Рабочая программа по геометрии в 9 классе
рабочая программа по геометрии (9 класс)

Бесшабашнова Людмила Фёдоровна

рабочая программа по геометрии в 9 классе на 2020-2021 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_geometr.docx44.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Локотская средняя общеобразовательная школа №2имени Н.Ф. Струченкова

«Согласовано»                                                                    «Утверждено»

Зам. директора по УВР                                                       Директор школы

_______ Л.Ф. Бесшабашнова                                             ______К.Н. Лобунова

«     »_________  2020г.                                                       «     »_________2021г.

Рабочая программа

  учебного курса

''Геометрия''

 9  класс

                                                                        Составитель:

                                                                        Бесшабашнова Л.Ф.

учитель математики

                                                                       

2019-2020 учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса и реализуется на основе следующих документов:

  1. Закон об образовании Российской Федерации № 273 –ФЗ от 29.12.2012
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» от 15.12.2015 года № 1577
  4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
  5. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования.
  6. Письмо департамента образования от 13.04.2020г  № 2230-04-0 О примерном учебном плане 1-9 классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2020-2021 учебный год .
  7. Базисный учебный план на 2020- 2021 учебный год.
  8. Геометрия. Сборник рабочих программ. 7—9 классы : пособие для учителей общеобразов. организаций / [сост. Т. А. Бурмистрова]. — 2-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2014. — 95 с. — ISBN 978-5-09-027195-0

Программа соответствует учебнику

Геометрия. 7—9 классы : учеб, для общеобразоват. органи-Г36 заций / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.]. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2014. — 383 с. 

    Рабочая программа составлена согласно учебному плану МБОУ ЛСОШ № 2 им. Н. Ф. Струченкова  2 часов в неделю, итого 68 часов.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Изучение геометрии  в 9 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

метапредметные:

регулятивные универсальные учебные действия:

  • умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
  • умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

познавательные универсальные учебные действия:

  • осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
  • формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

коммуникативные универсальные учебные действия:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;
  • умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
  • слушать партнера;
  • формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  

Предметные универсальные учебные действия:

учащиеся научатся:

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задачи, осуществлять преобразования фигур;
  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;  
  • вычислять значения геометрических величин(длин, углов, площадей)В том числе: для углов от 0 до 180˚ определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов, находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы  и вычислять площади треугольников, длины ломаных, дуг окружностей, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задачи , опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности их использования;
  • владеть навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;                                              пользоваться изученными геометрическими формулами;                                                                                 пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
  • описывать реальные ситуации на языке геометрии;

учащиеся получат возможность научиться:

  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
  • выполнять дополнительные построения;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
  • исследовать свойства планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
  • выполнять проекты по темам (по выбору).  
  • применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
  • самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;
  • основным способам представления и анализа статистических данных; решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;

Содержание учебного предмета

1. Векторы и метод координат

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

Основная цель — научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач. Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками.

Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число).

На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.

2. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.

Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.

Основное   внимание   следует   уделить   выработке   прочных   навыков   в   применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.

3. Длина окружности и площадь круга

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

Основная цель — расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 12-угольника, если дан правильный п-угольник.

Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.

4. Движения

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, с взаимоотношениями наложений и движений.

 Движение   плоскости   вводится   как   отображение   плоскости   на   себя, сохраняющее расстояние между точками.  При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач. Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.

5. Начальные сведения из стереометрии

Предмет стереометрия. Многогранник. Призма. Параллелепипед. Цилиндр. Конус. Сфера и шар.

Основная цель – познакомить учащихся с многогранниками; телами и поверхностями вращения.

6. Об аксиомах геометрии

Об аксиомах планиметрии. Некоторые сведения о развитии геометрии

Основная цель — дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе

7. Повторение

Параллельные прямые. Треугольники. Четырехугольники. Окружность.

Основная цель — использовать математические знания для решения различных математических задач.

        -

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование тема

Кол-во

часов

1

Повторение курса геометрии 8 класса

3

2

Векторы

9

3

Метод координат

10

4

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

11

5

Длина окружности и площадь круга

12

6

Движения

8

7

Начальные сведения из стереометрии

8

8

Об аксиомах геометрии

2

9

Итоговое повторение

7

Итого

68

Календарно – тематическое  планирование учебного материала

Тема урока

Дата (план)

Дата (факт)

Примечание

1 четверть

1

Повторение курса геометрии 8 класса

2

Повторение курса геометрии 8 класса

3

Входная контрольная работа.

Векторы

4

Понятие вектора.

5

Равенство векторов. Откладывание вектора от данной точки

6

Сумма двух векторов Законы сложения векторов.

7

Сумма нескольких векторов. Вычитание векторов

8

Решение задач «Сложение и вычитание векторов»

9

Произведение вектора на число.

10

Применение векторов к решению задач

11

Средняя линия трапеции

12

Контрольная работа №1 по теме: «Векторы»

Метод координат

13

Координаты вектора. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам

14

Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца

15

Простейшие задачи в координатах.

16

Решение задач по теме: «Метод координат»

17

Уравнение окружности.

18

Уравнение прямой

                                                    2 четверть

19

Использование уравнений окружности и прямой при решении задач

20

Решение задач с использованием метода координат

21

Решение задач с использованием метода координат

22

Контрольная работа №2 по теме: «Метод координат»

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

23

Синус, косинус, тангенс. Основное тригонометрическое тождество.

24

Формулы приведения. Формулы для вычисления координат точки

25

Теорема о площади треугольника. 

26

Теорема синусов

27

Теорема косинусов

28

Решение треугольников

29

Решение задач по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

30

Решение задач по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

31

Угол между векторами. Скалярное произведение векторов и его свойства

32

Применение скалярного произведения векторов к решению задач.

33

Контрольная работа №3 по теме: «Соотношение между сторонами и углами треугольника»

3 четверть

Длина окружности. Площадь круга.

34

Правильный многоугольник.

35

Окружность, описанная около правильного многоугольника

36

Окружность, вписанная в правильный многоугольник.

37

Решение задач по теме «Вписанные и описанные окружности»

38

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности

39

Решение задач по теме «Площадь правильного многоугольника»

40

Построение правильных многоугольников

41

Длина окружности. 

42

Площадь круга Площадь кругового сектора

43

Решение задач по теме «Длина окружности. Площадь круга»

44

Решение задач по теме «Длина окружности. Площадь круга»

45

Контрольная работа №4 по теме: «Длина окружности и площадь круга»

Движения.

46

Отображение плоскости на себя. Понятие движения

47

Симметрия.

48

Симметрия.

49

Параллельный перенос. Поворот

50

Параллельный перенос. Поворот

51

Решение задач по теме: «Движения»

52

Решение задач по теме: «Движения»

53

Контрольная работа №5 по теме: «Движения»

4 четверть

Начальные сведения из стереометрии.

54

Предмет стереометрии. Многогранники

55

Призма.

56

Параллелепипед. Свойства параллелепипеда

57

Пирамида

58

Тела вращения.  Цилиндр.

59

Конус. Усеченный конус

60

Сфера. шар

61

Сфера. шар

Повторение.

62

Треугольники. Признаки равенства треугольников Подобие треугольников

63

Параллельные прямые

64

Площади

65

Окружность. Вписанный угол

66

Вписанные и описанные четырехугольники

67

Итоговая работа

68

Подведение итогов учебного года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии. 9 класс.Л.С.Атанасян и др."Геометрия 7-9 классы"

Предлагаемая рабочая программа разработана в соответствии со всеми требованиями , предъявляемыми к структуре и содержанию рабочих программ.Программа составлена на основе Федерального государственного ...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по геометрии 7 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.

Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели, задачи предмета на данном этапе изучения. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в неделю, то есть 6...

Рабочая программа по геометрии 8 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.

Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели и задачи, предметные результаты, тематическое планирование. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в ...