РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОМЕТРИЯ» В 7 КЛАССЕ
рабочая программа по геометрии (7 класс)

Шишканов Михаил Васильевич

Рабочая программа по геометрии для 7 класса разработана в соответствии с

- федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.,

 - приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,

-приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1644«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897»,

- приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897»,

- федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;

 

на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, примерной программы по математике. Стандарты второго поколения.   Программы по геометрии Л. С.Атанасяна 7 класс, с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_geometriya.docx290.83 КБ

Предварительный просмотр:

Нормативная база (ФГОС)

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса предмета являются:

1.  Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.).

2.. Учебный план МБОУ «Медаевская OОIII» с. Медаево РМ.
Приказ № 56 от 28.08.2020 г.        

3. Письмо Министерства образования и науки РФ «О рабочих программах учебных предметов» от 28.10.2015 № 08 - 1786

4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 21.04.2016 № 459

5. Локальный акт № 57 от 28.08.2020 г.  МБОУ «Медаевская ООШ» «О рабочих программах учебных предметов и курсов внеурочной деятельности».

Пояснительная записка

Рабочая программа по геометрии для 7 класса разработана в соответствии с

- федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.,

 - приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,

-приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1644«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897»,

- приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897»,

- федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;

- учебным планом МБОУ «Медаевская ООШ»;

на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, примерной программы по математике. Стандарты второго поколения.   Программы по геометрии Л. С.Атанасяна 7 класс, с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».  

Описание места учебного предмета в учебном плане 

      Рабочая учебная программа по геометрии для 7 класса составлена из расчета часов в учебном плане МБОУ «Медаевская ООШ» с. Медаево Чамзинского муниципального района. Предмет «Геометрия» изучается в объеме 68 часов учебного плана лицея при нагрузке 2 часов в неделю.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОМЕТРИЯ» в 7 классе

Предметным результатом изучения учебного предмета «Геометрия» является сформированность следующих умений:

1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

2) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;

4) овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем; умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса;

5) овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой; умение использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;

6) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

7) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;

8) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;

9) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

Геометрические фигуры.

Ученик 7 класса научится:

-  пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения

-находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов

- решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур

- решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки

- решать простейшие планиметрические задачи

Ученик 7 класса получит возможность научиться:

- овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом перебора вариантов

- приобрести опыт применения алгебраического аппарата при решении геометрических задач

- овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство, исследование

- приобрести опыт исследования свойства планиметрических фигур

Измерение геометрических величин

Ученик 7 класса научится:

- использовать свойства измерения длин, углов при решении задач

- вычислять длины линейных элементов фигур и их углы

- решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства)

Ученик 7 класса получит возможность научиться:

- находить решения «жизненных» (компетентностных) задач, в которых используются математические средства.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
  • нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
  • планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временны'х характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
  • оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
  • Особую группу общеучебных универсальных действий составляют

Знаково-символические действия:

  • моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
  • построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Содержание учебного предмета «Геометрия» 7 класс

Глава 1. Начальные геометрические сведения

Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.

Цель: систематизировать знания обучающихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.

Глава 2. Треугольники

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Цель: ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач — на построение с помощью циркуля и линейки.

Глава 3. Параллельные прямые

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

Цель: ввести одно из важнейших понятий - понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.

Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника

Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.

Цель: рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.

Повторение. Решение задач.

Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 7 класса.

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

С/р

К/ р

 

I.

Начальные геометрические сведения

10

8

1

1

II.

Треугольники

17

14

2

1

III.

Параллельные прямые

13

11

1

1

IV.

Соотношения между сторонами и углами треугольника

18

14

2

2

Повторение. Решение задач.

10

8

1

1

Итого:

68

55

7

6

Календарно - тематическое планирование

«Геометрия» 7 класс

 

Содержание материала

Кол-во часов

Вид  урока

Виды с.р

Дата проведения

план    

факт

Глава I. Начальные геометрические сведения.

7

1

1.1

Прямая и отрезок.  Луч и угол.                    

1

УИН

2

1.2

Прямая и отрезок.  Луч и угол.                    

УЗЗ

3

1.3

Сравнение отрезков и углов.

1

УИН

4

1.4

Измерение отрезков. Измерение углов.

1

КУ

5

1.5

Измерение отрезков. Измерение углов.

1

УЗЗ

С.р.

6

1.6

Измерение отрезков. Измерение углов.

УЗЗ

7

1.7

Перпендикулярные прямые.

1

КУ

8

1.8

Перпендикулярные прямые.

УЗЗ

9

1.9

Решение задач по теме «Измерение отрезков и углов».

1

УЗЗ

10

1.10

Контрольная работа №1 по теме «Измерение отрезков и углов».

1

УКЗ

К.р.

Глава II.Треугольники.

17

11

2.1

Первый признак равенства треугольников.

1

УИН

12

2.2

Первый признак равенства треугольников.

1

УЗЗ

13

2.3

Первый признак равенства треугольников.

1

УЗЗ

С.р

14

2.4

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.

1

УИН

15

2.5

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.

1

УЗЗ

16

2.6

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.

1

УЗЗ

17

2.7

Второй и третий признаки равенства треугольников.

1

УИН

18

2.8

Второй и третий признаки равенства треугольников.

1

УЗЗ

С.р.

19

2.9

Второй и третий признаки равенства треугольников.

1

УЗЗ

20

2.10

Второй и третий признаки равенства треугольников.

1

УЗЗ

21

2.11

Задачи на построение.

1

УИН

22

2.12

Задачи на построение.

1

УЗЗ

23

2.13

Задачи на построение.

1

УЗЗ

24

2.14

Решение задач по теме  «Треугольники».

1

УИН

25

2.15

Решение задач по теме  «Треугольники».

1

УОЗ

С.р.

26

2.16

Решение задач по теме  «Треугольники».

УОЗ

27

2.17

Контрольная работа №2 по теме  «Треугольники».

1

УКЗ

К.р.

Глава III. Параллельные прямые.

13

28

3.1

Признаки параллельности двух прямых.

1

УИН

29

3.2

Признаки параллельности двух прямых.

1

УЗЗ

30

3.3

Признаки параллельности двух прямых.

1

УЗЗ

31

3.4

Признаки параллельности двух прямых.

1

УЗЗ

32

3.5

Аксиомы параллельных прямых.

1

УИН

33

3.6

Аксиомы параллельных прямых.

1

УЗЗ

34

3.7

Аксиомы параллельных прямых.

1

УЗЗ

С.р.

35

3.8

Аксиомы параллельных прямых.

1

УЗЗ

36

3.9

Аксиомы параллельных прямых.

1

УЗЗ

37

3.10

Решение задач по теме «Параллельные прямые».

1

КУ

38

3.11

Решение задач по теме «Параллельные прямые».

1

УОЗ

39

3.12

Решение задач по теме «Параллельные прямые».

1

УОЗ

40

3.13

Контрольная работа №3 по теме «Параллельные прямые».

1

УКЗ

К.р.

Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника.

18

41

4.1

Сумма углов треугольника.

1

УИН

42

4.2

Сумма углов треугольника.

1

УЗЗ

43

4.3

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

1

УИН

Работа с учебником

44

4.4

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

1

УЗЗ

С.р.

45

4.5

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

1

УЗЗ

46

4.6

Контрольная работа №4 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника».

1

УКЗ

К.р.

47

4.7

Прямоугольные треугольники.

1

УИН

48

4.8

Прямоугольные треугольники.

1

УЗЗ

49

4.9

Прямоугольные треугольники.

1

УЗЗ

50

4.10

Прямоугольные треугольники.

1

УЗЗ

С.р

51

4.11

Построение треугольника по трём элементам

1

УИН

52

4.12

Построение треугольника по трём элементам

1

УЗЗ

С.р.

53

4.13

Построение треугольника по трём элементам

1

УЗЗ

54

4.14

Построение треугольника по трём элементам

1

УЗЗ

55

4.15

Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника».

1

КУ

56

4.16

Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника

1

УОЗ

57

4.17

Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника

1

УОЗ

С.р.

58

4.18

Контрольная работа №5 по теме «Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трем элементам».

1

УКЗ

К.р.

Повторение. Решение задач.

10

59

1

Признаки равенства треугольников

1

УОЗ

60

2

Признаки равенства треугольников

1

61

3

Признаки параллельности прямых

1

УОЗ

62

4

Признаки параллельности прямых

1

63

5

Соотношения между сторонами и углами треугольника

1

УОЗ

64

6

Соотношения между сторонами и углами треугольника

1

УОЗ

С.р.

65

7

Соотношения между сторонами и углами треугольника

1

УОЗ

66

8

Итоговая контрольная работа

1

УКЗ

К.р

67

9

Задачи на построение

1

УОЗ

68

10

Задачи на построение

1

УОЗ

Итого

68

Принятые сокращения в календарно-тематическом планировании:

УИН –  урок изучения нового;

УЗЗ – урок закрепления знаний;

УОЗ – урок обобщения и систематизации знаний

УКЗ – урок контроля знаний и умений

Методическая литература

Основная литература

1.Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.] – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2015. – 384 с.

2. Учебно-методическое пособие по геометрии для учителей «Геометрия. Самостоятельные и контрольные работы. 7-9 классы» [М.А.Иченская, М.: Просвещение, 2012]

3.Дидактические материалы по геометрии для 9 класса. Зив Б.Г., Мейлер В.М.– 4-е изд. – М. : Просвещение, 2008. – 128 с. : ил.

4.Программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы,  составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2009 – (авторы Л. С. Атанасян,   В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др).

Сайты:

  1. http://www.edu.ru - Федеральный портал Российское образование;
  2. http://www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал
  3. www.ug.ru - «Учительская газета»;
  4. www.informika.ru/text/magaz/herald – «Вестник образования»;
  5. http://www.krug.ural.ru/keng/ - Кенгуру;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «ГЕОМЕТРИЯ» 8 класс

Рабочая программа учебного предмета «ГЕОМЕТРИЯ» 8 класс ...

Рабочая программа учебного предмета "Геометрия" 7 класс

Рабочая программа по геометрии для учащихся 7 класса представлена в соответствии с ФГОС примерной программы по геометрии для основного общего образования и авторской программы, разработанной Л.С....

Рабочая программа учебного предмета "Геометрия" 9 класс

Рабочая программа по геометрии для учащихся 9 класса представлена в соответствии с ФГОС примерной программы по геометрии для основного общего образования и авторской программы, разработанной Л.С....

Рабочая программа учебного предмета « геометрия, 9 класс, базовый уровень».

Рабочая программа учебного предмета «Геометрия 9» (далее Рабочая программа) составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:1.         Фе...

Рабочая программа учебного предмета «Геометрия» 7 класс

Данная рабочая программа составлена  в соответствии с учебным планом с Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к исполь...

Рабочая программа учебного предмета Геометрия 9 класс

Рабочая учебная программа по геометрии  для 9  класса составлена из расчета часов, указанных  в учебном плане. Предмет «Геометрия» изучается  в объеме 68 часов учебного...

Рабочая программа учебного предмета Геометрия 8 класс

    Рабочая учебная программа по геометрии  для 8 класса составлена из расчета часов, указанных  в учебном плане. Предмет «Геометрия» изучается  в объеме 68...