рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная геометрия"
рабочая программа по геометрии (7 класс)
Содержание данного курса внеурочной деятельности позволяет организовать интеллектуально-практическую и исследовательскую деятельность обучающихся через систему задач, с помощью методов геометрической наглядности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 29.75 КБ |
Предварительный просмотр:
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Занимательная геометрия»
Формирование УУД на каждом этапе подготовки и проведения внеурочных занятий по геометрии:
Личностные:
- формирование представлений о геометрии как части общечеловеческой культуры, о ее значимости в развитии цивилизации и современного общества; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
- формирование представлений о правилах конструирования определений, формулирования выводов; о способах планирования и проведения наблюдений и геометрических исследований;
- установление связи целью учебной деятельности и ее мотивом — определение того, - «какое значение, смысл имеет для меня участие в данном занятии»;
- формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
- реализация образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку;
- нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. Построение планов во временной перспективе.
- построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых принципов поведения;
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- проявление инициативы, находчивости и активности;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
- понимание значения математической науки для развития цивилизации.
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
- умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при применение математических знаний для решения конкретных жизненных задач.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- определение образовательной цели, выбор пути ее достижения;
- рефлексия способов и условий действий; самоконтроль и самооценка, критичность;
- выполнение текущего контроля и оценки своей деятельности;
- сравнивание характеристик запланированного и полученного продукта;
-оценивание результатов своей деятельности на основе заданных критериев, умение самостоятельно строить отдельные индивидуальные образовательные маршруты;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- осуществление итогового и пошагового контроля по результату.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, способов взаимодействия;
- контроль и оценка своей деятельности, обращение по необходимости за помощью к сверстникам и взрослым;
- формирование умения коллективного взаимодействия;
- умение координировать свои усилия с усилиями других;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;
- способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.
Познавательные:
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
- умение актуализировать математические и геометрические знания, определять границы своего знания при решении геометрических задач практического содержания;
- умение оперировать со знакомой информацией; формировать обобщенный способ действия; моделировать задачу и ее условия, оценивать и корректировать результаты решения задачи;
- уметь находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы и представлять ее в понятной форме;
- уметь видеть геометрическую задачу в окружающей жизни;
- понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умение учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации;
- добывание необходимых знаний и с их помощью проделывать конкретную работу;
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
- Содержание курса внеурочной деятельности «Занимательная геометрия» с указанием форм организации и видов деятельности
Тема | Формы организации | Виды деятельности |
«Знакомство с геометрией» История возникновения и развития геометрии. Измерительные и чертежные инструменты. Простейшие геометрические фигуры: точка, прямая, плоскость. Виды углов, умения обозначения, различения. Классификация углов. Вертикальные и смежные углы. Круг как самая совершенная геометрическая фигура. Построение окружности. Треугольник и его элементы. Классификация треугольников по углам и сторонам (работа с программами «Математическое вышивание» и «Измерение геометрических величин») | Исследовательская конференция | Познавательная, игровая |
Симметрия. Осевая и центральная симметрия. Определение фигур, обладающих осью симметрии. Построение симметричных фигур. Использование симметрии в жизни человека. Симметрия в природе (занятия на свежем воздухе). Повторяющиеся структуры. Мозаика. | Исследовательская конференция | Познавательная, игровая |
Орнамент. Бордюр. Паркет. Понятия «орнамент», «бордюр». Выполнение орнаментов, бордюров, паркетов (работа в программе «Орнаменты»). Расширение знаний учащихся о практическом применении геометрии. Орнамент в народном художественном ремесле. Орнаменты и узоры. | Исследовательская конференция | Познавательная, игровая |
Нестандартные задачи по геометрии. Задачи на вычисления. Задачи на доказательство. Задачи на построение. Построение с препятствиями и ограничениями. Непрерывное рисование. Головоломки со спичками. Геометрические головоломки. Замечательные кривые | Практическая работа исследовательского характера | Познавательная, игровая |
Занимательная геометрия. Решение занимательных геометрических задач. Геометрические задачи на вычерчивание фигур без отрыва карандаша от бумаги. Головоломки, лабиринты, магические квадраты. Логические игры. Тико – квадрат. Занимательные квадраты. Лабиринты «Помоги коту добраться до мышат» и «Помоги кролику съесть 4 морковки». Оригами. Искусство складывания фигурок из бумаги. Модули оригами: треугольный модуль, «Трилистник». Построение шестиугольника. | Практическая работа исследовательского характера | Познавательная, игровая |
Геометрия на клетчатой бумаге. Рисование фигур на клетчатой бумаге. Разрезание геометрических фигур, создание композиций из плоских фигур. Игры с пентамино. Головоломка «танграм». | Практическая работа исследовательского характера | Познавательная, игровая |
Геометрия в пространстве. Простейшие многогранники, изготовление моделей простейших многогранников. Построение конструкций. Конструкции из кубиков и шашек. | Проектная работа исследовательского характера | Познавательная, игровая |
3.Тематическое планирование
№ п/п | Основное содержание по темам | Количество часов |
«Знакомство с геометрией» (5 часов) | ||
1. | История возникновения геометрии. Геометрические термины в жизни. Великие математики- геометры древности. | 1 |
2. | Простейшие геометрические фигуры: точка, прямая, плоскость. | 1 |
3. | Виды углов, умения обозначения, различения. Классификация углов. Вертикальные и смежные углы. | 1 |
4. | Круг как самая совершенная геометрическая фигура. Построение окружности. | 1 |
5. | Треугольник и его элементы. Классификация треугольников по углам и сторонам | 1 |
Симметрия (5 часов) | ||
6. | Осевая и центральная симметрия. Определение фигур, обладающих осью симметрии | 1 |
7. | Построение симметричных фигур | 1 |
8. | Использование симметрии в жизни человека | 1 |
9. | Симметрия в природе | 1 |
10. | Повторяющиеся структуры. Мозаика | 1 |
Орнамент. Бордюр. Паркет (5 часов) | ||
11. | Страницы каменной летописи | 1 |
12. | Понятия «орнамент», «бордюр». Выполнение орнаментов, бордюров, паркетов | 1 |
13. | Расширение знаний учащихся о практическом применении геометрии | 1 |
14. | Орнамент в народном художественном ремесле | 1 |
15. | Орнаменты и узоры | 1 |
Нестандартные задачи по геометрии (5 часов) | ||
16. | Задачи на вычисление. Задачи на доказательство | 1 |
17. | Задачи на построение. Построение с препятствиями и ограничениями | 1 |
18. | Головоломки со спичками | 1 |
19. | Геометрические головоломки | 1 |
20. | Непрерывное рисование. Замечательные кривые | 1 |
Занимательная геометрия (6 часов) | ||
21. | Решение занимательных геометрических задач. Головоломки | 1 |
22. | Геометрические задачи на вычерчивание фигур без отрыва карандаша от бумаги | 1 |
23. | Лабиринты «Помоги коту добраться до мышат» и «Помоги кролику съесть 4 морковки» | 1 |
24. | Магические квадраты. Тико – квадрат | 1 |
25. | Логические игры. | |
26. | Оригами. Искусство складывания фигурок из бумаги | 1 |
Геометрия на клетчатой бумаге (3 часа) | ||
27. | Рисование фигур на клетчатой бумаге | 1 |
28. | Разрезание геометрических фигур, создание композиций из плоских фигур | 1 |
29. | Игры с пентамино. Головоломка «танграм». | 1 |
Геометрия в пространстве (5 часов) | ||
30. | Простейшие многогранники, изготовление моделей простейших многогранников | 1 |
31. | Построение конструкций | 1 |
32. | Конструкции из кубиков и шашек | 1 |
33. | Проект «Тысяча граней геометрической красоты» | 1 |
34. | Проект «Тысяча граней геометрической красоты» | 1 |
4.Список рекомендуемой литературы
- Шарыгин, Н.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.[Текст]: пособие для общеобразовательных учебных заведений / Н.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – М.: Дрофа, 2014. – 213 с.
- Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку. [Текст]: учеб. пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2010. – 175 с.
- Все об оригами. Игры и фокусы с бумагой. [Текст] / Афонькин Е.Ю., Афонькина Е.Ю. – СПб: ООО «СЗКЭО, 2010. – 80 с.
- Липская, И.Е. Формирование готовности к изучению систематического курса геометрии посредством преподавания предмета «Наглядная геометрия» в 5-6 классах. – Режим доступа: http://www.slideshare.net/lipskaya/5-6-14695201.свободный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»
Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...
рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся 5 класса "Наглядная геометрия"
В программе отражены актуальность курса, сроки реализации,ожидаемые результаты, тематическое планирование ( с УУД), список используемой литературы...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по математике «Наглядная геометрия»
Данная программа предполагает развитие пространственного и наглядно-образного мышления учащихся 5-6 класса. Целью программы является овладение системой геометрических знаний и у...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 7 класса по геометрии
Рабочая программа преднозначена для внеурочной деятельности в 7классе по геометрии. В неё входит пояснительная записка, календарно-тематическое планирование. Так как геометрия считается одним из сложн...
Рабочая программа по внеурочной деятельности курс "Наглядная геометрия" для 5 класса по ФГОС
Программа «Наглядная геометрия» является подготовительной работой перед изучением систематического курса геометрии. В основе курса «Наглядная геометрия» лежит максимально конкретная, практическа...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» в 5-6 классах (для 5 а класса)
В рабочей программе курса «Наглядная геометрия» учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий обучющихся. Рабочая программа разра...
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Практическая геометрия" для 9 класса.
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Практическая геометрия" для 9 класса. Направление общеинтеллектуальное. Расчитана на 2 часа в неделю....