Рабочая программа учебного предмета Геометрия 8 класс
рабочая программа по геометрии (8 класс) на тему

Киржаева Татьяна Ивановна

      Рабочая учебная программа по геометрии  для 8 класса составлена из расчета часов, указанных  в учебном плане. Предмет «Геометрия» изучается  в объеме 68 часов учебного плана при нагрузке  2 часа в неделю.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_prog_geometriya_8kl.doc221.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     

Рабочая программа по геометрии для 8 «Б» класса разработана в соответствии с федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.,   федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом Министерства Образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего общего образования» с изменениями от 31 января 2012 года, федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства Образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 с изменениями от 20 августа 2008 г. № 241, от 30 августа 2010 г. № 889, от 3 июня 2011 г. № 1994, от 1 февраля 2012 г. № 74, учебным планом Лицея, на основе примерной программы основного общего образования по алгебре для учителей общеобразовательных организаций / составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008, с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях». 

Описание места учебного предмета в учебном плане

      Рабочая учебная программа по геометрии  для 8 «Б» класса составлена из расчета часов, указанных  в учебном плане МБОУ «Лицей № 1» р.п. Чамзинка Чамзинского муниципального района. Предмет «Геометрия» изучается  в объеме 68 часов учебного плана лицея при нагрузке  2 часа в неделю.  

  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Глава 5.  Четырехугольники (14 часов)

Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.

Цель: изучить наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.

Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить, в начале изучения темы.

Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.

Глава 6.  Площадь (14 часов)

Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.

Цель: расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии — теорему Пифагора.

Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для обучающихся.

Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.

Глава 7. Подобные треугольники (19 часов)

Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.

Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.

Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.

На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках  в  прямоугольном  треугольнике.   Дается  представление о методе подобия в задачах на построение.

        В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Глава 8. Окружность (17 часов)

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре

            замечательные точки треугольника. Вписанная  и описанная окружности.

Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с четырьмя замечательными точками треугольника.

В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач. Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.

Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.

9. Повторение. Решение задач. (4 часа)

Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 8 класса.

Требования к уровню подготовки учащихся, окончивших 8 класс

        

В результате изучения курса геометрии 8 класса обучающиеся должны:

         знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;  примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

        уметь

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

         решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные

  • построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

                              Из них

Теоретическое обучение, ч.

К/ р,

 ч.

С/ р,

 ч.

1

Четырехугольники.

14

12,5

1

0,5

2

Площадь

14

12,5

1

0,5

3

Подобные треугольники

19

16

2

1

4

Окружность

17

15,5

1

0,5

5

Повторение. Решение задач.

4

2,5

1

0,5

                                                   Итого

68

59

6

3


Календарно – тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Вид   занятия

Всего часов

Виды самостоятельной работы

Дата проведения

занятия

План

Факт

I четверть

Глава V. Четырехугольники.

§1. Многоугольники

14

1

1.1

Многоугольник

уин

1

ФО, ИРД

2

1.2

Выпуклый многоугольник

уин

1

ИРК

3

1.3

Четырехугольник

узз

1

ГД

§2. Параллелограмм и трапеция

4

1.4

Параллелограмм

уин

1

ИРД

5

1.5

Признаки параллелограмма

уин

1

6

1.6

Решение задач по теме «Признаки параллелограмма»

узз

1

ФО, ИРК

7

1.7

Трапеция

уин

1

ФО

8

1.8

Решение задач по теме «Трапеция»

уоз

1

ИРК

§3. Прямоугольник, ромб, квадрат

9

1.9

Прямоугольник

уин

1

10

1.10

Ромб и квадрат

уин

1

ФО, ИРД

11

1.11

Осевая и центральная симметрии

уин

1

12

1.12

Решение задач по теме «Прямоугольник», «Ромб и квадрат», «Осевая и центральная симметрии»

узз

1

ФО, ИРК

13

1.13

Решение задач по теме «Прямоугольник», «Ромб и квадрат», «Осевая и центральная симметрии»

кпз

1

СР-1

14

1.14

Контрольная работа № 1 «Четырехугольники»

укз

1

КР

Глава VI. Площадь.

§1. Площадь прямоугольника

14

15

2.1

Понятие площади многоугольника

уин

1

ИРД

16

2.2

Площадь квадрата

уин

1

ФО

17

2.3

Площадь прямоугольника

уин

1

ИРК

18

2.4

Решение задач по теме: « Площадь».

узз

1

ФО

II четверть

§2. Площади параллелограмма, треугольника и трапеции

19

2.5

Площадь параллелограмма

уин

1

ФО, ИРД

20

2.6

Площадь параллелограмма

узз

1

ФО

21

2.7

Площадь треугольника

уин

1

ИРК

22

2.8

Площадь трапеции

уин

1

23

2.9

Решение задач по теме: «Площади многоугольников»

узз

1

ГД

24

2.10

Решение задач по теме: «Площади многоугольников»

кпз

1

ФО

§3. Теорема Пифагора

25

2.11

Теорема Пифагора

уин

1

ФО

26

2.12

Теорема, обратная теореме Пифагора

уин

1

ТР

27

2.13

Решение задач по теме: «Площадь»

узз

1

СР-2

28

2.14

Контрольная работа № 2 по теме:

« Площадь»

укз

1

КР

Глава VII. Подобные треугольники.

§1. Определение подобных треугольников

19

29

3.1

Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников.

уин

1

ИРД

30

3.2

Отношение площадей подобных треугольников.

уин

1

ФО

§2. Признаки подобия треугольников

31

3.3

Первый признак подобия треугольников

уин

1

ИРД

32

3.4

Второй признак подобия треугольников

уин

1

ИРК

III четверть.

33

3.5

Третий признак подобия треугольников

уин

1

ИРД

34

3.6

Решение задач по теме «Признаки подобия треугольников»

узз

1

ГД

35

3.7

Решение задач по теме «Признаки подобия треугольников»

узз

1

ФО

36

3.8

Решение задач по теме «Признаки подобия треугольников»

кпз

1

ИРК

37

3.9

Контрольная работа № 3 по теме:

« Признаки подобия треугольников»

укз

1

КР

§3.Применение подобия к доказательству теорем и решению задач

38

3.10

Средняя линия треугольника

уин

1

ФО

39

3.11

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике

уин

1

ИРД

40

3.12

Практические приложения подобия треугольников

уин

1

ГД

41

3.13

О подобии произвольных фигур

уин

1

ИРД

42

3.14

Решение задач по теме «Подобие произвольных фигур»

узз

1

СР-3

§4. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника

43

3.15

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника

уин

1

ФО

44

3.16

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника

узз

1

ИРД

45

3.17

Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450 и 600.

уин

1

ИРК

46

3.18

Решение задач по теме: «Соотношение между

сторонами и углами прямоугольного треугольника»

кпз

1

СР-4

47

3.19

Контрольная работа № 4 по теме: «Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника»

укз

1

КР

Глава VIII. Окружность

§1. Касательная к окружности

17

48

4.1

Взаимное расположение прямой и окружности

уин

1

ИРД

49

4.2

Касательная к окружности

уин

1

ИРД

50

4.3

Решение задач по теме: «Касательная к окружности»

узз

1

ФО

§2. Центральные и вписанные углы

51

4.4

Градусная мера дуги окружности

уин

1

ФО

52

4.5

Теорема о вписанном угле. Свойство точки пересечения хорд окружности

уин

1

ИРК

IV четверть.

53

4.6

Решение задач по теме: «Центральные и вписанные углы»

узз

1

ФО

54

4.7

Решение задач по теме: «Центральные и вписанные углы»

уоз

1

ИРД

§3.Четыре замечательные точки треугольника

55

4.8

Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку

уин

1

ИРД

56

4.9

Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку

узз

1

ИРК

57

4.10

Теорема о пересечении высот треугольника

уин

1

ТР

§4. Вписанная и описанная окружности

58

4.11

Вписанная окружность

уин

1

ФО

59

4.12

Вписанная окружность

узз

1

ИРД

60

4.13

Описанная окружность

уин

1

ИРД

61

4.14

Описанная окружность

узз

1

ИРК

62

4.15

Решение задач по теме «Окружность»

уоз

1

СР-5

63

4.16

Решение задач по теме «Окружность»

кпз

1

ИРК

64

4.17

Контрольная работа № 5 по теме:

« Окружность» 

укз

1

КР

Итоговое повторение

4

65

5.1

Повторение: «Четырехугольники. Подобные треугольники»

кпз

1

СР-6

Повторение по теме: «Площадь»

66

5.2

Итоговый тест

кпз

1

ИРК

67

5.3

Итоговая контрольная работа № 6

укз

1

КР

68

5.4

Повторение: « Окружность»

укз

1

ТР

Итого

68


Методическая литература

1.Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.] – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2006. – 384 с.

2. Учебно-методическое пособие по геометрии для учителей «Геометрия. Самостоятельные и контрольные работы. 7-9 классы» [М.А.Иченская] М.: Просвещение, 2012.

3.Дидактические материалы по геометрии для 9 класса. Зив Б.Г., Мейлер В.М.– 4-е изд. – М. : Просвещение, 2008. – 128 с. : ил.

4. Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы,  к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л. С. Атанасян,   В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008 – М: «Просвещение», 2008. – с. 19-21).

Сайты:

  1. http://www.edu.ru - Федеральный портал Российское образование;
  2. http://www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал
  3. www.ug.ru - «Учительская газета»;
  4. www.1september.ru - все приложения к газете «1сентября»;
  5. www.informika.ru/text/magaz/herald – «Вестник образования»;
  6. http://school-collection.edu.ru  – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;
  7. http://www.krug.ural.ru/keng/ - Кенгуру;
  8. http://math.child.ru  - Сайт и для учителей математики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год

Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....

Рабочая программа учебного предмета «Математика» Класс 7

Рабочая программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (учебный предмет «Математика» 7 класс )...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык для 6 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год разработана на основе авторской программы Р.П Мильруд, Ж. А Суворовой,2016 года

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральног...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебный предмет: Геометрия Класс: 7 Количество часов в год по учебному плану: 68 Количество часов в неделю: 2

Рабочая программа расчитана на 2 часа . В программе указаны задачи, цела и конечный  результат изучения курса геометрии....