устранения, но также при хороших знаниях и умениях углубить и закрепить материал по теме.

Это огромная работа, но зато впоследствии снижаются затраты на подготовку конкретных занятий и высвобождается время учителя для творческой методической работы. Это  перспективы, а реальность – отдельные модульные уроки или отдельные темы, короткие модульные программы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация2.01 МБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование различных форм работы с текстом на уроках обществознания как средство формирования информационной компетенции обучающихся

Формирование информационной компетенции обучающихся через развитие умений работы с текстом. Для реализации этой цели необходимо научить школьников: выделять в тексте главные положения ...

Детский СОБР (Детский Сетевой Образовательный Ресурс) как средство формирования информационной компетенции учащихся

Широкий выбор программного обеспечения и новых информационных технологий даёт возможность учителю обеспечить высокий  уровень преподавания,  развить творческий потенциал ребёнка, форми...

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений — формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способству...

ИНФОРМАЦИОННО — КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений - формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способствует исп...

ИНФОРМАЦИОННО — КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений - формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способствует исп...

Модульная технология как средство развития познавательной компетенции учащихся

Выступление на районном методическом семинаре учителей иностранных языков....