Рабочая программа учебного предмета "Геометрия" 9 класс
рабочая программа по геометрии (9 класс) по теме

Рабочая программа по геометрии для учащихся 9 класса представлена в соответствии с ФГОС примерной программы по геометрии для основного общего образования и авторской программы, разработанной Л.С. Атанасяном.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon g9.doc172 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 Рабочая программа составлена на основе:

 - Федерального компонента государственного образовательного стандарта      среднего (полного) общего образования по математике утвержденного приказом Минобразования РФ от 5.03. 2004 г.,

  - Примерные программы по математике.

- Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы.

  - Авторского тематического планирования Л.С. Атанасяна и др. к учебнику  «Геометрия 7-9»

       

         Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

            Программа направлена на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
  • развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.

В курсе геометрии 9-го класса формируется понятие вектора. Особое внимание уделяется выполнению операций над векторами в геометрической форме. Учащиеся дополняют знания о треугольниках сведениями о методах вычисления элементов произвольных треугольниках, основанных на теоремах синусов и косинусов. Даются систематизированные сведения о правильных многоугольниках, об окружности, вписанной в правильный многоугольник и описанной. Особое место занимает решение задач на применение формул. Даются первые знания о движении, повороте и параллельном переносе. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.

Программой отводится на изучение геометрии по 2 урока в неделю, что составляет 70 часов в учебный год. Из них контрольных работ-6.

Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения математических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся  в 9 классе

 

В ходе преподавания геометрии в 9 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали  умениями обще учебного характера, разнообразными способами деятельностиприобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
  • решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
  • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  • проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

В результате изучения курса геометрии 9 класса обучающиеся должны:

знать/понимать                                                    

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;  примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.

Геометрия

уметь

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  1. описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  2. расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  3. решения геометрических задач с использованием тригонометрии
  4. решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  5. построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

ОСНОВНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ

Вводное повторение (3 часа)

 

Глава 9.  Векторы. (10 часов)

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число.

Цель: научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов при решении геометрических задач.

Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число)

 

Глава 10.  Метод координат. (10 часов)

 Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

Цель: познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.

На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.

 

Глава 11.   Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. (18 часов)

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

Цель: развить умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольники (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.

Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение для векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.

Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.

Глава 12. Длина окружности и площадь круга. (11 часов)

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

Цель: расширить знание обучающихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности, площади круга и формулы для их вычисления.

            В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2л-угольника, если дан правильный л-угольник.

            Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.

Глава 13. Движения. (8 часов)

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

Цель: познакомить обучающихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.

Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движении основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач.

Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.

Повторение. Решение задач. (15часов)

            Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 9 класса.

 

Требования к оценке знаний учащихся

Критерии оценки устных ответов учащихся

 Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником,
  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если ученик

  • удовлетворяет в основном требованиям    на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа; замечанию учителя;
  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

 Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);
  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  • при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

 Критерии оценки письменных  работ учащихся

Отметка «5» ставится, если:

  • работа выполнена полностью;
  • в логических  рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок; 
  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

 Отметка «4» ставится, если:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
  • допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).

 Отметка «3» ставится, если:

  • допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме. 

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет
  • обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Литература:

Учебно-дидактическое сопровождение:

Учебник: Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С,

Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.] – М.: Просвещение, 2009.

Методические пособия для учителя:

1. Изучение геометрии в 7-9 классах. Пособие для учителя. / [ Л.С.Атанасян, В,Ф,

Бутузов, Ю.А. Глазков и др. – М.: Просвещение, 2009.

2. Уроки геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации для учителя к

учебнику Л.С. Атанасяна и др. / В.И. Жохов и др. – М.: Вербум-М, 2004-2009.

3. Геометрия. 9 класс: поурочные планы к учебнику Л.С. Атанасяна и др. / авт.-сост.

Т.Л. Афанасьева, Л.А. Тапилина.- Волгоград: Учитель, 2011.

4. Поурочные разработки по геометрии: 9 класс. /Н.Ф. Гаврилова. – М.: ВАКО, 2010.

5. Устные проверочные и зачетные работы по геометрии для 7-9 классов. / А.П.

Ершова и др. – М.: ИЛЕКСА, 2009.

6. Геометрия: задачи на готовых чертнежах: 7-9 классы / Э.Н. Балаян. – Ростов-на-

Дону: Феникс, 2009.

7. Геометрия: Задачник-практикум для 9 класса ( к учебнику Л.С. Атанасяна и др. –

М.: Интеллект-Центр, 2004-2010.

8. Геометрия. Подготовка к ЕГЭ и ГИА-9. Учимся решать задачи: учебное пособие /

Б.И. Вольфсон, Л.И. Резницкий. – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2011.

Дидактические материалы:

Дидактические материалы по геометрии для 9 класса. / Б.Г. Зив. – М.:

Просвещение, 2010.

Инструментарий по отслеживанию результатов:

1. Контрольные работы по геометрии для 7-9 кл. общеобразоват. учреждений: кн. для

учителя / Ю.П. Дудницын, В.Л. Кронгауз. – М.: Просвещение, 2010.

2. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 9 класса. /

А.П. Ершова и др. – М.: ИЛЕКСА, 2010.

3. Контрольные работы по геометрии: 9 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др.

«Геометрия 7-9» / Н.Б. Мельникова. – М.: Издательство «Экзамен»,

2009.

4. Геометрия. 7-9 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля / авт.-сост.

Г.И. Ковалева, Н.И. Мазурова. – Волгоград: Учитель, 2008-2011.

5. Задачи по геометрии. 7-11 класс: учеб.пособие для учащихся общеобразоват.

учреждений / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.Г. Баханский. – М.: Просвещение,

2009.

- Авторского тематического планирования Л.С. Атанасяна и др. к учебнику  «Геометрия» 7-9 классы «Просвещение» 2008

       

п/п

Сроки

 прове-

дения

Тема урока

Домаш-нее

задание

Повторение

1-3

Сентябрь

1,2 неделя

Вводное повторение

Метод координат.

4

Сентябрь

2 неделя

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.

§1, п.86

5

Сентябрь

3 неделя

Координаты вектора

§1, п.87

6

Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца

§2, п.88

7

Сентябрь

4 неделя

Простейшие задачи в координатах

§2, п.89

8

Простейшие задачи в координатах

§2, п.89

9

Октябрь

1 неделя

Применение метода координат решению задач

§2,

п.86-89

10

Контрольная работа. Координаты вектора

11

Октябрь

2 неделя

Уравнение линии на плоскости

§3, п.90

12

Уравнение окружности

§3, п.91

13

Октябрь

3 неделя

Уравнение прямой

§3, п.92

14

Решение задач. Уравнение прямой и окружности

§3,

п.90-92

15

Октябрь

4 неделя

Решение задач. Уравнение прямой и окружности

§3,

п.90-92

16

Контрольная работа. Уравнение прямой и окружности.

Соотношения между сторонами и углами треугольника.  

 Скалярное произведение векторов.

17

Октябрь

5 неделя

Синус, косинус и тангенс угла. Основное тригонометрическое тождество

§1,

п.93-94

18

Формулы для вычисления координат точки

§1, п.95

19

Ноябрь

1 неделя

Теорема о площади треугольника

§2, п.96

20

Теорема синусов

§2, п.97

21

Ноябрь

2 неделя

Теорема косинусов

§2, п.98

22

Решение треугольников

§2, п.99

23

Ноябрь

3 неделя

Решение треугольников

§2, п.99

24

Решение треугольников

§2, п.99

25

Ноябрь

4 неделя

Измерительные работы

§2, п.100

26

Решение задач Соотношения между сторонами и углами треугольника.

§1-2,

 п.93-100

27

Декабрь

1 неделя

Контрольная работа. Соотношения между сторонами и углами треугольника.

28

Угол между векторами

§3, п.101

29

Декабрь

2 неделя

Скалярное произведение векторов

§3, п.102

30

Скалярное произведение в координатах. Свойства скалярного произведения векторов

§3, п.103

31

Декабрь

3 неделя

Решение задач.

Скалярное произведение векторов

§3,

п.101-103

32

Декабрь

3 неделя

Решение задач. Скалярное произведение векторов

§3,

п.101-103

33

Декабрь

4 неделя

Решение задач. Скалярное произведение векторов

§3,

п.101-103

34

Контрольная работа. Скалярное произведение векторов

Длина окружности и площадь круга.

35

Январь

3 неделя

Правильный многоугольник

§1, п.105

36

Окружность, описанная около правильного многоугольника

§1, п.106

37

Январь

4 неделя

Окружность, вписанная в правильный многоугольник

§1, п.107

38

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности

§1, п.108

39

Январь

5 неделя

Построение правильных многоугольников

§1, п.109

40

Длина окружности

§2, п.110

41

Февраль

1 неделя

Дуги окружности

§2, п.110

42

Площадь круга

§2, п.111

43

Февраль

2 неделя

Площадь кругового сектора

§2, п.111

44

Решение задач. Длина окружности и дуги окружности

§2,

п.110-111

45

Февраль

3 неделя

Контрольная работа. Длина окружности и дуги окружности

        Движения.

46

Февраль

3 неделя

Понятие движения

§1, п.113

47

Февраль

4 неделя

Решение задач. Понятие движения

§1, п.114

48

Параллельный перенос        

§2, п.116

49

Март

1 неделя

Поворот

§2, п.117

50

Параллельный перенос и поворот        

§2,

п.116-117

51

Март

2 неделя

Решение задач. Движения.

§1-2, п.113-117

52

Решение задач. Движения.

§1-2, п.113-117

53

Март

3 неделя

Контрольная работа. Движения.

        Итоговое повторение курса геометрии 7-9 классов.

54

Март

3 неделя

Параллельные прямые

55

Апрель

1 неделя

Треугольник

56

Треугольник

57

Апрель

2 неделя

Четырехугольники

58

Четырехугольники

59

Апрель

3 неделя

Многоугольники

60

Многоугольники

61

Апрель

4 неделя

Окружность и круг

62

Векторы и координаты на плоскости

63

Май

1 неделя

Геометрические построения

64

Решение задач по курсу планиметрии

65

Май

2 неделя

Решение задач по курсу планиметрии

66

Решение задач по курсу планиметрии

67

Май

3 неделя

Итоговая контрольная работа.

68

Итоговый урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год

Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык для 6 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год разработана на основе авторской программы Р.П Мильруд, Ж. А Суворовой,2016 года

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральног...