Формирование естественнонаучной картины мира посредством развития ценностно-смысловой компетенции на уроках биологии
статья по биологии по теме

Статья  из опыта учителя биологии о  компетентностном подходе в образовании

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование естественнонаучной картины мира посредством развития ценностно-смысловой компетенции на уроках биологии

   Естественнонаучная картина мира – это идеальная модель природы, включающая общие понятия, принципы, законы и теории естествознания на определённом этапе его развития.

   Основная задача курса биологии, как одной из дисциплин естественнонаучного цикла – поиск таких подходов к преподаванию предмета, при которых учащиеся уходят с урока не с «мертвым грузом» ненужной информации, а с актуальными знаниями и умениями, которые позволят им решать насущные задачи, как в настоящем, так и в будущем.

   Как показать детям прикладное значение фундаментальных естественных наук, не замыкаясь при этом в рамках примитивных бытовых примеров? Как создать условия для личностного развития школьников на уроках, посвященных изучению сугубо теоретических вопросов? Как, в конце концов, «оживить» фундаментальные законы природы, показав детям их глубину, универсальность и значимость для каждого мыслящего человека?

  Поэтому, одной из целей учителя биологии является стремление  разработать систему методических инструментов (заданий, приемов), предназначенных для формирования у учащихся ключевых и предметных компетентностей при изучении биологии.

   В связи с этим, особое внимание необходимо уделять межпредметным связям (биология, химия, физика, география), с помощью которых на уроках  формируется естественнонаучная картина мира.

   Вот лишь некоторые из тем. 6 класс: «Всасывание воды корнем» (корневое давление), испарение воды листьями (транспирация), газообмен по законам диффузии, роль кислорода как окислителя при клеточном дыхании – связь с физикой. «Экосистемы и их характеристика» - связь с географией. 8 класс: транспорт веществ через цитоплазматическую мембрану, газообмен в легких и тканях, всасывание веществ в кровь, движение крови по сосудам, работа сердца как насоса, закон сохранения и превращения энергии в живой системе при обмене веществ.  Изучение физиологии человеческого организма невозможно без законов физики и химии. 9,10 класс: «Химическая организация клетки», «Нуклеиновые кислоты» - связь с химией.

  Таким образом, межпредметные уроки помогают создать целостную картину мира, следовательно, ученик приобретает ценностно-смысловую компетентность.

  Ценностно-смысловая компетенция – это ценностное отношение и интерес к содержанию и процессу учебной деятельности.  Они формируются путем постоянного обращения к реальной жизни, к окружающей действительности. На уроках используется множество живых объектов, рассматриваются явления, с которыми ученик часто сталкивается в жизни, не зная причин и механизмов их возникновения. Это формирует новый взгляд на уже знакомые вещи.

  В рамках этой компетенции формируется способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем (задавать себе и окружающим вопросы “почему?”, “зачем?”, “в чем причина?”, “как это устроено?”, осознавать свою роль и предназначение в нем - “а я смогу так?”, “как это сделать?”), уметь выбирать целевые установки своих действий и поступков; способность видеть и понимать биологические явления в природе, отличать их от физических явлений.

  Работа по формированию ценностно-смысловой компетенции обычно начинается со среднего звена. При этом разнообразные педагогические средства, используемые в среднем и старшем звене,  существенно отличаются. На каждом этапе нужно  развивать мыслительную деятельность учащихся, закладывать основы для формирования ключевых компетенций.

  В связи с определением типа ведущей деятельности на уроках биологии в 6 классе ставится первоочередная задача – формирование компетенций учебно-познавательной деятельности. На уроках школьники учатся задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, работать с инструкциями, описывать результаты опытов, формулировать выводы.  В 7 – 9 классах на первый план выходят задачи формирования и развития компетенции деятельности - овладение учащимися средствами и способами деятельности: планированием, проектированием, моделированием, прогнозированием; ориентация учащихся в разных видах деятельности. В 10 – 11 классах при изучении биологии на уроках ведущими формами и методами работы становятся индивидуальная работа с научной литературой, исследовательская деятельность, развитие способностей учащихся ориентироваться в разных видах деятельности. При этом происходит овладение способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; учащиеся учатся принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять свои действия и поступки на основе выбранной цели.

    Перспектива педагогической деятельности на уроках биологии -  необходимость продолжения работы по переходу на компетентностный подход к образованию, который на первое место выдвигает не информированность ученика, а умения решать проблемы, возникающие в различных ситуациях,  таким образом формируя у него естественнонаучную картину мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий для формирования естественнонаучной картины мира у учащихся на уроках химии и биологии

Творческий отчёт учителя химии и биологии. Данный отчёт отражает находки учителя в органичном сочетании традиционных форм урока с интерактивными технологиями на уроках химии и биологии. Показаны разли...

Интегрированное занятие по формированию целостной картины мира и развитию лексико-грамматических представлений в подготовительной группе для детей с ОНР "Зимние забавы"

Интегрированное занятие воспитателя и учителя-логопеда по формированию целостной картины мира и развитию лексико-грамматических представлений у детей подготовительной группы с диагнозом общее недоразв...

Обобщение педагогического опыта по теме «Применение информационных технологий в формировании естественнонаучной картины мира у учащихся на уроках физики в условиях введения ФГОС.

Особое место в учебном процессе занимают современные информационные технологии. Увеличивается объем накопленной информации, расширяются сферыеё применения. При этом ученики ежедневно пропускают ч...

«Формирование естественнонаучной картины мира у учащихся на уроках физики в условиях введения ФГОС»

В период перехода российского образования на новые стандарты обучения, что сопровождается существенными изменениями в учебно-воспитательном процессе, требуется отказаться от пассивного метода преподав...

Использование информационных технологий для формирования естественнонаучной картины мира у учащихся на уроках химии

Использование информационных технологий для формирования естественнонаучной картины мира у учащихся на уроках химии...

"Формирование научной картины мира у обучающихся основной школы на уроках естественнонаучного и технологического образования"

quot;Формирование научной картины мира у обучающихся основной школы на уроках естественнонаучного и технологического образования"...