Открытый урок по математике 6 класс по теме: Случайные собятия. Вероятность случайного события. Мерзляк
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

Сандый-Белек Аржана Аркадьевна

Открытый урок в рамках конкурса Учитель года-2018. Урок проводился в 6 классе. Введется групповая работа, применяется технология проблемного обучения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по теме: « Случайные события. Вероятность случайного события»

Предмет– математика. Класс - 6 «д».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока:

 - развивать воображение, внимание, логическое мышление, а также культуру речи через математически грамотные высказывания;

- способствовать воспитанию таких качеств личности, как взаимопомощь, ответственность, трудолюбие, честность, дружба;

 -помочь ребёнку в формировании вероятностного мышления.

Задачи урока:

  • личностные

1. формирование ответственного отношения к учению, готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

2. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

3. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

4. освоение правил поведения в группах;

5. формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

6. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской видов деятельности;

  • предметные

1. развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

2. формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений;

3. развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости компьютера;

4. формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств.

  • метапредметные

1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

3. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

4. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

5. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

Формирование УУД:

  • Познавательные УУД

формирования у учащихся функциональной грамотности – умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты.

  • Регулятивные УУД

Принимать и сохранять учебную задачу; адекватно оценивать свои достижения.

  • Коммуникативные УУД

Участвовать в диалоге, выполняя принятые правила речевого поведения; уметь строить свои монологические и диалогические высказывания с учетом конкретных речевых задач.

Этап урока

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы

ФОУД (формы организации учебной деятельности)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД (формирование универсальных учебных действий)

  1.  Мотивация к учебной деятельности

         (1 мин)

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

.

Включение учащихся в учебную деятельность.

Словесный метод

фронтальная работа

Создать  благоприятный психологический настрой на работу.

– Здравствуйте, ребята. Плечи выпрямили, посмотрели друг на друга и улыбаемся друг другу. Вот таким хорошим настроением начнем наш урок, и желаю, чтобы все сегодня получили удовольствие от наших совместных работ на уроке. Садитесь. 

Расскажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню

Дай мне попробовать – и я научусь.

-Сегодня на уроке мы будем рассказывать, показывать и самое главное пробовать решать задачи.

Настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание.

- Как вы понимаете вот это высказывание?

(Коммуникативные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

(Познавательные УУД)

 Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя.

(Регулятивные УУД)

Умение слушать и понимать речь других.

II. Актуализация знаний

 (5  мин)

Цели:

- организовать актуализацию понятия случайного события;

Актуализация знаний, фиксирование индивидуальных затруднений.

фронтальная работа

 -Какие новые понятия мы прошли на предыдущем уроке? 

-Давайте вспомним.

Купив лотерейный билет, мы можем выиграть, а можем не выиграть; завтра на уроке математики вас могут вызвать к доске, а могут и не вызвать. Все эти события, можно назвать какими? 

- Какое событие называют случайным?

-Буратино по совету лисы Алисы и кота Базилио решил зарыть свои золотые монеты на поле Чудес, чтобы из них появилось денежное дерево. Какой будет вероятность того, что из

посаженных монет вырастет дерево?

-Это какое событие?

В очередном чемпионате мира по хоккею будет забит хотя бы один гол.

-Это какое событие?

Приведите примеры достоверных, невозможных, случайных событий.(по группам)

Каким событием является:

  • в январе всего 31 день;  - достоверный
  • после зимы обязательно будет лето - невозможный
  • после ночи наступит утро?–достоверный

-случайными

Событие, которое может произойти, а может не произойти в процессе наблюдения или эксперимента, называют случайным событием.

Если событие не может произойти в данном опыте, то его называют невозможным событием.

Вероятность появления достоверного события равна 0.

Если событие при рассматриваемых условиях происходит всегда, то оно называется достоверным событием.

Вероятность появления достоверного события равна 1

(Регулятивные УУД)

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

(Познавательные УУД)

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.

(Коммуникативное УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

III. Выявление места и причины затруднения.

(5 мин)

Цели:

- выявить место затруднения; зафиксировать во внешней речи причину затруднения;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения.

Проведение опытов.

Фиксирование выводов.

Обсуждение незнакомой ситуации, порождающей проблему появления нового понятия

Прием создания проблемной ситуации

Групповая, исследовательская  работа.

Мы сегодня поделились на группы и проведем опыты.

Группа 1: Каждому подбросить монету и записать результат в тетради. Найти вероятность того, что выпадет орел.  

Группа 2: Каждому подбросить игральный кубик и записать результат в тетрадь. Найти вероятность того, что выпадет очко меньше 5.

Группа 3: В коробке лежат 5 зеленых, 5 красных и 10 черных карандашей. Каждый человек из группы наугад выньте 1 карандаш, запишите результат. Найдите вероятность того, что вынутый карандаш окажется красным.

Группа 4: В коробке лежат 5 желтых, 4 красных, 6 белых кругов. Наугад выньте 1 круг, результат запишите в тетрадь. Найдите вероятность того, что этот круг окажется белым.

Обсудим эти опыты, сделаем выводы.

Ребята умеем ли мы решать такого типа задачи? Какая проблема появилась перед нами при решении этой задачи?

Учащиеся работают в группах,   выводы записывают в тетрадь.

- Не получилось.

-нужно понять, как, вычислить вероятность события и применять это в решении задач.

(Познавательные УУД)

 Понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты.

(Регулятивные УУД)

Принимать и сохранять учебную задачу.

(Коммуникативные УУД)

Уметь строить свои монологические и диалогические высказывания с учетом конкретных речевых задач.

IV. Целеполагание

2 мин

Постановка цели урока..

Словесный метод

Фронтальная работа

О чем мы сегодня будем говорить?

Нам встретился новый тип задач. Какова будет цель нашего занятия на протяжении  урока?

Что мы получим в качестве результата нашей с вами работы в конце урока?

-О случайных событиях и вероятности случайных событий.

-научиться решать задачи на нахождение вероятности событий

-научимся решать задачи на нахождение вероятности событий.

V. Объяснение нового материала

(3 мин)

Составление плана действий

Словесный метод

Фронтальная, групповая работа

-Давайте найдем определение вероятности из учебника.

Следовательно, для нахождения вероятности 

события необходимо:

  • подсчитать все возможные случаи - n,
  • выбрать число интересующих нас случаев - m
  • вычислить отношение m и n.

Вероятность события

обозначается буквой Р=. 

Определение вероятности: вероятность события А равна отношению числа исходов, благоприятствующих наступлению события А, к числу всех равновозможных исходов.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

(7  мин)

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Физкультминутка

(2 мин)

Знакомство и фиксирование определений.

Просмотр слайда,   беседа.

Чтение правил, ответы на вопросы.

фронтальная работа

   - Сейчас решим те задачи, которые вы не справились в начале урока.

                       

Закрепим навык вычисления вероятности случайного события, выполнив и разобрав № 813.

Оцените свою работу. Поставьте оценку за устные ответы ( работа в группе) в лист успеха.

Раз – подняться на носочки и улыбнуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

- решить задачи в группах.

Выполняют  номера

(2 ученика у доски)

(Познавательные УУД)

Воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты.

(Регулятивные УУД)

Принимать и сохранять учебную задачу; адекватно оценивать свои достижения.

(Коммуникативные УУД)

Участвовать в диалоге, выполняя принятые правила речевого поведения.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7  мин)

Цели:

-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону, самооценку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Выполнение самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Самостоятельная работа

Индивидуальная работа

Задания самостоятельной работы подобраны из сборника для подготовки к ОГЭ. На вычисление вероятности это 9-ое задание ОГЭ, и 10-ое задание ЕГЭ.

Решить следующие задачи:

1) Охарактеризуйте событие, о котором идет речь, как достоверное, невозможное или случайное.

А) День рождение моего брата три раза в году.

Б)

2) В фирме такси в данный момент свободно 15 машин: 2 красных, 9 желтых и 4 зеленых. По вызову выехала одна из машин, случайно оказавшихся ближе всего к заказчице. Найдите вероятность того, что к ней приедет желтое такси.

3) В коробке 20 шаров. Из них 7 белых, 9 черных, 4 синие. Какова вероятность вытащить шар синего цвета?

4. Найти вероятность того, что число выпавших при броске игральной кости очков четно.

Поставьте оценку в «Лист успеха» за самостоятельную работу и подведите итог.

Учатся применять знания о нахождении вероятности в процессе индивидуальной работы. Взаимопроверка результатов работы осуществляется учащимися по критериям, записанных на экране

     (Регулятивные УУД)

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

 (Коммуникативное УУД)

Уметь выполнять работу по предложенному плану.

(Личностные УУД)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

VIII.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

(3 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке.

Обсуждение домашнего задания.

Просмотр слайда

фронтальная работа

Домашнее задание

Выучить теорию п.28, №810, 812

Итог урока. Рефлексия.

- Сегодня вы научились  решать задачи на нахождение вероятности, познакомились с новыми понятиями. В жизни часто приходиться поступать так, чтобы шансы на успех были наибольшими, случайное событие нельзя предугадать, но можно найти его вероятность. Мне бы хотелось, чтобы в незнакомых ситуациях, вы реально оценивали свои шансы и возможности! На уроке были ответственными, трудолюбивыми, внимательными. Спасибо всем за урок!

Записывают домашнее задание.

Проводят самооценку результатов своей деятельности и деятельности всего класса.

(Познавательные УУД)

Формировать у учащихся функциональную  грамотность – умение воспринимать и критически анализировать информацию.

(Регулятивные УУД)

Принимать и сохранять учебную задачу; адекватно оценивать свои достижения.

(Коммуникативные УУД)

Участвовать в диалоге, выполняя принятые правила речевого поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока в 5 классе по теме: "Урок-путешествие в страну Лингвинию"

Открытый урок проводился в рамках районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Цель: распространение педагогического опыта....

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с различными ст...

Открытый урок в 11 классе по теме "Итоги и уроки войны"

Проект урока. Итоги и уроки войны.Вялкова Галина ИвановнаОтдельная дисциплина  история, обществознание и география       Класс 11 (7 курс, 3 учебная группа) Цель ур...

Открытый урок для 11 класса по теме «Молодежные субкультуры» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 11 класс)

Открытый урок для 11 класса по теме «Молодежные субкультуры»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 11 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...

открытый урок во 2 классе по теме "Чтение гласных "A"и "E"в открытом слоге.Союз "или"

Цели урока: обучающие: обучать общению на иностранном языке, создать условия для формирования коммуникативной компетентности;                    ...