Разработка проблемного урока по теме: «Касательная к окружности» 8 кл. с презентацией
план-конспект урока по геометрии (8 класс)
Планируемые результаты:
Учащийся научится формулировать свойство касательной и доказывать теорему, выражающую свойство отрезков касательных, применять полученные знания к решению простейших задач.
На уроке приобретет такие компетенции:
Информационная, коммуникативная, исследовательская, готовность к самообразованию.
Основные понятия: определение касательной, определение отрезков касательной.
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, листы для исследования, листы для самооценки, циркуль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_problemnogo_uroka_po_teme_kasatelnaya_k_okruzhnosti_geometriya_8_klass.doc | 318.5 КБ |
kasatelnaya.ppt | 1.49 МБ |
Предварительный просмотр:
Разработка проблемного урока по теме:
«Касательная к окружности»
Урок направлен на достижение следующих целей:
1) в предметном направлении:
- Ввести понятие касательной к окружности,
- изучить свойство касательной, свойство отрезков касательных.
2) в метапредметном направлении:
- Развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
- Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в направлении личностного развития:
- Развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- Формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- Воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей
Задачи урока:
Образовательные:
- Формирование у обучающихся системы научных знаний.
- Совершенствование умений запоминать, выделять главное.
- Формирование представлений о значимости.
- Совершенствование умений в решении практических задач.
Развивающие:
- Формирование у обучающихся регулятивных компетенций
(управление своей деятельностью, инициативность, самостоятельность).
- Развитие коммуникативной деятельности (речь, навыки сотрудничества).
- Применение обучающимися учебного материала, имеющего опорный характер.
- Совершенствование умений анализировать предложенную ситуацию и устанавливать причинно-следственные связи.
- Развитие преобразований и применение новых знаний к решению задач, связанных с конкретными ситуациями.
- Совершенствование умений и навыков в решении исследовательских задач.
УУД, осуществляемые на уроке:
Предметные:
- Формирование системы научных знаний.
- Использование знаний по предмету для решения конкретных задач.
Метапредметные:
- Регулятивность ( управление своей деятельностью, инициативность, самостоятельность)
- Коммуникативность ( речь, навыки сотрудничества)
Личностные:
- Самоопределение (внутренняя позиция школьника).
- Смыслообразование (мотивация, границы познания).
Методы обучения: проблемный, репродуктивный, частично-поисковый.
Планируемые результаты:
Учащийся научится формулировать свойство касательной и доказывать теорему, выражающую свойство отрезков касательных, применять полученные знания к решению простейших задач.
На уроке приобретет такие компетенции:
Информационная, коммуникативная, исследовательская, готовность к самообразованию.
Основные понятия: определение касательной, определение отрезков касательной.
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, листы для исследования, листы для самооценки, циркуль.
Время урока: 40 минут.
Технология: педагогическая мастерская.
План проведения урока:
Этапы технологии | Этапы урока | |
«Индукция» | 1.Организационный момент | |
Самоконструкция | 2. Мотивация к получению знаний — работа с определениями | |
Социоконструкция | 3.Целеполагание | |
Социализация | 4. Исследовательская работа в группах — вывод свойства касательной | |
5.Первичное закрепление — решение задачи | ||
6.Физминутка | ||
Социализация | 7.Творческая работа в группах — доказательство свойства отрезков касательной | |
8. Отработка умений - решение задачи
| ||
Самоконструкция Афиширование | 9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 10.Практическое применение — примеры из жизненных ситуаций | |
Рефлексия | 11. Рефлексия. Подведение итогов. |
ХОД УРОКА.
- Орг. Момент. «Индукция»
Сегодня у нас не просто урок. Сегодня у нас целая мастерская. А что такое мастерская? Это место, где происходит рождение чего-то нового. В мастерской работают настоящие мастера и подмастерья (их ученики). В мастерской художника рождаются– картины. В мастерской ювелира – украшения. А в мастерской ландшафтного дизайнера – уютные композиции.
- А мы с вами будем работать в мастерской геометрических фигур. Народная мудрость гласит: "Ум без догадки - гроша не стоит", поэтому на уроке нам нужны эмоции, образы, умение рассуждать, анализировать, а это невозможно без знаний и вдохновения. И я вам желаю: - Вдохновения на протяжении всего урока!
Мотивация. Самоконструкция
- Работать вы будете в группах. - Я думаю, что вам комфортно и удобно.
- Назначьте ответственного в своей группе, который должен следить за тем, чтобы каждый в группе работал. У вас имеются сигнальные карточки.
Зеленая – это сигнал того, что группа выполнила работу,
красная – есть вопрос.
- На каждом этапе урока вы должны будете оценить свою деятельность в баллах, заполняя листы самооценки, в которых указаны критерии.
- Итак, перенесемся в нашу мастерскую геометрических фигур.
- Каждый из нас мечтает создать комфортные условия для проживания. (слайд)
И за наше короткое лето нам хочется создать уют в маленьком, родном уголке природы.
- И сейчас я предлагаю вам выступить в роли ландшафтных дизайнеров, и выполнить не большой проект. Нам необходимо проложить от дома до бассейна дорожку. (слайд)
- Представим, что бассейн имеет форму круга. Расположите его на заданном расстоянии от дома и проложите дорожку (с помощью маркера и линейки), которая будет иметь общую точку с бассейном.
-Возникли ли у вас затруднения? (нет, т. к. у нас был задан уже размер бассейна, расстояние)
-А как вы думаете: возникнут ли трудности у дизайнера при выполнении этой работы на практике? (нужны расчеты, нужны знания геометрических понятий) Каких?
(Окружность, центр, радиус, диаметр)
- И сейчас я предлагаю повторить эти определения. Возьмите конверт №1 и соберите определения: начало – на …, продолжение – на…
1.Окружность- геометрическое место точек, каждая из которых равноудалена от заданной точки.
2.Диаметр – это хорда, проходящая через центр окружности.
3. Радиус-это отрезок, соединяющий центр окружности и точку, лежащую на окружности.
4. Центр – это точка, равноудаленная от любой точки, лежащей на окружности.
(проверка) - Оцените свою работу, за каждое правильно составленное определение поставьте 1 балл.
Целеполагание. Социоконструкция
- Вернемся к нашему дизайну.
- Так как мы находимся в мастерской геометрических фигур, давайте переформулируем условие проекта на геометрический язык.
Дорожка – это… Граница бассейна – это….
- как расположена прямая по отношению к окружности? (имеет одну общую точку). А как иначе можно сказать про эту прямую, то есть как проходит по отношению к окружности? (касается)
-И поэтому эта прямая называется касательной.
- Как вы думаете какая тема нашего урока? (Касательная к окружности.(пишем на доске и в тетради, делаем чертеж- окр., касательная, точка -подписать)
- Пусть нам задана окружность – начертите в тетради любого радиуса, отметим на ней точку. Проведите касательную. А общая точка называется -точка касания.
- Касательная обладает свойствами, имеющими ценность при решении задач.
- Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке? (касательную, ее свойства)
- А для чего нужно их изучить нам? (чтобы решать задачи)
- Итак, сегодня на уроке мы изучим свойства касательной и научимся применять их на практике.
Исследовательская работа
- Вернемся вновь к нашему проекту и я предлагаю вам провести небольшую творческую работу, в результате которой мы и познакомимся с одним из свойств касательной. Работу выполните согласно инструкции.
Инструкция для творческой работы.
- Проложите дорожку к бассейну по – другому,
соблюдая все заданные условия.
- Обозначьте точки касания буквами В и С.
- Соедините центр бассейна с точками касания.
- Определите градусную меру углов между
радиусами и касательными.
- Сделайте вывод.
- Какой вывод вы получили? (спросить в двух группах)
- Это и есть одно из свойств касательной:
«Касательная к окружности перпендикулярна к радиусу, проведенному в точку касания». (плакат) Оцените свою деятельность при выполнении творческой работы. Если вы выполнили работу, согласно инструкции, но не сделали вывод – 2 балла. Если есть вывод – 4 балла.
Задача 1. – Применим это свойство на практике.
Физминутка.
- Мы устали чуточку, отдохнем минуточку.
- Кто согласен с тем, что «Прямая является касательной по отношению к окружности, если она имеет одну общую точку с ней». – встаньте.
- Нарисуйте глазками окружность, а теперь головой, туловищем.
-Улыбнитесь соседу справа, улыбнитесь соседу слева.
- Молодцы, тихонечко садитесь.
Творческая работа в группах - Продолжим нашу работу.
-Касательная, ребята, обладает еще одним уникальным свойством.
- Я напомню, что мы работаем с дизайнерским проектом. При выполнении предыдущей работы у вас образовались треугольники АОС и АОВ, сравните их.
- Что вы можете сказать про стороны АВ и АС. (АВ и АС – называются отрезками касательных)
- И углы ОАВ и ОАС тоже будут равны. А почему?
- И мы с вами подошли еще к одному свойству:
(Отрезки касательных к окружности, проведенные из одной точки, равны и составляют равные углы с прямой, проходящей через эту точку и центр окружности)
- И сейчас мы докажем это свойство. (рис. 213)
Попробуйте составить цепочку доказательства, опираясь на полученные знания с помощью фраз из конверта №2.
Рассмотрим треугольники АОС и АОВ
По свойству касательных
АОС и АОВ - прямоугольные треугольники
Катеты ОВ=ОС=R и ОА -общая гипотенуза
Треугольники АОС = АОВ
Следовательно АВ=АС и
- Проверьте работу и Оцените свою работу на данном этапе макс. – 4 балла. Каждая допущенная ошибка минус 1 балл.
7. Первичное закрепление нового материала.
- Мы познакомились еще с одним свойством касательной. Применим на практике: устно решить задачу.
- 1)То есть какой угол? Из каких углов он состоит? Как можно найти маленький угол? Вид треугольника? Почему?
-2) Вид треугольника? Какая теорема нам поможет найти катет?
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
№1. Прямые АВ и АС касаются окружности с центром О в точках А и В. ОВ = 5 см, ОА = 13 см. Найдите АВ и АС. №2. Окружность с центром О касается прямой АВ в точке М. Угол МВО равен 210. Чему равны остальные углы треугольника МВО? | №1. Прямые АВ и АС касаются окружности с центром О в точках А и В. ОВ = 5 см, ОА = 13 см. Найдите АВ и АС. №2. Окружность с центром О касается прямой АВ в точке М. Угол МВО равен 210. Чему равны остальные углы треугольника МВО? |
Оцените свою работу на данном этапе – макс. 4 балла.
Практическое применение.
- Мы сегодня работали в мастерской дизайнера. Как вы думаете в жизни можно встретить касательную к окружности?
-Все катались на велосипеде? Обращали внимание на цепь, которая помогает движению колес? Видим касательную? (даже 2)-слайд.
- А кто из вас помогал делать ремонт автомобиля?
- Обращали внимание на ремни – с помощью, которых происходит передача механической энергии от двигателя, различные конвейеры.
- Воздушный шар, наполненный горячим воздухом, на котором передвигались по воздуху.
Это говорит о том, что геометрические задачи находят широкое практическое применение: в инженерном деле, физике, строительстве и многих других областях.
- Работа по учебнику: № 635, № 639.
9. Подведение итогов.
- Итак, подведем итоги нашего сотрудничества в мастерской. Мы с вами хорошо потрудились и я рад такому сотрудничеству и думаю, что вы еще раз убедились на сколько значимы математические познания в нашей жизни . А на память о нашей встрече хочу подарить вам ромашку. И ромашка эта не простая, а умная- она знает все о касательной и окружности. А что же узнали вы? ( По очереди выходят к доске и срывают лепесток с вопросом).
Вопросы:
1)Какая прямая называется касательной к окружности?
2)Назовите случаи взаимного расположения прямой и окружности?
3) Какая точка называется точкой касания?
4) Как наиболее точно провести касательную к окружности?
5) Сколько радиусов можно провести перпендикулярно к данной касательной?
6) Что вы знаете об отрезках касательных?
10. Рефлексия, дифференцированное дом. Задание.
- Попробуйте определить, насколько хорошо вы усвоили новое знание.
Выберите смайлик по цвету:
- красный цвет, если испытывали затруднения на уроке;
- жёлтый цвет, если усвоили новое знание, но затрудняетесь применить его на практике;
- зелёный цвет, если усвоили новое знание и научились применять его на практике.
П. 69 № 638 п. 69 № 642
п. 69, доказать признак касательной, № 644
- Оцените свою активность на уроке и подсчитайте общее количество баллов. Согласно критериям, поставьте себе оценку за урок.
Критерии оценивания 20-18 баллов – оценка 5, 17-15 баллов – оценка 4
Дополнительный материал к уроку:
учени… 8 класса
Ф. И.__________________________
- Отложите от дома (от точки А) расстояние 21 см в любом направлении.
- Отметьте точку, совместите ее с центром окружности.
- Проложите дорожку (с помощью линейки) от дома, которая будет касаться бассейна.
№1. Прямые АВ и АС касаются окружности с центром О в точках С и В. ОВ = 5 см, ОА = 13 см. Найдите АВ и АС. №2. Окружность с центром О касается прямой АВ в точке М. Угол МВО равен 210. Чему равны остальные углы треугольника МВО? | №1. Прямые АВ и АС касаются окружности с центром О в точках С и В. ОВ = 5 см, ОА = 13 см. Найдите АВ и АС. №2. Окружность с центром О касается прямой АВ в точке М. Угол МВО равен 210. Чему равны остальные углы треугольника МВО? |
№1. Прямые АВ и АС касаются окружности с центром О в точках С и В. ОВ = 5 см, ОА = 13 см. Найдите АВ и АС. №2. Окружность с центром О касается прямой АВ в точке М. Угол МВО равен 210. Чему равны остальные углы треугольника МВО? | №1. Прямые АВ и АС касаются окружности с центром О в точках С и В. ОВ = 5 см, ОА = 13 см. Найдите АВ и АС. №2. Окружность с центром О касается прямой АВ в точке М. Угол МВО равен 210. Чему равны остальные углы треугольника МВО? |
№1. Прямые АВ и АС касаются окружности с центром О в точках С и В. ОВ = 5 см, ОА = 13 см. Найдите АВ и АС. №2. Окружность с центром О касается прямой АВ в точке М. Угол МВО равен 210. Чему равны остальные углы треугольника МВО? | №1. Прямые АВ и АС касаются окружности с центром О в точках С и В. ОВ = 5 см, ОА = 13 см. Найдите АВ и АС. №2. Окружность с центром О касается прямой АВ в точке М. Угол МВО равен 210. Чему равны остальные углы треугольника МВО? |
№1. Прямые АВ и АС касаются окружности с центром О в точках С и В. ОВ = 5 см, ОА = 13 см. Найдите АВ и АС. №2. Окружность с центром О касается прямой АВ в точке М. Угол МВО равен 210. Чему равны остальные углы треугольника МВО? | |
Инструкция для творческой работы.
- Проложите дорожку к бассейну по – другому,
соблюдая все заданные условия.
- Обозначьте точки касания буквами В и С.
- Соедините центр бассейна с точками касания.
- Определите градусную меру углов между
радиусами и касательными.
- Сделайте вывод.
Инструкция для творческой работы.
- Проложите дорожку к бассейну по – другому,
соблюдая все заданные условия.
- Обозначьте точки касания буквами В и С.
- Соедините центр бассейна с точками касания.
- Определите градусную меру углов между
радиусами и касательными.
- Сделайте вывод.
учени… 8 класса
Ф. И.__________________________
учени… 8 класса
Ф. И.__________________________
учени… 8 класса
Ф. И.__________________________
учени… 8 класса
Ф. И.__________________________
учени… 8 класса
Ф. И.__________________________
геометрическое место точек, каждая из которых равноудалена от заданной точки. |
это хорда, проходящая через центр окружности. |
это отрезок, соединяющий центр окружности и точку, лежащую на окружности. |
это точка, равноудаленная от каждой точки, лежащей на окружности. |
геометрическое место точек, каждая из которых равноудалена от заданной точки. |
это хорда, проходящая через центр окружности. |
это отрезок, соединяющий центр окружности и точку, лежащую на окружности. |
это точка, равноудаленная от каждой точки, лежащей на окружности. |
геометрическое место точек, каждая из которых равноудалена от заданной точки. |
это хорда, проходящая через центр окружности. |
это отрезок, соединяющий центр окружности и точку, лежащую на окружности. |
это точка, равноудаленная от каждой точки, лежащей на окружности. |
геометрическое место точек, каждая из которых равноудалена от заданной точки. |
это хорда, проходящая через центр окружности. |
это отрезок, соединяющий центр окружности и точку, лежащую на окружности. |
это точка, равноудаленная от каждой точки, лежащей на окружности. |
Рассмотрим АОС и АОВ |
По свойству касательных |
АОС и АОВ - прямоугольные |
Катеты ОВ=ОС=R и ОА -общая гипотенуза |
АОС = АОВ |
Следовательно АВ=АС и |
Установите взаимное положение и выполните чертеж:
а) прямой ВС и окружности радиуса 2см с центром А;
б) прямой АС и окружности радиуса ВС с центром В;
в) прямой АВ и окружности радиуса 1 см с центром С;
г) прямой АС и окружности радиуса равного отрезку ВН,
выходящей из вершины В к стороне АС и центром В.
Установите взаимное положение и выполните чертеж:
а) прямой ВС и окружности радиуса 2см с центром А;
б) прямой АС и окружности радиуса ВС с центром В;
в) прямой АВ и окружности радиуса 1 см с центром С;
г) прямой АС и окружности радиуса равного отрезку ВН,
выходящей из вершины В к стороне АС и центром В.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему: «Касательная к окружности.» Класс: 8
Конспект урока на тему:«Касательная к окружности.»Класс: 8Б.Тип урока: комбинированный.Цели урока:Стратегические: формирование математической картины мира.Тактические: добиться прочного усвоения знани...
Методическая разработка открытого урока на тему "Касательная к окружности", Геометрия, 8 класс
разработка урока и презентация...
Урок по теме: "Касательная к окружности"
Конспект урока по геометрии 8 класс.Учебник: Геометрия: Учеб. для 7-9 кл. общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2014Тема: «Касатель...
Технологическая карта интегрированного урока по теме "Касательная к окружности"
Технологическая карта интегрированного урока по теме "Касательная к окружности"...
Технологическая карта интегрированного урока по теме "Касательная к окружности"
Технологическая карта интегрированного урока по теме "Касательная к окружности"...
Открытый урок на тему: "Касательная к окружности"
Открытый урок на тему: "Касательная к окружности"...
Открытый урок по теме: "Касательная к окружности"
Открытый урок по теме "Окружность" в 8 классе в рамках творческого отчета весенней сессии ....