Технологическая карта урока по геометрии "Параллельный перенос. Поворот" (9 класс)
план-конспект урока по геометрии (9 класс)
В процессе изучения темы, учащийся достигнет следующих УУД:
Личностные: Умение учащегося устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, то есть между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется, т.о. должна, осуществляться осмысленная организация собственной деятельности ученика.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно, планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, т.е. определение цели сотрудничества, функций участников и способа взаимодействия, умение с достаточной полнотой и точностью, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Владение грамматическими и синтаксическими нормами языка, умение доказывать свою точку зрения.
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, выделение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений, доказательство, подведение под понятие, выведение следствий, установление причинно-следственных связей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhn_karta.docx | 306.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет:Геометрия
Класс:9 класс
Учебник:Геометрия. 7-9 классы: учеб.для общеобразоват. организаций /[Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.].- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2014 – 383 с.Глава 8, параграф 2
Тема урока: Параллельный перенос. Поворот.
Тип урока:Урок изучения нового
Учебная задача урока:В совместной деятельности с учащимися ввести понятия параллельного переноса и поворота, изучить их свойства.
Диагностируемые цели урока:В результате урока ученик:
Знает:
- понятие параллельного переноса
- понятие поворота
-формулировку и доказательство теоремы о том, что параллельный перенос является движением
-формулировку и доказательство теоремы о том, что поворот является движением
-треугольник отображается в треугольник при повороте на 120°
-квадрат отображается в квадрат при повороте на 90°
Умеет:
-строить образ фигуры с помощью параллельного переноса
-строить образ фигуры с помощью поворота
- доказывать теорему, что параллельный перенос является движением
- доказывать теорему, что поворот является движением
Понимает:
-что существуют случаи, когда фигура отображается саму в себя при повороте
- что параллельный перенос и поворот являются частными случаями движения плоскости
Планируемые результаты (УУД):
- Личностные: Умение учащегося устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, то есть между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется, т.о. должна, осуществляться осмысленная организация собственной деятельности ученика.
- Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно, планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
- Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, т.е. определение цели сотрудничества, функций участников и способа взаимодействия, умение с достаточной полнотой и точностью, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Владение грамматическими и синтаксическими нормами языка, умение доказывать свою точку зрения.
- Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, выделение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений, доказательство, подведение под понятие, выведение следствий, установление причинно-следственных связей.
Организационная структура урока
Этапурока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |
Организационный момент. | Приветствует учащихся. Отмечает отсутствующих. Проверяет готовность учащихся к уроку. Сообщает тему и структуру урока | Отвечают на вопросы учителя по поводу отсутствия учащихся. Настраиваются на работу. | Постановка цель деятельности как ответ на вопрос: «Что я хочу узнать сегодня на уроке?». | Взаимодействуют с учителем во фронтальном режиме. Концентрируют внимание. | Слушать и слышать собеседника. Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. | Получают позитивный заряд. | Самоопределение и настраивание на урок. |
Актуализация знаний. | Организует повторение понятия отображения, понятия движения. Организует устное, фронтальное решение заданий типа:см. приложение 1. | Повторяют понятие отображения, понятие движения. | Анализированиеи сравнение предлагаемых заданий с целью извлечения необходимой информации для построения математического высказывания. | Взаимодействуют с учителем во фронтальном и устном режиме. Выполняют задания. | Слушать и слышать собеседника. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, использованиедополнительных высказываний для обоснования своего суждения. | Закрепляют уменияпользоваться понятиями отображения и движения. Самоконтролируют процесс выполнения заданий | Адекватное самостоятельное оценивание правильности выполнения заданий и внесение необходимых корректив в решения |
Мотивация. Создание проблемной ситуации. | См. приложение 2. | Построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование. | Анализированиеи сравнение предлагаемых заданий с целью извлечения необходимой информации для построения математического высказывания. | Взаимодействуют с учителем во фронтальном режиме. Отвечают на задаваемые вопросы в процессе обсуждения, сотрудничают в поиске и выборе информации. | Слушать и слышать собеседника. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, использование дополнительных высказываний для обоснования своего суждения. | Участвуют в диалоге и выводят, что существуют ещё два новых вида движений – параллельный перенос и поворот. | При возникновении ситуации затруднения регулировкахода мысли. |
Формирование проблемы: тема и цель урока | Выводит на формулировку темы и цели урока. Четко проговаривает тему и цель урока. | Изучить новые виды движений: параллельный перенос и поворот. | Анализирование и сравнение предлагаемых заданий с целью извлечения необходимой информации для построения математического высказывания. Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Составление плана достижения цели и определения средств её достижения. | Взаимодействуют с учителем во фронтальном режиме. Выходят на необходимость формулирования понятий параллельного переноса и поворота. | Слушать и слышать собеседника. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, использование дополнительных высказываний для обоснования своего суждения. | Участвуют в диалоге. | При возникновении ситуации затруднения регулировка хода мысли. Самоопределение. |
«Открытие» нового знания | Организуетизучение понятия параллельного переноса и понятия поворота: см. приложение 3. | Учатся применять полученные ранее знания об отображении и движении в процессе «открытия» нового знания | Выделение необходимой информации, планирование своей деятельности, прогнозирование результата | Взаимодействуют с учителем во фронтальном режиме. .Отвечают на задаваемые вопросы в процессе обсуждения, сотрудничают в поиске и выборе информации. | Слушать и слышать собеседника. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, использование дополнительных высказываний для обоснования своего суждения. | Участвуют в диалоге. При необходимости исправляют ошибки, добавляют аргументацию. | Проявление познавательной инициативы. При возникновении ситуации затруднения регулировка хода мысли. |
Первичное применение нового знания | Организует работу по выполнению упражнений: см. приложение 4. | Учатся применять изученные понятия параллельного переноса и поворота в процессе самостоятельного решения или работы у доски. | Самостоятельное планирование своей деятельности, применениепонятия параллельного переноса и понятия поворота в процессе самостоятельного решения и прогнозирование результата. Выстраивание в процессе решения задач логической цепи рассуждений. | Взаимодействуют с учителем во фронтальном режиме. | Слушать и слышать собеседника. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, использование дополнительных высказываний для обоснования своего суждения. Планирование сотрудничества с одноклассниками и учителем, координирование своих действий. | Закрепляют умения применять параллельный перенос и поворот при отображении различных фигур. Самоконтролируют процесс выполнения заданий. | Проявление познавательной инициативы. Адекватное самостоятельное оценивание правильности выполнения заданий и внесение необходимых корректив в решения. |
Рефлексия | Организует обсуждениекак ответы на вопросы: «Какова была цель урока? Достигли мы её? Как мы её достигли?». | Отвечают на вопросы: «Какова была цель урока? Достигли мы её? Как мы её достигли?». | Рефлексия способов и условий своих действий. | Взаимодействуют с учителем во фронтальном режиме. | Слушать и слышать собеседника. Использованиеразличных критериев для обоснования своих суждений. | Участвуют в диалоге. При необходимости исправляют ошибки, добавляют аргументацию. | Проведение самооценки. |
Домашнее задание | Глава 8, §2, выучить теорию, №№1165,1167. См. приложение 5 |
Приложение 1.
Задание 1.
Выберете из представленных преобразований те, которые задают отображение плоскости на себя.
A) 1 случай: ММ1 Б) МО
2 случай: ММ
а
М
M М1
Ответ: А)-является отображением плоскости на себя; Б)не является отображением плоскости на себя
- Что называется отображением плоскости на себя?
Ответ: Если каждой точке плоскости сопоставляется (ставится в соответствие) какая-то точка этой же плоскости, причем любая точка плоскости оказывается сопоставленной некоторой точке, то говорят, что задано отображение плоскости на себя.
Задание 2
Выберете из представленных отображений те, которые задают движение плоскости.
А)ММ1, NN1 Б) МN, M1N1
Ответ: А) является движением; Б) не является движением
-Сформулируйте определение движения.
Ответ: движение плоскости – это отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние.
Приложение 2. Мотивация.
Рассмотрим графики следующих функций:y=x2 (красный), y=(x-3)2(синий), y = x2-5(зеленый).
Мы видим, что график функции y = (x-3)2 получается сдвигом графика функции y=x2 вдоль оси Ох вправо на 3 единицу с помощью на вектор ={3,0}. По-другому можно назвать этот процесс параллельным переносом параболы .
График функции y = x2-5 получается сдвигом графика функции y=x2 вдоль оси Оу вниз на 5 единиц на вектор . По-другому можно назвать этот процесс параллельным переносом параболы на вектор .
Т.е. в этой задаче рассматривается такой новый вид движения плоскости как параллельный перенос.
Также на уроках физики вы сталкивались с таким понятием как поворот тела на заданный угол относительно центра - это вращение плоскости колебаний света в различных веществах. Мы видим, что точка E при повороте на угол dℷ относительно центра окружности по часовой стрелке. И точка E при повороте на угол dn относительно центра окружности против часовой стрелки.
Т.е. в этой задаче рассматривается такой новый вид движения плоскости как поворот.
Приложение 3.
Определение: Путь дан вектор . Отобразим т. Мв т. М1 так, чтобы = .
№ 1162. Начертите отрезок АВ и векторПостройте отрезок А1В1, который получается из отрезка АВ параллельным переносом на вектор
- 2)
Сравните отрезки АВ и А1В1. Какое предположение возникает? (они равны)
Действительно параллельный перенос является движением, т.е. сохраняет расстояние между точками.
Теорема: параллельный перенос является движением.
Дано:
Параллельный перенос на вектор
Доказать: параллельный перенос является отображением
плоскости на себя, сохраняющим расстояния.
- Пусть при параллельном переносе на вектор точки M и N отображаются в точки М1и N1 . Тогда= , = , т.е..
2) 1 случай: когда точки M и N лежат на прямой, не параллельной вектору
Т.к. , тоMM1|| NN1 и MM1= NN1, поэтому MM1N1N–параллелограмм (по 2 признаку параллелограмма). Следовательно MN = M1N1(по 2 признаку параллелограмма), т.е. параллельный перенос сохраняет расстояния между точками и представляет собой движение.
3) 2 случай: когда точки M и N лежат на прямой, не параллельной вектору
Т.к. MM1= NN1. Тогда MN = MM1 + M1N; M1N1 = M1N + NN1. Следовательно MN = M1N1.
Определение: Дана т. О и угол α. Отобразим т. Мв т. М1 так, что ОМ = ОМ1, <α =
№ 1166 (а)
Построить отрезок А1В1, который получается из данного отрезка АВ поворотом вокруг данного центра О: а) на 120 градусов по часовой стрелке.
Сравните отрезки АВ и А1В1. Какое предположение возникает? (они равны)
Действительно поворот является движением, т.е. сохраняет расстояние между точками.
Теорема: Поворот плоскости является движением.
Дано:
поворот на < α
Доказать : поворот является отображением
плоскости на себя, сохраняющим расстояния.
Доказательство:
1) Пусть при повороте вокруг точки О на < α точки M и Nотображаются в точки М1 и N1. Тогда ОМ = ОМ1, ОN = ON1. < MOM1 = < α , < NON1 = < α.
- 1 случай: когда точки O, M и N не лежат на одной прямой
∆ОMN=∆OM1N1(по двум сторонам и углу между ними), т.к. ОМ = ОМ1, ОN =ON1и
- 2 случай: когда точки O, M и N не лежат на одной прямой
M перейдет в точку М1, которая совпадет с точкой N; точка N перейдет в точку N1, которая совпадет с точкой М. Следовательно, MN = M1N1.
Приложение 4.
№1168. Точка D является точкой пересечения биссектрис равностороннего
треугольника АВС. Докажите, что при повороте вокруг точки D на угол 120◦
треугольник отображается на себя.
Дано:
∆АВС – равносторонний
D – центр пересечения биссектрис
Доказать:
при повороте вокруг точки D на <α=120◦
∆АВС отобразится сам в себя
Док-во:
∆АВС – равносторонний, значит Тогда при повороте на <α = 120◦
А🡪С , C🡪B, B🡪A
AA1🡪CC1
CC1🡪BB1
BB1🡪AA1
∆ABC🡪∆CBA
№ 1169. Докажите, что при повороте квадрата вокруг точки пересечения
его диагоналей на угол 90◦ квадрат отображается на себя.
Дано:
АВСD– квадрат
О – центр пересечения диагоналей
Доказать:
при повороте вокруг точки О на <α=90◦
АВСD отобразится сам в себя
Доказательство:
АВСD– квадрат, все углы равны 90◦
Тогда при повороте на 90◦ A🡪D, D🡪C, C🡪B, B🡪A,значитABCD🡪DCBA
Приложение 5.
№1165.Даны треугольник, трапеция и окружность. Постройте фигуры, которые получаются из этих фигур параллельным переносом а данный вектор .
Построение: B1 C1
B1 BC
B
AA1 D1
A1
C1 А D
A C
: ABCDA1B1C1D1: S(O,R)S(O1, R)
AA1, = AA1, = OO1, =
BB1,= BB1, =
CC1, = CC1, =
DD1, =
№1167. Постройте треугольник, который получается из данного треугольника ABC поворотом вокруг точки А на угль 150° против часовой стрелки.
Дано:
Построить:
:
,
при повороте на 150° против часовой
стрелки вокруг точки А
Построение:
,
-искомый
В
С1
150°
А С
В1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)
В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила в виде технологической карты....
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...
технологическая карта урока по мировой художественной культуре Класс: 10 Тема: Искусство Древнего Египта Тип урока: урок открытия нового знания
Разработка технологической карты урока по мировой художественной культуреКласс: 10 Тема: Искусство Древнего ЕгиптаТип урока: урок открытия нового знания...
Технологическая карта урока физической культуры в 6 классе. Тема урока «Внедрение ВСК норм ГТО на уроках физической культуры»
Технологическая карта урока физической культуры в 6 классе. Тема урока «Внедрение ВСК норм ГТО на уроках физической культуры»...
Технологическая карта урока английского языка в 5 классе в рамках темы «My home, my castle». УМК Spotlight, с использованием ЭОР Learning.Apps . Тема урока «Move in!» (38 урок, 2 четверть).
В данной разработке представлен урок, полностью основанный на исподьзовании ЭОР. Разработка показывает возможности ЭОР, применение которых должно соответствовать нормам САНПИНа....
Технологическая карта урока по литературе в 5 классе. Урок внеклассного чтения: А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин о родной природе. Урок-концерт.
Технологическая карта урока по литервтуре в 5 классе. Урок внеклассного чтения: "А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин о родной природе. Урок-концерт"...
Технологическая карта урока-практикума по географии 5 класса "Решение практических задач по плану и карте"
Этот материал из опыта работы поможет молодым специалистам спланировать урок - практикум...