1 Курс компьютерное моделирование для начинающих 2006
элективный курс по информатике и икт (5 класс) по теме

Элективный курс "Моделирование для начинающих"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Андрюшкинская национальная средняя общеобразовательная школа

МР «Нижнеколымский район» РС(Я)

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Компьютерное моделирование для начинающих»

программа разработана

учителем информатики:

Васильевым А.Н.

п.Андрюшкино, 2006

Пояснительная записка

Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об обществе построение и использование моделей является мощных орудием познания. Реальные объекты и процессы бывают столь многогранны и сложны, что лучшим способом их изучения часто является построение модели, отображающей лишь какую-то грань реальности и потому многократно более простой, чем сама реальность и исследование этой модели.

В моделировании есть два разных пути. Модель может быть похожей копией объекта, выполненной из другого материала, в другом масштабе, с отсутствием ряда деталей, т.е. является натурной моделью. Модель также может отображать реальность более абстрактно (словесные, математические и информационные модели).

Информационные модели – класс знаковых моделей, описывающих информационные процессы в системах самой разнообразной природы.

Компьютерное моделирование представляет собой:

  1. вычислительное моделирование;
  2. графическое моделирование;
  3. «высокие» технологии, понимаемые как специализированные прикладные технологии.

Данный элективный курс разработан для учащихся 9 классов с учетом их возрастных особенностей и интересов и является пропедевтическим для изучения элективного курса И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера «Информационные системы и модели».

Основная цель курса: раскрыть понятие модели и моделирования, подготовить учащихся к практическому использованию растрового графического редактора для создания графической информационной модели с последующим применением полученных знаний и умений.

Задачи:

  • раскрыть основные этапы моделирования и их последовательность;
  • научить работать с растровым графическим редактором;
  • научить создавать различные графические информационные модели;
  • развивать логическое и творческое мышление учащихся.

Данная программа рассчитана на 17 часов (один час в неделю).

Результаты курса

Учащиеся должны знать:

  • определение моделирования, классификацию моделей, этапы моделирования;
  • организацию работы в среде растрового графического редактора;
  • виды задач, решаемых с помощью графического моделирования.

Учащиеся должны уметь:

  • разрабатывать геометрическую модель, представлять и реализовывать ее в соответствии с этапами моделирования задачи.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Основные понятия компьютерного моделирования.

1

1

-

2

Основные этапы моделирования.

1

1

-

3

Компьютерная графика.

2

1

1

3.1.

Знакомство с графическим редактором.

0,25

0,25

-

3.2

Технология работы с графическими объектами.

1,75

0,75

1

4

Геометрические модели.

9,5

0,5

9

4.1

Задачи, решаемые с помощью графического моделирования.

0,5

0,5

-

4.2

Практическая работа №1 «Компьютерное конструирование»

3

-

3

4.3

Практическая работа №2 «Разнообразие геометрических моделей».

3

-

3

4.4

Практическая работа №3 «Применение законов геометрии».

3

-

3

5

Выполнение творческого проекта.

3,5

0,5

3

Итого

17

4

13

Содержание программы

1. Основные понятия компьютерного моделирования.

Понятие моделирования. Компьютерное моделирование. Модели объектов и процессов. Понятие об объекте, параметры объекта. Представление о процессе. Классификация моделей. Понятие текстовой, математической и информационной модели.

2. Основные этапы моделирования.

Алгоритм создания модели. Понятие формализации задачи.

3. Компьютерная графика.

3.1. Знакомство с графическим редактором.

Среда графического редактора. Знакомство со стандартными элементами окна и их назначением. Панель инструментов.

3.2. Технология работы с графическими объектами.

Графические объекты. Алгоритм и технология работы с графическими объектами. Действия с графическими объектами. Понятие графического примитива. Объекты: линия, прямоугольник, круг, кривая, многоугольник.

4. Геометрические модели.

4.1. Задачи, решаемые с помощью графического моделирования.

Представление о геометрической модели. Виды задач, решаемых с помощью графического моделирования.

4.2. Практическая работа №1 «Компьютерное конструирование».

Моделирование паркета. Создание меню типовых мозаичных форм. Создание геометрических композиций из готовых мозаичных форм.

4.3. Практическая работа №2 «Разнообразие геометрических моделей».

Моделирование топографической карты или плана местности. Графический алгоритм процесса.

4.4. Практическая работа №3 «Применение законов геометрии».

Моделирование геометрических операций в задачах на построение:

  • модель 1. Деление отрезка пополам;
  • модель 2. Построение окружности заданного радиуса и определение её центра;
  • модель 3. Деление угла пополам.

7. Выполнение творческого проекта.

Примерная тематика проектов:

  • «Поваренная книга в картинках»;
  • «Шпаргалка» (мини-пособие для учащихся по геометрии);
  • «Топографическая карта населённого пункта»;
  • проект «планировка размещения мебели в детской комнате»;
  • «Электрическая схема».

Литература

  1. Информатика. Базовый курс. 7-9 классы. Практикум-задачник по моделированию/ Под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2001. – 176с.: ил.
  2. Пак Н.И., Рогов В.В. Компьютерная графика. – Омск: ОмГПУ, 1995.
  3. Шикин Е.В. Начала компьютерной графики. – М.: Диалог- МИФИ, 1994.
  4. Информатика. Базовый курс. 7-9 классы / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2003. – 384с.: ил.
  5. Информатика: Базовый курс / С.В. Симонович и др. – СПб.: Питер, 2003. – 640с.: ил.
  6. Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. – 304 с.: ил.
  7. Моделирование и формализация: Методическое пособие /С.А. Бешенков, Е.А. Ракитина. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002. – 336 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Компьютерное моделирование математических задач"

Тематика курса «Компьютерное моделирование математических задач» идет синхронно курсу алгебры 10 класса, что позволяет учащимся улучшать качество знаний по алгебре и началам анализа. Тематическое план...

Компьютерное программирование для начинающих

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ  «Компьютерное программирование для начинающих».Возраст обучающихся – 12-16 летСрок реализации – 1 года...

Программа элективного курса Компьютерное моделирование учебных задач"

Элективный курс «Компьютерное моделирование учебных задач» предназначен для обучающихся 10 класса, рассчитан  на 35 учебных часов (1 час в неделю).Курс является межпредметным и направлен на повыш...

Программа элективного курса "Компьютерное моделирование" для 9 класса

В основе данного курса лежит формирование теоретической базы и овладение учащимися конкретными навыками использования компьютерных технологий в различных сферах человеческой деятельности. К теоретичес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «Компьютерное моделирование» 9 класс агротехнологического профиля (срок реализации 1 год)

Учебный курс «Компьютерное моделирование» предназначен для изучения в 9-х классах средней школы.Курс «Основы компьютерного моделирования» является преемственным по отношению к ...

Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика»

Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика» Л.А. Залоговой. ...