Методическая разработка урока по геометрии с использованием ЭОР. Объём шара и его частей
методическая разработка по геометрии (11 класс) по теме
План-конспект урока с применением ИКТ. Объём шара и его частей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока по геометрии с использованием ЭОР."Объём шара и его частей". | 27.79 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
«Объём шара и его частей».
- Никитюк Ирина Анатольевна
- ГОУ СПО «Прохладненский Технологический колледж»
- Преподаватель
- Математика
- 1 курс.
- А.В.Погорелов. Геометрия 7-11кл. М.:Просвещение, 2000.
- Концептуальная цель преподавания геометрии: развитие логического и абстрактного мышления, пространственного воображения и исследовательских способностей.
Цель урока: развитие самостоятельности, гибкости мышления, точности и ясности математической речи.
9. Задачи:
Обучающие
* повторить формулы вычисления объемов цилиндра и конуса;
* дать понятие шарового сегмента, шарового слоя, шарового сектора;
* вывести формулу для вычисления объёма шара и его частей.
Развивающие:
*развитие аналитического и алгоритмического мышления; *совершенствование аудиального канала восприятия.
Воспитательные:
*познавательный интерес, коммуникативность;
*интуиция;
*эффективное внимание, самостоятельность.
10.Тип урока: Проблемная лекция.
Проблема. Внутренний диаметр чугунного полого шара, равен 8 см., а его внешний диаметр 10 см. Определите массу шара, если плотность чугуна 7,3 г/см3.
Проблемный вопрос: как можно вычислить объём шара?
Варианты решений:
1. закон Архимеда;
2. принцип Кавальери;
3.интегральная формула.
Оптимальный вариант: варианты 2 – 3 дают возможность получить формулу VΠR3, а с помощью закона Архимеда можно вычислить объём тела практически.
11. Формы работы: фронтальная
12. Техническое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.
13.Структура и ход урока.
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность преподавателя | Деятельность студента | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Формулировка заданий | Модуль 7,8 | Формулировка цели урока | Знакомятся с заданиями, задают вопросы | 5 мин. |
2. | Работа с заданием | Урок начинается с рассмотрения задачи: «Как вычислить объём металлического шарика, используя линейку и прозрачный цилиндрический сосуд с водой». В ходе решения опираемся на закон Архимеда. | Выполняют данную задачу практически, с записью необходимых вычислений. | 10мин | |
3. | Проверка выполнения задания | Проверка результатов, подведение итогов, вывод. | Представляют результаты | ||
4. | Вывод формулы объёма. | Рассмотрим несколько подходов к выводу формулы для вычисления объема шара. Вывод формулы VΠR3 с помощью принципа Кавальери. В 17 веке началась эпоха интегрального исчисления. Математики возвращались к задачам о вычислении площадей криволинейных фигур и объёмов «кривых» тел, которыми так успешно занимался в древности Архимед. Интересовался этим вопросом и итальянский монах Бонавентура Кавальери (1598 – 1647). Он возглавлял кафедру математики в Болонском университете. Кавальери разработал способ, с помощью которого можно вычислять площади многоугольников, криволинейных фигур. Очень удобен принцип Кавальери и для получения формул объёмов круглых тел, например шара. Принцип Кавальери состоит в том, что если пересечь тело плоскостями, параллельными | Слушают, делают записи в тетрадях, формулируют вопросы преподавателю | ||
некоторой заданной плоскости, то его объём определяется площадями пересечений плоскостей и тела.Для этого впишем в круговой цилиндр радиусом R и высотой 2R шар. Тело, являющееся дополнением шара до цилиндра, по принципу Кавальери, равновелико телу, составленному из двух конусов, построенных на верхнем и нижнем основаниях цилиндра с вершиной в центре шара. Отсюда следует: Vш = Vц – 2Vк Vц = Пr2h, где h = 2r Vц = 2Пr3 Vк = Пr2h, где h = r Vк = Пr3 Vш = 2Пr3 – 2 · Пr3 = Пr3 | 7мин | ||||
5. | Решение проблемы сформулированной в начале урока. | Решаем задачу. В процессе совместного обсуждения выходим на оптимальный вариант решения проблемы. | Выполняют данную задачу практически, с записью необходимых вычислений. | 5мин | |
6. | Вводятся новые понятия: шаровой сегмент, шаровой слой, шаровой сектор. | Модуль 3-6,8 | Даёт пояснения, дополняет. | Слушают, делают записи в тетрадях. | 5мин |
7. | Решение задач для самоконтроля. | Модуль 10,11. | Проверка результатов, подведение итогов. | Представляют результаты | 7мин |
8. | Обобщение, подведение итогов урока, | Модуль 10 | Задаёт вопросы. | Отвечают. | 3мин |
9. | Рефлексия. | Отрефлексируйте своё эмоциональное состояние с помощью шкалы настроения:
| Выбирают. | 2мин |
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1. | Формулы площади боковых поверхностей цилиндра, конуса. Формулы объёмов цилиндра, конуса. | И | Иллюстрация, видеофрагменты, звук | |
2. | Объём шара. Объём шарового сегмента, шарового слоя. | И1 | Иллюстрация, видеофрагменты, | http://fcior.edu.ru/card/5015/obem-shara-obem-sharovogo-segmenta-sharovogo-i1.html |
3 | Решение задач для самоконтроля. | И1 | Иллюстрация, видеофрагменты, | http://fcior.edu.ru/card/5015/obem-shara-obem-sharovogo-segmenta-sharovogo-i1.html |
4 | Объём шара. Объём шарового сегмента, шарового слоя. | И1 | Иллюстрация, видеофрагменты, звук, анимация. | http://fcior.edu.ru/card/5015/obem-shara-obem-sharovogo-segmenta-sharovogo-i1.html |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника / Методическая разработка урока по геометрии в 8 классе
Цель урока:Образовательная: определить синус, косинус, тангенс острого угла в прямоугольном треугольнике, их значение для углов в 30°, 45°, 60°;ввести основное тригонометрическое тождество;испол...
Методическая разработка урока по геометрии "Многоугольники" (8 класс).
Урок изучения нового материала по теме "Многоугольники". В разработке представлены конспект урока и презентация....
Методическая разработка урока по технологии Тема « Использование кейс-методов на уроках технологии»
В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии.Кейс-технологии объединяют в себе одновре...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе на тему «Суффикс – значимая часть слова»
В системе языка морфемы имеют особый статус, они играют важную практическую роль в речевой деятельности человека, так как участвуют в оформлении слов как частей речи. Также морфемы оказывают влияние н...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Глагол как часть речи".
Методическая разработка урока русского языка по теме "Глагол как часть речи" разработана для учащихся 5 класса. Цель урока: Углубить знания учащихся о глаголе, особенностях функци...
Методическая разработка урока по геометрии в 7 классе.Тема урока: «Треугольник».
Методическая разработка урока по геометрии в 7 классе.Тема урока: «Треугольник».Задачипредметные:формирование навыков решения и поиск способов применения треугольников;понимание определени...
Методическая разработка урока географии в 8 классе на тему «Горные системы европейской части России. Урал.»
Методическая разработка урока географии в 8 классе на тему «Горные системы европейской части России. Урал.»Цель: Изучить географическое положение и особенности природных ресурсов и у...