РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОМЕТРИЯ» В 7 КЛАССЕ
рабочая программа по геометрии (7 класс)
Рабочая программа по геометрии для 7 класса разработана в соответствии с
- федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.,
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,
-приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1644«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897»,
- приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897»,
- федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;
на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, примерной программы по математике. Стандарты второго поколения. Программы по геометрии Л. С.Атанасяна 7 класс, с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_geometriya.docx | 290.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Нормативная база (ФГОС)
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса предмета являются:
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.).
2.. Учебный план МБОУ «Медаевская OОIII» с. Медаево РМ.
Приказ № 56 от 28.08.2020 г.
3. Письмо Министерства образования и науки РФ «О рабочих программах учебных предметов» от 28.10.2015 № 08 - 1786
4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 21.04.2016 № 459
5. Локальный акт № 57 от 28.08.2020 г. МБОУ «Медаевская ООШ» «О рабочих программах учебных предметов и курсов внеурочной деятельности».
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии для 7 класса разработана в соответствии с
- федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.,
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,
-приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1644«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897»,
- приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897»,
- федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;
- учебным планом МБОУ «Медаевская ООШ»;
на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, примерной программы по математике. Стандарты второго поколения. Программы по геометрии Л. С.Атанасяна 7 класс, с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».
Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая учебная программа по геометрии для 7 класса составлена из расчета часов в учебном плане МБОУ «Медаевская ООШ» с. Медаево Чамзинского муниципального района. Предмет «Геометрия» изучается в объеме 68 часов учебного плана лицея при нагрузке 2 часов в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОМЕТРИЯ» в 7 классе
Предметным результатом изучения учебного предмета «Геометрия» является сформированность следующих умений:
1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
4) овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем; умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса;
5) овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой; умение использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
6) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
7) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
8) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
9) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Геометрические фигуры.
Ученик 7 класса научится:
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения
-находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов
- решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур
- решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки
- решать простейшие планиметрические задачи
Ученик 7 класса получит возможность научиться:
- овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом перебора вариантов
- приобрести опыт применения алгебраического аппарата при решении геометрических задач
- овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство, исследование
- приобрести опыт исследования свойства планиметрических фигур
Измерение геометрических величин
Ученик 7 класса научится:
- использовать свойства измерения длин, углов при решении задач
- вычислять длины линейных элементов фигур и их углы
- решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства)
Ученик 7 класса получит возможность научиться:
- находить решения «жизненных» (компетентностных) задач, в которых используются математические средства.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временны'х характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
- оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
- Особую группу общеучебных универсальных действий составляют
Знаково-символические действия:
- моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Содержание учебного предмета «Геометрия» 7 класс
Глава 1. Начальные геометрические сведения
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.
Цель: систематизировать знания обучающихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.
Глава 2. Треугольники
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Цель: ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач — на построение с помощью циркуля и линейки.
Глава 3. Параллельные прямые
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Цель: ввести одно из важнейших понятий - понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.
Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.
Цель: рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.
Повторение. Решение задач.
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 7 класса.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них | ||
Теоретическое обучение, ч. | С/р | К/ р
| |||
I. | Начальные геометрические сведения | 10 | 8 | 1 | 1 |
II. | Треугольники | 17 | 14 | 2 | 1 |
III. | Параллельные прямые | 13 | 11 | 1 | 1 |
IV. | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 18 | 14 | 2 | 2 |
Повторение. Решение задач. | 10 | 8 | 1 | 1 | |
Итого: | 68 | 55 | 7 | 6 |
Календарно - тематическое планирование
«Геометрия» 7 класс
№ | Содержание материала | Кол-во часов | Вид урока | Виды с.р | Дата проведения | |||
план | факт | |||||||
Глава I. Начальные геометрические сведения. | 7 | |||||||
1 | 1.1 | Прямая и отрезок. Луч и угол. | 1 | УИН | ||||
2 | 1.2 | Прямая и отрезок. Луч и угол. | УЗЗ | |||||
3 | 1.3 | Сравнение отрезков и углов. | 1 | УИН | ||||
4 | 1.4 | Измерение отрезков. Измерение углов. | 1 | КУ | ||||
5 | 1.5 | Измерение отрезков. Измерение углов. | 1 | УЗЗ | С.р. | |||
6 | 1.6 | Измерение отрезков. Измерение углов. | УЗЗ | |||||
7 | 1.7 | Перпендикулярные прямые. | 1 | КУ | ||||
8 | 1.8 | Перпендикулярные прямые. | УЗЗ | |||||
9 | 1.9 | Решение задач по теме «Измерение отрезков и углов». | 1 | УЗЗ | ||||
10 | 1.10 | Контрольная работа №1 по теме «Измерение отрезков и углов». | 1 | УКЗ | К.р. | |||
Глава II.Треугольники. | 17 | |||||||
11 | 2.1 | Первый признак равенства треугольников. | 1 | УИН | ||||
12 | 2.2 | Первый признак равенства треугольников. | 1 | УЗЗ | ||||
13 | 2.3 | Первый признак равенства треугольников. | 1 | УЗЗ | С.р | |||
14 | 2.4 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. | 1 | УИН | ||||
15 | 2.5 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. | 1 | УЗЗ | ||||
16 | 2.6 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. | 1 | УЗЗ | ||||
17 | 2.7 | Второй и третий признаки равенства треугольников. | 1 | УИН | ||||
18 | 2.8 | Второй и третий признаки равенства треугольников. | 1 | УЗЗ | С.р. | |||
19 | 2.9 | Второй и третий признаки равенства треугольников. | 1 | УЗЗ | ||||
20 | 2.10 | Второй и третий признаки равенства треугольников. | 1 | УЗЗ | ||||
21 | 2.11 | Задачи на построение. | 1 | УИН | ||||
22 | 2.12 | Задачи на построение. | 1 | УЗЗ | ||||
23 | 2.13 | Задачи на построение. | 1 | УЗЗ | ||||
24 | 2.14 | Решение задач по теме «Треугольники». | 1 | УИН | ||||
25 | 2.15 | Решение задач по теме «Треугольники». | 1 | УОЗ | С.р. | |||
26 | 2.16 | Решение задач по теме «Треугольники». | УОЗ | |||||
27 | 2.17 | Контрольная работа №2 по теме «Треугольники». | 1 | УКЗ | К.р. | |||
Глава III. Параллельные прямые. | 13 | |||||||
28 | 3.1 | Признаки параллельности двух прямых. | 1 | УИН | ||||
29 | 3.2 | Признаки параллельности двух прямых. | 1 | УЗЗ | ||||
30 | 3.3 | Признаки параллельности двух прямых. | 1 | УЗЗ | ||||
31 | 3.4 | Признаки параллельности двух прямых. | 1 | УЗЗ | ||||
32 | 3.5 | Аксиомы параллельных прямых. | 1 | УИН | ||||
33 | 3.6 | Аксиомы параллельных прямых. | 1 | УЗЗ | ||||
34 | 3.7 | Аксиомы параллельных прямых. | 1 | УЗЗ | С.р. | |||
35 | 3.8 | Аксиомы параллельных прямых. | 1 | УЗЗ | ||||
36 | 3.9 | Аксиомы параллельных прямых. | 1 | УЗЗ | ||||
37 | 3.10 | Решение задач по теме «Параллельные прямые». | 1 | КУ | ||||
38 | 3.11 | Решение задач по теме «Параллельные прямые». | 1 | УОЗ | ||||
39 | 3.12 | Решение задач по теме «Параллельные прямые». | 1 | УОЗ | ||||
40 | 3.13 | Контрольная работа №3 по теме «Параллельные прямые». | 1 | УКЗ | К.р. | |||
Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 18 | |||||||
41 | 4.1 | Сумма углов треугольника. | 1 | УИН | ||||
42 | 4.2 | Сумма углов треугольника. | 1 | УЗЗ | ||||
43 | 4.3 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 1 | УИН | Работа с учебником | |||
44 | 4.4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 1 | УЗЗ | С.р. | |||
45 | 4.5 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 1 | УЗЗ | ||||
46 | 4.6 | Контрольная работа №4 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника». | 1 | УКЗ | К.р. | |||
47 | 4.7 | Прямоугольные треугольники. | 1 | УИН | ||||
48 | 4.8 | Прямоугольные треугольники. | 1 | УЗЗ | ||||
49 | 4.9 | Прямоугольные треугольники. | 1 | УЗЗ | ||||
50 | 4.10 | Прямоугольные треугольники. | 1 | УЗЗ | С.р | |||
51 | 4.11 | Построение треугольника по трём элементам | 1 | УИН | ||||
52 | 4.12 | Построение треугольника по трём элементам | 1 | УЗЗ | С.р. | |||
53 | 4.13 | Построение треугольника по трём элементам | 1 | УЗЗ | ||||
54 | 4.14 | Построение треугольника по трём элементам | 1 | УЗЗ | ||||
55 | 4.15 | Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника». | 1 | КУ | ||||
56 | 4.16 | Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 | УОЗ | ||||
57 | 4.17 | Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 | УОЗ | С.р. | |||
58 | 4.18 | Контрольная работа №5 по теме «Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трем элементам». | 1 | УКЗ | К.р. | |||
Повторение. Решение задач. | 10 | |||||||
59 | 1 | Признаки равенства треугольников | 1 | УОЗ | ||||
60 | 2 | Признаки равенства треугольников | 1 | |||||
61 | 3 | Признаки параллельности прямых | 1 | УОЗ | ||||
62 | 4 | Признаки параллельности прямых | 1 | |||||
63 | 5 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 | УОЗ | ||||
64 | 6 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 | УОЗ | С.р. | |||
65 | 7 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 | УОЗ | ||||
66 | 8 | Итоговая контрольная работа | 1 | УКЗ | К.р | |||
67 | 9 | Задачи на построение | 1 | УОЗ | ||||
68 | 10 | Задачи на построение | 1 | УОЗ | ||||
Итого | 68 |
Принятые сокращения в календарно-тематическом планировании:
УИН – урок изучения нового;
УЗЗ – урок закрепления знаний;
УОЗ – урок обобщения и систематизации знаний
УКЗ – урок контроля знаний и умений
Методическая литература
Основная литература
1.Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.] – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2015. – 384 с.
2. Учебно-методическое пособие по геометрии для учителей «Геометрия. Самостоятельные и контрольные работы. 7-9 классы» [М.А.Иченская, М.: Просвещение, 2012]
3.Дидактические материалы по геометрии для 9 класса. Зив Б.Г., Мейлер В.М.– 4-е изд. – М. : Просвещение, 2008. – 128 с. : ил.
4.Программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2009 – (авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др).
Сайты:
- http://www.edu.ru - Федеральный портал Российское образование;
- http://www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал
- www.ug.ru - «Учительская газета»;
- www.informika.ru/text/magaz/herald – «Вестник образования»;
- http://www.krug.ural.ru/keng/ - Кенгуру;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «ГЕОМЕТРИЯ» 8 класс
Рабочая программа учебного предмета «ГЕОМЕТРИЯ» 8 класс ...
Рабочая программа учебного предмета "Геометрия" 7 класс
Рабочая программа по геометрии для учащихся 7 класса представлена в соответствии с ФГОС примерной программы по геометрии для основного общего образования и авторской программы, разработанной Л.С....
Рабочая программа учебного предмета "Геометрия" 9 класс
Рабочая программа по геометрии для учащихся 9 класса представлена в соответствии с ФГОС примерной программы по геометрии для основного общего образования и авторской программы, разработанной Л.С....
Рабочая программа учебного предмета « геометрия, 9 класс, базовый уровень».
Рабочая программа учебного предмета «Геометрия 9» (далее Рабочая программа) составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:1. Фе...
Рабочая программа учебного предмета «Геометрия» 7 класс
Данная рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом с Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к исполь...
Рабочая программа учебного предмета Геометрия 9 класс
Рабочая учебная программа по геометрии для 9 класса составлена из расчета часов, указанных в учебном плане. Предмет «Геометрия» изучается в объеме 68 часов учебного...
Рабочая программа учебного предмета Геометрия 8 класс
Рабочая учебная программа по геометрии для 8 класса составлена из расчета часов, указанных в учебном плане. Предмет «Геометрия» изучается в объеме 68...