урок одной задачи
план-конспект урока по геометрии

Урок решения одной задачи (2ч)

   Цели урока:

  • Образовательные: повторить и систематизировать курс планиметрии на примере решения одной задачи разными способами;
  • Развивающие: развивать логическое мышление, умение обобщать и делать выводы;
  • Воспитательные: прививать аккуратность и внимательность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_odnoy_zadachi.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок решения одной задачи (2ч)

   Цели урока:

  • Образовательные: повторить и систематизировать курс планиметрии на примере решения одной задачи разными способами;
  • Развивающие: развивать логическое мышление, умение обобщать и делать выводы;
  • Воспитательные: прививать аккуратность и внимательность.

ХОД УРОКА

І. Организационный момент

Сообщение темы и плана работы на уроке.

ІІ. Фронтальная работа с учащимися с целью повторения необходимого теоретического материала:

  • теорема Пифагора;
  • формула Герона;
  • теорема косинусов;
  • формула площади трапеции;
  • признаки подобия треугольников.

III. Работа в группах — решение поставленной задачи

Комплектуются четыре группы по уровню подготовленности учащихся. Первая и вторая группы — средний уровень, третья и четвертая — сложный уровень.

Предлагается решить следующую задачу.

Найдите площадь трапеции, у которой основания равны 15 см и 5 см, а боковые стороны равны 8 см и 6 см.        

Группам предлагается решить данную задачу тем или иным способом. Каждой группе предлагается соответствующая карточка, на которой указан примерный план решения задачи.

КАРТОЧКА № 1

Теорема Пифагора

       

  1. Рассмотрим прямо
    угольный треугольник
    АВН    (АВ = 6 см,АН = хс м). По теореме Пифагора выразим ВН.
  2. Рассмотрим прямо угольный треугольник СЕВ  (СО = 8 м, ОЕ = (10 - х) см). По теореме Пифагора выразим СЕ.
  1. ВН = СЕ. Составим соответствующее уравнение
    относительно
    х.
  2. Найдем высоту трапеции.
  3. Найдем площадь трапеции.

Карточка № 2

Формула Герона

  1. Выполним дополнительное построение: СЕ || ВА.
  2. Четырехугольник АВСЕ является параллелограммом.
  3. Рассмотрим треугольник СЕВ: по формуле Герона найдем его площадь.
  1. Зная площадь треугольника и его основание, найдем высоту.
  2. Найдем площадь трапеции.

КАРТОЧКА № 3

Подобие треугольников

     

  1. Выполним дополнительное построение: АВ ∩ СО = Е.
  2. Рассмотрим треугольники АЕО и ВЕС.
  3. Из подобия этих треугольников найдем стороны ЕЕ и ЕС.
  4. По формуле Герона найдем площадь треугольника АЕО.        
  5. По формуле Герона находим площадь треугольника ВЕС.
  6. Найдем площадь трапеции.

КАРТОЧКА № 4

Теорема косинусов

  1. Рассмотрим параллельные прямые ВС и АD и секущую ВD.
  2.  ВDН =DВС, следовательно,         соs  ВDН = соDВС.        

3.        Пусть ВD = х.

4.. Рассмотрим треугольник ВDС.  По теореме косинусов выразим угол DВС.

  1. Рассмотрим треугольник ВDА. По теореме косинусов выразим угол ВDН.
  2. Составим уравнение относительно переменной х.
  3. По формуле Герона найдем площадь треугольника АВD.
  4. По формуле Герона найдем площадь треугольника ВСD.
  5. Найдем площадь трапеции.

IV.        Работа у доски

Представитель каждой группы решает задачу своим способом. Учащиеся записывают этот способ к себе в тетрадь. Другой представитель от той же группы комментирует решение. (Можно предложить комментирование по цепочке, чтобы каждый ученик принял участие в работе.)

V.        Самостоятельная работа

Учащимся предлагается решить аналогичную задачу способом, который рассматривался в карточке, и любым другим способом. (Например, ученик был в группе, которая рассматривала способ «Формула Герона», значит, при решении он должен выбрать любой другой способ.)

Задача. Длины оснований трапеции равны 10 см и 24 см, длины боковых сторон равны 13 см и 15 см. Найдите площадь и высоту трапеции.

Работа проверяется, оценки выставляются в журнал. К проверке можно привлечь учащихся. (Например, все работы сортируются учителем по способу, который использовал ученик, и четыре представителя от каждой группы (наиболее ответственные) проверяют решение.)

VI.        Подведение итогов урока. Задание на дом

Подводятся итоги урока. На дом предлагается решить задачу любым способом.

Задача. Длины боковых сторон АВ и СD трапеции АВСD равны соответственно 8 см и 10 см, а длина основания ВС равна 2 см. Биссектриса угла АDС проходит через середину стороны АВ. Найдите площадь трапеции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок одной задачи - 8 класс

На уроке рассматривается решение одного квадратного уравнения, но десятью способами, а затем по анологии можно решить и кубическое уравнение....

Урок одной задачи

В публикации представлен не коспект урока, а только материал, который можно использовать при проведении урока повторения в 9 классе по теме "Квадратные уравнения"...

Урок одной задачи. Урок по геометрии в 9 классе, включающий все пройденные темы.

Одна и та же задача решается различными способами группами ребят. Каждая группа может воспользоваться только теми теоремами, которые разрешено данной группе использовать....

Интегрированный урок "Урок одной задачи, не лишенной здравого смысла, с использованием двух подходов к ее решению" (геометрия и информатика, 8 класс)

Материал содержит разработку урока и презентацию.Два взгляда на одну проблему, два взгляда с разных сторон, но объединенные одной идеей. Великая мудрость и искусство. Решение задачи в компьютерном и г...

Разработка урока “ Урок одной задачи” 8 класс Учителя – Кононова Т. А. ТЕМА: “Тепловые процессы. Обобщающее повторение”

Наверняка опыт проведения интегрированных уроков есть у каждого учителя.Под словом «интеграция» мы понимаем объединение разных частей в одно целое, их взаимовлияние и взаимопроникновение, а также слия...

Конспект урока геометрии в 9 классе по теме: Метод координат. Урок одной задачи.

Изложение несколько спонтанного, но интересного урока....

Интегрированный урок по физике и информатике "Урок одной задачи"

Интегрированный урок по физике и информатики для 8х классов - "Урок одной задачи"Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний (усвоение способов действий в комплексе).Межпредметные...