Дистанционный урок на тему "Простейшие задачи в координатах"
план-конспект занятия по геометрии (11 класс)
ГБПОУ "Юридический колледж", май 2016
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
distantsionka_gr_109_110_111_prosteyshie_zadachi._lazareva_lv_14_maya_2016.docx | 77.61 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ Юридический колледж)
ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия
по ОУДу.04 Математика: алгебра и начала анализа, геометрия.
учебной дисциплине/междисциплинарному курсу
для обучающихся гр. 101, 103, 106, 108, 112, курс 1,
специальность 40.02.01. ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
дата проведения 14 мая 2018 г.
форма проведения фронтально
преподаватель Л.В. Лазарева
Тема «Простейшие задачи в координатах»
Цель занятия: с помощью полученных знаний о векторах вывести формулы координат середины отрезка, формулу для вычисления длины отрезка по его координатам, формулу расстояния между точками, научить применять полученные формулы при решении задач.
Задачи занятия:
Обучающая: обучение решению задач на применение формул координат середины отрезка, формулы для вычисления длины отрезка по его координатам, формулы расстояния между точками.
Воспитательная: воспитание способности доводить начатое дело до нужного результата, аккуратности и ответственности при выполнении работы .
Развивающая: развитие логического мышления, умения самостоятельной работы с учебной литературой, с электронными носителями.
Информационно-справочное оснащение:
Основная литература:
1. Л. С. Атанасян , В.Ф, Бутузов и др., «Геометрия», М., Просвещение, 2014 |
Дополнительная литература:
2.И. М. Смирнова, В. А. Смирнов. Геометрия. 10-11 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни) / И. М. Смирнова, В. А. Смирнов. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2008. – 288 с.: ил.
3.Шарыгин И. Ф. Геометрия. 10-11 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / Шарыгин И. Ф. – М.: Дрофа, 1999. – 208 с.: ил.
4.Е. В. Потоскуев, Л. И. Звалич. Геометрия. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений с углубленным и профильным изучением математики /Е. В. Потоскуев, Л. И. Звалич. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 233 с.: ил.
Интернет-ресурсы
5.Форма доступа http://ru.onlinemschool.com/math/library/analytic_geometry/points_center/
6.Форма доступа http://ru.onlinemschool.com/math/library/analytic_geometry/points_center/
7.Форма доступа http://ru.onlinemschool.com/math/library/analytic_geometry/point_point_length/
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
8.Интернет-портал Webmath.exponenta.ru (Источник).
9.СтудопедиЯ (Источник).
10.Научная библиотека (Источник).
Междисциплинарные связи: алгебра и начала анализа, информатика, естествознание.
Внутридисциплинарные связи: раздел 3, геометрия: многогранники, многоугольниги, , геометрические преобразования пространства, метод координат.
1.АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО КУРСА
(ответить на вопросы (тестовые задания) и провести самооценку усвоенного материала)
Таблица 1
Вопрос (тестовое задание) | Ответ | Самооценка (по 5-ти бальной шкале) |
| ||
| ||
| ||
|
2.ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
1. Координаты середины отрезка. |
2.Вычисление длины вектора по его координатам. |
3. Расстояние между двумя точками. |
Вопрос 1. Координаты середины отрезка.
Определение.
Середина отрезка - это точка, которая лежит на отрезке и находится на равном расстоянии от конечных точек.
В геометрических задачах часто можно столкнуться с необходимостью найти середину отрезка заданного координатами точек его концов, например в задачах поиска медианы, средней линии, ...
Каждая координата середины отрезка равна полусумме соответствующих координат концов отрезка.
Формулы вычисления расстояния между двумя точками:
- Формула вычисления координат середины отрезка с концами A(xa, ya) и B(xb, yb) на плоскости:
xc = | xa + xb |
| yc = | ya + yb |
2 | 2 |
Формула вычисления координат середины отрезка с концами A(xa, ya, za) и B(xb, yb, zb) в пространстве:
xc = | xa + xb |
| yc = | ya + yb |
| zc = | za + zb |
2 | 2 | 2 |
Источники дополнительной информации по 1 вопросу | Автор и наименование | Страницы (форма доступа для Интернет-ресурсов) |
Основная литература | 1.Л. С. Атанасян, В.Ф, Бутузов и др., «Геометрия», М., Просвещение, 2014. | Стр.106-107. |
Дополнительная литература | 2..И Ф. Шарыгин И. Ф. Геометрия. 10-11 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений Шарыгин И. Ф. – М.: Дрофа, 1999. – 208 с.: ил. 3..Е. В. Потоскуев, Л. И. Звалич. Геометрия. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений с углубленным и профильным изучением математики . | Гл. Векторы. |
Интернет ресурсы | 1. OnlineMSchool | Форма доступа http://ru.onlinemschool.com/math/library/analytic_geometry/points_center/ |
Контрольные задания по вопросу 1.
Таблица 2.
Контрольное задание (тестовое задание) | Ответ | Самооценка (по 5-ти бальной шкале) |
| ||
| ||
|
Вопрос 2. Вычисление длины вектора по его координатам.
Определение длины вектора.
Определение.
Длина направленного отрезка определяет числовое значение вектора и называется длиной вектора или модулем вектора AB.
Для обозначения длины вектора используются две вертикальные линии слева и справа |AB|.
Основное соотношение. Длина вектора |a| в прямоугольных декартовых координатах равна квадратному корню из суммы квадратов его координат.
Формулы длины вектора
Формула длины вектора для плоских задач
В случае плоской задачи модуль вектора a = {ax; ay} можно найти воспользовавшись следующей формулой:
|a| = √ax2 + ay2
Формула длины вектора для пространственных задач
В случае пространственной задачи модуль вектора a = {ax ; ay ; az} можно найти воспользовавшись следующей формулой:
|a| = √ax2 + ay2 + az2
Формула длины n -мерного вектора
В случае n-мерного пространства модуль вектора a = {a1 ; a2; ... ; an} можно найти воспользовавшись следующей формулой:
|a| = ( | n | ai2)1/2 |
Σ | ||
i=1 |
Примеры вычисления длины вектора для плоских задач.
Пример 1. Найти длину вектора a = {2; 4}.
Решение: |a| = √22 + 42 = √4 + 16 = √20 = 2√5.
Пример 2. Найти длину вектора a = {3; -4}.
Решение: |a| = √32 + (-4)2 = √9 + 16 = √25 = 5.
Примеры вычисления длины вектора для пространственных задач.
Пример 3. Найти длину вектора a = {2; 4; 4}.
Решение: |a| = √22 + 42 + 42 = √4 + 16 + 16 = √36 = 6.
Пример 4. Найти длину вектора a = {-1; 0; -3}.
Решение: |a| = √(-1)2 + 02 + (-3)2 = √1 + 0 + 9 = √10.
Примеры вычисления длины вектора для пространств с размерностью большей 3.
Пример 5. Найти длину вектора a = {1; -3; 3; -1}.
Решение: |a| = √12 + (-3)2 + 32 + (-1)2 = √1 + 9 + 9 + 1 = √20 = 2√5
Пример 6. Найти длину вектора a = {2; 4; 4; 6 ; 2}.
Решение: |a| = √22 + 42 + 42 + 62 + 22 = √4 + 16 + 16 + 36 + 4 = √76 = 2√19.
Источники дополнительной информации по 2 вопросу | Автор и наименование | Страницы (форма доступа для Интернет-ресурсов) |
Основная литература | 1. Л. С. Атанасян, В.Ф, Бутузов и др., «Геометрия», М., Просвещение, 2014. | Стр.106-107. |
Дополнительная литература | 2. И. Ф. Шарыгин И. Ф. Геометрия. 10-11 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / И. Ф. Шарыгин – М.: Дрофа, 1999. – 208 с.: ил. 3. Е. В. Потоскуев, Л. И. Звалич. Геометрия. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений с углубленным и профильным изучением математики /Е. В. Потоскуев, Л. И. Звалич. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 233 с.: ил. | Гл. Векторы. |
Интернет ресурсы | 1.OnlineMSchool | Форма доступа http://ru.onlinemschool.com/math/library/analytic_geometry/points_center/ |
Контрольные задания по вопросу 2.
Таблица 3.
Контрольное задание (тестовое задание) | Ответ | Самооценка (по 5-ти бальной шкале) |
| ||
2. №427, стр.111, (Л. С. Атанасян) | ||
3.№428 (а), стр.111, (Л. С. Атанасян) |
Вопрос 3. Расстояние между двумя точками.
Определение. Расстояние между двумя точками — это длина отрезка, что соединяет эти точки.
Формулы вычисления расстояния между двумя точками:
- Формула вычисления расстояния между двумя точками A(xa, ya) и B(xb, yb) на плоскости:
AB = √(xb - xa)2 + (yb - ya)2
- Формула вычисления расстояния между двумя точками A(xa, ya, za) и B(xb, yb, zb) в пространстве:
AB = √(xb - xa)2 + (yb - ya)2 + (zb - za)2
Вывод формулы для вычисления расстояния между двумя точками на плоскости
Из точек A и B опустим перпендикуляры на оси координат.
Рассмотрим прямоугольный треугольник ∆ABC. Катеты этого треугольника равны:
AC = xb - xa;
BC = yb - ya.
Воспользовавшись теоремой Пифагора, вычислим длину отрезка AB:
AB = √AC2 + BC2.
Подставив в это выражение длины отрезков AC и BC, выраженные через координаты точек A и B, получим формулу для вычисления расстояния между точками на плоскости.
Формула для вычисления расстояния между двумя точками в пространстве выводится аналогично.
Примеры задач на вычисление расстояния между двумя точками
Пример вычисления расстояния между двумя точками на плоскости
Пример 1.
Найти расстояние между точками A(-1, 3) и B(6,2).
Решение.
AB = √(xb - xa)2 + (yb - ya)2 = √(6 - (-1))2 + (2 - 3)2 = √72 + 12 = √50 = 5√2
Ответ: AB = 5√2.
Пример вычисления расстояния между двумя точками в пространстве
Пример 2.
Найти расстояние между точками A(-1, 3, 3) и B(6, 2, -2).
Решение.
AB = √(xb - xa)2 + (yb - ya)2 + (zb - za)2 =
= √(6 - (-1))2 + (2 - 3)2 + (-2 - 3)2 = √72 + 12 + 52 = √75 = 5√3
Ответ: AB = 5√3.
Источники дополнительной информации по 3 вопросу | Автор и наименование | Страницы (форма доступа для Интернет-ресурсов) |
Основная литература | 1.Л. С. Атанасян, В.Ф, Бутузов и др., «Геометрия», М., Просвещение, 2014 | Стр.106-107. |
Дополнительная литература | 1.И. Ф. Шарыгин И. Ф. Геометрия. 10-11 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / И. Ф. Шарыгин – М.: Дрофа, 1999. – 208 с.: ил. 2.Е. В. Потоскуев, Л. И. Звалич. Геометрия. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений с углубленным и профильным изучением математики | Гл. Векторы. |
Интернет ресурсы | 1.OnlineMSchool | Форма доступа http://ru.onlinemschool.com/math/library/analytic_geometry/point_point_length/ |
Контрольные задания по Вопросу 3.
Таблица 4.
Контрольное задание (тестовое задание) | Ответ | Самооценка (по 5-ти бальной шкале) |
| ||
| ||
|
3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
(ответить на вопросы (тестовые задания) и провести самооценку усвоенного материала)
Таблица 5.
Наименование изученного вопроса учебного занятия | Контрольное задание по изученному вопросу | Ответ | Самооценка (по 5-ти бальной шкале) |
1. Координаты середины отрезка. | 1.Верно ли: если С середина вектора АВ, то АС=СВ? | ||
2.Вычисление длины вектора по его координатам. | Запишите формулу, с помощью которой можно вычислить длину вектора а(m,n,p). | ||
3. Расстояние между двумя точками. | №432, стр.111, (Л. С. Атанасян) |
4.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ
1. – параллелепипед. М – середина ; К-середина , найдите расстояние МК.
2.№429, стр.111, (Л. С. Атанасян)
3. №430,стр.111, (Л. С. Атанасян)
Разноуровневые задания
1 уровень сложности №1; 1, 2 из д.з. (оценка «3»)
2 уровень сложности №2; 1, 2, 3 из д.з. (оценка «4»)
3 уровень сложности №3; 1, 2, 3, №425, стр.111, (Л. С. Атанасян) (оценка «5»)
Преподаватель Л.В. Лазарева
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
Цикловой комиссии дисциплин
Циклов ОО, ОГСЭ и МиОЕН
ГБПОУ Юридический коллеж
от № _
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Простейшие задачи в координатах"
урок по формированию и контроля знаний, умений и навыков по теме "Простейшие задачи в координатах". Содержит математический диктант в 2 вариантахи практикум по решению задач....
Конспект урока по геометрии 11 класс "Простейшие задачи в координатах"
Конспект урока геометрии в 11 классе "Простейшие задачи в координатах"...
Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Тематический зачет по геометрии в 9 классе.
Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Я. Позняк, И.И.Юдина, геометрия 7-9Цель: обобщить знания учащихся по теме: "Метод координат. Простейшие задачи в координатах", установить нет ли пробелов....
9 класс. Самостоятельная работа (С-3). Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. Простейшие задачи в координатах.
9 класс. Самостоятельная работа (С-3). Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. Простейшие задачи в координатах. Дидактические материалы. Б.Г. Зив...
Методическая разработка дистанционного урока на тему «Решение задач по теме «Координаты на плоскости»»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.Цели урока: Обучающие:- Закрепить что такое координатная плоскость, координаты точки;- Развитие математического мышления.- Развитие коммуникативных на...
Конспект дистанционного урока по теме "Метод координат"
Конспект дистанционного урока по теме "Метод координат"...
Урок геометрии по теме "Связь между координатами векторов и координатами точек. Простейшие задачи в координатах"
Цель урокаОпределить формулу, связывающую координаты вектора с координатами точек.Задачи урокаВвести понятие радиус-вектора произвольной точки пространства.Найти формулу нахождения координат вектора п...