программа по геометрии 8 класс
календарно-тематическое планирование по геометрии (8 класс)

Рабочая программа по геометрии для 8 класса (базовый уровень) составлена в соответствии с ФГОС ООО, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2019-2020 учебный год,

 Учебно-методический комплект:

  1. Атанасян Л. С.  Геометрия.  7-9 кл.: учебник  /  Л.С. Атанасян,  В.Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2017.
  2. Атанасян Л. С. Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации: книга для учителя / Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]- М.: Просвещение, 2014.
  3. Мельникова Н. Б.  Контрольные работы по геометрии, 8 класс: к учебнику  Л. С. Атанасяна « Геометрия, 7-9»/ Н. Б. Мельникова-М.: Изд. «Экзамен», 2012.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geometriya_8_kl_.docx35.45 КБ

Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по геометрии для 8 класса (базовый уровень) составлена в соответствии

-с ФГОС ООО,

-федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2019-2020 учебный год,

-базисного учебного плана для общеобразовательных организаций Брянской области на 2019-2020 учебный год,

- учебным планом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Клетнянской СОШ №2 имени Героя Советского Союза Н.В. Можаева на 2019-2020 учебный год (приказ №1___________ от ___________ года)

- в соответствии с требованиями к результатам основного образования, с учетом преемственности с программами начального общего образования,

Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Математика 5-9 класс» - М.: Просвещение, 2014г.

         Учебно-методический комплект:

  1. Атанасян Л. С.  Геометрия.  7-9 кл.: учебник  /  Л.С. Атанасян,  В.Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2017.
  2. Атанасян Л. С. Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации: книга для учителя / Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]- М.: Просвещение, 2014.
  3. Мельникова Н. Б.  Контрольные работы по геометрии, 8 класс: к учебнику  Л. С. Атанасяна « Геометрия, 7-9»/ Н. Б. Мельникова-М.: Изд. «Экзамен», 2012.

Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:

 -развивать пространственное мышление и математическую культуру;

-учить ясно и точно излагать свои мысли ;

-формировать качества личности необходимые человеку в повседневной жизни: умение преодолевать трудности ,доводить начатое дело до конца;

-помочь приобрести опыт исследовательской работы.

 Задачи:

-научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов;

-начать изучение многоугольников и их свойств, научить находить их площади;

-ввести теорему Пифагора  и научить применять её при решении прямоугольных треугольников;

-ввести тригонометрические понятия синус, косинус и тангенс угла в прямоугольном треугольнике научить применять эти понятия при решении прямоугольных треугольников;

-ввести понятие подобия и признаки подобия треугольников, научить решать задачи на применение признаков подобия;

-ввести понятие вектора , суммы векторов, разности и произведения вектора на число;

-ознакомить с понятием касательной к окружности.

.

Общая характеристика учебного предмета

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений,

формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

  Даются систематизированные сведения о правильных многоугольниках, об окружности, вписанной в правильный многоугольник и описанной. Особое место занимает решение задач на применение формул. Даются первые знания о движении, повороте и параллельном переносе. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов

Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изложение курса позволяет продолжить работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы, и отношения.

Место предмета в учебном плане

Согласно базисному учебному плану для общеобразовательных организаций Брянской области на 2019-2020 учебный год  и учебному плану Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Клетнянской СОШ №2 имени Героя Советского Союза Н.В. Можаева на 2019-2020г. на изучение геометрии в 8 классе отводится 70 часов из расчета 2 ч в неделю.

Личностные, метапредметные, предметные результаты

освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета «Геометрия» являются следующие качества:

– независимость и критичность мышления;

– воля и настойчивость в достижении цели.

Метапредметными результатами изучения курса «Геометрия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

– выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных или их искать самостоятельно;

 – составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

– подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

– работая по предложенному или самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);

 – планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

– работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);

– свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;

 – в ходе представления проекта давать оценку его результатам;

– самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

 – уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

– давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

Познавательные УУД:

– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

– осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём дихотомического деления (на основе отрицания);

 – строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей;

– создавать математические модели;

– составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);

 – вычитывать все уровни текстовой информации;

 – уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;

– понимая позицию другого человека, различать в его речи или созданных им текстах: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;

– самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

– уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно- аппаратные средства и сервисы.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал.

Коммуникативные УУД:

 – самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

– в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;

– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

– понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

– уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметными результатами изучения предмета «Геометрия» являются следующие умения:

  • Использовать при решении математических задач, их обосновании и проверке найденного решения знания:
  • об основных геометрических понятиях: точка, прямая, плоскость, луч, отрезок, расстояние;  об угле, биссектрисе угла, смежных углах;
  • о свойствах смежных углов;
  • о свойстве вертикальных углов;
  • о биссектрисе угла и серединном перпендикуляре к отрезку как геометрических местах точек;
  • о параллельных прямых; признаках и свойствах параллельных прямых;
  • об основных чертёжных инструментах и выполняемых с их помощью построениях;
  • о равенстве геометрических фигур;
  • о признаках равенства треугольников;

  • Применять свойства смежных и вертикальных углов при решении задач
  • Находить в конкретных ситуациях равные треугольники и доказывать их равенство
  • Устанавливать параллельность прямых и применять свойства параллельных прямых
  • Применять теорему о сумме углов треугольника
  • Выполнять основные геометрические построения
  • Находить решения жизненных (компетентностных) задач, в которых используются математические средства
  • Создавать продукт (результат проектной деятельности), для изучения и описания которого используются математические средства.

2. Содержание тем учебного курса

Четырехугольники  (14ч). Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Сумма углов выпуклого многоугольника. Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция. Осевая и центральна симметрия.

Площадь  (14ч). Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.

Подобные треугольники (19ч). Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Окружность(17ч)Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральный, вписанный углы; величина вписанного угла; двух окружностей; равенство касательных, проведенных из одной точки. Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд. Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.

Повторение.  Решение задач (6 ч)

Повторение пройденного учебного материала  

Формой проведения занятий по программе является урок.  

Типы  уроков: Урок изучения нового материала, комбинированные уроки, урок контроля и оценки, урок обобщения и систематизации, урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Контроль за результатами обучения осуществляется через использование следующих видов контроля: входной, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы контроля: контрольная работа, самостоятельная работа, тест, устный опрос, практическая деятельность (решение задач, выполнение практических работ).

В конце учебного года предусмотрена промежуточная аттестация в форме контрольного теста.

Виды работы

1-я ч.

(кол-во часов.)

2-я ч.

(кол-во часов.)

І полуг.

(кол-во часов)

3-я ч.

(кол-во часов.)

4-я ч.

(кол-во часов.)

ІІ полуг.

(кол-во часов.)

ИТОГО

Контрольные  работы

1

1

2

2

1

3

5

Самостоятельные работы

1

1

2

1

1

2

4

Дата урока

Тема урока

план

факт

1/1

Урок вводного повторения

2/2

Урок вводного повторения

                        Глава I.  . Четырехугольники - 14 часов

3/1

Многоугольники

4/2

Многоугольники

5/3

Параллелограмм.

6/4

Признаки параллелограмма.

7/5

Решение задач по теме «Параллелограмм». Самостоятельная работа по теме «Параллелограмм»

8/6

Трапеция.

9/7

Теорема Фалеса.

10/8

Задачи на построение.

11/9

Прямоугольник.

12/10

Ромб. Квадрат.

13/11

Решение задач по теме «Прямоугольник. Ромб. Квадрат».

14/12

Осевая и центральная симметрии.

15/13

Решение задач по теме «Четырёхугольники».

16/14

Контрольная работа №1 по теме «Четырёхугольники».

Глава II.  Площадь  -14 часов

17/1

Площадь многоугольника.

18/2

Площадь прямоугольника.

19/3

Площадь параллелограмма.

20/4

Площадь треугольника.

21/5

Решение задач на нахождение площади треугольника.

22/6

Площадь трапеции.

23/7

Решение задач на вычисление площадей фигур. Самостоятельная работа по теме «Площади фигур»

24/8

Разные задачи на нахождение площади.

25/9

Теорема Пифагора.

26/10

Теорема, обратная теореме Пифагора.

27/11

Решение задач по теме «Теорема Пифагора».

28/12

Решение задач по теме «Площадь».

29/13

Задачи на вычисление площадей фигур.

30/14

Контрольная работа №2 по теме «Площадь».

Глава III.  Подобные треугольники -  19 часов

31/1

Определение подобных треугольников.

32/2

Отношение площадей подобных треугольников.

33/3

Первый признак подобия треугольников.

34/4

Решение задач на применение первого признака подобия треугольников.

35/5

Второй и третий признаки подобия треугольников.

36/6

Решение задач на применение признаков подобия треугольников. Самостоятельная работа по теме «Признаки подобия треугольников».

37/7

Задачи на применение признаков подобия треугольников.

38/8

Контрольная работа №3 по теме «Признаки подобия треугольников».

39/9

Средняя линия треугольника.

40/10

Средняя линия треугольника. Свойство медиан треугольника.

41/11

Пропорциональные отрезки.

42/12

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.

43/13

Измерительные работы на местности.

44/14

Задачи на построение методом подобия.

45/15

Решение задач на построение методом подобных треугольников.

46/16

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

47/17

Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30˚, 45˚ и 60˚.

48/18

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.

49/19

Контрольная работа №4 по теме «Подобные треугольники».

Глава IV.  Окружность -17 часов

50/1

Взаимное расположение прямой и окружности.

51/2

Касательная к окружности.

52/3

Касательная к окружности. Решение задач.

53/4

Градусная мера дуги окружности.

54/5

Теорема о вписанном угле.

55/6

Теорема об отрезках пересекающихся хорд.

56/7

Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы».

57/8

Свойство биссектрисы угла.

58/9

Серединный перпендикуляр.

59/10

Теорема о точке пересечения высот треугольника.

60/11

Вписанная окружность.

61/12

Свойство описанного четырёхугольника.

62/13

Описанная окружность.

63/14

Свойство вписанного четырёхугольника.

64/15

Окружность. Решение задач. Самостоятельная работа по теме «Окружность».

65/16

Решение задач по теме «Окружность».

66/17

Итоговое тестирование

ПОВТОРЕНИЕ - 4 часов

67/1

Повторение по теме «Четырехугольники»

68/2

Повторение по теме «Подобные треугольники»

69/3

Повторение по теме  «Окружность»

70/4

Повторение по темам курса геометрии за 8 класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по геометрии. 9 класс.Л.С.Атанасян и др."Геометрия 7-9 классы"

Предлагаемая рабочая программа разработана в соответствии со всеми требованиями , предъявляемыми к структуре и содержанию рабочих программ.Программа составлена на основе Федерального государственного ...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....