Дистанционный урок на тему "Простейшие задачи в координатах"
план-конспект занятия по геометрии (11 класс)

Лазарева Лилия Владимировна

ГБПОУ "Юридический колледж", май 2016

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридический колледж)

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия

                                       по ОУДу.04  Математика: алгебра и начала анализа, геометрия.

учебной дисциплине/междисциплинарному курсу

для обучающихся гр. 101, 103, 106, 108, 112,  курс 1,

специальность 40.02.01.  ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

дата проведения 14 мая 2018 г.

форма проведения фронтально

преподаватель Л.В. Лазарева

Тема «Простейшие задачи в координатах»

Цель занятия:  с помощью полученных знаний о векторах вывести формулы координат середины отрезка, формулу для вычисления длины отрезка по его координатам, формулу расстояния между точками, научить применять полученные формулы при решении задач.

Задачи занятия:

Обучающая: обучение решению  задач на применение формул координат середины отрезка, формулы для вычисления длины отрезка по его координатам, формулы расстояния между точками.

Воспитательная: воспитание  способности доводить начатое дело до нужного результата, аккуратности и ответственности при выполнении работы .

Развивающая: развитие логического мышления,  умения самостоятельной работы с учебной литературой, с электронными носителями.

Информационно-справочное оснащение:

Основная литература:

1. Л. С. Атанасян , В.Ф, Бутузов и др., «Геометрия», М., Просвещение, 2014

 Дополнительная литература:

2.И. М. Смирнова, В. А. Смирнов. Геометрия. 10-11 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни) / И. М. Смирнова, В. А. Смирнов. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2008. – 288 с.: ил.

3.Шарыгин И. Ф. Геометрия. 10-11 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / Шарыгин И. Ф. – М.: Дрофа, 1999. – 208 с.: ил.

4.Е. В. Потоскуев, Л. И. Звалич. Геометрия. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений с углубленным и профильным изучением математики /Е. В. Потоскуев, Л. И. Звалич. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 233 с.: ил.

 Интернет-ресурсы

5.Форма доступа http://ru.onlinemschool.com/math/library/analytic_geometry/points_center/     

6.Форма доступа http://ru.onlinemschool.com/math/library/analytic_geometry/points_center/   

7.Форма доступа http://ru.onlinemschool.com/math/library/analytic_geometry/point_point_length/ 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

8.Интернет-портал Webmath.​exponenta.​ru (Источник).

9.СтудопедиЯ (Источник).

10.Научная библиотека (Источник). 

Междисциплинарные связи: алгебра и начала анализа, информатика, естествознание.

       Внутридисциплинарные связи: раздел 3, геометрия: многогранники, многоугольниги, , геометрические преобразования пространства, метод координат.

       1.АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО КУРСА

(ответить на вопросы (тестовые задания) и провести самооценку усвоенного материала)

Таблица 1

Вопрос

(тестовое задание)

Ответ

Самооценка

(по 5-ти бальной шкале)

  1. Справедливы ли утверждения: а) любые два противоположно направленных вектора коллинеарны; б)любые два коллинеарных вектора сонаправлены; в)любые два равных вектора коллинеарны; г)любые два сонаправленных вектора равны.

  1. Приведите примеры векторов, известных вам из физики.

  1. Обозначьте  координаты единичных  радиус-векторов i, g, k.

  1. Приведите примеры координат равных векторов.

2.ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

1. Координаты середины отрезка.

2.Вычисление длины вектора по его координатам.

3. Расстояние между двумя точками.

  1.  Вопрос 1. Координаты середины отрезка.

Определение.

Середина отрезка - это точка, которая лежит на отрезке и находится на равном расстоянии от конечных точек.

Середина отрезкаВ геометрических задачах часто можно столкнуться с необходимостью найти середину отрезка заданного координатами точек его концов, например в задачах поиска медианы, средней линии, ...

Каждая координата середины отрезка равна полусумме соответствующих координат концов отрезка.

Формулы вычисления расстояния между двумя точками:

  • Формула вычисления координат середины отрезка с концами A(xa, ya) и B(xb, yb) на плоскости:

xc = 

xa + xb

      

yc = 

ya + yb

2

2

Формула вычисления координат середины отрезка с концами A(xa, ya, za) и B(xb, yb, zb) в пространстве:

xc = 

xa + xb

    

yc = 

ya + yb

    

zc = 

za + zb

2

2

2

Источники дополнительной информации по  1 вопросу

Автор и наименование

Страницы

(форма доступа для Интернет-ресурсов)

Основная литература

1.Л. С. Атанасян, В.Ф, Бутузов и др., «Геометрия», М., Просвещение, 2014.

Стр.106-107.

Дополнительная литература

2..И Ф. Шарыгин И. Ф. Геометрия. 10-11 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений  Шарыгин И. Ф. – М.: Дрофа, 1999. – 208 с.: ил.

3..Е. В. Потоскуев, Л. И. Звалич. Геометрия. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений с углубленным и профильным изучением математики .

Гл. Векторы.

Интернет ресурсы

1. OnlineMSchool

 Форма доступа  http://ru.onlinemschool.com/math/library/analytic_geometry/points_center/     

Контрольные задания по вопросу 1.

Таблица 2.

Контрольное задание

(тестовое задание)

Ответ

Самооценка

(по 5-ти бальной шкале)

  1. Нарисуйте отрезок АВ на плоскости альфа и укажите его середину С.

  1. №424,стр.111, (Геометрия, Атанасян).

  1. Выполните рисунок параллелепипеда  ABCDA1B1C1D1  середины отрезков АС1, D1В, ВВ1, А1С.

Вопрос 2.  Вычисление длины вектора по его координатам.

  1. Определение длины вектора.

  2. Определение.

  3. Длина направленного отрезка определяет числовое значение вектора и называется длиной вектора или модулем вектора AB.

  4. Для обозначения длины вектора используются две вертикальные линии слева и справа |AB|.

Вектор по двум точкам

  1. Основное соотношение. Длина вектора |a| в прямоугольных декартовых координатах равна квадратному корню из суммы квадратов его координат.

  2. Формулы длины вектора

  3. Формула длины вектора для плоских задач

  4. В случае плоской задачи модуль вектора a = {ax; ay} можно найти воспользовавшись следующей формулой:

  5. |a| = √ax2 + ay2

  6. Формула длины вектора для пространственных задач

  7. В случае пространственной задачи модуль вектора a = {ax ; ay ; az} можно найти воспользовавшись следующей формулой:

  8. |a| = √ax2 + ay2 + az2

  9. Формула длины n -мерного вектора

  10. В случае n-мерного пространства модуль вектора a = {a1 ; a2; ... ; an} можно найти воспользовавшись следующей формулой:

|a| = (

n

ai2)1/2

Σ

i=1

  1. Примеры вычисления длины вектора для плоских задач.

  2. Пример 1. Найти длину вектора a = {2; 4}.

  3. Решение: |a| = √22 + 42 = √4 + 16 = √20 = 2√5.

  4. Пример 2. Найти длину вектора a = {3; -4}.

  5. Решение: |a| = √32 + (-4)2 = √9 + 16 = √25 = 5.

  6. Примеры вычисления длины вектора для пространственных задач.

  7. Пример 3. Найти длину вектора a = {2; 4; 4}.

  8. Решение: |a| = √22 + 42 + 42 = √4 + 16 + 16 = √36 = 6.

  9. Пример 4. Найти длину вектора a = {-1; 0; -3}.

  10. Решение: |a| = √(-1)2 + 02 + (-3)2 = √1 + 0 + 9 = √10.

Примеры вычисления длины вектора для пространств с размерностью большей 3.

  1. Пример 5. Найти длину вектора a = {1; -3; 3; -1}.

  2. Решение: |a| = √12 + (-3)2 + 32 + (-1)2 = √1 + 9 + 9 + 1 = √20 = 2√5

  3. Пример 6. Найти длину вектора a = {2; 4; 4; 6 ; 2}.

  4. Решение: |a| = √22 + 42 + 42 + 62 + 22 = √4 + 16 + 16 + 36 + 4 = √76 = 2√19.

Источники дополнительной информации по 2 вопросу

Автор и наименование

Страницы

(форма доступа для Интернет-ресурсов)

Основная литература

1. Л. С. Атанасян, В.Ф, Бутузов и др., «Геометрия», М., Просвещение, 2014.

Стр.106-107.

Дополнительная литература

2. И. Ф. Шарыгин И. Ф. Геометрия. 10-11 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / И. Ф.  Шарыгин – М.: Дрофа, 1999. – 208 с.: ил.

3. Е. В. Потоскуев, Л. И. Звалич. Геометрия. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений с углубленным и профильным изучением математики /Е. В. Потоскуев, Л. И. Звалич. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 233 с.: ил.

Гл. Векторы.

Интернет ресурсы

1.OnlineMSchool

Форма доступа    http://ru.onlinemschool.com/math/library/analytic_geometry/points_center/           

Контрольные задания по вопросу 2.

Таблица 3.

Контрольное задание

(тестовое задание)

Ответ

Самооценка

(по 5-ти бальной шкале)

  1. Запишите формулу для вычисления длины вектора по его координатам.

2. №427, стр.111, (Л. С. Атанасян)

3.№428 (а), стр.111, (Л. С. Атанасян)

Вопрос 3. Расстояние между двумя точками.

Определение. Расстояние между двумя точками — это длина отрезка, что соединяет эти точки.


Формулы вычисления расстояния между двумя точками:

  • Формула вычисления расстояния между двумя точками A(xa, ya) и B(xb, yb) на плоскости:

AB = √(xb - xa)2 + (yb - ya)2

  • Формула вычисления расстояния между двумя точками A(xa, ya, za) и B(xb, yb, zb) в пространстве:

AB = √(xb - xa)2 + (yb - ya)2 + (zb - za)2

Вывод формулы для вычисления расстояния между двумя точками на плоскости

Расстояние между двумя точками на плоскости

Из точек A и B опустим перпендикуляры на оси координат.

Рассмотрим прямоугольный треугольник ∆ABC. Катеты этого треугольника равны:

AC = xb - xa;
BC = y
b - ya.

Воспользовавшись теоремой Пифагора, вычислим длину отрезка AB:

AB = √AC2 + BC2.

Подставив в это выражение длины отрезков AC и BC, выраженные через координаты точек A и B, получим формулу для вычисления расстояния между точками на плоскости.

Формула для вычисления расстояния между двумя точками в пространстве выводится аналогично.

Примеры задач на вычисление расстояния между двумя точками

Пример вычисления расстояния между двумя точками на плоскости

Пример 1.

Найти расстояние между точками A(-1, 3) и B(6,2).

Решение.

AB = √(xb - xa)2 + (yb - ya)2 = √(6 - (-1))2 + (2 - 3)2 = √72 + 12 = √50 = 5√2

Ответ: AB = 5√2.


Пример вычисления расстояния между двумя точками в пространстве

Пример 2.

Найти расстояние между точками A(-1, 3, 3) и B(6, 2, -2).

Решение.

AB = √(xb - xa)2 + (yb - ya)2 + (zb - za)2 =

= √(6 - (-1))
2 + (2 - 3)2 + (-2 - 3)2 = √72 + 12 + 52 = √75 = 5√3

Ответ: AB = 5√3.

Источники дополнительной информации по 3 вопросу

Автор и наименование

Страницы

(форма доступа для Интернет-ресурсов)

Основная литература

1.Л. С. Атанасян, В.Ф, Бутузов и др., «Геометрия», М., Просвещение, 2014

Стр.106-107.

Дополнительная литература

1.И. Ф. Шарыгин И. Ф. Геометрия. 10-11 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / И. Ф.  Шарыгин – М.: Дрофа, 1999. – 208 с.: ил.

2.Е. В. Потоскуев, Л. И. Звалич. Геометрия. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений с углубленным и профильным изучением математики  

Гл. Векторы.

Интернет ресурсы

1.OnlineMSchool

Форма доступа     http://ru.onlinemschool.com/math/library/analytic_geometry/point_point_length/ 

Контрольные задания по Вопросу 3.

Таблица 4.

Контрольное задание

(тестовое задание)

Ответ

Самооценка

(по 5-ти бальной шкале)

  1. Запишите формулу для вычисления расстояния  между точками по их координатам.

  1. №429, стр.111, (Л. С. Атанасян)

  1. Записать  Пример 2  в тетрадь.

3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

(ответить на вопросы (тестовые задания) и провести самооценку усвоенного материала)

Таблица 5.

Наименование изученного вопроса учебного занятия

Контрольное задание по изученному вопросу

Ответ

Самооценка

(по 5-ти бальной шкале)

1. Координаты середины отрезка.

1.Верно ли: если С середина вектора АВ, то АС=СВ?                                 

2.Вычисление длины вектора по его координатам.

Запишите формулу, с помощью которой можно вычислить длину вектора а(m,n,p).

3. Расстояние между двумя точками.

№432, стр.111, (Л. С. Атанасян)

       

      4.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ

1.http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/147946/5febb320_e589_0131_f3b0_12313c0dade2.png – параллелепипед. М – середина http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/147976/861dc5b0_e589_0131_f3ce_12313c0dade2.png; К-середина   http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/147977/875acb60_e589_0131_f3cf_12313c0dade2.png,  найдите расстояние МК.

2.№429, стр.111, (Л. С. Атанасян)

3. №430,стр.111,  (Л. С. Атанасян)

 Разноуровневые  задания

1 уровень сложности    №1;  1, 2 из д.з. (оценка «3»)  

              2 уровень сложности     №2; 1, 2, 3 из д.з. (оценка «4»)    

3 уровень сложности     №3; 1, 2, 3, №425, стр.111,  (Л. С. Атанасян) (оценка «5»)  

Преподаватель                                                                Л.В. Лазарева

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

Цикловой комиссии дисциплин

Циклов ОО, ОГСЭ и МиОЕН

ГБПОУ Юридический коллеж

от                          № _


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Простейшие задачи в координатах"

урок по формированию и контроля знаний, умений и навыков по теме "Простейшие задачи в координатах". Содержит математический диктант в 2 вариантахи практикум по решению задач....

Конспект урока по геометрии 11 класс "Простейшие задачи в координатах"

Конспект урока геометрии в 11 классе "Простейшие задачи в координатах"...

Конспет урока по геометрии 11 класс "Простейшие задачи в координатах"

Данный документ содержит конспект урока геометрии 11 класс по теме "простейшие задачи в координатах"...

Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Тематический зачет по геометрии в 9 классе.

Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Я. Позняк, И.И.Юдина, геометрия 7-9Цель: обобщить знания учащихся по теме: "Метод координат. Простейшие задачи в координатах", установить нет ли пробелов....

9 класс. Самостоятельная работа (С-3). Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. Простейшие задачи в координатах.

9 класс. Самостоятельная работа (С-3). Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. Простейшие задачи в координатах. Дидактические материалы. Б.Г. Зив...

Методическая разработка дистанционного урока на тему «Решение задач по теме «Координаты на плоскости»»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.Цели урока: Обучающие:- Закрепить что такое координатная плоскость, координаты точки;- Развитие математического мышления.- Развитие коммуникативных на...

Конспект дистанционного урока по теме "Метод координат"

Конспект дистанционного урока по теме "Метод координат"...