Методическая разработка урока по географии: "Осевое вращение Земли".
методическая разработка по географии (5 класс) на тему

 Цель урока: формировать умения устанавливать причинно-следственные связи на основе представления о движении Земли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_5_kl.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Ершова Н.М

                                                   Учитель географии МБОУ СОШ им.С.М.Кирова г.Карачев, Брнянская обл

Методическая разработка урока  по географии,

составленная по принципу системно-деятельностного подхода.

Класс: 5

Тема урока: §9. «Осевое вращение Земли» (урок № 4 в разделе «Земля во Вселенной»)

. УМК:  И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. География. Начальный курс. 

 Цель урока: формировать умения устанавливать причинно-следственные связи на основе представления о движении Земли.

Задачи:

Обучающие:

-создать условия для формирования представлений о суточном движениях Земли;

-формировать умения выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси, составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли»;

-формировать практическое умение наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца (теллурий).

Развивающие:

- создать условия для развития пространственных представлений, логического мышления, коммуникативных способностей;

- продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: ставить цели, анализировать и преобразовывать информации, выделять главное, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

- продолжить работу над развитием устной монологической речи;

- развивать умения работать в малой группе, взаимодействовать с людьми.

Воспитательные:

-способствовать воспитанию интереса к предмету, взаимопонимания и сплочённости в совместной деятельности, воспитывать толерантность (при групповой работе);

- способствовать воспитанию у учащихся умения слушать товарищей, аргументировать свою точку зрения.

  Ключевые слова по теме урока (термины, понятия, персоналии, номенклатура): осевое движение Земли, географические полюсы, земные сутки.

Планируемые результаты:

Предметные:

-формирование представлений об осевом движении Земли и его следствии;

-овладение элементарными практическими умениями использования теллурия;

-овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

-формирование умений и навыков использования географических знаний о движении Земли в повседневной жизни.

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение вести самостоятельный поиск в тексте учебника, анализировать информацию, преобразовывать её, выполнять логические универсальные действия: уметь делать вывод о связи скорости вращения планеты и длине суток.

Регулятивные УУД: умение организовывать свою деятельность на уроке, ставить цели и составлять алгоритм их достижения.

Коммуникативные УУД: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Личностные УУД:

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и географии;

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы текстом и иллюстрациями учебника;

-формирование толерантности как норму осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

-формирование коммуникативной компетентности.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, ПК, проектор, глобус, теллурий, схемы «Следствия вращения Земли вокруг Солнца», «Следствия вращения Земли вокруг своей оси».

Учебные вопросы:

1.Вращение Земли вокруг своей оси.

2.Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси.

Оборудование:

теллурий;

глобус;

мультимедийный проектор (слайдовая презентация по разделам урока);

учебник.

Структура и ход урока.

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный этап урока

 Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

 Приветствие учителя, подготовка к уроку.

2

Проверка домашнего задания

Проводит цифровой диктант «Да-Нет». Знакомит с правилами взаимопроверки в. паре диктанта. Организует взаимопроверку.

Диктант «Да-Нет».

Учитель читает утверждения. Если утверждение верное, учащиеся пишут 1, если нет – то 0.

Вопрос

Правильный ответтвет

1.Луна вращается вокруг своей оси

0

2.Земля вращается на третьей орбите вокруг Солнца.

1

3. Под действием силы притяжения Луны на Земле возникают приливы и отливы.

1

4. Луна – единственный спутник Земли.

1

5.Люди могут видеть обе стороны Луны.

0

6.Большую часть поверхности земли занимает суша.

0

7.Марс относится к планетам земной группы

1

8. Самая маленькая планета Солнечной системы - Венера

0

Демонстрируют знания по пройденному материалу при выполнении диктанта.

Выполняют проверку диктанта, ставя за правильный ответ +, за неверный – минус. Считают количество + и выставляют оценку согласно написанных на доске критериев.

Критерии оценивания.

8 баллов– 5

7-6 баллов- 4

5-4 балла - 3

Учащиеся отвечают на вопросы, вызвавшие затруднения.

3

Создание мотивационной установки

Постановка проблемного вопроса, связующего предыдыдущий урок и новую тему.

Просмотр видеоролика осевого движения Земли. (Цифровой ресурс в сети Интернет)

http://www.youtube.com/watch?v=M3vCwL9ZSKw

Организует обсуждение видеоролика.

-Приведите доказательства вращения Земли

-Какие виды движения Земли вы знаете из курса начальной школы?

-Что происходит при вращении Земли?

Отвечают на вопросы. Участвуют в беседе.

Формулируют собственные гипотезы последствий вращения Земли.

4

Определение темы и задач урока

Организует деятельность по изучению названий разделов параграфа и формулировку на их основе задачи

(применяя деятельностную форму, используя глаголы).

С помощью учителя формулируют задачи урока на основе содержания параграфа

5

Процессуально - содержательный этап урока

 Актуализация знаний

Создание проблемной ситуации: какие бы явления на Земли исчезли, если бы Земля остановилась.

 Участвуют в обсуждении

6

Формирование новых знаний.

 Учитель формируете представление о суточном вращении Земли, обращаясь к знаниям, полученным учащимися при работе с учебником. Задает уточняющие вопросы:

-Каков угол наклона оси Земли?

-В каком направлении вращается Земля?

-За какой период Земля совершает полный оборот вокруг своей оси?

-Что такое земные сутки?

- Все ли планеты Солнечной системы вращаются с одинаковой скоростью?

-от чего зависит продолжительность суток?

Учитель демонстрирует вращение Земли на теллурии.

Предлагает задание на вычисление продолжительности суток пи скорости вращения 10, 15,30 градусов в час.

Организует обсуждение материала, отражающего продолжительность суток планет.

Подводит к выводу о зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси.

Работают с текстом учебника на стр.33-34, тезисно излагают материал.

Показывают на глобусе полюса.

Отвечают на вопросы учителя, делают аналитические выводы о связи скорости вращения и длине суток.

Следят  за движением модели, определяют направление оси Земли.

 

Выполняют задание, обсуждают таблицу, делают вывод  о зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси

Участвуют в беседе по рис.27 на стр. 34 учебника, совместно с учителем заполняют таблицу 1.

7

Физминутка  (здоровьесберегающий компонент)

Организует релакспаузу «Солнечная система». Вращение Земли. Венеры вокруг орбит – по часовой и против часовой стрелки. 

Выполняют упражнения.

8

Формирование умения составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли»

Для формирования данного умения совместно с учащимися составляет схему «Географические следствия вращения Земли»

Организует работу в рабочих тетрадях на странице 19, задание 15.

В парах обсуждают возможные следствия, составляют схему «Географические следствия вращения Земли» в тетрадях. Выполняют задание в рабочей тетради.

9

Закрепление. Подведение итогов урока.

 Подводит итоги урока.

Организует работу над созданием синквейна «Движение Земли».

Задание : составить устный рассказ о  том, как смена дня и ночи, времен года сказываются на жизни людей и планеты в целом.

 Участвуют в подведении итогов урока. Составляют синквейн.

Примерный синквейн:

Земля

Круглая, освещенная

Вращается, сменяется, поворачивается.

Смена дня и ночи.

Приводят примеры из собственной жизни, высказывают свои взгляды, обобщают мнение .товарищей.

10

Рефлексия.

Что узнали на уроке?

Какие были трудности в работе?

Анализируют свои умения работать с текстом, читать и составлять схемы.

11

Постановка домашнего задания.

Комментирует и выставляет оценки за урок.

Задание на дом:

-Параграф 9, вопросы к параграфу на станице 35.

-Найти в Интернете видео-ролики об осевом движении Земли и других планет Солнечной системы.

-Творческое задание. Придумай фантастический рассказ «О том, что произойдет на Земле, если изменится скорость вращения Земли»

Записывают домашнее задание




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 7 классе "Литосфера Земли"

Данная разработка метаурока дл 7 класса преследует следующие цели:Образовательные: об-ся узнают гипотезы о движении земной коры и её строении; научатся анализировать карту строения земной коры; смогут...

Методическая разработка урока по теме ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ

                 Методическая разработка урока по теме...

Учебно-методическая разработка урока литературы на тему "Святые земли русской (по "Повести о Петре и Февронии Муромских")" 7 класс

Данный материал можно испоьзовать при подготовке урока литературы в 7 классе на тему  "Древнерусская литература. "Повесть о Петре и Февронии Муромских."...

Учебно-методическая разработка урока по теме: "Пейзаж родной земли".

Методическая разработка предназначена для учащихся 4 класса. Используется региональный компонент (природа северной земли - тундра). У обучающихся формируются понятия о роли природных условий...

Методическая разработка урока по литературе: «Праведница русской земли» » (по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»).

Урок  нацелен помочь ученикам задуматься над такими нравственными понятиями, как  праведность,  чуткость,  совесть,  человечность,   «вслед за автором» проследить за...

Методическая разработка урока "Как человек появился на Земле"

Урок - открытие нового знания.  Урок помогае организовать работу учащихся по изучению представлений о предках человека, первых людях, появившихся на Земле, их образе жизни, усложнении строения и ...