ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА (Понятие вектора. Сложение и вычитание векторов.)
презентация к уроку по геометрии (10 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Геометрии 10класс (Понятие вектора. Сложение и вычитание векторов.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ponyatie_vektora.docx | 80.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Место работы (место проведения урока): ГБОУ СОШ № 140 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Учитель математики: Максимова Марина Николаевна
Урок геометрии: Понятие вектора. Сложение и вычитание векторов.
Предмет | ГЕОМЕТРИЯ | ||
Класс | 10 | ||
Авторы УМК | 1. Геометрия: Учебник для средней школы. 10–11 классы./ Под ред. Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева и др. – М.: Просвещение, 2014. 2.Используемая литература: Геометрия. 10 класс. Поурочные планы / Авт.-сост. Г.И. Ковалева – Волгоград: Учитель, 2014 | ||
Тема учебного занятия | Понятие вектора. Сложение и вычитание векторов. | ||
Тип учебного занятия (с указанием формы) | комбинированный – объяснение нового материала Урок систематизации и обобщения получаемых знаний и умений (практикум решения задач) | ||
Цели урока: Образовательные: Развивающие: Воспитательные: | - рассмотреть взаимное расположение двух прямых в пространстве; - ввести понятие параллельных и скрещивающихся прямых; - совершенствовать навыки решения геометрических задач. -осуществлять формирование интеллектуально-информационных умений; - формировать умения обобщать, систематизировать; - развивать самостоятельность в мышлении и учебной деятельности. - воспитывать интерес к предмету; - воспитывать ответственность, самостоятельность, уважительное отношение друг к другу. | ||
Планируемые образовательные результаты (цели) | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
уметь в процессе реальной ситуации использовать термины, понятия и умения решать основные типы задач. | уметь воспроизводить смысл различных математических понятий; уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности | умение работать индивидуально и в коллективе, слушать собеседника и умение четко, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи | |
Технологии обучения или элементы технологий | технология проблемного обучения | ||
Методы обучения | Традиционные активные методы обучения, коллективная деятельность обучения, личностно-ориентированное и проблемное обучение | ||
Средства обучения, дидактическое обеспечение урока | доска, экран, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, листы самоконтроля. (В ходе урока используется презентация «Параллельные прямые в пространстве») |
Организационная структура урока
Ход урока (Этап урока, время) | Работа учителя (задания, средства, ресурсы) | Функционал учеников | Формируемые УУД | Форма организации | Форма контроля результата |
1.Организационный этап(1-2 мин) | Приветствие учителя, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания учащихся. Учитель: «Ребята, Тема сегодняшнего урока «Понятие вектора. Сложение и вычитание векторов.» | Включаются в деловой ритм урока. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация на обучение | фронтальная | |
2.Объяснение нового материала.(3-5 мин) | С понятием вектора на плоскости мы уже сталкивались. Мы говорили, что есть такие величины, для которых важно не только численное значение, но и направление, например, сила, скорость и т. д. Такие величины мы называли векторными или просто векторами. В математике вектор изображается в виде направленного отрезка. То есть, если задан отрезок и сказано, что точка – его начало, а – конец, то говорят, что задан вектор или вектор : | Участвуют в работе: 1. в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. | Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. | 1. фронтальный опрос 2. Мини опрос 3.Работа в парах | 1.Устный опрос 3.Взаимопроверка (в парах) |
3.Изучение нового материала(7-10 мин) | Определение Вектором называется направленный отрезок, он имеет направление и величину. Длина вектора соответствует длине отрезка, задающего этот вектор. Теперь нужно ввести некоторые понятия, а именно: какие вектора называются равными, ввести операции сложения, вычитания, умножения на число и т. д. Теперь введем второй вектор , обозначим его как вектор : Рис. 2. Коллинеарные векторы и Если прямые и параллельны (или совпадают), то векторы и коллинеарны. Коллинеарные векторы могут быть противонаправлены: (рис. 2) или сонаправлены Определение Равными называются коллинеарные сонаправленные векторы, длины (модули) которых равны. Имеем вектор и вектор : Рис. 3. Равные векторы Заданные векторы равны, т. к. они коллинеарны, сонаправлены и их длины равны: Существует также нулевой вектор (), т. е. вектор нулевой длины, он изображается точкой. Проводя аналогию с числами: мы знали число и противоположное ему число , это были такие числа, сумма которых равна нулю: Аналогичное понятие существует и для векторов (рис. 4). ис. 4. Противоположные векторы Задана точка и два вектора: и . Эти векторы имеют одинаковую длину (), принадлежат одной прямой – коллинеарны – и противонаправлены. Такие векторы в сумме составляют нулевой вектор: Кроме того: С физической точки зрения это можно представить следующим образом: если с равной силой тянуть предмет одновременно в две противоположные стороны, то он никуда не сдвинется. | Записывают дату в тетрадь, определяют тему, цель, задачи урока. | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. | фронтальная | Устный опрос |
4.Решение задач.(18-22 мин) | Измерения прямоугольного параллелепипеда известны:. найдите длины векторов: , , , , , Напомним основные важные факты о прямоугольном параллелепипеде: 1. Боковое ребро перпендикулярно плоскости основания – параллелепипед прямой ); 2. Боковые грани прямого параллелепипеда прямоугольники, в основании может лежать параллелограмм; 3. Если в основании прямого параллелепипеда лежит прямоугольник, то такой параллелепипед называется прямоугольным ( – прямоугольник); 4. Прямоугольный параллелепипед полностью задается тремя измерениями: ширина (), длина (), высота (). Итак, найдем длину вектора . Он равен векторам и равен высоте параллелепипеда, которая задана по условию: 12 см. . Чтобы решить данную задачу, нужно понимать, какие векторы называются равными. Вектор : отрезок имеет такую же длину, как отрезок : . Вектор : отрезок имеет такую же длину, как отрезок : . Вектор : отрезок – это диагональ боковой грани параллелепипеда. Ее длина соответствует длине гипотенузы прямоугольного треугольника с катетами и . Можем найти длину гипотенузы по теореме Пифагора: ; Вектор : отрезок – это диагональ основания параллелепипеда. Ее длина соответствует длине гипотенузы прямоугольного треугольника с катетами и . Можем найти длину гипотенузы по теореме Пифагора: ; Вектор : отрезок – это диагональ параллелепипеда. Ее длина соответствует квадратному корню из суммы квадратов всех измерений параллелепипеда: | Выполняют задания. Заполняют лист самоконтроля. | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Коммуникативные: Умение самостоятельно выполнять задание Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. | Индивидуальная работа | Листы самоконтроля. |
5. Рефлексия (Подведение итогов урока)(2-3 мин) | Подводит итоги работы. 1.Организует работу по эмоциональной окраске 2. Организует работу по сдаче листов самоконтроля | Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. Оценивают свою работу. | Личностные: формирование позитивной самооценки Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. | Индивидуальная работа | |
6.Информация о домашнем задании(1-2мин) | Дает комментарий к домашнему заданию. | Записывают домашнее задание: : Глава 4,§1, п.38,39 № 320,326,329 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока 5 класс "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Данный урок разработан в соответствии с темой и учитывая возрастные особенности учащихся. На уроке используется ИКТ, как сопровождение изучаемого материала, как средство организации самостоятель...
Технологическая карта урока по математике "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" 5 класс
Технологическая карта урока...
Технологическая карта урока по теме: "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Технологическая карта урока для 5 класса по теме: "Сложение и вычитание десятичных дробей"....
Технологическая карта урока на тему "Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем"
Открытый урок на муниципальный конкурс "Учитель года"...
Технологическая карта урока на тему: "Сложение и вычитание многочленов"
Поурочные планы на 2 урока по теме:"Сложение и вычитение многочленов"...
Технологическая карта урока по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел», 5 класс
Представлена технологическая карта второго урока по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел", 5 класс...
технологическая карта урока на тему "Сложение и вычитание смешанных чисел"
Материал урока в форме мастер-класса помогает отработать правила сложения и вычитания смешанных чисел (5 класс) с теми учениками, у которых не сформировался навык применение данных правил на практике....