Роль моделей в формировании современной картины мира.
статья по информатике и икт (10 класс) по теме

1. Всякое представление информации о внешнем мире связано с построением некоторой модели. Модель позволяет многое узнать об изученных явлениях процессах. Но всякая модель кое-что "урезает". Важно научиться строить модель таким образом, чтобы в них отражались самые существенные стороны изучаемого явления.

2. Модель важна не сама по себе, а как способ познания. Поэтому кроме модели необходим также инструмент для ее изучения. В последнее деятилетие таким инструментом все чаще выступает компьютер.

3. Использование компьютера для изучения модели имеет свою специфику, обусловленную возможностью компьютера. Любая модель для компьютерного анализа должна быть формализована.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_modeley_v_formirovanii_sovremennoy_kartiny_mira..doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

        Человечество в своей деятельности  (научной, образовательной, технологической, художественной)  постоянно создает и использует модели окружающего мира.  Строгие правила  построения моделей сформулировать невозможно, однако человечество накопило богатый опыт моделирования различных объектов и процессов.    

         Модели позволяют представить в наглядной форме объекты и процессы, недоступные для непосредственного восприятия (очень большие или очень маленькие объекты, очень быстрые или очень медленные процессы и др.). Наглядные  модели часто используются при обучении. В курсе географии первые представления о нашей планете Земля мы получаем, изучая ее модель – глобус, в курсе физики изучаем работу двигателя внутреннего сгорания по его модели, в химии при изучении строения вещества используем модели молекул и кристаллических решеток,  в биологии изучаем строение человека по анатомическим муляжам и др   Модели имеют  чрезвычайно важную роль в проектировании и создании  

                                                            различных  технических устройств,  машин и механизмов, зданий, электрических цепей и т.д.  Без предварительного создания чертежа невозможно изготовить даже простую деталь, не говоря уже о самолете.

      В  процессе проектирования зданий и сооружений кроме чертежей часто изготовляются их макеты. В процессе разработки летательных аппаратов поведение их  моделей в воздушных потоках исследуют в аэродинамической трубе. Разработка электрической схемы обязательно предшествует созданию электрических цепей и т.д.

         Развитие  науки невозможно без создания теоретических моделей (теорий, законов, гипотез и т.д.), отражающих строение, свойства и поведение реальных объектов. Создание новых теоретических моделей иногда коренным образом меняет представление  человечества об окружающем мире. Истинность теоретических моделей, т.е. их соответствие законам реального мира, проверяется с помощью опытов и экспериментов.

        Все художественное творчество фактически является процессом создания моделей.  Например, такой литературный жанр, как басня, переносит реальные отношения между людьми на отношения между животными и фактически создает модели человеческих отношений. Более того, практически любое литературное произведение может рассматриваться как модель реальной человеческой жизни. Моделями, в художественной форме отражающими реальную деятельность, являются также живописные полотна, скульптуры,  театральные постановки и т.д.

     Моделирование – это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей. 

 

 Источники информации:

  •  Информатика  и  ИКТ. Базовый  курс: учебник  для  11 класса/ Н.Д. Угринович. –  М.: - БИНОМ. Лаборатория  знаний,  2008. – 188с.
  • Угринович Н.Д. Информатика (теория, методика, задачи), М., МИПКРО, 1991.

                                                                                                                                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Методы научного познания и современная картина мира на уроке французского языка"

Данная статья является результатом двухгодичного обучения системе согласованного обучения (ССО), разработанная кандидатом педагогических наук Комаровым Б.А. Статья сопровождается презентацией, которую...

Использование информационных технологий для формирования естественнонаучной картины мира у учащихся на уроках химии и биологии

Творческий отчёт учителя химии и биологии. Данный отчёт отражает находки учителя в органичном сочетании традиционных форм урока с интерактивными технологиями на уроках химии и биологии. Показаны разли...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира на тему "Лицо"

Воспитание у детей бережного отношения к своему телу; закрепление знаний о строении лица; рассказать детям о роли слуха, зрения в жизни человека; способствовать развитию связной речи; активизиро...

Непосредственно образовательная деятельность в работе с детьми среднего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира «Вечерняя сказка».

воспитывать послушание, любовь к родителям; закреплять у детей знания о культурно-гигиенических навыках; о режимных процессах, развивать умение зашнуровывать ботинки; развивать выдержку и вниман...

Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира (старший дошкольный возраст) «Дружи со спортом. С головы до самых пяток в теле должен быть порядок».

закрепление знаний о том, зачем нужны сердце, ноги, руки. Способы тренировок этих органов. Познакомить детей с традиционными и нетрадиционными методами оздоровления....

Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира (средний дошкольный возраст) « РАЗ, ДВА, ТРИ! ТРИ, ДВА, РАЗ! ЗУБКИ БЕЛЫЕ У НАС !»

закрепить знания о назначении зубов, об уходе и поддержании их в здоровом состоянии; помочь детям убедиться в необходимости чистить зубы. Показать, какую важную роль в жизнедеятельности организм...