Открытый урок на тему: "Касательная к окружности"
план-конспект урока по алгебре (8 класс)

Открытый урок  на тему: "Касательная к окружности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raspechatat14578.docx416.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

г. Южно-Сухокумск

Конспект открытого урока по геометрии

Класс: 8

Класс 8 Б

Дата: 22.11.2018г.

Учитель: Шпирко О.А

C:\Users\Оксана\Desktop\IMG_2530-27-07-19-07-58.JPG

Тип урока: комбинированный.

Учебник: Геометрия. 7-9классы: учеб. для общеобразовательных учреждений  Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.

Цель: 

использовать приобретенные с определенной долей самостоятельности знания для решения практических задач.

Задачи:

Обучающие:

- познакомиться с понятием касательной к окружности, ее свойствами;

- научиться применять полученные знания для решения задач;

- закрепить тему «Взаимное расположение окружности и прямой»;

- выполнить тест по пройденной теме «Взаимное расположение окружности и прямой».

Развивающие:

- развивать умение использовать текстовую информацию;

- развивать умение самостоятельно ставить цель деятельности, умение работать по плану;

- развивать умение определять, достигнут ли результат деятельности, умение оценивать результат деятельности.

Воспитательные:

- воспитывать культуру самостоятельной работы, культуру самоконтроля.

Технологии: модульная технология с использованием ЭОР, технология самооценивания.

Оборудование: Технологические карты на каждого ученика, эталоны ответов, критерии оценивания, лист оценивания, интерактивная доска, учебники, тетради, циркуль, линейка.

Технологическая карта ученика

№ учебного элемента

Содержание учебного элемента

Рекомендации

Введение1 минута

Тема: «Касательная к окружности»

Результаты урока:

- познакомиться с понятием касательной к окружности, ее свойствами;

- научиться применять полученные знания для решения задач;

- закрепить тему «Взаимное расположение окружности и прямой»;

- выполнить тест по пройденной теме.

План урока:

Проверка д/з, опрос - новый материал – тренажер - тест по предыдущей теме – оценивание

C:\Users\Оксана\Desktop\IMG_2517-27-07-19-07-58.JPG

Внимательно познакомьтесь с планом урока и результатами урока

1.Проверка домашнего задания

2.Актуализация знаний

5 минут

 (опрос, самостоятельная работа одновременно с проверкой д/з)

5 минут

Цели:

- проверить правильность, полноту и сознательность выполнения домашнего задания, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.

-подготовка к восприятию нового материала.

1. К доске вызываются 2 ученика для демонстрации решения задач № 631, 633

2. Письменный опрос (3 ученика) по плану:

- прямая и окружность имеют две общие точки;

- прямая и окружность имеют одну общую точку;

- прямая и окружность не имеют общих точек.

К каждому случаю сделать рисунок, записать словесную формулировку, краткую формулировку с использованием условных обозначений.

C:\Users\Оксана\Desktop\IMG_2523-27-07-19-07-58.JPGC:\Users\Оксана\Desktop\IMG_2528-27-07-19-07-58.JPG

3. Самостоятельная работа класса

Задание1.

Задана окружность и прямая. Известно расстояние d от центра окружности до прямой и радиус окружности. Соотнеси условие и рисунок

1) http://static.interneturok.cdnvideo.ru/fa546a8b-0410-4ee2-ace6-879690110eea

2) http://static.interneturok.cdnvideo.ru/c7c8e0c6-9571-451b-929d-55e677fb06cd

3) http://static.interneturok.cdnvideo.ru/018cb706-7f16-42a0-8dc1-0d4256724d1f

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/71e03df4-2547-461a-b093-4d0cd9e9ff74

!!! Задание 2. Указать количество общих точек прямой и окружности, если:

а) расстояние от прямой до центра окружности – 6 см, а радиус окружности – 6,05 см;

б) расстояние от прямой до центра окружности – 6,05 см, а радиус окружности – 6 см;

в) расстояние от прямой до центра окружности – 8 см, а радиус окружности – 16 см.

К каждому случаю выполнить схематический рисунок, краткое решение и ответ.

4. Обсуждение домашнего задания, исправление ошибок, повторение ключевых моментов темы.

Вызывает учитель к доске.

Вызывает учитель для письменного опроса на оценку.

Опрос, с/р и подготовка  д/з происходят одновременно

Проверь по эталону, запиши полученное количество баллов в лист оценивания.

Проверь по эталону, запиши полученное количество баллов в лист оценивания.

Активно принимай участие в проверке домашнего задания.

Знакомство с новым материалом

7 минут

Цель: получить первоначальные представления о касательной и ее свойствах.

  1. Определение касательной

Прямая, имеющая с окружностью единственную общую точку, называется касательной к окружности, общая точка называется точкой касания прямой и окружности.

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/191769/44e7ef80_8f3d_0132_82b7_12313c0dade2.jpgC:\Users\Оксана\Desktop\IMG_2518-27-07-19-07-58.JPG

2.Теорема о касательной и радиусе (прямая)

Касательная к окружности перпендикулярна радиусу, проведенному в точку касания.

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/191770/46221610_8f3d_0132_82b8_12313c0dade2.png

р ﬩ ОА  

  1. Теорема о касательной и радиусе (обратная)

Если прямая проходит через конец радиуса, лежащий на окружности, и перпендикулярна этому радиусу, то она является касательной.

3.Теорема об отрезках касательных

Отрезки касательных к окружности, проведенные из одной точки, равны и составляют равные углы с прямой, проведенной через эту точку и центр окружности.

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/191777/4ec8c370_8f3d_0132_82bf_12313c0dade2.jpg

АВ, АС - касательные

АВ=АС

<4 = <3

Задание 3. В тетради по теории:

к определению выполни рисунок и кратко запиши его с помощью условных обозначений;

к теоремам выполни рисунки и запиши «Дано» и «Требуется доказать».

. 

Познакомься  с необходимым для урока теоретическим материалом.

Проверь записи по эталону, исправь ошибки

!!!Этот материал есть в учебнике с доказательствами          

 с. 166-168, пункт 69.

Отработка практических навыков

10 минут

C:\Users\Оксана\Desktop\20190406_122931.jpg

Цель:

-выработать первоначальные умения по применению новых знаний на практике.

Задание 4.  

Прямая АВ касается окружности с центром О в точке В. Найдите АО, если радиус окружности – 1 см, АВ=5 см

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/f26b583a-2866-4c79-8998-40929f650923

Дано: окружность, центр точка О, прямая АВ – касательная, http://static.interneturok.cdnvideo.ru/00f444d6-2a91-490b-a12a-210943849230http://static.interneturok.cdnvideo.ru/dfb9f9d4-cad0-42f7-ad2e-90c9f4277e46,

Найти:http://static.interneturok.cdnvideo.ru/a91ba58a-8f06-4504-991d-ca0792cabd03 

Задание 5.

Прямая АВ касается окружности с центром О в точке В. Найти АВ, если http://static.interneturok.cdnvideo.ru/74aa00e2-d9e4-4a71-af0f-88328c381ba6, а радиус окружности – 9 см.

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/83ae7fbf-6daa-4795-8267-8cebd13655f1

Дано: окружность с центром О и радиусом r; прямая АВ – касательная, http://static.interneturok.cdnvideo.ru/74aa00e2-d9e4-4a71-af0f-88328c381ba6, ОВ=9см;

Найти:http://static.interneturok.cdnvideo.ru/33c5b92c-1b08-4d14-a067-dbb513a8c816

Задание 6.

Даны окружность с центрам О радиусом 4,5 см и точка А. Из точки А проведены две касательные к окружности. Найти угол между ними, если ОА=9см

!!!Задание 7.

Прямая АВ касается окружности с центром О в точке В. Найдите АВ, если радиус окружности – 12, а АОВ=60°

В тетради выполни рисунок, на рисунке отметь, что известно и что нужно найти, запиши решение и ответ.

Получи консультацию от учителя, подняв руку.

В тетради выполни рисунок, на рисунке отметь, что известно и что нужно найти, запиши решение и ответ.

Получи консультацию от учителя, подняв руку

В тетради выполни рисунок, оформи «Дано», «Найти», запиши решение и ответ.

Получи консультацию от учителя, подняв руку

Промежуточный контроль знаний

10 минут

Цель: проверить уровень усвоения материала по теме «Взаимное расположение прямой и окружности»

Тест на http://interneturok.ru/ru/school/geometry/8-klass/okruzhnost/vzaimnoe-raspolozhenie-pryamoy-i-okruzhnosti?testcases 

полученную оценку занеси в лист оценивания

Подведение итогов

2 минуты

Поставь себе оценку за урок в «Лист оценивания», сдай их учителю

Сформулируйте и запишите на дом то, над чем нужно еще поработать, чтобы закрепить тему.

Активно участвуйте в подведении итогов своей работы на уроке.

Домашнее задание

2 минуты

  1. Выучить теорию: учебник с.166-168, пункт 69
  2. Решить задачи: №№ 638, 639

Если у вас возникли какие-нибудь вопросы, то обратитесь к учителю.

Эталоны выполнения заданий, критерии оценивания

№ учебного элемента

Эталон

Критерии оценивания

УЭ-1

УЭ-2

3. Самостоятельная работа класса

Задание1.

  1.  - в)
  2. -  а)
  3. – б)

!!! Задание 2. Указать количество общих точек прямой и окружности, если:

а) расстояние от прямой до центра окружности – 6 см, а радиус окружности – 60 мм;

б) расстояние от прямой до центра окружности – 6,05 см, а радиус окружности – 6 см;

в) расстояние от прямой до центра окружности – 8 см, а радиус окружности – 16 см.

К каждому случаю выполнить схематический рисунок, краткое решение и ответ.

а)

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/191767/4280b3a0_8f3d_0132_82b5_12313c0dade2.jpg

d= 6 см, r = 60 мм = 6 см, d=r  => 1 общая точка

б)

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/191768/43b37b10_8f3d_0132_82b6_12313c0dade2.jpg

d= 6, 05 см, r = 6 см, d > r  => нет общих точек

в)

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/191766/414cfb40_8f3d_0132_82b4_12313c0dade2.jpg

d= 8 см, r = 16 см, d < r  =>  две общие точки

Проверь по эталону, запиши полученное количество баллов в лист оценивания.

1 балл за каждый верный ответ

Максимум – 3 балла

2 балла за каждый верный ответ и краткое решение и рисунок

1 балл – ответ верный, но рисунок или решение отсутствуют

Максимум – 6 баллов

УЭ-3

Задание 3. В тетради по теории:

  1. Определение касательной

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/191769/44e7ef80_8f3d_0132_82b7_12313c0dade2.jpg

прямая р – касательная

точка А – точка касания

  1. Теорема о касательной и радиусе (прямая)

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/191770/46221610_8f3d_0132_82b8_12313c0dade2.png

Дано: Окр. (О, r),  p – касательная, А – точка касания

OA – радиус.

Требуется доказать: р ﬩ ОА  

  1. Теорема о касательной и радиусе (обратная)

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/191770/46221610_8f3d_0132_82b8_12313c0dade2.png

Дано: Окр. (О, r),  p – ,

OA – радиус, А €  p

р ﬩ ОА  

Требуется доказать: p –касательная

  1. Теорема об отрезках касательных

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/191777/4ec8c370_8f3d_0132_82bf_12313c0dade2.jpg

Дано: Окр. (О, r),  АВ, АС – касательные

Требуется доказать:

АВ=АС

4 = 3

Не оцениваем, только исправляем ошибки!

УЭ-4

Отработка практических навыков

10 минут

Задание 4.  

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/f26b583a-2866-4c79-8998-40929f650923

Дано: Окр. (О, r), прямая АВ – касательная, В – точка касания, http://static.interneturok.cdnvideo.ru/00f444d6-2a91-490b-a12a-210943849230http://static.interneturok.cdnvideo.ru/dfb9f9d4-cad0-42f7-ad2e-90c9f4277e46,

Найти:http://static.interneturok.cdnvideo.ru/a91ba58a-8f06-4504-991d-ca0792cabd03 

Решение.

1. Касательная перпендикулярна радиусу, проведенному в точку касания => http://static.interneturok.cdnvideo.ru/d0a74b9e-5140-437b-b31a-1becdb94733d, http://static.interneturok.cdnvideo.ru/f5236a05-3c5a-4806-b7d6-4627304b8e2f - прямоугольный.

2. По  теореме Пифагора:

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/8bcfa4f1-ec19-4375-8269-a3e04a45c0c0 см

Ответ:  см

Задание 5.

Прямая АВ касается окружности с центром О в точке В. Найти АВ, если http://static.interneturok.cdnvideo.ru/74aa00e2-d9e4-4a71-af0f-88328c381ba6, а радиус окружности – 9 см.

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/83ae7fbf-6daa-4795-8267-8cebd13655f1

Дано: Окр. (О, r), прямая АВ – касательная, В – точка касания,  http://static.interneturok.cdnvideo.ru/74aa00e2-d9e4-4a71-af0f-88328c381ba6, ОВ=9см;

Найти:http://static.interneturok.cdnvideo.ru/33c5b92c-1b08-4d14-a067-dbb513a8c816

Решение.

1. Касательная перпендикулярна радиусу, проведенному в точку касания => http://static.interneturok.cdnvideo.ru/d0a74b9e-5140-437b-b31a-1becdb94733d, http://static.interneturok.cdnvideo.ru/f5236a05-3c5a-4806-b7d6-4627304b8e2f - прямоугольный.

2.  Напротив угла http://static.interneturok.cdnvideo.ru/b272d8cf-003a-48ab-a255-6e8d77441aef лежит катет, равный половине гипотенузы http://static.interneturok.cdnvideo.ru/74aa00e2-d9e4-4a71-af0f-88328c381ba6:

пусть АВ = х, тогда, АО = 2х

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/72f377ad-5258-4957-bd34-aa498a0f13fb

По теореме Пифагора, запишем уравнение:

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/a425ff30-f6de-439a-9d41-8a1a8bef5256

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/ac67e4b7-e3de-4b09-975c-825f4a961772

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/556553e2-826a-4a0a-b588-c09d0a9c4393

Ответ:  см

Задание 6.

Даны окружность с центрам О радиусом 4,5 см и точка А. Из точки А проведены две касательные к окружности. Найти угол между ними, если ОА=9см

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/191777/4ec8c370_8f3d_0132_82bf_12313c0dade2.jpg

Дано: Дано: Окр. (О, r), r =4,5 см,  АВ, АС – касательные, В, С – точки касания,  , ОА=9см;

Найти:  ВАС

Решение.

  1. Касательная перпендикулярна радиусу, проведенному в точку касания =>  1= 900 => http://static.interneturok.cdnvideo.ru/f5236a05-3c5a-4806-b7d6-4627304b8e2f – прямоугольный.
  2. ВО = r =4,5 см  - катет, ОА=9см - гипотенуза: ВО= ОА  =>  3 = 300.
  3. По теореме об отрезках касательных: 3 = 4 = 300.
  4.  ВАС = 3 + 4 = 600.

Ответ:   ВАС = 600.

!!!Задание 7.

Прямая АВ касается окружности с центром О в точке В. Найдите АВ, если радиус окружности – 12, а АОВ=60°

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/83ae7fbf-6daa-4795-8267-8cebd13655f1

Дано: Окр. (О, r), прямая АВ – касательная, В – точка касания,  АОВ=60°, ОВ = r =12 см;

Найти:http://static.interneturok.cdnvideo.ru/33c5b92c-1b08-4d14-a067-dbb513a8c816

Решение.

1. Касательная перпендикулярна радиусу, проведенному в точку касания => http://static.interneturok.cdnvideo.ru/d0a74b9e-5140-437b-b31a-1becdb94733d, http://static.interneturok.cdnvideo.ru/f5236a05-3c5a-4806-b7d6-4627304b8e2f - прямоугольный.

2.  ВАО= 900-  60°= 300.  Напротив угла http://static.interneturok.cdnvideo.ru/b272d8cf-003a-48ab-a255-6e8d77441aef лежит катет, равный половине гипотенузы: АО = 24 см.

3. По теореме Пифагора: АВ = =  = (см)

Ответ:  см

Каждое задание 4- 7 оценивается по критериям:

3 бала – верно выполнен рисунок, есть краткая запись, решение записано подробно

2 балла – верно выполнен рисунок, есть краткая запись, решение кратко (без пояснений)

1 балл – верно выполнен рисунок, есть краткая запись,  записан только ответ

0 баллов – ответ неверный.

УЭ-5

УЭ-6

Оценка за урок:

18-21 балл «5»

14-17 баллов «4»

7-13 баллов «3»

Ниже 7 баллов – «2»

УЭ-7

Образец заполнения листа оценивания

ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ

ФИ____________________________Класс____________

Глава 8  «Окружность»

Дата/вид работы/оценка

31.03

Дата/вид работы/оценка

04.04.

Дата/вид работы/оценка

Дата/вид работы/оценка

д/з

д/з

опрос

опрос

Задание

Задание 1

3

Задание

Задание 2

6

Задание

Задание 4

3

Задание

Задание 5

3

Задание

Задание 6

3

Задание

Задание 7

3

MAX

21

Итого

21

ОЦЕНКА за урок

«5»

ТЕСТ (оценка)

«5»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку геометрии в 8 классе по теме: "Касательная к окружности""

Презентация к уроку геометрии в 8 классе по теме: "Касательная к окружности"...

Задачи по теме касательная к окружности

Задачи для подготовки к ЕГЭ....

Презентация "Задачи по теме Касательная к окружности"

Презентация содержит подборку задач на отработку навыка решения задач по теме "Касательная к окружности"...

Решение задач по теме "Касательная к окружности"

Разбор задач с помощью готовых рисунков...

Конспект урока на тему: «Касательная к окружности.» Класс: 8

Конспект урока на тему:«Касательная к окружности.»Класс: 8Б.Тип урока: комбинированный.Цели урока:Стратегические: формирование математической картины мира.Тактические: добиться прочного усвоения знани...

Открытый урок по теме: "Касательная к окружности"

Открытый урок по теме "Окружность" в 8 классе в рамках творческого отчета весенней сессии ....