Рабочая программа учебного предмета "Геометрия" 9 класс
рабочая программа по геометрии (9 класс) по теме
Рабочая программа по геометрии для учащихся 9 класса представлена в соответствии с ФГОС примерной программы по геометрии для основного общего образования и авторской программы, разработанной Л.С. Атанасяном.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
g9.doc | 172 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по математике утвержденного приказом Минобразования РФ от 5.03. 2004 г.,
- Примерные программы по математике.
- Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы.
- Авторского тематического планирования Л.С. Атанасяна и др. к учебнику «Геометрия 7-9»
Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Программа направлена на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
- развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
В курсе геометрии 9-го класса формируется понятие вектора. Особое внимание уделяется выполнению операций над векторами в геометрической форме. Учащиеся дополняют знания о треугольниках сведениями о методах вычисления элементов произвольных треугольниках, основанных на теоремах синусов и косинусов. Даются систематизированные сведения о правильных многоугольниках, об окружности, вписанной в правильный многоугольник и описанной. Особое место занимает решение задач на применение формул. Даются первые знания о движении, повороте и параллельном переносе. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.
Программой отводится на изучение геометрии по 2 урока в неделю, что составляет 70 часов в учебный год. Из них контрольных работ-6.
Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения математических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.
Требования к уровню подготовки учащихся в 9 классе
В ходе преподавания геометрии в 9 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями обще учебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
- решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
В результате изучения курса геометрии 9 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
Геометрия
уметь
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
- распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
- в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
- проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
- решения геометрических задач с использованием тригонометрии
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Вводное повторение (3 часа)
Глава 9. Векторы. (10 часов)
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число.
Цель: научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов при решении геометрических задач.
Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число)
Глава 10. Метод координат. (10 часов)
Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Цель: познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.
На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
Глава 11. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. (18 часов)
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
Цель: развить умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольники (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.
Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение для векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.
Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.
Глава 12. Длина окружности и площадь круга. (11 часов)
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Цель: расширить знание обучающихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности, площади круга и формулы для их вычисления.
В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2л-угольника, если дан правильный л-угольник.
Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.
Глава 13. Движения. (8 часов)
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Цель: познакомить обучающихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.
Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движении основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач.
Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.
Повторение. Решение задач. (15часов)
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 9 класса.
Требования к оценке знаний учащихся
Критерии оценки устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником,
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если ученик
- удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа; замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Критерии оценки письменных работ учащихся
Отметка «5» ставится, если:
- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
- допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет
- обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Литература:
Учебно-дидактическое сопровождение:
Учебник: Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С,
Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.] – М.: Просвещение, 2009.
Методические пособия для учителя:
1. Изучение геометрии в 7-9 классах. Пособие для учителя. / [ Л.С.Атанасян, В,Ф,
Бутузов, Ю.А. Глазков и др. – М.: Просвещение, 2009.
2. Уроки геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации для учителя к
учебнику Л.С. Атанасяна и др. / В.И. Жохов и др. – М.: Вербум-М, 2004-2009.
3. Геометрия. 9 класс: поурочные планы к учебнику Л.С. Атанасяна и др. / авт.-сост.
Т.Л. Афанасьева, Л.А. Тапилина.- Волгоград: Учитель, 2011.
4. Поурочные разработки по геометрии: 9 класс. /Н.Ф. Гаврилова. – М.: ВАКО, 2010.
5. Устные проверочные и зачетные работы по геометрии для 7-9 классов. / А.П.
Ершова и др. – М.: ИЛЕКСА, 2009.
6. Геометрия: задачи на готовых чертнежах: 7-9 классы / Э.Н. Балаян. – Ростов-на-
Дону: Феникс, 2009.
7. Геометрия: Задачник-практикум для 9 класса ( к учебнику Л.С. Атанасяна и др. –
М.: Интеллект-Центр, 2004-2010.
8. Геометрия. Подготовка к ЕГЭ и ГИА-9. Учимся решать задачи: учебное пособие /
Б.И. Вольфсон, Л.И. Резницкий. – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2011.
Дидактические материалы:
Дидактические материалы по геометрии для 9 класса. / Б.Г. Зив. – М.:
Просвещение, 2010.
Инструментарий по отслеживанию результатов:
1. Контрольные работы по геометрии для 7-9 кл. общеобразоват. учреждений: кн. для
учителя / Ю.П. Дудницын, В.Л. Кронгауз. – М.: Просвещение, 2010.
2. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 9 класса. /
А.П. Ершова и др. – М.: ИЛЕКСА, 2010.
3. Контрольные работы по геометрии: 9 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др.
«Геометрия 7-9» / Н.Б. Мельникова. – М.: Издательство «Экзамен»,
2009.
4. Геометрия. 7-9 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля / авт.-сост.
Г.И. Ковалева, Н.И. Мазурова. – Волгоград: Учитель, 2008-2011.
5. Задачи по геометрии. 7-11 класс: учеб.пособие для учащихся общеобразоват.
учреждений / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.Г. Баханский. – М.: Просвещение,
2009.
- Авторского тематического планирования Л.С. Атанасяна и др. к учебнику «Геометрия» 7-9 классы «Просвещение» 2008
№ п/п | Сроки прове- дения | Тема урока | Домаш-нее задание | Повторение |
1-3 | Сентябрь 1,2 неделя | Вводное повторение | ||
Метод координат. | ||||
4 | Сентябрь 2 неделя | Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. | §1, п.86 | |
5 | Сентябрь 3 неделя | Координаты вектора | §1, п.87 | |
6 | Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца | §2, п.88 | ||
7 | Сентябрь 4 неделя | Простейшие задачи в координатах | §2, п.89 | |
8 | Простейшие задачи в координатах | §2, п.89 | ||
9 | Октябрь 1 неделя | Применение метода координат решению задач | §2, п.86-89 | |
10 | Контрольная работа. Координаты вектора | |||
11 | Октябрь 2 неделя | Уравнение линии на плоскости | §3, п.90 | |
12 | Уравнение окружности | §3, п.91 | ||
13 | Октябрь 3 неделя | Уравнение прямой | §3, п.92 | |
14 | Решение задач. Уравнение прямой и окружности | §3, п.90-92 | ||
15 | Октябрь 4 неделя | Решение задач. Уравнение прямой и окружности | §3, п.90-92 | |
16 | Контрольная работа. Уравнение прямой и окружности. | |||
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. | ||||
17 | Октябрь 5 неделя | Синус, косинус и тангенс угла. Основное тригонометрическое тождество | §1, п.93-94 | |
18 | Формулы для вычисления координат точки | §1, п.95 | ||
19 | Ноябрь 1 неделя | Теорема о площади треугольника | §2, п.96 | |
20 | Теорема синусов | §2, п.97 | ||
21 | Ноябрь 2 неделя | Теорема косинусов | §2, п.98 | |
22 | Решение треугольников | §2, п.99 | ||
23 | Ноябрь 3 неделя | Решение треугольников | §2, п.99 | |
24 | Решение треугольников | §2, п.99 | ||
25 | Ноябрь 4 неделя | Измерительные работы | §2, п.100 | |
26 | Решение задач Соотношения между сторонами и углами треугольника. | §1-2, п.93-100 | ||
27 | Декабрь 1 неделя | Контрольная работа. Соотношения между сторонами и углами треугольника. | ||
28 | Угол между векторами | §3, п.101 | ||
29 | Декабрь 2 неделя | Скалярное произведение векторов | §3, п.102 | |
30 | Скалярное произведение в координатах. Свойства скалярного произведения векторов | §3, п.103 | ||
31 | Декабрь 3 неделя | Решение задач. Скалярное произведение векторов | §3, п.101-103 | |
32 | Декабрь 3 неделя | Решение задач. Скалярное произведение векторов | §3, п.101-103 | |
33 | Декабрь 4 неделя | Решение задач. Скалярное произведение векторов | §3, п.101-103 | |
34 | Контрольная работа. Скалярное произведение векторов | |||
Длина окружности и площадь круга. | ||||
35 | Январь 3 неделя | Правильный многоугольник | §1, п.105 | |
36 | Окружность, описанная около правильного многоугольника | §1, п.106 | ||
37 | Январь 4 неделя | Окружность, вписанная в правильный многоугольник | §1, п.107 | |
38 | Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности | §1, п.108 | ||
39 | Январь 5 неделя | Построение правильных многоугольников | §1, п.109 | |
40 | Длина окружности | §2, п.110 | ||
41 | Февраль 1 неделя | Дуги окружности | §2, п.110 | |
42 | Площадь круга | §2, п.111 | ||
43 | Февраль 2 неделя | Площадь кругового сектора | §2, п.111 | |
44 | Решение задач. Длина окружности и дуги окружности | §2, п.110-111 | ||
45 | Февраль 3 неделя | Контрольная работа. Длина окружности и дуги окружности | ||
Движения. | ||||
46 | Февраль 3 неделя | Понятие движения | §1, п.113 | |
47 | Февраль 4 неделя | Решение задач. Понятие движения | §1, п.114 | |
48 | Параллельный перенос | §2, п.116 | ||
49 | Март 1 неделя | Поворот | §2, п.117 | |
50 | Параллельный перенос и поворот | §2, п.116-117 | ||
51 | Март 2 неделя | Решение задач. Движения. | §1-2, п.113-117 | |
52 | Решение задач. Движения. | §1-2, п.113-117 | ||
53 | Март 3 неделя | Контрольная работа. Движения. | ||
Итоговое повторение курса геометрии 7-9 классов. | ||||
54 | Март 3 неделя | Параллельные прямые | ||
55 | Апрель 1 неделя | Треугольник | ||
56 | Треугольник | |||
57 | Апрель 2 неделя | Четырехугольники | ||
58 | Четырехугольники | |||
59 | Апрель 3 неделя | Многоугольники | ||
60 | Многоугольники | |||
61 | Апрель 4 неделя | Окружность и круг | ||
62 | Векторы и координаты на плоскости | |||
63 | Май 1 неделя | Геометрические построения | ||
64 | Решение задач по курсу планиметрии | |||
65 | Май 2 неделя | Решение задач по курсу планиметрии | ||
66 | Решение задач по курсу планиметрии | |||
67 | Май 3 неделя | Итоговая контрольная работа. | ||
68 | Итоговый урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 7 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
автор УМК В.В. Пасечник....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 8 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
автор УМК В.В. Пасечник....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык для 6 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год разработана на основе авторской программы Р.П Мильруд, Ж. А Суворовой,2016 года
Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральног...