ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА (Понятие вектора. Сложение и вычитание векторов.)
презентация к уроку по геометрии (10 класс)

Максимова Марина Николаевна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Геометрии 10класс (Понятие вектора. Сложение и вычитание векторов.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ponyatie_vektora.docx80.97 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Место работы (место проведения урока): ГБОУ СОШ № 140 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Учитель математики: Максимова Марина Николаевна

Урок геометрии: Понятие вектора. Сложение и вычитание векторов.

Предмет

ГЕОМЕТРИЯ

Класс

10

Авторы УМК

1. Геометрия: Учебник для средней школы. 10–11 классы./ Под ред. Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева и др. – М.: Просвещение, 2014.

2.Используемая литература: Геометрия. 10 класс. Поурочные планы / Авт.-сост. Г.И. Ковалева – Волгоград: Учитель, 2014

Тема учебного занятия

Понятие вектора. Сложение и вычитание векторов.

Тип учебного занятия

(с указанием формы)

комбинированный – объяснение нового материала

Урок систематизации и обобщения получаемых знаний и умений (практикум решения задач)

Цели урока:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

- рассмотреть взаимное расположение двух прямых в пространстве;

- ввести понятие параллельных и скрещивающихся прямых;

- совершенствовать навыки решения геометрических задач.

-осуществлять формирование интеллектуально-информационных умений;

- формировать умения обобщать, систематизировать;

- развивать самостоятельность в мышлении и учебной деятельности.

- воспитывать интерес к предмету;

- воспитывать ответственность, самостоятельность, уважительное отношение друг к другу.

Планируемые образовательные результаты (цели)

Предметные

Метапредметные

Личностные

уметь в процессе реальной ситуации использовать термины, понятия и умения решать основные типы задач.

уметь воспроизводить смысл различных математических понятий; уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности

умение работать индивидуально и в коллективе, слушать собеседника и умение четко, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи

Технологии обучения или элементы технологий

технология проблемного обучения

Методы обучения

Традиционные активные методы обучения, коллективная деятельность обучения, личностно-ориентированное и проблемное обучение

Средства обучения, дидактическое обеспечение урока

доска, экран, компьютер, мультимедийный проектор,  раздаточный материал, листы самоконтроля. (В ходе урока используется презентация «Параллельные прямые в пространстве»)

Организационная структура урока

Ход урока (Этап урока, время)

Работа учителя (задания, средства, ресурсы)

Функционал учеников

Формируемые УУД

Форма организации

Форма контроля результата

1.Организационный этап(1-2 мин)

Приветствие учителя, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания учащихся. Учитель: «Ребята, Тема сегодняшнего урока «Понятие вектора. Сложение и вычитание векторов.»

Включаются в деловой ритм урока.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация на обучение

фронтальная

2.Объяснение нового материала.(3-5 мин)

С понятием вектора на плоскости мы уже сталкивались. Мы говорили, что есть такие величины, для которых важно не только численное значение, но и направление, например, сила, скорость и т. д. Такие величины мы называли векторными или просто векторами. В математике вектор изображается в виде направленного отрезка. То есть, если задан отрезок https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192615/b10ea630_8f90_0132_548a_019b15c49127.png и сказано, что точка https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192616/b261b0d0_8f90_0132_548b_019b15c49127.png – его начало, а https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192617/b3a0ee60_8f90_0132_548c_019b15c49127.png – конец, то говорят, что задан вектор https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192618/b4d28b50_8f90_0132_548d_019b15c49127.png или вектор https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192619/b63f7530_8f90_0132_548e_019b15c49127.png:

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192620/b79b30e0_8f90_0132_548f_019b15c49127.jpg

Участвуют в работе:

1. в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные:  оценивание усваиваемого материала.

1. фронтальный опрос

2. Мини опрос

3.Работа в парах

1.Устный опрос

3.Взаимопроверка (в парах)

3.Изучение нового материала(7-10 мин)

Определение

Вектором называется направленный отрезок, он имеет направление и величину.

Длина вектора соответствует длине отрезка, задающего этот вектор.

Теперь нужно ввести некоторые понятия, а именно: какие вектора называются равными, ввести операции сложения, вычитания, умножения на число и т. д.

Теперь введем второй вектор https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192622/ba5bd380_8f90_0132_5491_019b15c49127.png, обозначим его как вектор https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192623/bc1dc760_8f90_0132_5492_019b15c49127.png:

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192624/bd9678e0_8f90_0132_5493_019b15c49127.jpg

Рис. 2. Коллинеарные векторы https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192618/b4d28b50_8f90_0132_548d_019b15c49127.png и https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192623/bc1dc760_8f90_0132_5492_019b15c49127.png

Если прямые https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192615/b10ea630_8f90_0132_548a_019b15c49127.png и https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192625/bee7a250_8f90_0132_5494_019b15c49127.png параллельны (или совпадают), то векторы https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192618/b4d28b50_8f90_0132_548d_019b15c49127.png и https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192623/bc1dc760_8f90_0132_5492_019b15c49127.png коллинеарны.

Коллинеарные векторы могут быть противонаправлены: https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192626/c069a4c0_8f90_0132_5495_019b15c49127.png (рис. 2) или сонаправлены https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192627/c1b0a0e0_8f90_0132_5496_019b15c49127.png

Определение

Равными называются коллинеарные сонаправленные векторы, длины (модули) которых равны.

Имеем вектор https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192628/c32ac690_8f90_0132_5497_019b15c49127.png и вектор https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192629/c4a59430_8f90_0132_5498_019b15c49127.png:

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192630/c5f967a0_8f90_0132_5499_019b15c49127.jpg

Рис. 3. Равные векторы

Заданные векторы равны, т. к. они коллинеарны, сонаправлены и их длины равны: https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192631/c744f6d0_8f90_0132_549a_019b15c49127.png

Существует также нулевой вектор (https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192632/c88ad8f0_8f90_0132_549b_019b15c49127.png), т. е. вектор нулевой длины, он изображается точкой.

Проводя аналогию с числами: мы знали число https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192633/c9aa3040_8f90_0132_549c_019b15c49127.png и противоположное ему число https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192634/cb17c640_8f90_0132_549d_019b15c49127.png, это были такие числа, сумма которых равна нулю:

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192635/cc5c09a0_8f90_0132_549e_019b15c49127.png

Аналогичное понятие существует и для векторов (рис. 4).

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192636/cd792180_8f90_0132_549f_019b15c49127.jpg

ис. 4. Противоположные векторы

Задана точка https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192637/cebe1e80_8f90_0132_54a0_019b15c49127.png и два вектора: https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192638/cffcfb50_8f90_0132_54a1_019b15c49127.png и https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192639/d1403250_8f90_0132_54a2_019b15c49127.png. Эти векторы имеют одинаковую длину (https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192640/d282e4c0_8f90_0132_54a3_019b15c49127.png), принадлежат одной прямой – коллинеарны – и противонаправлены. Такие векторы в сумме составляют нулевой вектор:

Кhttps://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192641/d3e85730_8f90_0132_54a4_019b15c49127.pngроме того:

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192642/d52b9830_8f90_0132_54a5_019b15c49127.pngС физической точки зрения это можно представить следующим образом: если с равной силой тянуть предмет одновременно в две противоположные стороны, то он никуда не сдвинется.

Записывают дату в тетрадь, определяют тему, цель, задачи урока.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

фронтальная

Устный опрос

4.Решение задач.(18-22 мин)

Измерения прямоугольного параллелепипеда https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192643/d6a80430_8f90_0132_54a6_019b15c49127.png известны:https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192644/d8108a70_8f90_0132_54a7_019b15c49127.png. найдите длины векторов: https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192645/d98a0200_8f90_0132_54a8_019b15c49127.pnghttps://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192646/dadbcb90_8f90_0132_54a9_019b15c49127.pnghttps://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192622/ba5bd380_8f90_0132_5491_019b15c49127.pnghttps://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192647/dc2fef50_8f90_0132_54aa_019b15c49127.pnghttps://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192648/dd92b4e0_8f90_0132_54ab_019b15c49127.png

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192650/e02548e0_8f90_0132_54ad_019b15c49127.jpghttps://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192649/ded5a9b0_8f90_0132_54ac_019b15c49127.png Напомним основные важные факты о прямоугольном параллелепипеде:

1. Боковое ребро перпендикулярно плоскости основания – параллелепипед прямой https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192651/e14bd200_8f90_0132_54ae_019b15c49127.png);

2.  Боковые грани прямого параллелепипеда прямоугольники, в основании может лежать параллелограмм;

3.  Если в основании прямого параллелепипеда лежит прямоугольник, то такой параллелепипед называется прямоугольным (https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192652/e2d6f360_8f90_0132_54af_019b15c49127.png – прямоугольник);

4.  Прямоугольный параллелепипед полностью задается тремя измерениями: ширина (https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192615/b10ea630_8f90_0132_548a_019b15c49127.png), длина (https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192653/e42ee6f0_8f90_0132_54b0_019b15c49127.png), высота (https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192654/e57caa40_8f90_0132_54b1_019b15c49127.png).

Итак, найдем длину вектора https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192645/d98a0200_8f90_0132_54a8_019b15c49127.png. Он равен векторам https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192655/e6b73870_8f90_0132_54b2_019b15c49127.png и равен высоте параллелепипеда, которая задана по условию: 12 см. https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192656/e83eb040_8f90_0132_54b3_019b15c49127.png. Чтобы решить данную задачу, нужно понимать, какие векторы называются равными.

Вектор https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192646/dadbcb90_8f90_0132_54a9_019b15c49127.png: отрезок https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192657/e9bb3f20_8f90_0132_54b4_019b15c49127.png имеет такую же длину, как отрезок https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192653/e42ee6f0_8f90_0132_54b0_019b15c49127.pnghttps://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192658/eb3759e0_8f90_0132_54b5_019b15c49127.png.

Вектор https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192622/ba5bd380_8f90_0132_5491_019b15c49127.png: отрезок https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192625/bee7a250_8f90_0132_5494_019b15c49127.png имеет такую же длину, как отрезок https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192615/b10ea630_8f90_0132_548a_019b15c49127.pnghttps://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192659/ecd45dc0_8f90_0132_54b6_019b15c49127.png.

Вектор https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192647/dc2fef50_8f90_0132_54aa_019b15c49127.png: отрезок https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192660/ee3fe3c0_8f90_0132_54b7_019b15c49127.png – это диагональ боковой грани https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192661/efcadfa0_8f90_0132_54b8_019b15c49127.png параллелепипеда. Ее длина соответствует длине гипотенузы прямоугольного треугольника https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192662/f0e6fc40_8f90_0132_54b9_019b15c49127.png с катетами https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192663/f23e9840_8f90_0132_54ba_019b15c49127.png и https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192664/f3b321b0_8f90_0132_54bb_019b15c49127.png. Можем найти длину гипотенузы по теореме Пифагора: https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192665/f5760480_8f90_0132_54bc_019b15c49127.pnghttps://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192666/f7097b20_8f90_0132_54bd_019b15c49127.png

Вектор https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192648/dd92b4e0_8f90_0132_54ab_019b15c49127.png: отрезок https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192667/f8b89cd0_8f90_0132_54be_019b15c49127.png – это диагональ основания https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192652/e2d6f360_8f90_0132_54af_019b15c49127.png параллелепипеда. Ее длина соответствует длине гипотенузы прямоугольного треугольника https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192668/fa62d840_8f90_0132_54bf_019b15c49127.png с катетами https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192669/fc1f7cd0_8f90_0132_54c0_019b15c49127.png и https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192670/fda0d290_8f90_0132_54c1_019b15c49127.png. Можем найти длину гипотенузы по теореме Пифагора: https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192671/ff381830_8f90_0132_54c2_019b15c49127.pnghttps://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192672/00eb38e0_8f91_0132_54c3_019b15c49127.png

Вектор https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192649/ded5a9b0_8f90_0132_54ac_019b15c49127.png: отрезок https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192673/026deef0_8f91_0132_54c4_019b15c49127.png – это диагональ параллелепипеда. Ее длина соответствует квадратному корню из суммы квадратов всех измерений параллелепипеда: https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192674/03fe03c0_8f91_0132_54c5_019b15c49127.pnghttps://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/192675/055a0c80_8f91_0132_54c6_019b15c49127.png

Выполняют задания.

Заполняют лист самоконтроля.

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Коммуникативные:

Умение самостоятельно выполнять задание

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

Индивидуальная работа

Листы самоконтроля.

5. Рефлексия (Подведение итогов урока)(2-3 мин)

Подводит итоги работы.

1.Организует работу по эмоциональной окраске

2. Организует работу по сдаче листов самоконтроля

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

Оценивают свою работу.

Личностные: формирование позитивной самооценки

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

Индивидуальная работа

6.Информация о домашнем задании(1-2мин)

Дает комментарий к домашнему заданию.

Записывают домашнее задание: : Глава 4,§1, п.38,39 № 320,326,329 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока 5 класс "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Данный урок разработан в соответствии с темой и учитывая возрастные особенности учащихся. На уроке используется ИКТ, как сопровождение изучаемого материала, как средство организации самостоятель...

Технологическая карта урока по теме: "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Технологическая карта урока для 5 класса по теме: "Сложение и вычитание десятичных дробей"....

Технологическая карта урока на тему: "Сложение и вычитание многочленов"

Поурочные планы на 2 урока по теме:"Сложение и вычитение многочленов"...

Технологическая карта урока по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел», 5 класс

Представлена технологическая карта второго урока по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел", 5 класс...

технологическая карта урока на тему "Сложение и вычитание смешанных чисел"

Материал урока в форме мастер-класса помогает отработать правила сложения и вычитания смешанных чисел (5 класс) с теми учениками, у которых не сформировался навык применение данных правил на практике....