Конспект урока: Урок-обобщение по теме «Площади фигур» Геометрия, 9 класс (по учебнику Погорелова А.В.)
план-конспект урока (геометрия, 9 класс) на тему
Цель: способствовать
- обобщению, систематизации и расширению знаний о площадях фигур на плоскости;
- повторению и закреплению формул посредством решения задач;
- развитию познавательного интереса, воображения, самостоятельности и работоспособности ребят.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_geometriya.zip | 15.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-обобщение по теме «Площади фигур»
Геометрия, 9 класс (по учебнику Погорелова А.В.)
Цель: способствовать
- обобщению, систематизации и расширению знаний о площадях фигур на плоскости;
- повторению и закреплению формул посредством решения задач;
- развитию познавательного интереса, воображения, самостоятельности и работоспособности ребят.
Оборудование: геометрические фигуры из бумаги, карточки с тестовыми заданиями, учебник.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Структура урока:
1) Организационный момент.
2) Актуализация опорных знаний
3) Математический диктант
4) Решение задач по готовым чертежам с записью решения на доске и в тетрадях
5) Решение задач из ГИА
6) Решение тестовых заданий
7) Исторические сведения. Древний мир и площади фигур.
8)Итог урока
9) Домашнее задание
Ход урока
1) Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока. « Геометрия полна приключений, потому что за каждой задачей скрывается приключение мысли. Решить задачу – это значит пережить приключение» (В. Произволов)
2) Актуализация опорных знаний
1. Ответить на вопросы:
- какая фигура называется простой?
- сформулируйте свойства площади для простых фигур
- как относятся площади простых фигур?
2. По какой из данных формул можно рассчитать площадь треугольника? параллелограмма? ромба? прямоугольника? квадрата?
1) S = ab
2) S = ah
3) S = 1/2ab
4) S = 1/2 d1d2
5) S = a2
3.Площади каких фигур можно вычислить, используя следующие формулы?
1) S = 1/2(a + b) h
2) S = ab sin α
3) S = 1/2 d2
4) S = √ p(p – a)(p – b)(p – c)
5) S = 1/2 d1d2 sin α
4. Соотнесите данные рисунки с формулами площадей, дайте пояснение:
а) S = π R2α/360 - Sтр б) S = π R2α/360 + Sтр в) S = π R2α/360
3) Математический диктант
Согласны ли вы с данным утверждением? Поставьте соответствующие символы
Да - О, нет - ∆
1. Фигуры называются равновеликими, если у них равные площади.
2. Площадь трапеции равна полусумме длин оснований.
3. Площадь треугольника равна произведению двух любых сторон на синус угла между ними
4. Площадь круга находится по формуле 2 π R.
5. Круг не является простой фигурой.
Ответы: О∆∆∆О
Отметка: «5» - все верно, «4» - 1 неверно, «3» - 2 неверно, более двух неверных ответов – повтори теорию
4) Решение задач по готовым чертежам с записью решения на доске и в тетрадях
№1
Решение: S ф = S кв = a 2 = 16, Ответ: 16
№2
Решение: S ф = 4π - 2π = 2π, Ответ: 2π
№3
Решение: S ф = 36π - 16π = 20π, Ответ: 20π
№4
Решение: S ф = (100π - 16π)/ 2 = 42π, Ответ: 42π
5) Решение задач из ГИА
№5. Найдите площадь параллелограмма, стороны которого равны 2√3 и 5, а один из углов равен 1200.
Решение: S = ab sinα, 2. √3 . 5 . √3/2 = 15, Ответ: 15.
№6. Площадь прямоугольного треугольника равна 96, а один из катетов равен 16. Найдите гипотенузу данного треугольника.
Решение: S = ½ ab, b = 2S/a, b = 2 . 96/16 = 12, с = √256 + 144 = 20 Ответ: 20.
№7. Найдите площадь равнобедренной трапеции, если ее диагональ равна √13, а высота равна 2.
Решение: Sтрап. = Sпрям. = ab, a = √13 – 4 = 3, Sтрап. = 3 . 2 = 6, Ответ: 6.
6) Решение тестовых заданий
Вариант 1
1. Площадь прямоугольника 20см 2, одна из сторон – 5см. Найти другую сторону.
1) 15см 2) 4см 3) 5см 4) 100см
2. В параллелограмме одна из сторон 7см, высота, опущенная на нее 3см. Найти площадь.
1) 21см 2) 10см2 3) 21см2 4) 10,5см2
3. В треугольнике высота, опущенная к стороне с длиной 10см, равна 6см. Найти площадь.
1) 60см2 2) 30см2 3) 16см2 4) 8см2
4. Радиус круга 3дм. Найти площадь.
1) 3π дм2 2) 9 дм2 3) 9π дм2 4) 9π2 дм2
5. Площадь квадрата 4 м2. Найти периметр квадрата.
1) 1 м 2) 8 м 3) 2 м 4) 16 м
Ответы:
1 2 3 4 5
Вариант 2
1. Площадь прямоугольника 40см 2, одна из сторон – 10см. Найти другую сторону.
1) 4см 2) 2см 3) 30см 4) 200см
2. В параллелограмме одна из сторон 8см, высота, опущенная на нее 5см. Найти площадь.
1) 13см 2) 40см2 3) 40см 4) 26см2
3. В треугольнике высота, опущенная к стороне с длиной 9см, равна 4см. Найти площадь.
1) 35см2 2) 13см2 3) 18см2 4) 72см2
4. Радиус круга 4дм. Найти площадь.
1) 16π дм2 2) 4π дм2 3) 16π2 дм2 4) 16 дм2
5. Площадь квадрата 16 м. Найти периметр квадрата.
1) 4 м 2) 64 м 3) 8 м 4) 16 м
Ответы: 1 2 3 4 5
Отметка: «5» - нет ошибок, «4» - 1 ошибка, «3» - 2 ошибки, более двух неверных ответов – выучи формулу, упражняйся в устном счете.
7) Исторические сведения. Древний мир и площади фигур.
Вычисление площадей в древности
Зачатки геометрических знаний, связанных с измерением площадей, теряются в глубине тысячелетий. Еще 4 – 5 тыс. лет назад вавилоняне умели определять площадь прямоугольника и трапеции в квадратных единицах. 5000 тыс. лет назад древние египтяне умели определять площади. Узкая полоса земли между Нилом и пустыней была плодородна. С каждой единицы ее площади люди платили налог. Но ежегодно эта полоска затоплялась Нилом. После спада воды надо было восстанавливать границы. Необходимость быстро и правильно определять площадь была одной из причин раннего развития геометрии как науки об измерении земли.
Измерение площадей в древней Греции.
Евклид – древнегреческий ученый, живший в III веке до нашей эры. В своих «Началах» Евклид не употребляет слово «площадь», так как он под самим словом «фигура» понимает часть плоскости, ограниченную замкнутой линией. Евклид не выражает результат измерения площади числом, а сравнивает площади разных фигур между собой. Как и другие ученые древности, Евклид занимается вопросами превращения одних фигур в другие, им равновеликие. При этом Евклид оперирует самими площадями, а не числами, которые выражают эти площади.
8)Итог урока
1) На доске прикреплены бумажные геометрические фигуры и формулы. Ученик сопоставляет фигуру и формулу для нахождения площади.
2) Выставление оценок.
3) Высказывания учащихся о том, что понравилось на уроке и чему они научились
4) На этом мы не заканчиваем изучение темы «Площади». В старших классах вы узнаете, как найти площади объемных фигур
9) Домашнее задание: Повторить материал, используя тематическую таблицу, подготовиться к контрольной работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока «Решение задач по теме "Площадь прямоугольника"», 5 класс
Конспект урока был представлен на муниципальный конкурс «Современный урок – как основа эффективного и качественного образования школьников». По итогам конкурса было присуждено 2 место в номинаци...
Конспект урока: Урок обобщения и систематизации в 5 классе по теме: «Натуральные числа».
В рамках рассмотрения данного вопроса необходимо систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах. В рамках урока учащиеся повторяют и закрепляют п...
урок-обобщение темы "Решение показательных уравнений в 10 классе" по учебнику Г.К.Муравина, О.В. Муравиной
Этот урок проходит до введение понятия логарифма, поэтому при повторении в конце 10 класса возможно дополнение таблицы, которая будет создана на этом уроке....
Урок - деловая игра по теме: «Площади плоских фигур» в 8 классе
Что такое деловая игра? Деловая игра – это процесс, в котором на основе игрового замысла моделируется реальная обстановка, где выполняются конкретные действия, выбирается оптимальный вариант решение з...
Презентация тест по теме: «Площадь плоских фигур». Геометрия 8 класс.
Тест включает 7 заданий и предназначен для текущей проверки базовых знаний учащихся 8 класса при закреплении темы " Площадь плоских фигур"....
Разработка урока по теме "Площади плоских фигур" 11 класс
Разработка урока по теме "Площади плоских фигур" 11 класс...
План-конспект урока по математике на тему "Площадь прямоугольника" (5 класс, Никольский) + презентация
Проект открытого урокаПлан-конспект урока № 64по математикеКласс: 5...