Методическая разработка урока геометрии в 8 классе по теме "Четырехугольники"
методическая разработка по геометрии (8 класс)

Лебедева Марина Моисеевна

Это обобщающий урок по теме "Четырехугольники", который можно провести после изучения всей темы. В разработке представлены изученные свойства различных видов параллелограмма, а также трапеции. По каждому виду четырехугольника имеются задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка

урока геометрии в 8 классе

«Обобщающий урок по теме «Четырехугольники»

(с использованием приемов формирования положительной мотивации обучающихся)

                                                                               учитель математики

                                                                 Лебедева Марина Моисеевна

               2021г.

Методическая разработка урока геометрии в 8 классе  «Обобщающий урок по теме «Четырехугольники»

Цели и задачи урока:

  • обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Четырехугольники»;
  • закрепить и проконтролировать уровень знаний и умений учащихся по теме «Четырехугольники»;
  • усовершенствовать навыки использования признаков и свойств четырехугольников при решении задач;
  • создать у школьников положительную мотивацию к выполнению умственных и практических заданий;
  • развить культуру коллективного умственного труда и общеучебных умений (осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, сотрудничество);
  • продолжить формирование навыков самостоятельной работы;
  • воспитание ответственного, творческого отношения к учебному труду;
  • совершенствовать коммуникативные умения учащихся в совместной деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор и компьютер (презентация выполняется по желанию учителя).

Ход урока:

I.  Вступительная часть в виде инсценированного представления (выступают учащиеся)

Ведущий(учитель):

И прекрасна, и сильна

Геометрия-страна!

Здесь везде идут подсчеты,

Все доказывают что-то.

Сколько градусов углы

и какие стороны.

Нам всем как воздух и вода

Геометрия нужна!

Я хочу пригласить сюда главных героев сегодняшнего урока. К нам в гости пришли четырехугольники. Но не простые четырехугольники….

Особым свойством вы наделены,

Когда бока фигур попарно параллельны,

Они всегда попарно и равны.

Прямоугольник, ромб, квадрат –

Все этим свойством дорожат!

Квадрат (1 ученик)

Здравствуйте! А я – Квадрат!

Площадь я измерить рад.

Ведь у меня четыре стороны,

И все они, вы видите, равны!

Ведущий:

Ну, это мы давно слыхали…

Квадрат:

Но у меня еще равны диагонали.

Углы они мне делят пополам,

На части равные разбит я!

Прямоугольник (2 ученик):

А я – Прямоугольник,

Я примерный школьник!

И у меня равны диагонали…

Ведущий:

Постой, дружок, тебя не вызывали.

Ромб (3 ученик):

Мои, хотя и не равны,

Но под прямым углом пересекаются!

Совсем как у квадрата!

Ведущий:

Да постой! И ты черед не соблюдаешь свой!

Параллелограмм: (4 ученик):

Я – Параллелограмм.

Хоть стороны мои попарно

Равны и параллельны,

Все ж я в печали, что не равны

Мои диагонали.

Квадрат: Да и углы они не делят пополам…

(уходят)

Итак, как вы уже поняли, сегодняшний урок мы посвящаем четырехугольникам: параллелограмму, ромбу, квадрату и прямоугольнику.

Запишите тему…

Учитель объявляет цель урока.

II. Ребята (хоть и в шутливой форме) уже немного напомнили о свойствах четырехугольников. Но как вы думаете, в правильном порядке они себя представляли? (Нет)

А как надо было? Какой четырехугольник является главным и почему?

(Слайд 1)

                

                

         а)                         б)                         в)                        г)                          д)

1) Параллелограмм (б)

2) Прямоугольник (д)

3) Ромб (в)

4) Квадрат (а)

А что это за четырехугольник (г)? И почему наши друзья не взяли его в свою компанию? ( Это трапеция, у нее параллельны только две стороны).

А теперь давайте вспомним математические определения каждого четырехугольника и назовем особое свойство каждого (ученики отвечают определения, которые сопровождаются слайдами 2, 3, 4, 5)

III. Когда мы решаем геометрическую задачу, то почти всегда делаем к ней чертеж. Давайте по чертежам попробуем определить, что нам дано, что мы сможем найти, и решим эти задачи. (Решаются задачи по готовым чертежам на доске или на слайдах на усмотрение учителя)

1)  

        5см

     60°            

(Можно найти периметр, тупой угол и диагональ, т.к. это ромб)

2)  

50°

Равные стороны параллельны

(можно найти оставшиеся 3 угла, так как это параллелограмм согласно признаку)

3)                                       

                               8                        14

Ничего нельзя найти, так как известны только части диагоналей, мы не можем выяснить, что это за четырехугольник.

4)         Это квадрат, можно найти его периметр.

        7 см

5) Данную задачу записать в тетради и решить, сделав чертеж.

Дано: АВСД – параллелограмм, угол В = 150°, РАВСД=36 см, ВН – высота, ВН=4 см.

Найти: АВ, ВС, СД, АД.

Решение: (проверить) Т.к. угол В = 150°, то угол А = 30°, значит АВ = 8см,  т.к. в прямоугольном треугольнике АВН катет ВН лежит против угла 30°, значит, равен половине гипотенузы. АВ+ВС = 18 см. Следовательно ВС = 10 см. Ответ: АВ=СД=8 см, ВС=АД=10 см.

6) К данной задаче один из учеников строит чертеж на доске. Решают самостоятельно.

Задача. В ромбе периметр равен 24 см, один из углов 120°. Чему равна длина меньшей диагонали. Ответ: 6 см.

IV. А теперь давайте посмотрим, как на практике можно использовать свойства четырехугольников (приготовить прямоугольный кусок доски и прямоугольный лоскут ткани).

1. Плотнику нужно отпилить край доски под углом 45°. Как он может это сделать, не имея под рукой транспортира?

2. Как портнихе из прямоугольного куска ткани вырезать квадратный карман, не имея под рукой сантиметра?

Какие свойства какого четырехугольника здесь использовались?

V. Итог урока.

Давайте еще раз закрепим знания, полученные при изучении темы «Четырехугольники».

Устный математический диктант «6у» (выполняют на листочках и проверяют друг у друга в парах)

1. Противоположные стороны равны у….

2. Диагонали равны у….

3. Противоположные углы равны у…

4. Диагонали взаимно перпендикулярны у…

5. Все стороны равны у….

6. Диагонали равны и делят углы пополам у…

Учитель объявляет об окончании урока и выставляет оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока геометрии в школе VIII вида. 5 класс."Линии в круге".

Открытый урок на регинальном семинаре. Презентация к уроку опубликована на моем мини-сайте. Материал можно использовать как для объяснения понятий: радиус, диаметр, хорда, так и для обобщающего урока....

Методическая разработка урока геометрии (8 класс) в технологии «Педагогические мастерские» Тема «Теорема Пифагора»

Методическая разработка урока геометрии (8 класс) в технологии «Педагогические мастерские»Тема «Теорема Пифагора»...

Методическая разработка по геометрии (8 класс) по теме:  Разработка урока по теме "Параллелограмм".

План-конспект урока по геометрии для 8 класса.Урок разработан учителем математики Шунаевой Т.А. Тема урока: Параллелограмм. Решение задач.Цели урока Продолжить формирование умений решать задачи н...

Методическая разработка урока геометрии в 10 классе по теме: «Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трех перпендикулярах» ( 34-й урок по плану; УМК Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов).

Данный урок относится к Разделу 3: «Перпендикулярность прямых и плоскостей», (Модуль 2: Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью).Применение нестандартных методов обучения, ИКТ- ...

Методическая разработка урока геометрии 8 класс Параллелограмм и его свойства

Технологическая карта урока соответствует требованиям ФГОС и является методической разработкой урока. Ожидаемые результаты учебного занятия:Предметные: уметь объяснять, какой четырехугольник явля...

Методическая разработка урока геометрии "Знакомьтесь - геометрия" 7 класс

Технологическая карта вводного урока по геометрии в 7 классе, математический  диктант на понимание, карточка для рефлексии...

Методическая разработка урока геометрии 8 класс Серединный перпендикуляр к отрезку и его свойства

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе учебника : Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др.,Геометрия.7-9 класс,-М.: Просвещение , 2013.Тип урока: урок изучения  и первичного зак...