Открытый урок по математике в 9 классе по теме: « Всюду геометрия!» Учитель математики МОБУ «Центр образования» Семенова Саргылана Егоровна
план-конспект урока по геометрии (9 класс)
Тема: «Все вокруг геометрия!».
Класс: 9
Цель: повторить и систематизировать знания по теме «Площадь многоугольников».
Задачи:
образовательные:
1.формировать навыки самостоятельного воспроизведения ранее полученных знаний;
2.формировать навыки использования полученных знаний по теме площадь многоугольников в жизненных ситуациях;
3.готовиться к сдаче ГИА.
развивающие:
1.развитие мышления обучающихся, развитие математической речи;
2.развитие коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения заданий;
воспитательные:
1. воспитание способностей к нравственному общению среди обучающихся, к сотрудничеству, то есть формирование коммуникативных навыков.;
2. воспитание ответственности, организованности.
Тип урока: комплексного применения знаний (комбинированный), обобщения и систематизации знании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_s_samoanalizom.doc | 776.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по математике в 9 классе
по теме: « Всюду геометрия!»
Учитель математики МОБУ «Центр образования»
Семенова Саргылана Егоровна
Тема: «Все вокруг геометрия!».
Класс: 9
Цель: повторить и систематизировать знания по теме «Площадь многоугольников».
Задачи:
образовательные:
1.формировать навыки самостоятельного воспроизведения ранее полученных знаний;
2.формировать навыки использования полученных знаний по теме площадь многоугольников в жизненных ситуациях;
3.готовиться к сдаче ГИА.
развивающие:
1.развитие мышления обучающихся, развитие математической речи;
2.развитие коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения заданий;
воспитательные:
1. воспитание способностей к нравственному общению среди обучающихся, к сотрудничеству, то есть формирование коммуникативных навыков.;
2. воспитание ответственности, организованности.
Тип урока: комплексного применения знаний (комбинированный), обобщения и систематизации знании.
Оборудование: учебник Л.С. Атанасяна Геометрия 7-9, проектор, компьютер, листы с изображением многоугольников, задания для индивидуальной работы.
Методы: проблемно-поисковой метод
Формы познавательной деятельности учащихся: групповая, индивидуальная, коллективная.
Структура урока:
- Организационный момент;
- Актуализация опорных знаний и их коррекция;
- Мозговой штурм;
- Информация о домашнем задании;
- Рефлексия.
План урока:
- Организационный момент.
-Подумайте и ответьте на вопрос: зачем нужно изучать геометрию?
«Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и дает нам возможность правильно мыслить и рассуждать» Галилео Галилей
Великий французский архитектор Корбюзье в начале 20 века как-то воскликнул: «Все вокруг геометрия!».
-Как вы понимаете эту фразу? Согласны ли вы с ним? Сегодня уже в начале 21-го столетия мы можем повторить это восклицание с еще большим изумлением. В самом деле, посмотрите вокруг — всюду геометрия! Современные здания и космические станции, авиалайнеры и подводные лодки, интерьеры квартир и бытовая техника, микросхемы и даже рекламные ролики. Из ваших слов я поняла, воистину, современная цивилизация — это Цивилизация Геометрии.
-Для каких современных специальностей нужны человеку геометрические знания, умения? Используем ли мы геометрические знания в быту?
Геометрические знания и умения, геометрическая культура и развитие являются сегодня профессионально значимыми для многих современных специальностей, для дизайнеров и конструкторов, для рабочих и ученых. Невозможно выполнить ремонт квартиры не владея элементарными знаниями по геометрии.
- Мотивация выбора данной темы:
Цель: сформулировать тему и цели урока.
И я вам сегодня предлагаю решить задачу практического содержания:
Чтобы построить дом садоводу надо докупить землю у соседа. За каждый квадратный метр сосед просит 5 тысяч рублей. Выберите самый дешевый вариант проданного земельного участка, если первоначальные формы домов представлены на рисунке:
D
-Что необходимо знать, чтобы сделать правильный выбор?( Площади данных фигур)
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Каковы его цели? (тему и цели повесить на доску, чтобы они были видны учащимся на протяжении всего урока.
Итак , цели: 1)Повторить формулы для нахождения площадей многоугольников.
2)Учиться применять формулы при решении задач с практическим содержанием.
3. Актуализация опорных знаний и их коррекция.
Цель: восстановить в памяти знания, необходимые для решения задач.
-Как можно классифицировать фигуры, на слайде?( Треугольники, четырёхугольники) (Правильные , неправильные многоугольники)
-Работа в парах. Заполните таблицу, впишите формулы, соответствующие данным фигурам)
1) S = ab 2) S = aha 3) S = ab 4) S = d1d2 5) S = a2 6) S = (a + b) h 7) S = ab sin α
8) S = d2 9) S = 10) S = d1d2 sin α 11) S=ПR2 12) S=
13) S=pr, г - радиус вписанной окружности
14) S=, R- радиус описанной окружности
15) S= 16) S = ab sin α 17) S= aha 18) S= chc 19) S = a2 sin α
20) S = d1d2
Проверьте, все ли формулы вы смогли выписать. Обсудим полученные результаты.
4.Отработка практических навыков. Работа в группах по 4 человека.
Цель: отработать применение формул на практике.
Решить задачу практического содержания, рассмотренную в начале урока.
Стоимость дома А 10*6*5000=300000 рублей
Стои мость дома В 6*10*5000=300000 рублей
Стоимость дома С (12*6-1,5*2*4)*5000=240000 рублей
Стоимость дома Е ½*6*10*5000=150000 рублей
Стоимость дома D ½* 6*6*5000=90000рублей
Стоимость дома F ½*(6+10)*6*5000=240000 рублей
Самая дешевая земля под постройку дома в форме прямоугольного треугольника.(D=18 )
5. Самостоятельная работа с самопроверкой (по вариантам).
Решение задач из 1 части ГИА.
Цель: выявить пробелы в знаниях и провести корректировку.
1 вариант
1)Токарь выточил деталь в форме прямоугольного треугольника. Один из его катетов равен 10 см, а острый угол, прилежащий к нему 300 . Найдите площадь полученной детали.
2)Сколько понадобится плиток в форме равнобедренного треугольника, периметр которого равен 16 см, а основание- 6 см, чтобы облицевать ими стену прямоугольной формы со сторонами 8 м и 3 м?
2вариант
1)Около дома разбили клумбу в форме ромба, периметр которого равен 8 м , а один из углов равен 300 . Найдите площадь клумбы.
2)Сколько понадобится дощечек паркета в форме прямоугольного треугольника с гипотенузой 10 см и одним из острых углов 450 , чтобы выложить ими квадратный пол со стороной 5 м?
При затруднении решения задачи можно воспользоваться подсказкой ( Перевёрнутые листы на доске с номером варианта и задания. На них дана формула, которой нужно воспользоваться или план решения задачи) . Подсказки (Приложение1)
Проверка результатов. Разбор задач с теми, у кого не получилось.
У кого нет вопросов дополнительная задача. (за верное выполнение ставится отметка)
(дополнительная задача)
Для маленькой Анны в ателье по пошиву одежды на лето мама заказала сшить платье и косынку из ткани одного цвета. План раскройки ткани изображен на рисунке.
Какую сумму надо заплатить за пошив платья, если
Стоимость ткани за 1кв. м | 300 рублей |
Раскройка ткани Платье детское Косынка | 45 рублей 15 рублей |
Пошив платья Пошив косынки | 150 рублей 50 рублей |
Обметывание косынки цветными нитками с 2 сторон за 1 кв.м Обметывание платья за 1 кв. метр | 35 рублей 15 рублей |
S = 2*80*30=4800 кв.см = 0,48 кв.м
S горловины = 2*10*10= 200 кв.см= 0,02 кв.м
S платья = 0,48-0,02=0,46 кв.м
S косынки = ½*40*40= 800 кв.см=0,08 кв.м
S общая площадь ткани = 0,46+ 0,08=0,54 кв.м
Стоимость ткани 0,54*300=162 рубля
Стоимость раскроя и пошива 45+15+150+50=260 рублей
Стоимость обметки платья 2*(80*2+2*10+30*2)=480см = 4,8м
4,8*15=72 рублей
Стоимость косынки 40+40=80см=0,8м
35*0,8=28 рублей
Общая сумма платья и косынки 162+260+72+28= 522 рубля
Спасибо очень хорошо поработали.
Рефлексия. Ответьте на вопросы:
- Пригодятся ли на практике мне эти знания?
- Где я смогу применить эти знания?
Притча: Шёл мудрец, а навстречу ему 3 человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил «Что ты делал целый день? И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил тяжелые камни. У второго мудрец спросил «А что ты делал целый день?» и тот ответил «А я выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием «А я принимал участие в строительстве храма»
- Ребята, давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.
- Кто возил камни? Кто выполнял свою работу? Кто строил храм?
Дом. задание: 1)задача про пошив платья,
2)составьте свои задачи с практическим содержание на использование формул площади многоугольников, запишите их условие и решение.
Приложение 1
Подсказки:
№1(1 вариант)
1)Из прямоугольного ΔАВС можно найти:
1 способ: АВ, если cos= и cos=
2 способ: ВС, если tg= и tg=
3 способ: ВС=х, АВ=2х(т.к. гипотенуза в 2 раза больше катета, лежащего напротив угла в . Далее составить квадратное уравнение, используя теорему Пифагора =+и найти х=ВС.
2) Использовать формулу для нахождения площади треугольника.
№1(2 вариант)
1)Найти сторону ромба АВ, если АВ=ВС=СD=DА и Р=8м.
2)Найти площадь ромба, используя формулу площади параллелограмма( т.к. ромб- параллелограмм) sin=
№2(1 вариант)
1)Найти боковые стороны ΔАВС, если АВ=АС и
АВ+АС+ВС=16 см.
2) Вычислить площадь ΔАВС:
1 способ: По формуле Герона.
2 способ: Из ΔАВН найти высоту АН по теореме Пифагора АН=.И использовать формулу для нахождения площади треугольника.
3)Вычислить площадь прямоугольника.
4)Кол-во плиток=
1=10000
№2(2вариант)
- Вычислить площадь ΔАВС
1 способ:Найти АС: cos= и cos= .Далее формулу
S = ab sin α, sin= .
2 способ: Найти ВС=АС=х, используя теорему Пифагора =+. Далее формулу S = ab
Вычислить площадь квадрата.
- Кол-во дощечек=
1=10000
Методическая литература, интернет ресурсы:
- http://karmanform.ucoz.ru
- http://mathgia.ru
- Сергеев И.Н., Олехник С.Н., Гашков С.Б. “Примени математику”, М., Наука, 1989.
- Смирнова И.М., Смирнов В.А. «Геометрические задачи с практическим содержанием», 2010
- Балк М.Б., Балк Г.Д. “Математика после уроков”, М., Просвещение, 1971.
Самоанализ урока.
Тема урока отражает практическую его направленность. Конкретизация темы проходила через создание проблемной ситуации. Целью которой являлось: напомнить, актуализировать, подчеркнуть личностно- практическое значение изучаемого; развитие приёмов умственной деятельности.
По дидактической цели- это урок комплексного применения знаний (комбинированный), обобщения и систематизации знаний.
По основному способу проведения- проблемная беседа в сочетании с разными видами самостоятельной деятельности.
По основным этапам учебного процесса:
-актуализация знаний
-постановка проблемы
-целеполагание
-решение проблемы
-самоконтроль знаний
-работа над ошибками
-рефлексия.
В ходе урока мне довелось реализовать образовательные, развивающие и воспитательные цели.
образовательные:
1.формировать навыки самостоятельного воспроизведения ранее полученных знаний;
2.формировать навыки использования полученных знаний по теме площадь многоугольников в жизненных ситуациях;
3.готовиться к сдаче ГИА.
развивающие:
1.развитие мышления обучающихся, развитие математической речи;
2.развитие коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения заданий;
воспитательные:
1. воспитание способностей к нравственному общению среди обучающихся, к сотрудничеству, то есть формирование коммуникативных навыков.
2. воспитание ответственности, организованности.
Все этапы урока были направлены на выполнение этих целей.
Методы: проблемно- поисковый метод.
Педагогические технологии: дифференцированное обучение.
Формы познавательной деятельности учащихся: групповая, индивидуальная, коллективная.
- Орг. Момент включал в себя предварительную организацию класса, мобилизующее начало урока, мотивацию деятельности учащихся, создание психологической комфортности и подготовку учащихся к активной и сознательной работе на уроке. Для создания на уроке атмосферы доброжелательности, сотрудничества я использовала рефлексивный момент- обсуждение высказывания архитектора Ли Корбюзье.
- Следующий этап- актуализация знаний учащихся. Основные этапы этого этапа- конкретизировать тему урока через создание проблемной ситуации, мотивировать личностное целеполагание учащихся, восстановить в памяти учащихся знания, необходимые для решения задач. Этому способствовали: создание проблемной ситуации, метод бесед в сочетании с использованием ИКТ. Здесь я использовала парную и коллективную работу.
- Основной этап- закрепление. Основные задачи: отработать применение формул на практике при решении задач. Форма работы- групповая. Учащиеся на этом этапе работали практически самостоятельно. Моя роль на данном этапе заключалась в координации и индивидуальной консультации. Я занимала позицию: «Я рядом. Я с вами».
- Очередной этап урока- контроль знаний. Цель: выявить пробелы в знаниях учащихся. Здесь использовались задания открытого банка задач для подготовки к ГИА, которые соответствуют обязательным результатам обучения. Моя деятельность сводилась к индивидуальному консультированию. Предпочтение было отдано самоконтролю и самооценке учащихся. По окончанию самостоятельной работы, с помощью готовых ответов на экране, учащиеся осуществили самопроверку. Результаты проверки афишировались поднятием руки. Использовалась индивидуальная форма работы.
- Очень важный этап- работа над ошибками. На этом этапе я осуществляла дифференцированный подход. У кого не было ошибок, могли продолжить работу дальше и решать дополнительную задачу, а у кого возникли проблемы в ходе выполнения самостоятельной работы, необходимо было устранить пробелы в знаниях.
- На следующем этапе- подведение итогов, решались задачи анализа и оценки успешности достижения цели. Самооценка учащихся была полностью адекватна моей оценке.
Директор школы: Борисов Д.Д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по математике 5 класс по теме :"Простые и составные числа"
Цель: 1)сформировать понятия простого и составного числа, способность к установлению вида числа на основе определения и...
Открытый урок по математике 5 класс по теме :"Десятичные дроби"
Основная цель: 1)сформировать способность к чтению и записи десятичных дробей, определению поразрядного значения цифр десятичной дроби, представлению десятичной дро...
открытый урок по математике 6 класс по теме: "Умножение дробей"
План-конспект урока..Презентация...Самоанализ урока....
Открытый урок по математике (6 класс) на тему "Действия с целыми числами"
В ноябре каждого года у нас в школе проходит "Неделя открытых уроков". Обычно мы стараемся показать самое лучное: играем, отгадываем кроссворды, путешествуем, показываем применение новых технологий, и...
Открытый урок по математике 5 класс по теме "Натуральные числа"
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Натуральные числа"...
Открытый урок по математике 6 класс по теме" Положительные и отрицательные числа"
Открытый урок по теме "Положительные и отрицательные числа". Математика 6 класс, учебник Виленкин Н. Я....
Открытый урок по математике 6 класс по теме: Случайные собятия. Вероятность случайного события. Мерзляк
Открытый урок в рамках конкурса Учитель года-2018. Урок проводился в 6 классе. Введется групповая работа, применяется технология проблемного обучения....