Рабочая программа учебного предмета Геометрия 8 класс
рабочая программа по геометрии (8 класс) на тему
Рабочая учебная программа по геометрии для 8 класса составлена из расчета часов, указанных в учебном плане. Предмет «Геометрия» изучается в объеме 68 часов учебного плана при нагрузке 2 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_prog_geometriya_8kl.doc | 221.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по геометрии для 8 «Б» класса разработана в соответствии с федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г., федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом Министерства Образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего общего образования» с изменениями от 31 января 2012 года, федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства Образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 с изменениями от 20 августа 2008 г. № 241, от 30 августа 2010 г. № 889, от 3 июня 2011 г. № 1994, от 1 февраля 2012 г. № 74, учебным планом Лицея, на основе примерной программы основного общего образования по алгебре для учителей общеобразовательных организаций / составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008, с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».
Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая учебная программа по геометрии для 8 «Б» класса составлена из расчета часов, указанных в учебном плане МБОУ «Лицей № 1» р.п. Чамзинка Чамзинского муниципального района. Предмет «Геометрия» изучается в объеме 68 часов учебного плана лицея при нагрузке 2 часа в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Глава 5. Четырехугольники (14 часов)
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Цель: изучить наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.
Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить, в начале изучения темы.
Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.
Глава 6. Площадь (14 часов)
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Цель: расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии — теорему Пифагора.
Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для обучающихся.
Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.
Глава 7. Подобные треугольники (19 часов)
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.
Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.
Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.
На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение.
В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Глава 8. Окружность (17 часов)
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре
замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с четырьмя замечательными точками треугольника.
В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач. Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.
Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.
9. Повторение. Решение задач. (4 часа)
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 8 класса.
Требования к уровню подготовки учащихся, окончивших 8 класс
В результате изучения курса геометрии 8 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
- распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
- в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
- проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные
- построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
- решения геометрических задач с использованием тригонометрии
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них | ||
Теоретическое обучение, ч. | К/ р, ч. | С/ р, ч. | |||
1 | Четырехугольники. | 14 | 12,5 | 1 | 0,5 |
2 | Площадь | 14 | 12,5 | 1 | 0,5 |
3 | Подобные треугольники | 19 | 16 | 2 | 1 |
4 | Окружность | 17 | 15,5 | 1 | 0,5 |
5 | Повторение. Решение задач. | 4 | 2,5 | 1 | 0,5 |
Итого | 68 | 59 | 6 | 3 |
Календарно – тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Всего часов | Виды самостоятельной работы | Дата проведения занятия | ||||
План | Факт | ||||||||
I четверть | |||||||||
Глава V. Четырехугольники. §1. Многоугольники | 14 | ||||||||
1 | 1.1 | Многоугольник | уин | 1 | ФО, ИРД | ||||
2 | 1.2 | Выпуклый многоугольник | уин | 1 | ИРК | ||||
3 | 1.3 | Четырехугольник | узз | 1 | ГД | ||||
§2. Параллелограмм и трапеция | |||||||||
4 | 1.4 | Параллелограмм | уин | 1 | ИРД | ||||
5 | 1.5 | Признаки параллелограмма | уин | 1 | |||||
6 | 1.6 | Решение задач по теме «Признаки параллелограмма» | узз | 1 | ФО, ИРК | ||||
7 | 1.7 | Трапеция | уин | 1 | ФО | ||||
8 | 1.8 | Решение задач по теме «Трапеция» | уоз | 1 | ИРК | ||||
§3. Прямоугольник, ромб, квадрат | |||||||||
9 | 1.9 | Прямоугольник | уин | 1 | |||||
10 | 1.10 | Ромб и квадрат | уин | 1 | ФО, ИРД | ||||
11 | 1.11 | Осевая и центральная симметрии | уин | 1 | |||||
12 | 1.12 | Решение задач по теме «Прямоугольник», «Ромб и квадрат», «Осевая и центральная симметрии» | узз | 1 | ФО, ИРК | ||||
13 | 1.13 | Решение задач по теме «Прямоугольник», «Ромб и квадрат», «Осевая и центральная симметрии» | кпз | 1 | СР-1 | ||||
14 | 1.14 | Контрольная работа № 1 «Четырехугольники» | укз | 1 | КР | ||||
Глава VI. Площадь. §1. Площадь прямоугольника | 14 | ||||||||
15 | 2.1 | Понятие площади многоугольника | уин | 1 | ИРД | ||||
16 | 2.2 | Площадь квадрата | уин | 1 | ФО | ||||
17 | 2.3 | Площадь прямоугольника | уин | 1 | ИРК | ||||
18 | 2.4 | Решение задач по теме: « Площадь». | узз | 1 | ФО | ||||
II четверть | |||||||||
§2. Площади параллелограмма, треугольника и трапеции | |||||||||
19 | 2.5 | Площадь параллелограмма | уин | 1 | ФО, ИРД | ||||
20 | 2.6 | Площадь параллелограмма | узз | 1 | ФО | ||||
21 | 2.7 | Площадь треугольника | уин | 1 | ИРК | ||||
22 | 2.8 | Площадь трапеции | уин | 1 | |||||
23 | 2.9 | Решение задач по теме: «Площади многоугольников» | узз | 1 | ГД | ||||
24 | 2.10 | Решение задач по теме: «Площади многоугольников» | кпз | 1 | ФО | ||||
§3. Теорема Пифагора | |||||||||
25 | 2.11 | Теорема Пифагора | уин | 1 | ФО | ||||
26 | 2.12 | Теорема, обратная теореме Пифагора | уин | 1 | ТР | ||||
27 | 2.13 | Решение задач по теме: «Площадь» | узз | 1 | СР-2 | ||||
28 | 2.14 | Контрольная работа № 2 по теме: « Площадь» | укз | 1 | КР | ||||
Глава VII. Подобные треугольники. §1. Определение подобных треугольников | 19 | ||||||||
29 | 3.1 | Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников. | уин | 1 | ИРД | ||||
30 | 3.2 | Отношение площадей подобных треугольников. | уин | 1 | ФО | ||||
§2. Признаки подобия треугольников | |||||||||
31 | 3.3 | Первый признак подобия треугольников | уин | 1 | ИРД | ||||
32 | 3.4 | Второй признак подобия треугольников | уин | 1 | ИРК | ||||
III четверть. | |||||||||
33 | 3.5 | Третий признак подобия треугольников | уин | 1 | ИРД | ||||
34 | 3.6 | Решение задач по теме «Признаки подобия треугольников» | узз | 1 | ГД | ||||
35 | 3.7 | Решение задач по теме «Признаки подобия треугольников» | узз | 1 | ФО | ||||
36 | 3.8 | Решение задач по теме «Признаки подобия треугольников» | кпз | 1 | ИРК | ||||
37 | 3.9 | Контрольная работа № 3 по теме: « Признаки подобия треугольников» | укз | 1 | КР | ||||
§3.Применение подобия к доказательству теорем и решению задач | |||||||||
38 | 3.10 | Средняя линия треугольника | уин | 1 | ФО | ||||
39 | 3.11 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике | уин | 1 | ИРД | ||||
40 | 3.12 | Практические приложения подобия треугольников | уин | 1 | ГД | ||||
41 | 3.13 | О подобии произвольных фигур | уин | 1 | ИРД | ||||
42 | 3.14 | Решение задач по теме «Подобие произвольных фигур» | узз | 1 | СР-3 | ||||
§4. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника | |||||||||
43 | 3.15 | Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника | уин | 1 | ФО | ||||
44 | 3.16 | Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника | узз | 1 | ИРД | ||||
45 | 3.17 | Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450 и 600. | уин | 1 | ИРК | ||||
46 | 3.18 | Решение задач по теме: «Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника» | кпз | 1 | СР-4 | ||||
47 | 3.19 | Контрольная работа № 4 по теме: «Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника» | укз | 1 | КР | ||||
Глава VIII. Окружность §1. Касательная к окружности | 17 | ||||||||
48 | 4.1 | Взаимное расположение прямой и окружности | уин | 1 | ИРД | ||||
49 | 4.2 | Касательная к окружности | уин | 1 | ИРД | ||||
50 | 4.3 | Решение задач по теме: «Касательная к окружности» | узз | 1 | ФО | ||||
§2. Центральные и вписанные углы | |||||||||
51 | 4.4 | Градусная мера дуги окружности | уин | 1 | ФО | ||||
52 | 4.5 | Теорема о вписанном угле. Свойство точки пересечения хорд окружности | уин | 1 | ИРК | ||||
IV четверть. | |||||||||
53 | 4.6 | Решение задач по теме: «Центральные и вписанные углы» | узз | 1 | ФО | ||||
54 | 4.7 | Решение задач по теме: «Центральные и вписанные углы» | уоз | 1 | ИРД | ||||
§3.Четыре замечательные точки треугольника | |||||||||
55 | 4.8 | Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку | уин | 1 | ИРД | ||||
56 | 4.9 | Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку | узз | 1 | ИРК | ||||
57 | 4.10 | Теорема о пересечении высот треугольника | уин | 1 | ТР | ||||
§4. Вписанная и описанная окружности | |||||||||
58 | 4.11 | Вписанная окружность | уин | 1 | ФО | ||||
59 | 4.12 | Вписанная окружность | узз | 1 | ИРД | ||||
60 | 4.13 | Описанная окружность | уин | 1 | ИРД | ||||
61 | 4.14 | Описанная окружность | узз | 1 | ИРК | ||||
62 | 4.15 | Решение задач по теме «Окружность» | уоз | 1 | СР-5 | ||||
63 | 4.16 | Решение задач по теме «Окружность» | кпз | 1 | ИРК | ||||
64 | 4.17 | Контрольная работа № 5 по теме: « Окружность» | укз | 1 | КР | ||||
Итоговое повторение | 4 | ||||||||
65 | 5.1 | Повторение: «Четырехугольники. Подобные треугольники» | кпз | 1 | СР-6 | ||||
Повторение по теме: «Площадь» | |||||||||
66 | 5.2 | Итоговый тест | кпз | 1 | ИРК | ||||
67 | 5.3 | Итоговая контрольная работа № 6 | укз | 1 | КР | ||||
68 | 5.4 | Повторение: « Окружность» | укз | 1 | ТР | ||||
Итого | 68 |
Методическая литература
1.Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.] – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2006. – 384 с.
2. Учебно-методическое пособие по геометрии для учителей «Геометрия. Самостоятельные и контрольные работы. 7-9 классы» [М.А.Иченская] М.: Просвещение, 2012.
3.Дидактические материалы по геометрии для 9 класса. Зив Б.Г., Мейлер В.М.– 4-е изд. – М. : Просвещение, 2008. – 128 с. : ил.
4. Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008 – М: «Просвещение», 2008. – с. 19-21).
Сайты:
- http://www.edu.ru - Федеральный портал Российское образование;
- http://www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал
- www.ug.ru - «Учительская газета»;
- www.1september.ru - все приложения к газете «1сентября»;
- www.informika.ru/text/magaz/herald – «Вестник образования»;
- http://school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;
- http://www.krug.ural.ru/keng/ - Кенгуру;
- http://math.child.ru - Сайт и для учителей математики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 7 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
автор УМК В.В. Пасечник....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 8 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
автор УМК В.В. Пасечник....
Рабочая программа учебного предмета «Математика» Класс 7
Рабочая программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (учебный предмет «Математика» 7 класс )...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык для 6 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год разработана на основе авторской программы Р.П Мильруд, Ж. А Суворовой,2016 года
Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральног...
Рабочая программа учебного предмета «Физика» для обучающихся 7 - 9 классов (образовательная программа основного общего образования, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по физике 7-9 кклассы ФГОС ( ЗПР)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебный предмет: Геометрия Класс: 7 Количество часов в год по учебному плану: 68 Количество часов в неделю: 2
Рабочая программа расчитана на 2 часа . В программе указаны задачи, цела и конечный результат изучения курса геометрии....