Конспект урока по геометрии по теме «Урок повторения и коррекции знаний по геометрии в 9 классе. Решение геометрических задач при подготовке к ОГЭ».
план-конспект урока по геометрии (9 класс)

Цель урока: повторить теоретический материал по геометрии, продолжить работу по решению геометрических задач для подготовки к ОГЭ. Решение задач по готовым чертежам. Учащимся выдается раздаточный материал. 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_podgotovki_k_oge_po_geometrii.docx133.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока по геометрии по теме

«Урок повторения и коррекции знаний по геометрии в 9 классе.

Решение геометрических задач при подготовке к ОГЭ».

Технологии, используемые на данном уроке: икт-технология, здоровьесберегающая, проблемное обучение, работа в группах.

Цель урока: повторить теоретический материал по геометрии, продолжить работу по решению геометрических задач для подготовки к ОГЭ.

Образовательные результаты: 

предметные:

  •  применение знаний, умений и навыков к решению практико- ориентированных геометрических задач;
  • развитие умений выполнять  теоретические задания с выбором правильного ответа, задания с открытым ответом, сопоставимые с заданиями ОГЭ.

метапредметные:

  • развитие наблюдательности, умений анализировать,  сравнивать, обобщать;
  • воспитание коммуникативных навыков, навыков контроля и самоконтроля при работе в группах;
  • развитие умения формулировать выводы.

личностные:

  • воспитывать дисциплинированность, высокую работоспособность и организованность;
  • воспитание правильной самооценки;
  • воспитание интереса к предмету.

Тип урока: урок повторения и коррекции знаний.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, слайды из презентации к уроку, раздаточный материал у каждого ученика на парте.

План урока:

1.Организационный  момент (1 мин.)

2. Определение темы и цели урока. (2 мин.)

3. Разминка. Повторение теоретического материала. Задание 19. (10 мин.)

4. Актуализация опорных знаний. Решение задач по готовым чертежам. Задания № 15-18. (12-14мин.)

5. Физкультминутка.(1 мин.)

6. Решение задач по готовым чертежам. Задания № 15-18. (12-14 мин.)

7. Рефлексия. Подведение итогов. Выставление оценок. (2 мин.)

8. Домашнее задание. (1 мин.)

Ход урока:

1.Организационный  момент.  

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.  

2. Определение темы и цели урока.

Слайд 1

Рассмотрим структуру ОГЭ по  математике.

Первая часть работы - задания с кратким ответом:

-практико-ориентированные задачи (задания 1-5);

-модуль алгебра (задания 6-14);

-модуль геометрия (задания 15-19).

Вторая часть включает задания с развернутым ответом:

-модуль алгебра (задания 20-22)

-модуль геометрия (задания 23-25).

Как вам кажется, какие задачи мы будем решать сегодня?

Дети сообщают, что мы будем решать задачи для  подготовки к ОГЭ.

 Сегодня мы рассмотрим задания 15-19, которые могут встретиться в первой  части экзамена.

Восточная мудрость гласит: «Приобретать знания – это храбрость, приумножать знания – это мудрость, а умело применять – великое искусство». Будем учиться применять знания.

3. Начнем с разминки. Повторим теоретический материал.

 Работа в парах.

Записаны некоторые утверждения. Необходимо найти ошибки, если они имеются. И сформулировать верные утверждения. Слайд 2.

1) Катет, лежащий против угла 30°, равен половине  гипотенузы.

2) Если три угла одного треугольника соответственно равны трём углам другого треугольника, то такие треугольники равны.

3) Если вписанный угол равен 30°, то дуга окружности, на которую опирается этот угол, равна 60°.

Слайд 3

4) Биссектриса делит треугольник на два равновеликих треугольника.

5) Средняя линия трапеции равна сумме оснований.

6) Диагонали любого прямоугольника делят его на 4 равных треугольника.

Слайд 4

7) Если в треугольнике есть два острых угла, то этот треугольник остроугольный.

8) Биссектриса прямоугольного треугольника, проведенная к гипотенузе, равна половине гипотенузы.

9) Высоты треугольника пересекаются в одной точке и  делятся ею в отношении 2:1, считая от вершины.

Слайд 5

10) Любая высота равнобедренного треугольника является его медианой.

11) В любую трапецию можно вписать окружность.

12) Если при пересечении двух прямых третьей прямой внутренние односторонние углы равны 70° и 110°, то эти две прямые параллельны.

 Ответы:

1) Верно. Катет, лежащий против угла 30°, равен половине  гипотенузы. И синус угла 30° равен 1/2.

2) Если три угла одного треугольника соответственно равны трём углам другого треугольника, то такие треугольники подобны. Признак подобия треугольников по двум равным углам.

3) Если вписанный угол равен 30°, то дуга окружности, на которую опирается этот угол, равна 60°. Верно.

4) Медиана делит треугольник на два равновеликих треугольника.

5) Средняя линия трапеции равна полусумме оснований.

6) Диагонали любого прямоугольника делят его на 4 равновеликих треугольника.

7) Неверно. В  прямоугольных и тупоугольных треугольниках также два острых угла.

8) Медиана прямоугольного треугольника, проведенная к гипотенузе, равна половине гипотенузы.

9) Медианы треугольника пересекаются в одной точке и  делятся ею в отношении 2:1, считая от вершины.

10) Высота равнобедренного треугольника, проведенная из вершины к основанию, является его медианой и биссектрисой.

11) В трапецию можно вписать окружность, если суммы противоположных сторон трапеции равны.

12)  Верно. Две прямые параллельны, если при пересечении их секущей односторонние углы в сумме дают 180°. Признак параллельности прямых.

4. Актуализация опорных знаний. Решение задач по готовым чертежам. Задания № 15-18.

Учитель:  Мы повторили теоретический материал. Это поможет нам решить следующие задачи.

 На парты выданы тексты задач. Учащиеся работают самостоятельно. Затем вместе обсуждаем ход решения, выслушиваем идеи и выбираем рациональный способ решения, который показываем у доски.        

 Слайд 6

undefined

1)В остроугольном треугольнике ABC проведена высота BH, A=35°. Найдите ABH. Ответ дайте в градусах.

undefined

2) В треугольнике ABC: В=90°,  

BH - высота,  AН=8, СН=2. Найдите ВН.

        Слайд 7

undefined

3) В треугольнике ABC C=90°, cosB=2/5, AB=10.  Найдите BC.

undefined

4) В треугольнике АВС: C=90°, M —середина стороны AB, AB=20, BC=10. Найдите CM.

        Слайд 8

undefined

5) В треугольнике АВС АМ=МВ, BN=NC, отрезки AN и CM пересекаются в точке O, AN=21, CM=15. Найдите OM.

undefined

6) В ромбе ABCD:  B=40°. Найдите  ACD. Ответ дайте в градусах.

Слайд 9

https://oge.sdamgia.ru/get_file?id=15932&png=1

7) Биссектрисы углов N и M треугольника MNP пересекаются в точке  A, N=80°, а  M = 60°. Найдите  NAM.

https://oge.sdamgia.ru/get_file?id=12292&png=1

8) В трапеции ABCD: АВ=СD, ВАС=40°,  ВСА=30°. Найдите D.

5). Физкультминутка. Слайд 10

Давайте немного отдохнем и сделаем гимнастику для глаз.

Слайд 11

https://oge.sdamgia.ru/get_file?id=2392

9)Короткое плечо шлагбаума имеет длину 1 м, а длинное плечо – 3 м. На какую высоту (в метрах) опустится конец короткого плеча, когда конец длинного плеча поднимается на 1,8 м?

undefined

10) Периметр треугольника равен 50, одна из сторон равна 20, а радиус вписанной в него окружности равен 4. Найдите площадь этого треугольника.

        Слайд 12        

undefined

11) Площадь параллелограмма ABCD равна 160. АЕ=ВЕ. Найдите площадь трапеции DAEC.

undefined

12) В треугольнике ABC: C=45°, AB=6√2.

 Найдите радиус окружности, описанной около этого треугольника.

                        Слайд 13

undefined

13) В трапеции ABCD с основаниями AD и BC, вписанной в окружность, A=70°. Найдите С трапеции. Ответ дайте в градусах.

undefined

14) Трапеция ABCD описана около окружности, AB=13, BC=4, CD=11.

Найдите AD.

        

Слайд 14

undefined

15) Хорды AC и BD окружности пересекаются в точке P, BP=15, CP=6, DP=10. Найдите AP.

https://compendium.su/mathematics/geometry8/geometry8.files/image456.jpg

16) В треугольнике ABC:

АМ=MB и BN=NC.

Площадь треугольника АВС равна 60.

 Найдите площадь четырехугольника  АМNС.

                        Слайд 15

undefined

17) Найдите тангенс угла AOB, изображённого на рисунке.

undefined

18) На клетчатой бумаге с размером клетки 1×1 изображён ромб. Найдите площадь этого ромба.

Ответы: 1) 55°; 2) 4; 3) 4; 4) 10; 5) 5; 6) 70°; 7) 110°; 8) 70°; 9) 0,6; 10) 100; 11) 120; 12) 6; 13) 110°; 14) 20; 15) 25; 16) 15; 17) 2; 18) 24.

6) Рефлексия. Подведение итогов. Выставление оценок.

Учитель: Подведем итоги урока.

Какие из задач оказались наиболее трудными?

Какая задача показалась наиболее интересной?

На сколько процентов вы готовы к экзамену?

 Если у кого-то были ошибки – это нечего. Ошибка – это всего лишь подсказка –  над чем ещё нужно поработать. 

7) Домашнее задание.

Сегодня вы убедились, как важно уметь применять полученные знания. И, конечно, необходимо самостоятельно решать задачи. Поэтому домашнее задание – тренировочный вариант №15 сборника, задания №15-19. (Математика. 9-й класс. Подготовка к ОГЭ-2021. 40 тренировочных вариантов по демоверсии 2021: учебно-методическое пособие/ под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.О. Иванова. – Ростов н/Д: Легион, 2020. – 384с.) А для самых смелых - также задания №23-25.         

Слайд 16

Спасибо за урок!

Раздаточный материал

Найдите ошибки, если они имеются. И сформулируйте  верные утверждения.

1) Катет, лежащий против угла 30°, равен половине  гипотенузы.

2) Если три угла одного треугольника соответственно равны трём углам другого треугольника, то такие треугольники равны.

3) Если вписанный угол равен 30°, то дуга окружности, на которую опирается этот угол, равна 60°.

4) Биссектриса делит треугольник на два равновеликих треугольника.

5) Средняя линия трапеции равна сумме оснований.

6) Диагонали любого прямоугольника делят его на 4 равных треугольника.

7) Если в треугольнике есть два острых угла, то этот треугольник остроугольный.

8) Биссектриса прямоугольного треугольника, проведенная к гипотенузе, равна половине гипотенузы.

9) Высоты треугольника пересекаются в одной точке и  делятся ею в отношении 2:1, считая от вершины.

10) Любая высота равнобедренного треугольника является его медианой.

11) В любую трапецию можно вписать окружность.

12) Если при пересечении двух прямых третьей прямой внутренние односторонние углы равны 70° и 110°, то эти две прямые параллельны.

Решите задачи.

undefined

1)В остроугольном треугольнике ABC проведена высота BH, A=35°. Найдите ABH. Ответ дайте в градусах.

undefined

2) В треугольнике ABC: В=90°,  

BH - высота,  AН=8, СН=2. Найдите ВН.

undefined

3) В треугольнике ABC C=90°, cosB=2/5, AB=10.  Найдите BC.

undefined

4) В треугольнике АВС: C=90°, M —середина стороны AB, AB=20, BC=10. Найдите CM.

undefined

5) В треугольнике АВС АМ=МВ, BN=NC, отрезки AN и CM пересекаются в точке O, AN=21, CM=15. Найдите OM.

undefined

6) В ромбе ABCD:  B=40°. Найдите  ACD. Ответ дайте в градусах.

https://oge.sdamgia.ru/get_file?id=15932&png=1

7) Биссектрисы углов N и M треугольника MNP пересекаются в точке  A, N=80°, а  M = 60°. Найдите  NAM.

https://oge.sdamgia.ru/get_file?id=12292&png=1

8) В трапеции ABCD: АВ=СD, ВАС=40°,  ВСА=30°. Найдите D.

https://oge.sdamgia.ru/get_file?id=2392

9) Короткое плечо шлагбаума имеет длину 1 м, а длинное плечо – 3 м. На какую высоту (в метрах) опустится конец короткого плеча, когда конец длинного плеча поднимается на 1,8 м?

undefined

10) Периметр треугольника равен 50, одна из сторон равна 20, а радиус вписанной в него окружности равен 4. Найдите площадь этого треугольника.

undefined

11) Площадь параллелограмма ABCD равна 160. АЕ=ВЕ. Найдите площадь трапеции DAEC.

undefined

12) В треугольнике ABC:  C=45°, AB=6√2.

 Найдите радиус окружности, описанной около этого треугольника.

undefined

13) В трапеции ABCD с основаниями AD и BC, вписанной в окружность, A=70°. Найдите С трапеции. Ответ дайте в градусах.

undefined

14) Трапеция ABCD описана около окружности, AB=13, BC=4, CD=11.

Найдите AD.

undefined

15) Хорды AC и BD окружности пересекаются в точке P, BP=15, CP=6, DP=10. Найдите AP.

https://compendium.su/mathematics/geometry8/geometry8.files/image456.jpg

16) В треугольнике ABC:АМ=MB и BN=NC.

Площадь треугольника АВС равна 60.

 Найдите площадь четырехугольника  АМNС.

undefined

17) Найдите тангенс угла AOB, изображённого на рисунке.

undefined

18) На клетчатой бумаге с размером клетки 1×1 изображён ромб. Найдите площадь этого ромба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение геометрических задач для подготовки к ГИА

Описание опыта изучения теоретического материала, необходимого для решения практических задач по геометрии в целях подготовки к ГИА....

Решение геометрических задач при подготовке к ГИА

Конспект и презентация к уроку геометрии по подготовке к гиа. Урок проведен на районном уровне....

Практикум по решению геометрических задач при подготовке к ОГЭ

Данный материал предназначен для отработки знаний, умений и навыков по теме " Параллелограмм", качественной подготовки к ОГЭ....

Урок по геометрии в 9 классе «Решение планиметрических задач при подготовке к ГИА».

Систематизация знаний учащихся по ключевым разделам планиметрии....

Открытый урок математики "Решение геометрических задач при подготовке к ОГЭ"

Открытый урок в рамках Дня открытых дверей. Урок повторения и коррекции знаний по геометрии  в 9  классе...

Разработка урока "Решение геометрических задач при подготовке к ЕГЭ

Материал содержит разработку урока и презентацию...

Решение геометрических задач при подготовке к ОГЭ 9 класс

Отработка навыка решения геометрических задач. Конспект урока, презентация и приложения....