Рабочая программа по внеурочной деятельности курс "Наглядная геометрия" для 5 класса по ФГОС
рабочая программа по геометрии (5 класс) на тему

Касаткина Наталия Сергеевна
 Программа «Наглядная геометрия» является подготовительной работой перед изучением систематического курса геометрии. В основе курса «Наглядная геометрия» лежит максимально конкретная, практическая деятельность ребенка, связанная с различными геометрическими объектами. В нем нет теорем, строгих рассуждений, но присутствуют такие темы и задания, которые стимулировали бы учащихся к проведению несложных обоснований, к поиску тех  или иных закономерностей. Также программа предполагает наличие проектной деятельности учащихся. Программа соответствует требованиям ФГОС.
         Эта программа основана на активной деятельности детей, направленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации. Таким образом, главная цель курса «Наглядной геометрии» - подготовка учащихся к овладению систематическим курсом геометрии в 7 – 9 классах.
Геометрия дает учителю уникальную возможность развивать ребенка на любой стадии формирования его интеллекта. Три ее основные составляющие: фигуры, логика и практическая применимость позволяют гармонично развивать образное и логическое мышление ребенка любого возраста, воспитывать у него навыки познавательной, творческой и практической деятельности.
        Программа построена таким образом, что приобретение новых знаний учащимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие “геометрическую зоркость”, интуицию и воображение учащихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству учащихся.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_5_klass_naglyadnaya_geometriya.docx30.06 КБ

Предварительный просмотр:

ОБСУЖДЕНО НА МО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Председатель МО

Зам. Директора по УВР

Директор ГБОУ лицея № 150

_______________

___________________

_______________(Л.А. Фукс)

«__» ____20__г.

«__» ____20__г.

«__» ____20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

Курс «Наглядная геометрия»

для учащихся 5 классов

Касаткина Наталия Сергеевна

(ФИО учителя)

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

          Программа «Наглядная геометрия» является подготовительной работой перед изучением систематического курса геометрии. В основе курса «Наглядная геометрия» лежит максимально конкретная, практическая деятельность ребенка, связанная с различными геометрическими объектами. В нем нет теорем, строгих рассуждений, но присутствуют такие темы и задания, которые стимулировали бы учащихся к проведению несложных обоснований, к поиску тех  или иных закономерностей.

         Эта программа основана на активной деятельности детей, направленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации. Таким образом, главная цель курса «Наглядной геометрии» - подготовка учащихся к овладению систематическим курсом геометрии в 7 – 9 классах.

Геометрия дает учителю уникальную возможность развивать ребенка на любой стадии формирования его интеллекта. Три ее основные составляющие: фигуры, логика и практическая применимость позволяют гармонично развивать образное и логическое мышление ребенка любого возраста, воспитывать у него навыки познавательной, творческой и практической деятельности.

        Программа построена таким образом, что приобретение новых знаний учащимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие “геометрическую зоркость”, интуицию и воображение учащихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству учащихся.

Цели курса:

  •        Развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений, приемов конструктивной деятельности, умений преодолевать трудности при решении математических задач, геометрической интуиции, познавательного интереса учащихся, развитие глазомера, памяти, обучение правильной геометрической речи;
  •        Создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, идей, методов;
  •       Формирование логического и абстрактного мышления, формирование качеств личности (ответственность, добросовестность, дисциплинированность, аккуратность, усидчивость).

Задачи:

  •      Вооружить обучающихся определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых им для нормального восприятия окружающей деятельности. Познакомить обучающихся с геометрическими фигурами и понятиями на уровне представлений, изучение свойств на уровне практических исследований, применение полученных знаний при решении различных задач. Основными приемами решения задач являются: наблюдение, конструирование, эксперимент;
  •      Развитие логического мышления учащихся строения курса, которое, в основном, соответствует логике систематического курса, а во-вторых, при решении соответствующих задач, как правило, “в картинках”;
  •      На занятиях наглядной геометрии предусмотрено решение интересных головоломок, занимательных задач, бумажных геометрических игр и т.п. Этот курс поможет развить у ребят смекалку и находчивость при решении задач;
  • Защита проектов.

Формы занятий: групповые занятия, игровые занятия практическое занятие.

Формы контроля: индивидуальное домашнее задание, консультация, игра.

      Программа курса «Наглядная геометрия» согласована с требованиями ФГОС  и содержанием основных программ курса математики. В программе учтены тенденции новых образовательных стандартов, связанных  личностно-ориентированными, деятельными и компетентностными подходами к определению целей, содержания и методов обучения математики.

Содержание программы

1 час в неделю, всего 34 часа

№ урока

Тема урока

Количество часов

Планируемые иды деятельности учащихся Л (личностные),

П (метапредметные позновательные),

К(метапредметные коммуникативные),

Р (метапредметные регулятивные)

Введение

1

Л:

  • Независимость и критичность мышления;
  • Воля и настойчивость в достижении цели.

Р:

  • Осуществлять целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
  • Планировать пути достижения целей;
  • Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия;
  • Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

П:

  • Давать определения понятиям;
  • Использовать пространственное мышление;
  • Использовать полученные знания при решении задач;
  • Выделять главное, анализировать и фиксировать полученную информацию;
  • Осуществлять информационный поиск.

К:

  • Владеть устной речью;
  • Работать в группе - устанавливать рабочие отношения;
  • Учитывать разные мнения;
  • Аргументировать свою точку зрения;

1.

Ах, эта геометрия!

1

Начальные понятия

3

2.

Точки и  линии в природе.

1

3.

Поверхность и тело в чем различие?

1

4.

Плоские и пространственные фигуры вокруг нас

1

Отрезки, конструкции из отрезков

16

5.

Шифровка с помощью 64 – клеточного квадрата.

1

6

Загадка: «Есть начало нет конца»

1

7

Бесконечная прямая

1

8

Ломаная в окружающем нас мире

1

9

Занимательные треугольники и  его элементы

1

10

Какие бывают треугольники?

1

11

Треугольник, которого не существует

1

12

Как отличить круг от окружности

1

13

Как мы видим и рисуем круг

1

14

Поделки из плоских фигур

1

15

Шляпник и его цилиндр

1

16

Прямоугольный параллелепипед в архитектуре

1

17

Как рисуют цилиндры

1

18

Конус в науке и в жизни

1

19

Как рисуют конусы

1

20

Поделки из объемных фигур

1

Измерения

4

21

Семь раз отмерь, один  раз отрежь

1

22

В царстве измерений

1

23

В царстве измерений

1

24

Делаем ремонт с помощью геометрии

1

Занимательная геометрия

7

25

«Золотой » мир

1

26

Леонардо да Винчи и секрет розы

1

27

Симметрия в природе

1

28

Пентамино

1

29

Математическое вышивание

1

30

Математическое вышивание

1

31

Игры со спичками

1

Проекты

3

32

Защита проектов

1

33

Защита проектов

1

34

Защита проектов

1

Всего

34

Планируемые результаты

Изучение математики в рамках данного курса направлено на достижение следующих результатов:

Предметные:

  • Распознавать геометрические фигуры, выделять их основные элементы;
  • Строить геометрические фигуры с помощью чертежных средств(линейки, карандаша, циркуля);
  • Измерять углы;
  • Формулировать определения;
  • Применять полученные знания, умения и навыки на занятиях математикой.

Личностные:

  • Сформировать ответственное отношение к учебе, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию; критичность мышления;
  • Сформировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общества;
  • Развить инициативность, находчивость;
  • Сформировать позитивное отношение к изучению математики.

Метапредметные:

Р:

  • Самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать реализацию учебной задачи;
  • Оценивать и корректировать результат;
  • Выдвигать версии решения проблемы.

П:

  • Уметь совместно с учителем выстраивать индивидуальные пути работы с математическим содержанием;
  • Уметь использовать доказательно математическую речь;
  • Уметь работать с информацией;
  • Уметь использовать математические средства для изучения реальных явлений.

К:

  • Уметь самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
  • Отстаивать свою точку зрения в корректной форме, приводить аргументы;
  • Учится признавать свои ошибки;
  • Понимать позицию другого, договариваться с людьми иных мнений.

Учебно-методическое и материально-техническое  обеспечение

Литература для учителя:

  1. Учебник: Наглядная геометрия: учеб. Для учащихся 5 кл. общеобразовательных учреждений / Т.Г. Ходот, А.Ю. Ходот, В.Л. Велиховская. – М.: Просвещение, 2012.
  2. Математика. Наглядная геометрия: кн. для учителя: 5-6 классы. /Т.Г. Ходот, А.Ю. Ходот, О.А. Дмитриева. – М.: Просвещение, 2008
  3. Учебник: Математика. Наглядная геометрия: 5-6 классы  /Шарыгин И. Ф., Ерганжиева Л. Н. –М.: Дрофа, 2013.
  4. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор./Григорьев Д.В., Степенов П.В. – М.: «Просвещение»,2010
  5. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы./Савенков А.И. -  Одаренный ребенок. 2003, №2
  6. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе./ Чечель И.Д. – М.:Сентябрь,  1988
  7. Смирнова И.М., Смирнов В.А. Геометрия. Нестандартные и исследовательские задачи. Учебное пособие 7–11 класс. –М.: Мнемозина, 2007.

Интернет-ресурсы:

  1. www. festival.1september.ru
  2.  www.golovolomka.yard.ru
  3. www.nsportal.ru
  4. www/alleng/ru

Литература для обучающихся:

  1. Детская энциклопедия, справочники;
  2. Учебник: Математика. Наглядная геометрия: 5-6 классы  /Шарыгин И. Ф.,
  3. Мир математики № 1 Золотое сечение/Фернандо Корбалан – М.: Deagostini, 2013г.
  4. Мир математики № 17 Зазеркалье/ Фернандо Корбалан – М.: Deagostini, 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе в рамках введения ФГОС "Творческая мастерская"

                 Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Творческая мастерская»5 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)Уровень базо...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса "Мое портфолио"

В рамках внедрения новый ФГОС внеурочная деятельность является неотемлемой частью учебно-воспитательного професса. Программа "Мое портфолио" предназначена для учителей, классных руководителей, работаю...

рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся 5 класса "Наглядная геометрия"

В  программе отражены актуальность курса, сроки реализации,ожидаемые результаты, тематическое планирование ( с УУД), список используемой литературы...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Природа и фантазия"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1класса (ФГОС НОО). Кружок "Природа и фантазия" разработан для учащихся 7-8 лет, срок реализации 1 год. Программа направлена для освоения учащимися культур...

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Музыкальная палитра" в рамках ФГОС.

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования, утвержденного приказом министерства образования и науки РФ от 6 октя...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе ФГОС "В мире естествознания"

Программа  курса для внеурочной деятельности «В мире естествознания» — интегрированный курс для  школьников, в содержании которого рассматриваются пути познания человеком п...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Акварелька" 5 класс в соответствии с ФГОС

Актуальность курса внеурочной деятельности "Акварелька" обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни, ведь изобразительное искусство – удивительн...