Методическая разработка урока по геометрии. Тема "Тела вращения"
план-конспект урока по геометрии (11 класс)
Урок по геометрии в 11 классе. Тема: "Тела вращения". Тип урока: урок закрепления изученного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка урока | 277.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока геометрии
по теме:
«Тела вращения»
11 класс
Автор:
Т.А. Архиреева, учитель математики ГБОУ ЦО № 173 Петроградского района Санкт-Петербурга
Пояснительная записка
Целевая аудитория – учащиеся 11 класса. Актуальность данной темы заключается в том, что использование задач с практическим содержанием создает условия естественного развития личности учащегося, раскрывает взаимосвязь геометрии не только с другими науками, но и с жизнью. Одно из направлений практико-ориентированного обучения это решение задач с производственным содержанием.
Программа составлена на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации. Учебник: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Л.С. Киселёва, Э.Г. Позняк; Геометрия. 10-11 кл. М.: Просвещение, 2011.
Тип урока: урок решения практических задач
Цели урока:
образовательная цель: обобщить знания по теме «Тела вращения», формировать навыки решения задач практического содержания, приблизить к самостоятельному решению нестандартных задач;
воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной и работе в парах, формирование положительной мотивации;
убедить учащихся в научной, практической, жизненной, профессиональной значимости;
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
развивающая цель: развитие умений обобщать полученные знания, установление связи понятия с практикой, развитие пространственного мышления;
Задачи урока:
закрепить теорию по теме «Тела вращения»;
отрабатывать знания основных понятий, определений, формул и умения применять эти знания при решении задач различных по содержанию и уровню сложности;
развивать пространственное воображение, геометрическое мышление, интерес к предмету; развивать познавательную деятельность;
Использование технологий: проектная, дифференцированное обучение; информационно-коммуникационные технологии
Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная
Материально – техническое обеспечение урока: раздаточный материал, мультимедиа – оборудование, карточки, линейка, карандаш.
Виды деятельности обучающихся: самостоятельная работа, работа в парах.
Организационная структура урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный | Приветствие учащихся, проверка учителем готовности класса к уроку, организация внимания | Слушают, настраиваются на работу организовывают рабочее место. Здороваются с учителем и гостями |
2. Мотивационный: (наглядность) | Устная работа с классом. -Перед вами 3 предмета. -Форму каких тел напоминают эти предметы? -Назовите тему урока. -Приведите свои примеры объектов, окружающих нас в жизни, имеющих форму цилиндра, конуса, шара. В архитектуре нашего города тоже можно увидеть данные тела. Смотрим презентацию. | Отвечают на вопросы учителя. |
3. Актуализация знаний | Устная работа с классом. -Итак, тема нашего урока: «Тела вращения». -Какая цель нашего урока? На экране. -Почему цилиндр, конус и сферу называют телами вращения? -Вращением каких геометрических фигур получаются данные тела? Учитель сообщает исторические сведения о телах вращения. | Отвечают на вопросы учителя. |
4. Постановка учебной задачи | -Сегодня на уроке мы будем решать задачи, связанные с темой «Тела вращения». -Что мы можем посчитать у этих тел? -Давайте вспомним формулы вычисления площадей поверхности цилиндра, конуса, сферы. Вешает формулы на доске. | Отвечают на вопросы учителя. |
5. Реализация намеченного (решение задач) |
Предлагает решить данные задачи в тетрадях. 1 ряд – задача на цилиндр. Задача №1. Цилиндр получен вращением прямоугольника со сторонами 8 см и 11 см вокруг большей стороны. Найдите площадь боковой поверхности образованного при этом цилиндра; площадь осевого сечения. 2 ряд – задача на конус. Задача №1 Конус получен вращением прямоугольного треугольника с катетами 6 см и 8 см вокруг большего катета. Найдите площадь боковой поверхности образованного при этом вращении конуса; площадь осевого сечения конуса. 3 ряд – задача на сферу. Задача №1 Радиус сферы равен 10 см. Найдите площадь сферы и площадь сечения, находящегося на расстоянии 6 см от центра сферы. Учитель предлагает обменяться тетрадями с соседом и обсудить решение своих задач.
–Где мы можем применить знания? Учитель предлагает учащимся задачи практического применения. 1 ряд – задача на сферу. Задача №2 Необходимо покрасить елочный шар. Сколько потребуется краски, если радиус этого шара равен 6 см. Расход краски составляет 250 г на 1 м2. (Число π округлите до целого числа). 2 ряд – задача на цилиндр. Задача №2 На городскую ель длиной 15 м необходимо повесить 12 нитей гирлянд от макушки до ветки при основании. Сколько метров гирлянды необходимо закупить, если длина еловой ветви при основании – 8 м. 3 ряд – задача на цилиндр Задача №2 Сколько квадратных сантиметров декоративного металла израсходуется на изготовление подсвечника для свечи диаметром 8 см и высотой 10 см. На швы и свободное погружение свечи в подсвечник добавьте 10% от площади поверхности подсвечника. (Число π округлите до целого числа). Учитель предлагает по одному учащемуся из каждой группы оформить решение на доске. Фронтальная проверка решенных задач.
ЕГЭ. 1 вариант Задача №3 Даны два шара с радиусами 9 и 3. Во сколько раз площадь поверхности большего шара больше площади поверхности меньшего? 2 вариант Задача №3 Даны два цилиндра. Радиус основания и высота первого цилиндра равны соответственно 6 и 14, а второго – 7 и 3. Во сколько раз площадь боковой поверхности первого цилиндра больше площади боковой поверхности второго? -Назовите ответ задачи первого варианта. -У кого такой же ответ? -Назовите ответ задачи второго варианта. -У кого такой же ответ? | Учащиеся решают задачи и оформляют решение в тетрадях. 1 ряд. Sбок = 2πrh Sбок = 2 8 11 π = 176π см2 Sсеч = 11 16 = 176 см2 Ответ: 176π см2; 176 см2 2 ряд. Sбок = πrl L = = = 10 Sбок = π = 60π см2 Sсеч = = 48 см2 Ответ: 60π см2; 48 см2 3 ряд. Sсф = 4πR2 Sсф = 4 = 400π см2 r = = 8 Sсеч = πr2 Sсеч = = 64π см2 Ответ: 400π см2; 64π см2 Учащиеся работают в парах. Оформляют решение задач в тетрадях. 1 ряд. Sсф = 4 = 432 см2 432 см2 = 0,0432 м2 0,0432 250 = 10,8 м2 Ответ: 10,8 м2 2 ряд. L = = 17 м Длина гирлянды = 17 = 204 м Ответ: 204 м 3 ряд. S = Sбок + Sосн = 2πrh + πr2 S = 2 = 288 см2 2880,1 = 28,8 288 + 28,8 = 316,8 см2 Ответ: 316,8 см2 3 учащихся записывают решение задач на доске. Учащиеся решают задачи по вариантам. Учащиеся называют ответы и сравнивают их со своими. |
6. Рефлексия | Учитель задает вопросы: 1)Выполнили мы цель урока? 2)Что получилось на уроке? 3)Какие трудности возникли в процессе решения задач? | Учащиеся отвечают на вопросы учителя |
Приложения
Задача №1
Диагональ осевого сечения цилиндра равна 12, угол между диагональю и образующей 30⁰. Найдите площадь боковой поверхности цилиндра.
Задача №1
Образующая конуса равна 12 и наклонена к плоскости основания под углом 60⁰. Найдите площадь боковой поверхности конуса.
Задача №1
Сфера пересечена плоскостью, находящейся на расстоянии 12 от центра. Радиус сечения равен 5. Найдите площадь сферы.
Задача №2
Необходимо покрасить елочный шар. Сколько потребуется краски, если радиус этого шара равен 6 см. Расход краски составляет 250 г на 1 м2. (Число π округлите до целого числа).
Задача №2
Сколько квадратных сантиметров декоративного металла израсходуется на изготовление подсвечника для свечи диаметром 8 см и высотой 10 см. На швы и свободное погружение свечи в подсвечник добавьте 10% от площади поверхности подсвечника. (Число π округлите до целого числа).
Задача №2
На городскую ель длиной 15 м необходимо повесить 12 нитей гирлянд от макушки до ветки при основании. Сколько метров гирлянды необходимо закупить, если длина еловой ветви при основании – 8 м.
Библиография:
Учебник: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Л.С. Киселёва, Э.Г. Позняк; Геометрия. 10-11 кл. М.: Просвещение, 2011.
http://fipi.ru/ - открытый банк заданий
Пояснительная записка
Целевая аудитория – учащиеся 11 класса. Актуальность данной темы заключается в том, что использование задач с практическим содержанием создает условия естественного развития личности учащегося, раскрывает взаимосвязь геометрии не только с другими науками, но и с жизнью. Одно из направлений практико-ориентированного обучения это решение задач с производственным содержанием.
Программа составлена на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации. Учебник: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Л.С. Киселёва, Э.Г. Позняк; Геометрия. 10-11 кл. М.: Просвещение, 2011.
Тип урока: урок решения практических задач
Цели урока:
образовательная цель: обобщить знания по теме «Тела вращения», формировать навыки решения задач практического содержания, приблизить к самостоятельному решению нестандартных задач;
воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной и работе в парах, формирование положительной мотивации;
убедить учащихся в научной, практической, жизненной, профессиональной значимости;
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
развивающая цель: развитие умений обобщать полученные знания, установление связи понятия с практикой, развитие пространственного мышления;
Задачи урока:
закрепить теорию по теме «Тела вращения»;
отрабатывать знания основных понятий, определений, формул и умения применять эти знания при решении задач различных по содержанию и уровню сложности;
развивать пространственное воображение, геометрическое мышление, интерес к предмету; развивать познавательную деятельность;
Использование технологий: проектная, дифференцированное обучение; информационно-коммуникационные технологии
Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная
Формирование УУД:
Личностных УУД:
- учебной мотивации;
- навыков конструктивного взаимодействия;
- положительных нравственных качеств;
- умения адекватно оценивать других людей и самого себя.
Регулятивных УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- выбирать методы для решения задач разного типа;
- умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
Познавательных УУД :
- применения математических знаний в повседневной жизни;
- самостоятельное создание способов решения разных задач;
Коммуникативных УУД:
- контролировать и оценивать действия одноклассников;
- сотрудничать с учителем и сверстниками;
- сотрудничать при поиске путей решения задач;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и аргументировать свое мнение с учетом мнения соучеников
Планируемые результаты урока:
Предметные:
Умение решать задачи на применение формул площадей поверхности тел вращения.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
оценивать правильность выполнения действия;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
Личностные:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
развивать способность к эмоциональному восприятию задач, решений, рассуждений;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры
Материально – техническое обеспечение урока: раздаточный материал, мультимедиа – оборудование, карточки, линейка, карандаш.
Виды деятельности обучающихся: самостоятельная работа, работа в парах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по геометрии с использованием ЭОР. Объём шара и его частей
План-конспект урока с применением ИКТ. Объём шара и его частей....
Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника / Методическая разработка урока по геометрии в 8 классе
Цель урока:Образовательная: определить синус, косинус, тангенс острого угла в прямоугольном треугольнике, их значение для углов в 30°, 45°, 60°;ввести основное тригонометрическое тождество;испол...
Методическая разработка урока по геометрии "Многоугольники" (8 класс).
Урок изучения нового материала по теме "Многоугольники". В разработке представлены конспект урока и презентация....
Методическая разработка урока по геометрии в 7 классе по теме: "Признаки равенства треугольников. Решение задач"
Урок комплексного применения знаний, умений и навыков с применением ИКТ....
Методическая разработка урока по геометрии в 9 классе
Тема урока:«Параллельный перенос»....
Методическая разработка урока по географии: "Осевое вращение Земли".
Цель урока: формировать умения устанавливать причинно-следственные связи на основе представления о движении Земли....
Методическая разработка урока по геометрии в 7 классе.Тема урока: «Треугольник».
Методическая разработка урока по геометрии в 7 классе.Тема урока: «Треугольник».Задачипредметные:формирование навыков решения и поиск способов применения треугольников;понимание определени...