Рабочая программа учебного предмета Геометрия 9 класс
рабочая программа по геометрии (9 класс) на тему

Киржаева Татьяна Ивановна

Рабочая учебная программа по геометрии  для 9  класса составлена из расчета часов, указанных  в учебном плане. Предмет «Геометрия» изучается  в объеме 68 часов учебного плана  при нагрузке  2 часа в неделю.  

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r.p._9_klass_geometriya_avtor_atanasyan_l.s.doc180 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по геометрии  для 9 «Б» класса разработана в соответствии с федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.,   федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом Министерства Образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего общего образования» с изменениями от 31 января 2012 года, федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства Образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 с изменениями от 20 августа 2008 г. № 241, от 30 августа 2010 г. № 889, от 3 июня 2011 г. № 1994, от 1 февраля 2012 г. № 74, учебным планом Лицея, на основе примерной программы основного общего образования по геометрии 7- 9 классы, / составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2009),  с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях». 

Описание места учебного предмета в учебном плане

      Рабочая учебная программа по геометрии  для 9 «Б» класса составлена из расчета часов, указанных  в учебном плане МБОУ «Лицей № 1» р.п. Чамзинка Чамзинского муниципального района. Предмет «Геометрия» изучается  в объеме 68 часов учебного плана лицея при нагрузке  2 часа в неделю.  

Содержание учебного предмета

  1. Векторы. Метод координат

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

Основная цель – научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.

  1. Соотношения между сторонами и углами треугольника.  Скалярное произведение векторов.

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

Основная цель – развить умение применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

  1. Длина окружности и площадь круга

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

Основная цель – расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.

  1. Движения

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

Основная цель – познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.

  1. Об аксиомах геометрии

Беседа об аксиомах геометрии.

Основная цель – дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.

  1. Начальные сведения из стереометрии

Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объемов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объемов.

Основная цель – дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве; познакомить учащихся с основными формулами для вычисления площадей поверхностей и объемов тел.

Повторение

Цель повторение материала курса геометрии 7-9 класс

Требования к уровню подготовки учащихся, окончивших 9 класс

В результате изучения курса учащиеся должны овладеть определенными знаниями и умениями по темам:

Главы 9, 10. Векторы. Метод координат.

В результате изучения данной главы учащиеся должны:

Знать/понимать: определение вектора, различать его начало и конец виды векторов, определять суммы и разности векторов, произведение вектора на число, что такое координаты вектора; определение средней линией трапеции;

уметь: изображать и обозначать вектор, откладывать вектор, равный данному, находить координаты вектора по его координатам начала и конца, вычислять сумму и разность двух векторов по их координатам, строить сумму двух векторов, пользуясь правилами треугольника, параллелограмма, многоугольника; строить окружности и прямые заданные уравнениями.

Глава 11. Соотношения между сторонами и углами треугольника.

В результате изучения данной главы учащиеся должны:

Знать/ понимать: определения косинуса синуса, тангенса для острого угла формулы, выражающие их связь; определения скалярного произведения векторов;

уметь: воспроизводить доказательства теорем косинусов и синусов, применять в решении задач; находить скалярное произведение векторов в координатах, угол между векторами.

Глава 12. Длина окружности и площадь круга.

В результате изучения данной главы учащиеся должны:

Знать/понимать: определение правильного многоугольника, формулу длины окружности и ее дуги, площади сектора;

уметь: вычислять стороны, площади и периметры правильных многоугольников, длину окружности и длину дуги; применять формулы площади круга, сектора при решении задач.

Глава 13. Движения.

В результате изучения данной главы учащиеся должны:

Знать/понимать: определения преобразования плоскости, движения плоскости, определять их виды;

уметь: решать задачи, используя определения видов движения.

Тематическое планирование по дисциплине « Геометрия» 9 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

                              Из них

Теоретическое обучение, ч.

К/ р,

 ч.

С/ р,

 ч.

1

Векторы

8

7

1

2

Метод координат

10

8,5

1

0,5

3

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

11

9

1

1

4

Длина окружности и площадь круга

12

9,5

1

1,5

5

Движения

8

6,5

1

0,5

6

Начальные сведения из стереометрии

8

7

1

7

Об аксиомах планиметрии

2

2

8

Повторение

9

7

1

1

Итого

68

56,5

5

6,5

Сокращения в календарно-тематическом планировании:

КУ – комбинированный урок;

УЗЗ – урок закрепления знаний;

УПЗУ – урок применения знаний и умений;

УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний;

УКЗУ – урок контроля знаний и умений


Календарно-тематическое планирование

Геометрия 9

№ п/п

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Вид занятия

Виды самостоятельной работы

Дата проведения занятия

План

Факт

I четверть

Гл. IX        Векторы    

8

1

§ 1. Понятие вектора.

1.1

Понятие вектора. Равенство векторов.

1

КУ

2

1.2

Откладывание вектора от данной точки.

1

КУ

3

§ 2. Сложение и вычитание векторов.

1.3

Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. Правило параллелограмма.

1

КУ

4

1.4

Сумма нескольких векторов.

1

УЗЗ

5

1.5

Вычитание векторов.

1

УЗЗ

С.р.

6

§3. Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач.

1.6

Произведение вектора на число.

1

КУ

7

1.7

Применение векторов к решению задач.

1

УЗЗ

8

1.8

Средняя линия трапеции.

1

УПЗУ

С.р.

Гл. X.  Метод координат    

10

9

§ 1. Координаты вектора.

2.1

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.

1

КУ

10

2.2

Координаты вектора.

1

УЗЗ

11

§ 2. Простейшие задачи в координатах.

2.3

Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца.

1

КУ

12

2.4

Простейшие задачи в координатах.

1

УПЗУ

13

§ 3.  Уравнение окружности и прямой.

2.5

Уравнение линии на плоскости.

1

КУ

14

2.6

Уравнение окружности.

1

УЗЗ

15

2.7

Уравнение прямой.

1

УЗЗ

16

2.8

Использование уравнение окружности и прямой при решении задач.

1

УЗЗ

17

2.9

Применение метода координат к решению задач.

1

УОСЗ

С.р.

18

2.10

Контрольная работа № 1 «Векторы. Метод координат»

1

УКЗУ

К.р.

II четверть

Гл. XI. Соотношения между сторонами и углами треугольника.

              Скалярное произведение векторов                      

11

19

§ 1.    Синус, косинус и тангенс угла.

3.1

  Синус, косинус и тангенс.

1

КУ

20

3.2

 Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения.

1

КУ

21

3.3

 Формулы для вычисления координат точки.

1

УЗЗ

С.р.

22

§ 2. Соотношения между сторонами и углами треугольника.

3.4

Теорема о площади треугольника. Теорема синусов.

1

КУ

23

3.5

Теорема косинусов.

1

КУ

24

3.6

Решение треугольников.

1

УЗЗ

25

3.7

Измерительные работы.

1

УЗЗ

26

§ 3.   Скалярное произведение векторов.

3.8

Угол между векторами. Скалярное произведение векторов.

1

КУ

27

3.9

Скалярное произведение в координатах. Свойства скалярного произведения векторов.

1

УЗЗ

28

3.10

Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника.  Скалярное произведение векторов».

1

УПЗУ

С.р.

29

3.11

Контрольная работа № 2 «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов»

1

УКЗУ

К.р.

Гл. XII.  Длина окружности и площадь круга      

12

30

§ 1.     Правильные многоугольники.

4.1

Правильные многоугольники.

1

КУ

31

4.2

Окружность, описанная около правильного многоугольника.

1

КУ

32

4.3

Окружность, вписанная в правильный многоугольник.

1

УЗЗ

III четверть

33

4.4

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. Построение правильных многоугольников.

1

УЗЗ

С.р.

34

§ 2.     Длина окружности и площадь круга.

4.5

Длина окружности.

1

КУ

35

4.6

Площадь круга.

1

КУ

36

4.7

Площадь кругового сектора.

1

УЗЗ

37

4.8

Площадь кругового сектора.

1

УЗЗ

С.р.

38

4.9

Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга».

1

УПЗУ

39

4.10

Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга».

1

УПЗУ

40

4.11

Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга».

1

УПЗУ

С.р.

41

4.12

Контрольная работа № 3 «Длина окружности и площадь круга».

1

УКЗУ

К.р.

Гл. XIII.  Движения        

8

42

§ 1.  Понятие движения.

5.1

Отображение плоскости на себя  

1

КУ

43

5.2

Понятие движения.

1

КУ

44

5.3

Наложения и движения.

1

УЗЗ

45

§ 2.     Параллельный перенос и поворот.

5.4

Параллельный перенос.

1

КУ

46

5.5

Поворот

1

УЗЗ

47

5.6

Решение задач по теме «Движения».

1

УПЗУ

48

5.7

Решение задач по теме «Движения».

1

УОСЗ

С.р.

49

5.8

Контрольная работа № 4 «Движения».

1

УКЗУ

К.р.

Гл. XIV Начальные сведения из стереометрии

8

50

§ 1.   Многогранники.

6.1

Предмет стереометрии. Многогранники.

1

КУ

51

6.2

Призма. Параллелепипед.

1

УЗЗ

52

6.3

Объем тела. Свойства прямоугольного параллелепипеда.

1

УЗЗ

IV четверть

53

6.4

Пирамида

1

УЗЗ

54

§ 2.    Тела и поверхности вращения.

6.5

Цилиндр

1

КУ

55

6.6

Конус

1

КУ

56

6.7

Сфера и шар

1

КУ

57

6.8

Решение задач по теме «Тела и поверхности вращения»

1

УЗЗ

Об аксиомах планиметрии

2

58

7.1

Об аксиомах планиметрии

1

УОЗ

59

7.2

Об аксиомах планиметрии

1

КУ

Повторение

9

60

8.1

Векторы

1

УОСЗ

61

8.2

Метод координат

1

УОСЗ

С.р.

62

8.3

Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике

1

УПЗУ

63

8.4

Скалярное произведение векторов

1

УОСЗ

64

8.5

Длина окружности, дуги. Площадь круга

1

УОСЗ

65

8.6

Движения

1

УОСЗ

66

8.7

Многогранники.  Тела и поверхности вращения

1

УПЗУ

С.р.

67

8.8

Итоговая контрольная работа №5

1

УКЗУ

К.р

68

8.9

Решение задач на построение

1

УПЗУ

Итого

68

 


Методическая литература

Основная литература

1.Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.] – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2006. – 384 с.

2. Учебно-методическое пособие по геометрии для учителей «Геометрия. Самостоятельные и контрольные работы. 7-9 классы» [М.А.Иченская, М.: Просвещение, 2012]

3.Дидактические материалы по геометрии для 9 класса. Зив Б.Г., Мейлер В.М.– 4-е изд. – М. : Просвещение, 2008. – 128 с. : ил.

4.Программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы,  составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2009 – (авторы Л. С. Атанасян,   В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др).

Сайты:

  1. http://www.edu.ru - Федеральный портал Российское образование;
  2. http://www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал
  3. www.ug.ru - «Учительская газета»;
  4. www.1september.ru - все приложения к газете «1сентября»;
  5. www.informika.ru/text/magaz/herald – «Вестник образования»;
  6. http://school-collection.edu.ru  – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;
  7. http://www.krug.ural.ru/keng/ - Кенгуру;
  8. http://math.child.ru  - Сайт и для учителей математики.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год

Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....

Рабочая программа учебного предмета «Математика» Класс 7

Рабочая программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (учебный предмет «Математика» 7 класс )...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык для 6 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год разработана на основе авторской программы Р.П Мильруд, Ж. А Суворовой,2016 года

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральног...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебный предмет: Геометрия Класс: 7 Количество часов в год по учебному плану: 68 Количество часов в неделю: 2

Рабочая программа расчитана на 2 часа . В программе указаны задачи, цела и конечный  результат изучения курса геометрии....