Урок обобщение по теме «ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ. СВОЙСТВА, ПРИЗНАКИ, ПЛОЩАДИ ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКОВ»
план-конспект урока по геометрии (8 класс)

Путренок Наталья Николаевна

Урок проводится в форме соревнования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока обобщения в форме соревнования по теме
«ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ. СВОЙСТВА,
ПРИЗНАКИ, ПЛОЩАДИ ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКОВ»

Цель урока: систематизировать и обобщить знания о четырехугольниках, их свойствах, признаках, площадях.

Подготовка к уроку.

Класс нужно разбить на две команды так, чтобы «силы» команд были равными. Команды выбирают капитанов. Учащиеся рассаживаются за парты, как показано на рисунке:

Ход урока

  1. Проведение соревнования.

1-й тур «Разминка»

Решение задач по готовым чертежам.

Чертежи представлены на доске. В туре «Разминка» команды могут получить максимальное количество баллов - 10.

Задания для 1 команды

Задания для 2 команды

Найти площадь параллелограмма ABCD.

ABCD - прямоугольник.

Sabcd = Q. Найти площадь AMD.

2.

Докажите, что KMNE- параллелограмм.

2.

KMEN - квадрат. Найдите периметр квадрата.

2-й тур «Вопрос - ответ»

Учитель задает вопросы каждой команде по очереди. Учащиеся устно отвечают на них.

Если команда не отвечает на свой вопрос, то право ответа переходит к команде соперников.

(За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.)

Вопросы I команде

  1. Определение параллелограмма.
  2. Определение прямоугольника.
  3. Квадрат - это ромб, у которого ...
  4. Первое свойство параллелограмма.
  5. Первый признак параллелограмма.
  6. Третий признак параллелограмма.
  7. Собственное свойство прямоугольника.
  8. Что называется диагональю четырехугольника?
  9. Какая трапеция называется прямоугольной?

Вопросы II команде

  1. Определение ромба.
  2. Определение трапеции.
  3. Квадрат - это прямоугольник, у которого ...
  4. Второе свойство параллелограмма.
  5. Второй признак параллелограмма.
  6. Какая трапеция называется равнобедренной?
  7. Собственное свойство ромба.
  8. Является ли ромб выпуклым многоугольником?
  9. Как называются две параллельные стороны трапеции?

3-й тур Ира «Математическое лото».

По четыре человека от каждой команды работают с карта-
ми математического лото (по 4 балла за каждую задачу).

Задачи:

Найдите стороны прямоугольника, если его площадь 32 см2, а одна сторона в 2 раза больше другой.

Найдите площадь ромба, если его сторона 16 см, а один из углов 30°.

Сумма трех углов параллелограмма равна 280°. Найдите все углы параллелограмма.

В равнобедренной трапеции диагональ составляет с боковой стороной угол в 120°. Боковая сторона равна меньшему основанию. Найдите углы трапеции.

Ответы:

4 см и 8 см

128 см2

80°и 100°

40° и 140°

Сделать дополнительные карточки с ложными ответами: 1) 256 и 512; 2) 20 и 160; 3) 512. Здесь учтены ошибки, которые могут сделать учащиеся.

4-й тур «Разрезанная теорема».

Учащиеся работают с разрезными карточками с теоремами. Участвуют по два человека от каждой команды. Карточка с теоремой разрезается на части и смешивается с разрезными частями другой теоремы. Ученику дается задание собрать ту или иную теорему.

(Участники получают по 1 баллу за каждый правильный ответ.)

Примеры карточек:

№5

Площадь трапеции равна произведению полусуммы ее оснований на высоту.

№ 10

Дано: ABCD - трапеция с площадью 5.  AD и ВС - основания, ВН- высота.

Доказать: SABCD = (AD + ЙС) • ВН .

 

Проведем диагональ BD,она разделяет трапецию на два треугольника ABD и BCD, поэтому SABCD = SABD + SBCd-

Примем отрезки AD и ВН за основание и высоту треугольника ABD...

№23

Примем отрезки ВС и DH за основание и высоту треугольника BCD. Тогда
S ABD =  AD • ВН, SBCD =BC• DHl. Так как DHt = ВН, то ...

№29

SBCD =BC• DH

Имеем SABCD = AD•  ВН+ ВС •  ВН = (AD + ВС) • ВН.

Проверить правильность ответа можно разными способами. Например,  дать задание ученику подсчитать сумму номеров карточек. У учителя она подсчитана заранее.

5-й тур «Спешите решить».

Капитаны команд берут по очереди задачи из «сундучка задач» и вся команда коллективно решает их за своим столом. Затем один человек от команды пишет решение на доске. А капитан берет другую задачу. (Команда получает 4 балла за каждую задачу).

Примеры задач:

  1. На рисунке ABCD - прямоугольник, точка М - середина стороны ВС. Периметр прямоугольника ABCD -48 см, а сторона AD в два раза больше стороны АВ. Найдите площади прямоугольника ABCD и треугольника ADN.

  1. В равнобедренной трапеции основания равны 20 и 30 см, а угол 45°. Найдите площадь трапеции.
  2. Площадь трапеции 60 см2, высота 3 см, а основания относятся как 3:7. Найдите основания трапеции.
  3. В параллелограмме ABCD отрезки ВК и BN - его высоты, равные соответственно 3 см и 4 см. Найдите площадь параллелограмма ABCD.

6-й тур «Загадки и шарады»

Учитель читает загадку:

Три соседа мужика

(Федор, Яков и Лука),

Чтоб всегда с водою жить,

Стали свой колодец рыть.

Но Лука вдруг говорит:

- Ведь момент один забыт!

Нужно длины всех дорог

От колодца на порог

Сделать равными, друзья!

Допускать обид нельзя.

Можно ль это сделать им?

И смекни, путем каким?

Какое место следует выбрать, чтобы все три расстояния от него до домов были одинаковыми? (Условие: три дома не расположены на одной прямой.)

За правильный ответ – 5 баллов.

  1. Подведение итогов.

Подсчет общего количества баллов каждой команды. Награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока-соревнования в 8 классе по геометрии на тему "Четырехугольники. Свойства, признаки и площади четырехугольников"

Материал урока систематизирует и обобщает знания о четырехугольниках, их свойствах, признаках, площадях...

"Четырехугольники. Свойства , признаки , площади".

Обощающий урок по геометрии в 8 классе по теме : "Четырехугольники."Цели урока:   Систематизировать и обобщить знания о четырехугольниках, их свойствах, признаках, площадях.  Формироват...

Презентация к уроку "Обобщение по теме четырехугольники"

Презентация по теме "Обощение  по теме четырехугольники"...

Конспект урока: Урок-обобщение по теме «Площади фигур» Геометрия, 9 класс (по учебнику Погорелова А.В.)

Цель: способствовать- обобщению, систематизации и расширению знаний о площадях фигур на    плоскости;- повторению и закреплению формул посредством решения задач;- развитию познавательно...

Тема: «Четырёхугольники. Свойства, признаки, площади четырёхугольников». Урок-соревнование

Урок- соревнование  в  8  классе. Тема: «    Четырёхугольники.  Свойства,  признаки,  площади  ...

Урок по геометрии в 8 классе «Вычисление площадей четырехугольников»

Тип урока: урок систематизации и закрепления  знаний.Цели урока: Закрепить знания и умения по теме площадь; совершенствовать навыки решения задач; применение знаний учащихся к решению прикладных ...