Методическая разработка урока по геометрии. Тема "Тела вращения"
план-конспект урока по геометрии (11 класс)

Архиреева Татьяна Анатольевна

Урок по геометрии в 11 классе. Тема: "Тела вращения". Тип урока: урок закрепления изученного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл разработка урока277.21 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока геометрии

по теме:

«Тела вращения»

11 класс

Автор:

Т.А. Архиреева, учитель математики ГБОУ ЦО № 173 Петроградского района Санкт-Петербурга

Пояснительная записка

Целевая аудитория – учащиеся 11 класса. Актуальность данной темы заключается в том, что использование задач с практическим содержанием создает условия естественного развития личности учащегося, раскрывает взаимосвязь геометрии не только с другими науками, но и с жизнью. Одно из направлений практико-ориентированного обучения это решение задач с производственным содержанием. 

Программа составлена на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации. Учебник: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Л.С. Киселёва, Э.Г. Позняк; Геометрия. 10-11 кл. М.: Просвещение, 2011.

Тип урока: урок решения практических задач

Цели урока:

образовательная цель: обобщить знания по теме «Тела вращения», формировать навыки решения задач практического содержания, приблизить к самостоятельному решению нестандартных задач;

воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной и работе в парах, формирование положительной мотивации;

убедить учащихся в научной, практической, жизненной, профессиональной значимости;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 развивающая цель: развитие умений обобщать полученные знания, установление связи понятия с практикой, развитие пространственного мышления;

Задачи урока:

закрепить теорию по теме «Тела вращения»;

отрабатывать знания основных понятий, определений, формул и умения применять эти знания при решении задач различных по содержанию и уровню сложности;

развивать пространственное воображение, геометрическое мышление, интерес к предмету; развивать познавательную деятельность;

Использование технологий: проектная, дифференцированное обучение; информационно-коммуникационные технологии

Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная

Материально – техническое обеспечение урока: раздаточный материал, мультимедиа – оборудование, карточки, линейка, карандаш.

Виды деятельности обучающихся: самостоятельная работа, работа в парах.

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный

Приветствие учащихся, проверка учителем готовности класса к уроку, организация внимания

Слушают, настраиваются на работу

организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем и гостями

2. Мотивационный:  

(наглядность)

Устная работа с классом.

-Перед вами 3 предмета.

-Форму каких тел напоминают эти предметы?

-Назовите тему урока.

-Приведите свои примеры объектов, окружающих нас в жизни, имеющих форму цилиндра, конуса, шара.

В архитектуре нашего города тоже можно увидеть данные тела.

Смотрим презентацию.

Отвечают на вопросы учителя.

3. Актуализация знаний

Устная работа с классом.

-Итак, тема нашего урока: «Тела вращения».

-Какая цель нашего урока?

На экране.

-Почему цилиндр, конус и сферу называют телами вращения?

-Вращением каких геометрических фигур получаются данные тела?

Учитель сообщает исторические сведения о телах вращения.

Отвечают на вопросы учителя.

4. Постановка учебной задачи 

-Сегодня на уроке мы будем решать задачи, связанные с темой «Тела вращения».

-Что мы можем посчитать у этих тел?

-Давайте вспомним формулы вычисления площадей поверхности цилиндра, конуса, сферы.

Вешает формулы на доске.

Отвечают на вопросы учителя.

5. Реализация намеченного (решение задач)

  1. Учитель раздает карточки с задачами №1.

Предлагает решить данные задачи в тетрадях.

1 ряд – задача на цилиндр.

Задача №1.

Цилиндр получен вращением прямоугольника со сторонами 8 см и 11 см вокруг большей стороны. Найдите площадь боковой поверхности образованного при этом цилиндра; площадь осевого сечения.

2 ряд – задача на конус.

Задача №1

Конус получен вращением прямоугольного треугольника с катетами 6 см и 8 см вокруг большего катета. Найдите площадь боковой поверхности образованного при этом вращении конуса; площадь осевого сечения конуса.

3 ряд – задача на сферу.

Задача №1

Радиус сферы равен 10 см. Найдите площадь сферы и площадь сечения, находящегося на расстоянии 6 см от центра сферы.

Учитель предлагает обменяться тетрадями с соседом и обсудить решение своих задач.

  1. –Для чего мы изучаем тела вращения?

–Где мы можем применить знания?

Учитель предлагает учащимся задачи практического применения.

1 ряд – задача на сферу.

Задача №2

Необходимо покрасить елочный шар. Сколько потребуется краски, если радиус этого шара равен 6 см. Расход краски составляет 250 г на 1 м2. (Число π округлите до целого числа).

2 ряд – задача на цилиндр.

Задача №2

На городскую ель длиной 15 м необходимо повесить 12 нитей гирлянд от макушки до ветки при основании. Сколько метров гирлянды необходимо закупить, если длина еловой ветви при основании – 8 м.

3 ряд – задача на цилиндр

Задача №2

Сколько квадратных сантиметров декоративного металла израсходуется на изготовление подсвечника для свечи диаметром 8 см и высотой 10 см. На швы и свободное погружение свечи в подсвечник добавьте 10% от площади поверхности подсвечника. (Число π округлите до целого числа).

Учитель предлагает по одному учащемуся из каждой группы оформить решение на доске.

Фронтальная проверка решенных задач.

  1. Учитель предлагает учащимся решить задачи из

ЕГЭ.

1 вариант

Задача №3

Даны два шара с радиусами 9 и 3. Во сколько раз площадь поверхности большего шара больше площади поверхности меньшего?

2 вариант

Задача №3

Даны два цилиндра. Радиус основания и высота первого цилиндра равны соответственно 6 и 14, а второго – 7 и 3. Во сколько раз площадь боковой поверхности первого цилиндра больше площади боковой поверхности второго?

-Назовите ответ задачи первого варианта.

-У кого такой же ответ?

-Назовите ответ задачи второго варианта.

-У кого такой же ответ?

Учащиеся решают задачи и оформляют решение в тетрадях.

1 ряд.

Sбок = 2πrh

Sбок  = 2  8  11  π = 176π см2

Sсеч = 11  16 = 176 см2

Ответ: 176π см2; 176 см2

2 ряд.

Sбок = πrl

L =  =  = 10

Sбок = π = 60π см2

Sсеч =  = 48 см2

Ответ: 60π см2; 48 см2

3 ряд.

Sсф = 4πR2

Sсф = 4 = 400π см2

r =  = 8

Sсеч = πr2

Sсеч =  = 64π см2

Ответ: 400π см2; 64π см2

Учащиеся работают в парах.

Оформляют решение задач в тетрадях.

1 ряд.

Sсф = 4 = 432 см2

432 см2 = 0,0432 м2

0,0432 250 = 10,8 м2

Ответ: 10,8 м2

2 ряд.

L =  = 17 м

Длина гирлянды = 17 = 204 м

Ответ: 204 м

3 ряд.

S = Sбок + Sосн = 2πrh + πr2

S = 2 = 288 см2

2880,1 = 28,8

288 + 28,8 = 316,8 см2

Ответ: 316,8 см2

 3 учащихся записывают решение задач на доске.

Учащиеся решают задачи по вариантам.

Учащиеся называют ответы и сравнивают их со своими.

6. Рефлексия

Учитель задает вопросы:

1)Выполнили мы цель урока?

2)Что получилось на уроке?

3)Какие трудности возникли в процессе решения задач?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

Приложения

Задача №1

Диагональ осевого сечения цилиндра равна 12, угол между диагональю и образующей 30. Найдите площадь боковой поверхности цилиндра.

Задача №1

Образующая конуса равна 12 и наклонена к плоскости основания под углом 60. Найдите площадь боковой поверхности конуса.

Задача №1

Сфера пересечена плоскостью, находящейся на расстоянии 12 от центра.  Радиус сечения равен 5. Найдите площадь сферы.

Задача №2

Необходимо покрасить елочный шар. Сколько потребуется краски, если радиус этого шара равен 6 см. Расход краски составляет 250 г на 1 м2. (Число π округлите до целого числа).

Задача №2

Сколько квадратных сантиметров декоративного металла израсходуется на изготовление подсвечника для свечи диаметром 8 см и высотой 10 см. На швы и свободное погружение свечи в подсвечник добавьте 10% от площади поверхности подсвечника. (Число π округлите до целого числа).

Задача №2

На городскую ель длиной 15 м необходимо повесить 12 нитей гирлянд от макушки до ветки при основании. Сколько метров гирлянды необходимо закупить, если длина еловой ветви при основании – 8 м.

Библиография:

Учебник: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Л.С. Киселёва, Э.Г. Позняк; Геометрия. 10-11 кл. М.: Просвещение, 2011.

http://fipi.ru/ - открытый банк заданий

Пояснительная записка

Целевая аудитория – учащиеся 11 класса. Актуальность данной темы заключается в том, что использование задач с практическим содержанием создает условия естественного развития личности учащегося, раскрывает взаимосвязь геометрии не только с другими науками, но и с жизнью. Одно из направлений практико-ориентированного обучения это решение задач с производственным содержанием. 

Программа составлена на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации. Учебник: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Л.С. Киселёва, Э.Г. Позняк; Геометрия. 10-11 кл. М.: Просвещение, 2011.

Тип урока: урок решения практических задач

Цели урока:

образовательная цель: обобщить знания по теме «Тела вращения», формировать навыки решения задач практического содержания, приблизить к самостоятельному решению нестандартных задач;

воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной и работе в парах, формирование положительной мотивации;

убедить учащихся в научной, практической, жизненной, профессиональной значимости;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 развивающая цель: развитие умений обобщать полученные знания, установление связи понятия с практикой, развитие пространственного мышления;

Задачи урока:

закрепить теорию по теме «Тела вращения»;

отрабатывать знания основных понятий, определений, формул и умения применять эти знания при решении задач различных по содержанию и уровню сложности;

развивать пространственное воображение, геометрическое мышление, интерес к предмету; развивать познавательную деятельность;

Использование технологий: проектная, дифференцированное обучение; информационно-коммуникационные технологии

Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная

Формирование УУД:

Личностных УУД:

  • учебной мотивации;
  • навыков конструктивного взаимодействия;
  • положительных нравственных качеств;
  • умения   адекватно оценивать других людей и самого себя.

Регулятивных УУД:

  • определять и формулировать цель   деятельности на уроке;
  • выбирать методы для решения задач разного типа;
  • умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

Познавательных УУД :

  •  применения математических знаний в повседневной жизни;
  • самостоятельное создание способов решения разных задач;

Коммуникативных УУД:

  • контролировать и оценивать действия одноклассников;
  • сотрудничать с учителем и сверстниками;
  • сотрудничать при поиске путей решения задач;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли  и аргументировать свое мнение с учетом мнения соучеников

Планируемые  результаты урока:

Предметные:

Умение решать задачи на применение формул площадей поверхности тел вращения.

Метапредметные: 

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

оценивать правильность выполнения действия;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; 

Личностные: 

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

 развивать способность к эмоциональному восприятию задач, решений, рассуждений;

умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры

Материально – техническое обеспечение урока: раздаточный материал, мультимедиа – оборудование, карточки, линейка, карандаш.

Виды деятельности обучающихся: самостоятельная работа, работа в парах.

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по геометрии с использованием ЭОР. Объём шара и его частей

План-конспект урока с применением ИКТ. Объём шара и его частей....

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника / Методическая разработка урока по геометрии в 8 классе

Цель урока:Образовательная: определить синус, косинус, тангенс острого угла в прямоугольном треугольнике, их значение для углов в 30°, 45°, 60°;ввести основное тригонометрическое тождество;испол...

Методическая разработка урока по геометрии "Многоугольники" (8 класс).

Урок изучения нового материала по теме "Многоугольники". В разработке представлены конспект урока и презентация....

Методическая разработка урока по геометрии в 9 классе

Тема урока:«Параллельный перенос»....

Методическая разработка урока по географии: "Осевое вращение Земли".

Цель урока: формировать умения устанавливать причинно-следственные связи на основе представления о движении Земли....

Методическая разработка урока по геометрии в 7 классе.Тема урока: «Треугольник».

Методическая разработка урока по геометрии в 7 классе.Тема урока: «Треугольник».Задачипредметные:формирование навыков решения и поиск способов применения треугольников;понимание определени...