Геометрия, 10 класс (70 ч)
рабочая программа по геометрии (10 класс)

Ирина Николаевна Ушакова

Геометрия, 10 класс (70 ч)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_a_geometriya.docx24.24 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа учебного предмета «Геометрия» для 10 класса разработана на основе:

 -основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»;

-программы по учебному предмету «Геометрия» для 10-11 классы общеобразовательных организаций / Т.А. Бурмистрова—   М : Просвещение, 2018;

 -учебника «Геометрия»: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др.  — М.: Просвещение, 2020;

-локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1  с углубленным изучением отдельных предметов».

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изучение геометрии по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных, предметных результатов обучения, соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

Личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;

2) формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

3) ответственное отношение к обучению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

4) осознанный выбор будущей профессиональной деятельности на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений; отношение к профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных и общенациональных проблем; формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;

 5) умение контролировать, оценивать и анализировать процесс и результат учебной и математической деятельности;

 6) умение управлять своей познавательной деятельностью;

7) умение взаимодействовать с одноклассниками, детьми младшего возраста и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.

Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе;

2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

 3) умение самостоятельно принимать решения, проводить анализ своей деятельности, применять различные методы познания;

4) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

5) формирование понятийного аппарата, умения создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

 6) умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) формирование компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

 8) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

9) умение самостоятельно осуществлять поиск в различных источниках, отбор, анализ, систематизацию и классификацию информации, необходимой для решения математических проблем, представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации; критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

10) умение использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

11) умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;

12) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Предметные результаты:

1) осознание значения математики в повседневной жизни человека;

2) представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

3) умение описывать явления реального мира на математическом языке; представление о математических понятиях и математических моделях как о важнейшем инструментарии, позволяющем описывать и изучать разные процессы и явления;

4) представление об основных понятиях, идеях и методах геометрии;

 5) владение методами доказательств и алгоритмами решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

6) практически значимые математические умения и навыки, способность их применения к решению математических и нематематических задач;

7) владение навыками использования компьютерных программ при решении математических задач.

Планируемые результаты обучения геометрии

 Выпускник научится:

• оперировать понятиями: точка, прямая, плоскость в пространстве, параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей;

• распознавать основные виды многогранников (призма, пирамида, прямоугольный параллелепипед, куб);

• изображать геометрические фигуры с помощью чертёжных инструментов;

 • извлекать информацию о пространственных геометрических фигурах, представленную на чертежах;

• применять теорему Пифагора при вычислении элементов стереометрических фигур;

 • находить объёмы и площади поверхностей простейших многогранников с применением формул;

• распознавать тела вращения: конус, цилиндр, сферу и шар;

• вычислять объёмы и площади поверхностей простейших многогранников и тел вращения с помощью формул;

• оперировать понятием «декартовы координаты в пространстве»;

• находить координаты вершин куба и прямоугольного параллелепипеда;

• находить примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей;

• понимать роль математики в развитии России.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

 • соотносить абстрактные геометрические понятия и факты с реальными жизненными объектами и ситуациями;

• использовать свойства пространственных геометрических фигур для решения задач практического содержания;

 • соотносить площади поверхностей тел одинаковой формы и различного размера;

• оценивать форму правильного многогранника после спилов, срезов и т. п. (определять количество вершин, рёбер и граней полученных многогранников).

 Выпускник получит возможность научиться:

• применять для решения задач геометрические факты, если условия применения заданы в явной форме;

• решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам;

• делать плоские (выносные) чертежи из рисунков объёмных фигур, в том числе рисовать вид сверху, сбоку, строить сечения многогранников;

 • извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;

 • применять геометрические факты для решения задач, в том числе предполагающих несколько шагов решения;

 • описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве;

• формулировать свойства и признаки фигур;

 • доказывать геометрические утверждения;

• задавать плоскость уравнением в декартовой системе координат;

• владеть стандартной классификацией пространственных фигур (пирамиды, призмы, параллелепипеды);

 • использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера и задач из других областей знаний;

 • решать простейшие задачи введением векторного базиса.

Место курса геометрии в учебном плане

 В базисном учебном (образовательном) плане на изучение геометрии в 10—11 классах средней школы отведено 2 учебных часа в неделю в течение каждого года обучения.

 

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Содержание курса геометрии в 10—11 классах представлено в виде следующих содержательных разделов: «Параллельность в пространстве», «Перпендикулярность в пространстве», «Многогранники», «Координаты и векторы в пространстве», «Тела вращения», «Объёмы тел. Площадь сферы», «Геометрия в историческом развитии».

В разделе «Параллельность в пространстве» вводится понятие параллельности прямой и плоскости, которое служит фундаментом гибкого и мощного аппарата, используемого в решении геометрических задач.

 В задачи изучения раздела «Перпендикулярность в пространстве» входит развитие умения решать задачи рациональными методами, вносить необходимые коррективы в ходе решения задачи. Особенностью раздела «Многогранники» является то, что материал данного раздела носит прикладной характер и учитывает взаимосвязь системы научных знаний и метода познания — математического моделирования, обладает широкими возможностями для развития алгоритмического мышления, обеспечивает опыт продуктивной деятельности, обеспечивающий развитие мотивации к обучению и интеллекта.

Раздел «Координаты и векторы в пространстве» расширяет понятия, изученные в курсе геометрии 7—9 классов, а также методы исследования. Целью изучения данного раздела является формирование умения применять координатный метод для решения различных геометрических задач.

 Материал раздела «Тела вращения» способствует развитию самостоятельности в организации и проведении исследований, воображения и творческих способностей учащихся.

Материал раздела «Объёмы тел. Площадь сферы» формирует представления об общих идеях и методах математического анализа и геометрии. Цель изучения раздела — применение математического аппарата для решения математических и практических задач, а также для доказательства ряда теорем.

Раздел «Геометрия в историческом развитии» позволяет сформировать представление о культурных и исторических факторах становления математики как науки, о ценности математических знаний и их применений в современном мире, о связи научного знания и ценностных установок.

Повторение

Решение задач с применением свойств фигур на плоскости. Задачи на доказательство и построение контрпримеров. Использование в задачах простейших логических правил. Решение задач с использованием теорем о треугольниках, соотношений в прямоугольных треугольниках, фактов, связанных с четырёхугольниками. Решение задач с использованием фактов, связанных с окружностями. Решение задач на измерения на плоскости, вычисление длин и площадей. Решение задач с использованием метода координат.

Наглядная стереометрия

Фигуры и их изображения (прямоугольный параллелепипед, куб, пирамида, призма, конус, цилиндр, сфера). Основные понятия стереометрии и их свойства. Сечения куба и тетраэдра. Точка, прямая и плоскость в пространстве, аксиомы стереометрии и следствия из них. Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве. Параллельность прямых и плоскостей в пространстве. Изображение простейших пространственных фигур на плоскости.

Параллельность и перпендикулярность в пространстве

Расстояния между фигурами в пространстве.

Углы в пространстве.

Перпендикулярность прямых и плоскостей.

Проекция фигуры на плоскость. Признаки перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве. Теорема о трёх перпендикулярах.

Многогранники

Параллелепипед. Свойства прямоугольного параллелепипеда. Теорема Пифагора в пространстве. Призма и пирамида. Правильная пирамида и правильная призма. Прямая пирамида. Элементы призмы и пирамиды.

Простейшие комбинации многогранников и тел вращения. Вычисление элементов пространственных фигур (рёбра, диагонали, углы).

Тела вращения

Цилиндр, конус, сфера и шар. Основные свойства прямого кругового цилиндра, прямого кругового конуса. Изображение тел вращения на плоскости. Представление об усечённом конусе, сечениях конуса (параллельных основанию и проходящих через вершину), сечениях цилиндра (параллельно и перпендикулярно оси), сечениях шара. Развёртка цилиндра и конуса. Объёмы тел. Площадь сферы

 Понятие об объёме. Объём пирамиды и конуса, призмы и цилиндра. Объём шара.

Подобные тела в пространстве. Соотношения между площадями поверхностей и объёмами подобных тел. Площадь поверхности правильной пирамиды и прямой призмы. Площадь поверхности прямого кругового цилиндра, прямого кругового конуса и шара.

Координаты и векторы в пространстве

Движения в пространстве: параллельный перенос, центральная симметрия, симметрия относительно плоскости, поворот. Свойства движений. Применение движений при решении задач. Векторы и координаты в пространстве. Сумма векторов, умножение вектора на число, угол между векторами. Коллинеарные и компланарные векторы. Скалярное произведение векторов. Теорема о разложении вектора по трём некомпланарным векторам. Скалярное произведение векторов в координатах. Применение векторов при решении задач на нахождение расстояний, длин, площадей и объёмов. Уравнение плоскости в пространстве. Уравнение сферы в пространстве. Формула для вычисления расстояния между точками в пространстве.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Примечание

план

факт

Некоторые сведения из планиметрии (12 ч)

1

Углы и отрезки, связанные с окружностью

1

01.09

2

Углы и отрезки, связанные с окружностью

1

04.09

3

Углы и отрезки, связанные с окружностью

1

08.09

4

Углы и отрезки, связанные с окружностью

1

11.09

5

Углы и отрезки, связанные с окружностью

1

15.09

6

Углы и отрезки, связанные с окружностью

1

18.09

7

Решение треугольников

1

22.09

8

Решение треугольников

1

25.09

9

Решение треугольников

1

29.09

10

Решение треугольников

1

02.10

11

Решение треугольников

1

06.10

12

Решение треугольников

1

09.10

Введение (3 ч)

13

Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии

1

14

Некоторые следствия из аксиом

1

15

Некоторые следствия из аксиом

1

Глава 1 Параллельность прямых и плоскостей (16 ч)

16

Параллельные прямые в пространстве

1

17

Параллельность трёх прямых

1

18

Параллельность прямой и плоскости

1

19

Параллельность прямой и плоскости

1

20

Скрещивающиеся прямые

1

21

Углы с сонаправленными сторонами

1

22

Угол между прямыми

1

23

Контрольная работа № 1

1

24

Параллельные плоскости

1

25

Свойства параллельных плоскостей

1

26

Тетраэдр

1

27

Параллелепипед

1

28

Задачи на построение сечений

1

29

Задачи на построение сечений

1

30

Контрольная работа № 2

1

31

Зачет № 1

1

Глава 2 Перпендикулярность прямых и плоскостей (17 ч)

32

Перпендикулярные прямые в пространстве

1

33

Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости

1

34

Признак перпендикулярности прямой и плоскости

1

35

Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости

1

36

Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости

1

37

Расстояние от точки до плоскости

1

38

Теорема о трёх перпендикулярах

1

39

Теорема о трёх перпендикулярах

1

40

Угол между прямой и плоскостью

1

41

Угол между прямой и плоскостью

1

42

Двугранный угол

1

43

Признак перпендикулярности двух плоскостей

1

44

Прямоугольный параллелепипед

1

45

Трёхгранный угол. Многогранный угол

1

46

Урок обобщения и систематизации знаний

1

47

Контрольная работа № 3

1

48

Зачет № 2

Глава 3 Многогранники (14 ч)

49

Понятие многогранника. Геометрическое тело

1

 

50

Призма

1

51

Пространственная теорема Пифагора

1

52

Пирамида

1

 

53

Правильная пирамида

1

54

Усечённая пирамида

1

55

Усечённая пирамида

1

56

Симметрия в пространстве

1

57

Понятие правильного многогранника

1

 

58

Элементы симметрии правильных многогранников

1

59

Элементы симметрии правильных многогранников

1

60

Урок обобщения и систематизации знаний

1

61

Контрольная работа № 4

1

62

Зачет № 3

1

Повторение и систематизация учебного материала (8 ч)

63

Итоговое повторение за курс 10 класса

1

64

Итоговое повторение за курс 10 класса

1

65

Итоговое повторение за курс 10 класса

1

66

Итоговое повторение за курс 10 класса

1

67

Итоговое повторение за курс 10 класса

1

68

Итоговое повторение за курс 10 класса

1

69

Итоговое повторение за курс 10 класса

1

70

Итоговое повторение за курс 10 класса

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки модульной технологии по геометрии. * класс тема: "Окружность, касательная к окружности, центральные и вписанные углы"

Касательная к окружности. Центральные и вписанные углы.Комплексная дидактическая цель – расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью....

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ По геометрии Класс: 7 «а»

Количество часов: всего 68 часов (в неделю 2 часа)...

Рабочая программа по спецкурсу. Предмет: геометрия Класс 8

Дополнительная образовательная программа «Решение задач по теме Четырехутольники»   предназначена   для учащихся 8 классов, желающих расширить и углубить свои знания по...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 11 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         11 Учитель      Асессорова Е.М....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «ГЕОМЕТРИЯ» КЛАСС 11

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:1.Закона «Об образовании» от 10 июля1992 года № 3266-1 (в последующих редакциях).2. Федерального компонента государ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «ГЕОМЕТРИЯ» КЛАСС 8

Настоящая рабочая программа написана на основании следующих нормативныхдокументов:1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года№1987 «Об утверждении федеральн...