Решение геометрических задач для подготовки к ГИА
методическая разработка по геометрии (9 класс) по теме
Описание опыта изучения теоретического материала, необходимого для решения практических задач по геометрии в целях подготовки к ГИА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок решения геометрических задач для подготовки к ГИА | 153 КБ |
Предварительный просмотр:
Решение геометрических задач для подготовки к ГИА
Предмет: Геометрия, 9 класс
(урок – пара)
Тип урока: Комбинированный урок: повторительно обобщающий с элементами проверки знаний.
Цель урока: Повторить теорию по геометрии(7-9 кл.), знание которой необходимо для успешного решения заданий ГИА по геометрии; продолжить обучение по применению теории на практике – при решении задач в группах; проверить усвоение теории учащихся и умение использовать её при выполнении упражнений.
Задачи урока:
- Создание спокойной, деловой обстановки поддержание положительных эмоций и состояния уверенности учащихся в своих действиях;
- Повторение теории в группах и сдача зачета;
- Повысить уровень решения задач по геометрии;
- Формирование чувства ответственности, сопереживания и взаимопомощи при работе в группах, повышение интереса к предмету.
Ход урока
I. Организация начала урока (3 мин.)
(Создание спокойной, деловой обстановки). Постановка цели урока и задач урока. Работа на уроке будет проходить в пяти группах, каждая группа состоит из 5 человек. Учащихся в группе имеют различный уровень подготовки. (Группы сформированы заранее).
II. Проверка домашнего задания
Вопросы к зачёту по геометрии даются детям за 1-2 недели до урока-зачёта. В течение этого времени 5 лучших учеников класса сдают зачёт учителю заранее (во внеурочное время), чтобы во время устного зачёта быть консультантами. В роли консультантов могут выступать учащиеся 10-11 классов).
Вопросы к зачету по теории
- Определение равнобедренного треугольника
- Определение внешнего угла треугольника
- Теорема о внешнем угле треугольника
- Теорема о сумме углов треугольника
- Определение параллелограмма
- Свойства параллелограмма
- Признаки параллельности прямых (обратные им теоремы)
- Формулы S параллелограмма
- Определение трапеции
- Определение средней линии трапеции. Теорема о средней линии трапеции.
- Средняя линия треугольника. Теорема о средней линии треугольника.
- Формулы S треугольника.
- Формулы S трапеции.
- Определение центрального, вписанного углов.
- Теорема о связи градусных мер углов, опирающихся на одну дугу.
- Неравенство треугольника.
- Теорема Sin.
- Теорема Cos.
- Формулы приведения:, , ,
- Определение вектора.
- Правило треугольника, параллелограмма при сложении векторов.
- Определение медианы треугольника.
- Свойство биссектрисы треугольника.
- Определение ромба.
- Теоремы о центре вписанной и описанной окружности в треугольнике.
- Формулы для вычисления S ромба.
- Признаки параллелограмма.
- Определение серединного перпендикуляра к отрезку. Свойства точек, лежащих на серединном перпендикуляре.
- Правила треугольника и параллелограмма для нахождения суммы векторов.
- Понятие вектора, противоположного данному.
- Признаки подобия треугольников.
- Свойство точек, лежащих на биссектрисе угла.
- В какой параллелограмм можно вписать окружность и почему?
(15 мин.) 1. Повторение теории к зачету (работа в группах – в парах), с геометрической иллюстрацией.
(25-30 мин.) 2. Зачет по теории. Зачет проходит в устной форме. Отвечающие используют интерактивную доску для геометрической иллюстрации своих ответов. Команды(группы) отвечают по очереди, которая устанавливается путем жеребьевки. Каждый член команды вытягивает 1 вопрос и сразу же дает на него ответ(в случае неудачи, выручает группа) На оставшиеся 8 вопросов по теории ребята отвечают по желанию. После сдачи зачета двумя командами, проводится динамическая пауза.
За зачет по теории | За задачи | За задачи, решенные на листах 25 баллов | Дополнительные баллы | ИТОГ: | |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 |
Оценки за зачет по теории заносятся в оценочную таблицу:
Критерии оценок за урок:
«5» - 33 балла и выше
«4» - 30-32 балла
«3» - 25-29 балла
Ребята, решившие дополнительные задачи из II части ГИА получают ещё дополнительные оценки.
III. Решение 5 задач в группах + 1 дополнительная задача № 6 (15 мин.)
Разбор задач на интерактивной доске (10 минут).
Все 5 задач должны быть решены у каждого в группе ( в тетради без подробного объяснения). У каждой группе 6 карточек с задачами.
Затем «капитан» группы тянет один из номеров (1, 2, 3, 4, 5) (выбор задачи, которую будет объяснять команда).
После этого каждый член группы тянет одну карточку из пяти (одна содержит +). Отвечать к доске идёт тот, который его вытянет. По его ответу команда получает оценку за задачи (за устный ответ).
Затем собираются листочки со всеми решёнными заданиями и оцениваются консультантами. Результаты заносятся в таблицу.
Пока идёт подсчёт баллов консультантами, учитель проверяет решение дополнительных задач, за которые учащиеся получают оценки.
Решение задач
№ 1
В , а внешний угол при вершине С равен 1570. Найдите величину угла А. Ответ дайте в градусах.
Дано:
Найти:
Решение:
По теореме о внешнем угле треугольника
№ 2
Стороны параллелограмма равны 9 и 10.
Из одной вершины на две стороны опустили высоты, одна из которых равна 6. Найдите длину другой высоты.
Дано: параллелограмм
Найти: h
Решение:
№ 3
Найдите площадь трапеции, изображённой на рисунке.
Дано: трапеция
Найти: Sтрап
№4
Дано:
Найти:
Решение: по теореме о вписанном в окружность угле:
№ 5 Укажите номера верных утверждений:
- В любой параллелограмм можно вписать окружность.
- Точка, равноудалённая от сторон угла, лежит на биссектрисе этого угла.
- Если два угла одного треугольника соответственно равны двум углам другого треугольника, то треугольники подобны.
- Неверно
- Верно
- Верно
№ 6
ABCD – параллелограмм. О – точка пересечения диагоналей. Выразите вектор AB через векторы AO и BO.
Дано: ABCD – параллелограмм
Выразить:
через и
Решение:
По правилу треугольника:
Дополнительные задачи по геометрии
№ 1.
В параллелограмме ABCD точка К – середина ВС. Известно, что АК=КD, Докажите, что данный параллелограмм – прямоугольник.
Дано: ABCD – параллелограмм
BK=CK
AK=DK
Доказать: ABCD – прямоугольник
Доказательство:
1) (как углы при основании равнобедренного треугольника)
2) (как накрест лежащие углы при параллельных прямых и секущей)
3)
(по двум сторонам и углу между ними)
и т.к. (как внутренние односторонние при параллельных прямых и секущей), то
ABCD – прямоугольный
№ 2
В параллелограмме ABCD высоты, проведённые из вершины B, равны. Докажите, что данный параллелограмм – ромб.
Дано: ABCD – параллелограмм
BM, BN – высоты
BM=BN
Доказать: ABCD – ромб.
Доказательство:
(1)
(2)
Из (1) и (2)
(по свойству параллелограмма)
Значит, ромб (по определению).
IV. Итог урока.
Результаты проделанной работы оцениваются с помощью таблицы.
V. Домашнее задание
Выполнение домашнего задания по сборнику «Тренировочные материалы» А.А. Максютина (Вариант 6. Раздел «Геометрия»).
Используемая литература:
- Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. Геометрия 7-9. - М.: Просвещение.2010.
- А.А. Максютин, Ю.Н. Неценко, Т.П. Шаповалова. – Самара: СИПКРО, 2012-157 с. Тренировочные материалы для подготовки к государственной итоговой аттестации по математике – 2013.
- Интернетресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика обучения решения геометрических задач по теме «Окружность» при подготовке к ЕГЭ.
Методика обучения решения геометрических задач по теме «Окружность» при подготовке к ЕГЭ....
Решение геометрических задач при подготовке к ГИА
Конспект и презентация к уроку геометрии по подготовке к гиа. Урок проведен на районном уровне....
Практикум по решению геометрических задач при подготовке к ОГЭ
Данный материал предназначен для отработки знаний, умений и навыков по теме " Параллелограмм", качественной подготовки к ОГЭ....
Открытый урок математики "Решение геометрических задач при подготовке к ОГЭ"
Открытый урок в рамках Дня открытых дверей. Урок повторения и коррекции знаний по геометрии в 9 классе...
Разработка урока "Решение геометрических задач при подготовке к ЕГЭ
Материал содержит разработку урока и презентацию...
Решение геометрических задач при подготовке к ОГЭ 9 класс
Отработка навыка решения геометрических задач. Конспект урока, презентация и приложения....
Конспект урока по геометрии по теме «Урок повторения и коррекции знаний по геометрии в 9 классе. Решение геометрических задач при подготовке к ОГЭ».
Цель урока: повторить теоретический материал по геометрии, продолжить работу по решению геометрических задач для подготовки к ОГЭ. Решение задач по готовым чертежам. Учащимся выдается раздат...